Рефераты. Планирование и прогнозирование






Планирование и прогнозирование

гПлан

Введение

Глава 1. Планирование

1.1 Формы и этапы планирования

1.2 Стратегическое планирование

1.2.1 Основные функции и задачи стратегического планирования.

1.2.2 Алгоритм стратегического планирования

Глава 2. Прогнозирование в системе планирования.

2.1 Задачи прогнозирования

2.2 Алгоритм разработки прогноза:

2.3 Методы прогнозирования

2.4 Надежность и точность прогнозов.

Список литературы

Введение


В централизованном планировании было жесткое планирование, но было легче в связи с тем, что нужно было только выполнять план. Предприятия были как закрытые системы.

В условиях рынка предприятие работает как открытая система, взаимодействуя с внешней средой.

Особенности внутрифирменного планирования:

Финансовая устойчивость предприятия как системы зависит от взаимодействия с внешней средой, с внешними факторами (кооперация, конкуренция, спрос, предложение).

Нужно опережающе определять все организационно-технические потребности, финансово-экономические возможности предприятия, обеспечиваемые материальными ресурсами ( с учетом воздействия внешней среды).

Необходимость самостоятельной разработки долгосрочной стратегии развития фирмы (современный недостаток: стратегия сводится к текущей деятельности).

Внутрифирменное планирование предполагает 2 блока: стратегический и текущего планирования. Это нужно, чтобы не нарушать баланс фирмы. Соответственно, стратегический и текущий бюджеты фирмы.

Текущий бюджет направлен на:

·                   Повышение прибыли;

·                   Снижение издержек;

·                   Затраты на маркетинг и рекламу.

Стратегический бюджет направлен на:

·                   Инвестиции в повышение конкурентоспособности;

·                   Диверсификация (расширение сфер деятельности);

·                   Повышение доли рынка.

Большую роль в планировании играет прогнозирование.

Глава 1. Планирование


1.1 Формы и этапы планирования

Планирование – это проектирование желаемого будущего предприятия и эффективных путей его достижения.

Конечный итого процесса проектирования – плановое решение.

Основные задачи планирования: определение условий и ограничений, при которых можно достичь желаемого; увязывание стратегического и текущего планирования.

Условия при планировании: снижение степени риска; обязательность рассмотрения альтернативных плановых решений.

Формы планирования:

1) период планирования:

·                   Долгосрочное (> 3 лет)

·                   Среднесрочное (< 3 лет)

·                   Краткосрочное (до 1 года)

2) величина привлекаемых инвестиций:

·                   Стратегическое

·                   Текущее (тактическое)

3) иерархия планирования:

·                   На корпоративном уровне

·                   На уровне самостоятельных юридических единиц

·                   Цеховое планирование

Существует также оперативное планирование (до месяца). И текущее, и оперативное планирование должно быть направлено на стратегическое планирование.

Методические подходы к планированию:

1) Матричное планирование (при планировании затрат производства) (модели Леонтьева). Ограничения: система хорошо работает на серийных производствах в начале жизненного цикла изделия.

         2) Оптимизация планирования (модель Конторовича). Ограничения: в меньшей степени учитывается неопределенность; подход для однопродуктовых моделей.

         3) Адаптивное планирование учитывает динамику изменения ресурсов, динамику привлечения финансов.

         Процесс планирования включает в себя:

·                   Оценка текущего состояния фирмы и оценка реальных возможностей предприятия.

·                   Определение необходимых условий для достижения поставленной цели в заданный период времени.

·                   Разработка альтернативных плановых решений для последующего утверждения.

Для каждой цели предприятия (например, расширение доли рынка, обновление продукции, перевооружение предприятия и т.д.) разрабатывается своя система планирования (дерево целей).

Этапы:

1)                Анализ состояния предприятия: организационно-экономического, технико-технологического, финансового, кадрового. Конечная цель – выявление проблем (несоответствия желаемого и действительного).

2)                Установление целей, построение дерева целей (желаемых результатов).

3)                Установление основных параметров плана (стратегические цели характеризуют внешние параметры, текущие – внутренние).

4)                Определение и оценка альтернатив. Выбор варианта плана для реализации по установленным критериям.

5)                Организация выполнения плана.

Исходные данные:

1)                Совокупность сведений о внешней среде.

2)                Информация о конкурентах.

3)                Состояние производственной среды.

При разработке планов необходимо использовать определенные принципы планирования:

1)                Своевременность

2)                Обоснованность

3)                Целенаправленность

4)                Информативность (на верхнем уровне – агрегированная информация)

5)                Рациональность

6)                Комплексность (организационные, технические, кадровые аспекты)


1.2 Стратегическое планирование

Определяем миссию предприятия (не более 6 строк). Например, занять ведущее положение в России. После определения миссии идет разработка стратегии в виде конкретных целей.

Разработка стратегии:

Строгая формулировка стратегических целей.

Оценка потенциала.

Оценка, диагностика, анализ внешней среды.

