Рефераты. Оценка стоимости имущества предприятия в процедуре банкротства






Оценка стоимости имущества предприятия в процедуре банкротства

Работа на тему:

 

 

 

Оценка стоимости имущества предприятия в процедуре банкротства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2006


Содержание


Введение. 3

Глава 1. Общие понятия, причины и признание банкротства. 6

Глава 2. Проблемы оценки имущественного комплекса при продаже предприятия в процедурах банкротства. 8

Глава 3. Оценка стоимости предприятия. 11

Заключение. 20

Список литературы.. 22

Нормативные акты.. 22

Специальная литература. 23

Приложение № 1. 24

Оценка упорядоченной ликвидационной стоимости предприятия ОАО «ВВС»  24


Введение


Признаки рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).[1]

В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что, несомненно, приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед обществом встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.

Еще нужно отметить и то, что данная сфера уже переживает  третий закон «О несостоятельности (банкротстве)», (сейчас действует редакция от 2 ноября 2002 г.) и с каждым разом рамки закона сужаются, что дает возможность более конструктивно относится к деяниям, которые носят характер, правонарушения или преступления.[2]

Существующая в России нормативно-правовая база, регламентирующая процесс банкротства, оказалась неработоспособной в современных экономических условиях и привела к тому, что крупные предприятия получили возможность, не опасаясь банкротства, продолжать усугублять кризис неплатежей. Но, не смотря на это, с каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растет, что, несомненно, свидетельствует о том, что институт банкротства в России занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота.

Правительством Российской Федерации была подготовлена новая редакция закона о банкротстве, которая в конце 2001 года была внесена в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. В период весенней сессии 2002 года новая редакция закона была принята Государственной Думой и одобрена Советом Федерации. [3]

Президент Российской Федерации отклонил принятый закон и представил к нему конкретные существенные замечания. После этого в период осенней сессии с учетом замечаний Президента Российской Федерации была принята Государственной Думой, одобрена Советом Федерации и подписана Президентом Российской Федерации новая редакция Федерального закона от 26 октября 2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - закон о банкротстве).

Таким образом, активное участие в реформе законодательства о банкротстве приняли все ветви государственной власти Российской Федерации.

В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”. Необходимость принятия нового закона была обусловлена не только несовершенством Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1998 года, но и тем, что вступил в силу новый Гражданский Кодекс РФ. Содержащиеся в двух последних нормативных актах понятия не состыковывались друг с другом, что вызывало сложности при рассмотрении дел в арбитражных судах.[4]

Актуальность и практическая значимость темы настоящей работы обусловлена рядом причин.

Во-первых, в настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что, несомненно, бы способствовало оздоровлению российского рынка.

Во-вторых, в условиях массовой неплатежеспособности российских хозяйствующих субъектов особое значение приобретают меры по предотвращению кризисных ситуаций, а также мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности предприятия и стабилизацию его финансового состояния. Данная деятельность объединяется понятием антикризисный менеджмент и на сегодняшний день весьма актуальна и перспективна.

Основной целью  работы является освещение проблемы банкротства в целом с учетом современных российских условий. В этом направлении рассматриваются следующие вопросы: понятие банкротства как неотъемлемого атрибута рыночной экономики; основные критерии несостоятельности и процедуры банкротства, установленные российским законодательством. Рассмотрены как объективные, так и субъективные причины банкротства многих предприятий и проанализированы основные пути выхода из кризисных ситуаций.

При написании работы было использовано множество различной литературы, включая гражданское законодательство, законодательство о банкротстве, а также методические материалы по анализу и статьи практикующих юристов и экономистов, рассматривающих проблемы банкротства и антикризисного менеджмента.


Глава 1. Общие понятия, причины и признание банкротства

 

Институт банкротства является важнейшим элементом механизма рыночной экономики. Его значение состоит в добровольной или при­нудительной ликвидации несостоятельных юридических лиц, когда проведение мер по предупреждению банкротства, осуществление досудебной санации, либо наблюдения, либо внешнего управления не обеспечивает необходимого уровня платежеспособности предприятия (организации).[5]

Механизм банкротства предприятий (организаций), индивидуаль­ных предпринимателей ранее действовал в соответствии с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 1 марта 1998 г., ГК РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и соответству­ющими нормативными актами.[6] Со 2 ноября 2002 г. в действие введен Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии, с которым осуществляются процедуры банкротства предприятий (организаций), индивидуальных предприни­мателей, а также граждан-должников. В отношении последних уста­новленные процедуры банкротства вводятся в действие с момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в ГК РФ.[7]

Таким образом, положения Федерального закона «О несостоятель­ности (банкротстве)» распространяются на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казен­ных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индиви­дуальных предпринимателей.

