Рефераты. Планирование себестоимости на предприятии






Планирование себестоимости на предприятии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Нижегородский государственный университет

им.Н.И.Лобачевского

 

5 факультет дистанционного обучения

Специальность «Экономика и управление на

предприятии (в машиностроении)

 

 

Дипломная работа

на тему:

« Планирование себестоимости продукции»             (на примере ОАО НиГРЭС им. А.В.Винтера)

 

 

Работа допущена к работе

 Выполнил: Шафранец Д.О.

студент 5 курса, 5-33ЭУ7

Заведующий кафедрой                                                

 заочного отделения

Организации и планирования 

промышленных предприятий

д.э.н., профессор Ефимычев Ю.И.                                  

 

Научный руководитель:

 

Рецензент:

 

Нижний Новгород

2007

РЕЦЕНЗИЯ

на дипломную работу студента 3 курса

 Шафранца Дениса Олеговича

заочного отделения экономического факультета

Нижегородского государственного университета имени Н.И.Лобачевского

на тему: «Планирование себестоимости продукции на ОАО НиГРЭС

имени А.В.Винтера»

Данная тема на сегодняшний день очень актуальна и необходима в современных условиях рыночной экономики. В дипломной работе рассматриваются теоретические аспекты по данной теме, все статьи расходов и затрат, необходимых  для расчёта себестоимости. Перечислены все показатели и порядок расчёта себестоимости продукции и расчёта калькуляции. В данной работе охвачены цели, задачи и содержание планирования издержек, рассмотрены пути снижения себестоимости продукции.                

Планирование и учёт себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов. В электроэнергетике установлен единый порядок учёта, группировки затрат, образующих себестоимость электрической и тепловой энергии и услуг по их передаче, калькулирования себестоимости электро- и теплоэнергии, а также выявления финансовых результатов деятельности организаций. Снижение себестоимости, в сущности, является системной моделью, обобщённо отражающей издержки предприятия, что способствует увеличению прибыли и рентабельности.

Представленная работа грамотно изложена, хорошо иллюстрирована и заслуживает высокой оценки.

Автор достоин присвоения квалификации «экономист» по специальности    « Экономика и управление на предприятии».


Главный бухгалтер НиГРЭС


  РЕФЕРАТ

Тема исследования: « Планирование себестоимости продукции »

Объект исследования: ОАО НиГРЭС им. А.В.Винтера

Количество страниц 58 , рисунков 1 , таблиц 4 .

Методы исследования: Планирование себестоимости электрической энергии на НиГРЭС им. А.В.Винтера по экономическим элементам, группировка затрат по статьям калькуляции.

Цель диагностики: Планирование себестоимости на НиГРЭС им. А.В.Винтера

Результат исследования: Определение резервов снижения себестоимости продукции с целью увеличения прибыли.

Субъект, принимающий решение по результатам исследования: Планово-экономический отдел.




Автор                 _______________               Д.О.Шафранец



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

1.1.          Понятие себестоимости продукции и ее виды

1.2.          Основные понятия, цели, задачи и содержание планирования издержек

1.3.          Методы планирования и учета себестоимости

ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО НиГРЭС им. А.В.Винтера

2.1. Характеристика НиГРЭС им. А.В.Винтера

2.2. Планирование себестоимости электрической энергии

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ


Введение.


Издержки производства и реализации или себестоимость продукции, работ и услуг представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на её производство и реализацию.

Итак, наиболее эффективным решением задачи оптимизации прибыли является проведение анализа затрат на производство. С помощью него отслеживается зависимость  финансовых результатов бизнеса от издержек и объёма производства или сбыта. Теоретической базой для данного анализа является система управления себестоимостью, или системой управления предприятием. Главное внимание и ней уделяется изучению поведения затрат ресурсов в зависимости от изменения объёмов производства, что позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия.

Прежде чем начать производство продукции, любая фирма определяет, какую прибыль она сможет получить. Необходимым условием получения прибыли является определенная ступень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами (издержками) по ее производству и сбыту. Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена схемой: Затраты → Объем производства →Прибыль.

Электроэнергетика является одной из базовых отраслей тяжелой промышленности. Она призвана обеспечивать потребности хозяйства в электрической и тепловой энергии. Уровень развития энергетики характеризует экономический потенциал страны, так как все производственные процессы в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, коммунально-бытовое обслуживание населения связаны с потреблением энергии различных видов.

Использование электрической энергии – электрификации – одно из основных направлений научно- технического прогресса и повышения на этой основе производительности общественного труда. Поэтому развитию топливно-энергетического комплекса придается большое значение особенно на современном этапе развития экономики нашей страны.