Диагностика сильных и слабых сторон (SWOT-анализ).

Анализ стратегических альтернатив.

Выбор стратегии.

Реализация стратегии.

Стратегии (с т.з. пирамиды управления):

·                   Корпоративные

·                   Функциональные

-                    маркетинговая

-                    финансовая

-                    производственная

-                    кадровая

-                    развития исследований (НИОКР)

Главным инструментом разработки стратегии выступает дерево целей. Под каждую цель создается стратегическая хозяйственная цель.

Эмерсон: «Если не цели, то нет смысла выбирать дорогу».

         Цели должны быть:

-                    реальными и достижимыми;

-                    измеримыми;

-                    однозначными;

-                    конкретизированными и детализированными по подразделениям;

-                    понятными исполнителям.

Условия определения цели с учетом:

-                    объема работ;

-                    сроков выполнения;

-                    количества исполнителей;

-                    возможностей предприятия.

Учет внешних факторов:

-                    законодательных;

-                    политических;

-                    международных;

-                    финансовых;

-                    технологических.

Учет внутренних факторов:

-                    организационных;

-                    технических;

-                    деловой философии фирмы.


Подходы к разработке стратегического плана:

От прошлого к будущему (прогноз).

От будущего к настоящему.

Отличительные черты стратегии:

Разработка стратегии не завершается немедленным действием.

Для реализации стратегии необходим набор – дерево целей.

На основе стратегии разрабатывается стратегический план.


В системе дерева целей цели делятся на цели и ориентиры. Существует иерархия между ними: цели – для верхнего уровня; ориентиры – для нижнего. Любая цель имеет двойственный характер.

Когда не нужна стратегия?

Необходимость стратегии отпадает при выходе на желаемый уровень результатов. Меняют не стратегию, а стратегический план. Процесс должен быть управляемым.

С т.з. рыночных целей должны быть характеристики:

-                    доля рынка (желаемая);

-                    динамика роста доли рынка.

Надо учитывать отношение собственной доли к доли конкурента. Можно использовать кривые освоения при определении доли рынка.

 





                            доля


                            цена


                            Т

Рост доли рынка на 20% требует удвоения производственной мощности каждые 3-3,5 года.

         Требования к формированию стратегических планов:

·                   Наличие высококвалифицированного планового персонала (менеджеров).

·                   Активное использование методов моделирования (имитационного).

·                   Необходимость учитывать стохастичность (неопределенность, вероятностность) получения результатов.

·                   Установление резервных мощностей (резервные «подушки безопасности»).

Возможные генеральные цели:

·                   Повышение уровня конкурентоспособности.

·                   Обеспечение динамики роста собственной доли рынка.

·                   Повышение прибыльности и рентабельности.

·                   Обеспечение социальной защиты работников.

         Элементами процесса стратегического планирования являются:

·                   Анализ внешней среды;

·                   Построение, формирование целей предприятия;

·                   Увязка, согласование целей верхнего уровня и функционального уровня с нижним;

·                   Взаимосвязь планирования с источником финансирования (бюджетом).


1.2.1 Основные функции и задачи стратегического планирования.

         Функции:

Формирование стратегии развития предприятия.

Планирование основных направлений действий.

Оценка потенциальных возможностей фирмы (комплексная) по реализационной стратегии.

Определение необходимых ресурсов и организационно-финансовое сопровождение стратегического плана.

Задачи:

1.1.         Анализ состояния и перспектив развития рынка.

1.2.         Определение соотношений объемов продаж по внутреннему и внешнему рынку планируемых изделий.

1.3.         Определение целевых установок на основе маркетинговых исследований.

1.4.         Разработка дерева целей.

1.5.         Установление требований к сбытовым, основным и обеспечивающим производствам (подразделениям).

1.6.         Оценка восприимчивости рынка к планируемой продукции.

2.1. Разработка целевых программ по функциональным стратегиям.

2.2. Установление контрольных цифр для достижения целей.

2.3. Анализ возможностей диверсификации сфер деятельности (производства) с минимумом затрат.

2.4. Формирование стратегического бюджета и источников финансирования  (включая графики поступления финансов). Финансирование текущего бюджета.

3.1. Оценка организационно-экономического и технологического уровня готовности производства к реализации стратегических задач.

3.2. Оценка конкурентоспособности фирмы и продукции.

3.3. Оценка и выбор маркетинговых программ (под определенные цели).

3.4. Оценка и анализ необходимого объема инвестиций.

3.5. Оценка возможных воздействий внешней среды.

4.1. Установление требований к потребляемым ресурсам и необходимых количественных объемов.

4.2. Определение источников финансирования.

4.3. Установление межхозяйственных связей.

4.4. Формирование плана обеспечения ресурсами с учетом хозяйственного риска.

Причины отторжения неэффективного стратегического планирования:

·        Нарушение баланса взаимодействий между плановыми и линейными руководителями («баланс власти»).

·        Слабость практического механизма реализации стратегического плана. Отсутствие организационно-финансового сопровождения планов.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.