Все вышеназванные хозяйствующие субъ­екты, признанные должником, могут быть объявлены арбитражным судом банкротом. Должником считается гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не способные удовлетворить требования кредиторов подснежным обязательствам и (или) испол­нить обязанность по уплате обязательных платежей в установленные законом сроки. Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по граж­данско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ. Обязательными платежами являются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджеты соответствующего уровня и во внебюд­жетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются зако­нодательством РФ.[8]

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня (федеральный, бюджет субъекта Федерации, местный бюджет) и во внебюджетные фонды в по­рядке и на условиях, определенных федеральным законодательством.[9]

 


Глава 2. Проблемы оценки имущественного комплекса при продаже предприятия в процедурах банкротства



Существующие правовые документы по оценке государственного имущества рассчитаны на субъекты хозяйствования, действующие в рамках общего законодательства.

Оценка же имущественного комплекса в тех случаях, когда субъект хозяйствования находится в процедурах банкротства (санация, ликвидация), правовыми документами не прописана, не прописан и механизм реализации процедуры оценки имущественного комплекса.

Кроме того, у антикризисного управляющего возникают вопросы по отражению в бухгалтерском учете результатов данной оценки. В частности: надо ли, как и на основании, какого документа вносить изменения в бухгалтерский учет результатов оценки имущества, входящего в состав предприятия.[10]

В составе имущественного комплекса, определяемого Гражданским кодексом (ГК) и Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон), имеются существенные различия. В частности, статья 132 ГК в состав имущественного комплекса включает долги без каких-либо исключений, в то время как статья 130 Закона платежные обязательства, существующие на дату принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве должника, не включает в состав предприятия.[11]

Однако предприятие-банкрот имеет долги, которые образовались и после принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве должника. Стало быть, данные долги должны включаться в состав предприятия, что противоречит сути ликвидационного производства, при котором за счет средств, вырученных от продажи предприятия, производятся расчеты по долгам согласно законодательно установленной очередности.

А в случае недостаточности средств для расчета по всем обязательствам непогашенные долги считаются решением хозяйственного суда погашенными.

Кроме того, данное определение состава предприятия существенно влияет на его оценку, т. е. банкротное предприятие будет оценено значительно выше, чем предприятие вне банкротства, так как из стоимости его активов будет минусоваться стоимость не всех долгов, существующих на дату оценки, а только долгов, образовавшихся после принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве.

По какой стоимости производить оценку Согласно п. 3 гл. 2 Положения об оценке государственного имущества (далее Положение), оценка субъекта хозяйствования в интересующем нас аспекте осуществляется по балансовой стоимости с учетом изменений в составе имущества и износа.[12]

Вправе ли оценщик производить оценку по рыночной стоимости, даже при наличии соответствующего предписания суда, если это не оговорено правовыми актами. Хотя в Положении в отдельных случаях (при приватизации) допускается оценка нематериальных активов по их рыночной стоимости.

Остается не вполне ясным вопрос о том, как оценщик должен определять дебиторскую задолженность в процедурах банкротства. Включаются ли в оценку штрафы и пени, предусмотренные договорами и ГК, как учитывать в оценке экспоненциальную зависимость уменьшения вероятности возврата просроченных долговых обязательств от периода просрочки.

Осложняет работу антикризисных управляющих и суда отсутствие единого государственного органа по оценке, который был бы полномочен, осуществлять все необходимые виды оценки при оценке имущественного комплекса в процедурах банкротства государственных важных, особо важных и градообразующих предприятий или обеспечивать предоставление таких услуг силами соисполнителей. В результате затягиваются сроки конкурсного производства и нарастают убытки предприятия банкрота.