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижения научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д. важным показателем , характеризующим уровень промышленных предприятий, является себестоимость продукции. Она характеризует уровень производительности труда, степень использования производственной мощности, экономичность расходования материалов, топлива, электроэнергии, целесообразность и бережливость расходования денежных средств. Себестоимость продукции служит основой для ценообразования, используется для оценки экономической эффективности внедрения новой техники и мероприятий по совершенствованию технологии и организации производства.

Развитие рыночных отношений требует систематического наблюдения за изменением себестоимости продукции.

Необходимость точного и достоверного калькулирования себестоимости продукции ранее была вызвана системой государственного ценообразования. С развитием рыночных отношений расширяется самостоятельность предприятий в установлении цен на продукцию с учетом спроса и предложения. В этих условиях важно не просто ограничиться исчислением фактической себестоимости, а нужно рассчитать и коньюктурную, прогнозную для получения определенной прибыли. Поэтому в настоящее время центр тяжести должен переноситься с трудоемких расчетов по распределению косвенных расходов и определению точной фактической себестоимости на прогнозные расчеты себестоимости, составления обоснованных нормативных калькуляций. Это связано с установлением предела, до которого предприятие может снизить цену при падении спроса на его продукцию или с целью освоения определенного рынка. Повышение эффективности функционирования предприятия, использования его текущих затрат, экономия сырья, материалов, топлива, энергии, лучшее использование основных фондов трудовых ресурсов – все это находит выражение в увеличении выпуска продукции и снижении ее себестоимости, что делает этот показатель важным инструментом в борьбе за рационализацию производства, строгое соблюдение режима экономии. Это особенно важно в условиях удорожания добычи сырья и топлива, возрастания транспортных затрат на их доставку из отдаленных районов. Экономия топлива и материалов снижает потребности в капитальных вложениях для добывающих их отраслей.

Важным показателем, характеризующим работу промышленных предприятий, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Планирование себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции. Этот наиважнейший показатель и будет подробно рассмотрен в данной работе.

Таким образом, снижение себестоимости продукции- одна из важнейших задач, отвечающая переводу экономики страны на преимущественно интенсивный путь развития.

Установить резервы снижения себестоимости и дать оценку работы предприятия по использованию этих  возможностей позволяет анализ хозяйственной деятельности предприятия.

С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо знать не только общие закономерности и тенденции развития экономики в условиях перехода к рыночным отношениям, но и тонко понимать проявление общих, специфических и частных экономических законов в практике своего предприятия, своевременно замечать тенденции и возможности повышения эффективности производства.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

1.1.         Понятие себестоимости продукции и её виды

Себестоимость продукции представляет собой затраты предприятия на производство продукции и её сбыт.

Себестоимость – это экономическая категория, отражающая общественные отношения по поводу производства продукции связанные с производительным потреблением живого и общественного труда. Отсюда любое совершенствование этих отношений есть одновременно процесс, направленный на снижение уровня издержек производства и повышение на этой основе эффективности общественного производства.

Выделение издержек как части стоимости, отражающей затраты производителей, возникло закономерно и неизбежно в процессе установления эквивалентности обмена товаров, создание условий для дальнейшего осуществления производства, оценки результатов собственного труда путём соизмерения затраченных усилий и средств, полученным при этом объёмом материальных благ (продукции, услуг и т.п.).

Конкретной формой выражения издержек производства в хозяйственной практике являются стоимостные показатели, характеризующие в денежном выражении их уровень показателей себестоимости.

Снижение себестоимости продукции имеет большое значение для повышения эффективности общественного производства. Это вытекает из экономической сущности данной категории, в которое находит выражение вся совокупность трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в производстве. Влияние себестоимости продукции на рост эффективности функционирования народнохозяйственного комплекса не только велико, но и весьма многообразно. Величина издержек производства во многом определяет: уровень оптовых цен и действенность ценового механизма страны, обеспечивая тем самым стабильность экономики; объём и масштабы увеличения чистого дохода и соответственно денежных накоплений, что обуславливает те или иные темпы роста производства. Кроме того, снижение издержек предполагает экономное потребление ресурсов.    

Всё это позволяет говорить не только о количественном, но и о качественном воздействии рассматриваемой категории на экономический потенциал страны и его перспективные изменения, рост эффективности производства. Интенсивность такого воздействия объясняется тем, что себестоимость связана со всеми стадиями процесса воспроизводства, непосредственно отражая не только отношения общественного производства, но и в определённой степени распределения и потребления.

На первый взгляд наименее очевидна связь себестоимости со сферой потребления. Однако она существует как прямая, так и косвенная. Эта связь проявляет себя, с одной стороны тем, что часть себестоимости, выступающая в форме живого труда, практически определяет уровень покупательной способности работников производственной сферы, чему противостоит конкретная товарная масса, уровень цен на которую во многом определяется себестоимостью её производства. С другой стороны, хотя уровень качества изделий не находится в прямой зависимости от затрат на производство, они определённым образом коррелируют. Эта связь усиливается тем, что в состав себестоимости стали включаться затраты, характеризующие функционирование производственной продукции в сфере потребления.