Немаловажным является вопрос оплаты услуг оценщиков в процедуре ликвидации предприятий-банкротов. Последние, как правило, не в состоянии произвести предоплату оказываемых услуг по оценке предприятия до момента поступления средств от продажи самого предприятия на счет продавца. Этот период с даты оценки до даты поступления денег часто превышает 2 месяца, по истечении которых организация-оценщик должна уплатить соответствующие налоги т. е. оценщик должен заплатить налоги, не получив еще оплату с предприятия-банкрота. Необходимо законодательно урегулировать данный вопрос, а также разработать Положение по оценке предприятий в процедурах банкротства.[13]


Глава 3. Оценка стоимости предприятия


Ситуация банкротства и ликвидации предприятия является чрезвычайной. Вероятность позитивного решения проблемы неплатежей, которая обычно сопровождает данную ситуацию, зависит от ценности имущества, которым обладает данное предприятие. И не только проблемы неплатежей, но и решение вопросов, связанных с материальным благополучием работников предприятия, в определенной степени зависят от ценности имущества ликвидируемого предприятия.

Однако оценка стоимости предприятия необходима не только в случае ликвидации предприятия.[14] Она важна во многих других случаях, например при финансировании предприятия должника; при финансировании реорганизации предприятия; при изменении предприятия, осуществляемой без судебного разбирательства; при выработке плана погашения долгов предприятия-должника, оказавшегося под угрозой банкротства; при анализе и выявлении возможности выделения отдельных производственных мощностей предприятия в экономически самостоятельные организации; при оценке заявок на покупку предприятия; при экспертизе мошеннических сделок по передаче прав собственности третьим лицам; при экспертизе программ реорганизации предприятия.[15]

Оценка ликвидационной стоимости предприятия в ситуации банкротства обладает рядом особенностей, обусловленных в основном характером самой чрезвычайной ситуации. Эти особенности должны учитываться при оценке.

Этот вид оценки относится к так называемым активным видам, когда на основе полученных результатов многими заинтересованными сторонами принимаются соответствующие управленческие решения. [16]

Другая особенность оценки ликвидационной стоимости предприятия это высокая степень зависимости третьих сторон от результатов оценки.

Оценка ликвидационной стоимости предприятия осуществляется в следующих случаях:[17]

·        предприятие находится в состоянии банкротства или есть серьезные сомнения относительно его способности оставаться действующим предприятием;

·        стоимость предприятия при ликвидации может быть выше, чем при продолжении деятельности.

В настоящее время существует множество определений ликвидационной стоимости, различия между которыми достаточно существенны с точки зрения практической работы. Мы остановимся на определениях государственного стандарта России ГОСТ Р 51195.0.02-98 (ликвидационная стоимость - стоимость имущества при его вынужденной распродаже) и стандарта Российского общества оценщиков СТО РОО 20-03-96 (ликвидационная стоимость, или стоимость при вынужденной продаже, - это денежная сумма, которая реально может быть получена от продажи собственности в сроки, слишком короткие для проведения адекватного маркетинга в соответствии с определением рыночной стоимости). [18]

Ликвидационная стоимость подразделяется на три вида.

1. Упорядоченная ликвидационная стоимость. Распродажа активов предприятия осуществляется в течение разумного периода времени, чтобы можно было получить высокие цены за продаваемые активы. Для наименее ликвидной недвижимости предприятия этот период составляет около 2 лет.

2. Принудительная ликвидационная стоимость. Активы распродаются настолько быстро, насколько это возможно, часто одновременно и на одном аукционе.

3. Ликвидационная стоимость прекращения существования активов предприятия. В этом случае активы предприятия не распродаются, а списываются и уничтожаются, а на данном месте строится новое предприятие, дающее значительный экономический либо социальный эффект. В этом случае стоимость предприятия является отрицательной величиной, так как требуются определенные затраты на ликвидацию активов предприятия.

На основании общих правил о ликвидации юридических лиц, установленных в ст. 61-65 ГК РФ, главное отличие ликвидации юридического лица (предприятия) от его реорганизации в любой форме заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т. е. перехода прав и обязанностей ликвидируемого предприятия к другим субъектам.[19]

Добровольная ликвидация юридического лица (предприятия) возможна по решению его участников. ГК РФ (п. 1 ст. 61) прямо предусматривает следующие основания ликвидации юридического лица по решению его участников:

а) истечение срока, на который создано юридическое лицо;

б) достижение цели, ради которой оно создавалось;

в) признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов при условии, что эти нарушения носят неустранимый характер, а также по иным основаниям, которые могут определяться как усмотрением акционеров, так и указанием закона.

Существует возможность добровольной ликвидации (самоликвидации) предприятия, в частности в связи с банкротством. В соответствии со ст. 24 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», при отсутствии возражений кредиторов должник, являющийся юридическим лицом, может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации. [20]

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.