Издержки производства отражают одновременно процесс создания части стоимости и формирования фонда возмещения, потреблённых средств производства и фонда личного потребления работников производственной сферы, предопределяя при этом в какой-то мере также вместе величину и возможные направления использования фонда накопления.

Недооценка объективности себестоимости продукции, её место в практической плановой и управленческой деятельности может быть наказуема снижением эффективности производства, отражающейся в ухудшении его качественных показателей.

На себестоимость возлагаются большие надежды, связанные с повышением эффективности производства. Надо отчётливо представлять информативную ценность показателя себестоимости, области его возможного воздействия на экономические параметры производства, стимулирование, не выдвигать необоснованных требований, которые этот показатель не может удовлетворить, учитывая объективную специфику его внутреннего содержания.

Одновременно, для того, чтобы расширить возможности показателя себестоимости, и в полной мере реализовать его многообразные функции как одного из инструментов управления общественным производством, необходимо соответствующие условия его применения на всех иерархических уровнях, а также совершенствовать сам показатель, порядок его формирования , учёт и калькулирования.

Себестоимость в большей мере определяет возможности  и границы реализации функций цены. Известно, что себестоимость является нижним пределом цены, т.е. определяет границу возможного маневрирования при проведении той или иной политики цен, когда осуществляется их стимулирующая функция.

В современных условиях на себестоимость как бы перелагается часть стимулирующей функции цен. Дело в том, что , хотя себестоимость всегда подвижнее цен, в последние годы это многократно усиливается. Оптовые цены определяют внешние условия его производственной деятельности. Таким образом, сегодня увеличение прибыли в ещё большей степени, чем раньше, связывается со снижением себестоимости, уровень которой зависит, прежде всего, от собственных усилий трудовых коллективов и которая теперь становиться, видимо, более активным стимулятором эффективности общественного производства.

Роль показателя себестоимости для оценки экономической эффективности работы производственных звеньев определяется тем, что сама экономическая эффективность есть величина, получаемая при сопоставлении результатов производственно-хозяйственной, организационно-управленческой и других видов деятельности с затратами на осуществление этой деятельности. Себестоимость используется для исчисления эффективности как абсолютной, так и относительной и сравнительной. Она участвует в расчётах целого ряда показателей эффективности:

     обобщающих – на уровне народного хозяйства – производство национального дохода на 1 рубль затрат, издержки производства и обращения на 1 рубль общественного продукта;

     показателей эффективности новой техники – экономия от снижения себестоимости;

     показателей эффективности внешних связей – отношение валютных поступлений от экспорта продукции к затратам (производственным затратам) на производство и транспортировку продукции.

Себестоимость применяется для определения эффективности как локальных мероприятий по совершенствованию техники и технологии, организации производства и труда, освоению новых изделий или расширению объёмов выпуска традиционной продукции, так и при решении глобальных вопросов строительства и размещения новых или реконструкции и модернизации действующих предприятий. Кстати, улучшение использования показателя себестоимости в этих случаях может оказать серьёзное влияние на повышение эффективности капитальных вложений, их концентрацию на объектах обеспечивающих высокую экономическую отдачу.

Себестоимость является одной из немногих экономических категорий, которая может находить и находит конкретное воплощение в нескольких показателях, которые при единстве своего внутреннего содержания отличаются друг от друга целым рядом особенностей.

В настоящее время действуют показатели: себестоимость всей выпущенной товарной (валовой) продукции, себестоимость сравнимой товарной продукции, затраты на 1 рубль товарной продукции, себестоимость единицы важнейших видов изделий. Менее известна практике себестоимость качественного (ведущего) параметра изделий. Кроме того, различаются показатели в зависимости от избранной калькуляционной единицы: себестоимость детали, узла, изделия в целом, партии или комплекта, вида выполняемых производственных работ и услуг, себестоимость натуральной, условно-натуральной единицы и т.п.  Может также рассчитываться себестоимость выпуска продукции цеха, передела, определенного технологического процесса.

Этот перечень, видимо, не следует считать закрытым, он должен быть продолжен с учетом требований экономической работы. Дело в том, что существующие показатели освещают не в полной мере и не все аспекты производственно-хозяйственной деятельности.

Вопросы формирования и внедрения новых показателей себестоимости, на мой взгляд, весьма актуальны. Однако любой, даже самый заманчивый и «надежный» вновь предложенный показатель должен пройти практическую апробацию, на что уйдет определенное время.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.