Рефераты. Положительные и отрицательные стороны рыночной экономики






p> Однако, две другие черты рыночной экономики - система рынков и мощный фактор конкуренции - обеспечивают координирующие и организационные механизмы, которые исключают потенциальный хаос, какой могли бы породить свобода предпринимательства и выбора.

Как оказывается, что с точки зрения предприятий, они не совсем

«свободны» производить то, что они желают. Потребительские решения о спросе, обуславливающие прибыльность одних продуктов и убыточность других, ограничивают свободный выбор фирм пи решении вопроса о том, что производить. Предприятия должны согласовать свой выбор продукта для производства с выбором потребителей или понести кару в виде убытков или даже банкротства.

В большой мере это справедливо также и в отношении поставщиков ресурсов. Спрос на ресурсы - это производный спрос, то есть производный от спроса на товары и услуги, производству которых нужны ресурсы. Спрос на рабочих-автостроителей существует только потому, что есть спрос на автомобили. В более общем плане очевидно, что в стремлении максимизировать доход от продажи своих людских и материальных ресурсов поставщики ресурсов вынуждены следовать требованиям рыночной системы и делать свой выбор, руководствуясь потребительским спросом. Поскольку только те фирмы, которые производят товары, пользующиеся спросом потребителей, могут работать с прибылью, поскольку именно эти фирмы предъявляют спрос на ресурсы.

Поставщики ресурсов отнюдь не «свободны» направлять свои ресурсы на производство товаров, которые далеко не удовлетворяют потребителей.

Причина заключается в том, что не могут существовать фирмы, производящие именно такие товары, так как потребительский спрос на них недостаточно высок, чтобы сделать их производство прибыльным.

Короче, потребители демонстрируют свои предпочтения в форме спроса, предъявляемого на рынке продуктов, а производители и поставщики ресурсов соответственно реагируют на спрос, чтобы обеспечить свои жизненные интересы. Рыночная система передает желания потребителей предприятиям и поставщикам ресурсов и добивается от них надлежащего ответа.

- Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, тенденция к снижению цен. Чтобы поддерживать высокую прибыльность и конкурентоспособность своей продукции фирмы стремятся расширять ассортимент, повышать качество своих товаров. Таким образом производители пытаются привлечь

«долларовые голоса» потенциальных потребителей. В погоне за удовлетворением постоянно возрастающих и изменяющихся потребностей общества предприниматели должны отыскивать все новые и новые способы удовлетворения этих потребностей. В этой гонке на рынок выходят модифицированные и усовершенствованные товары, создаются принципиально новые предметы потребления и услуги. Одновременно с этим, устаревшие модели продуктов, а также услуги, актуальность или полезность которых перестала удовлетворять потребителей, сходя со сцены конкурентной борьбы. Соответственно, ресурсы, которые ранее были задействованы в производстве старых товаров, используются для получения обновленных моделей.

Наряду с привлечением внимания к обновленным моделям товаров, у производителей есть еще несколько весьма действенных рычагов в привлечении «долларовых голосов» потребителей. Прежде всего это повышение качества и снижение цены товара. Вполне естественно, что из ряда аналогичных товаров, предлагаемых конкурирующими фирмами, потребитель стремится выбрать наиболее качественный и доступный в цене вариант.

Тенденция к снижению цен основывается на постоянном стремлении производителей эффективней использовать имеющиеся ресурсы. По мере совершенствования технологии, снижения издержек производства появляется возможность снижения цены на товар. Отличной иллюстрацией данного факта может служить рынок персональных компьютеров. Буквально за десятилетие вычислительная мощность компьютеров повысилась в тысячи и миллионы раз от процессора 8008 с частотой 4.7 МГц до процессоров Pentium II с частотой 400 МГц, современные машины используют значительный объем оперативной и дисковой памяти. Однако, цена на современный компьютер всегда оставалась на одном уровне - машина средней конфигурации класса small office - home office стоит

1500$. Именно по такой цене можно было купить компьютер 80386DX-33 в

1993-94 году, столько стоит сейчас PentiumMMX-166. Технический прогресс, позволяющий быстро совершенствовать выпускаемый товар и позволяющий отвечать растущим потребностям пользователей, сделал возможным такое снижение цены.

- Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям.

Индустриальные общества динамичны: меняются предпочтения потребителей, технологии производства, структура поставляемых ресурсов. Способна ли рыночная экономика осуществлять корректировку использования ресурсов, соответствующую этим неизбежным изменениям, и, таким образом, оставаться эффективной?

Предположим, что происходит изменение потребительских вкусов.

Скажем, вследствие возросшего осознания необходимости заботиться о своем здоровье потребители решили, что станут меньше курить сигареты и больше ездить на велосипедах, тогда как экономика в настоящее время не обеспечивает необходимого количества велосипедов. Передаст ли рыночная система сигнал об этом изменении предприятиям и поставщикам ресурсов и подскажет ли им необходимость надлежащей корректировки производства?

Предположенное изменение во вкусах потребителей будет доведено до сведения производителей в результате увеличения спроса на велосипеды и снижения спроса на сигареты. Это означает, что цены на велосипеды повысятся, а цены на сигареты упадут. Если предположить. Что до этих изменений в потребительском спросе обе отрасли получали строго нормальную прибыль, то теперь более высокие цены на велосипеды создают экономическую прибыль для производителей велосипедов, а более низкие цены на сигареты влекут за собой убытки для табачной индустрии. Личная выгода побуждает новых конкурентов вступать в процветающую отрасль производителей велосипедов. А убытки со временем заставят покинуть попавшую в кризисное положение табачную промышленность.

Известно однако, что эти корректировки носят самоограничительный характер для обеих отраслей. Расширение производства велосипедов будет продолжаться лишь до того момента, когда возникший рост рыночного предложения велосипедов приведет к обратному процессу, к снижению цен на них до уровня, при котором снова станет правилом нормальная прибыль. Равным образом и сокращение производства сигарет будет продолжаться лишь до тех пор, пока возникшее снижение их предложения снова не поднимет цены до уровня, при котором фирмы смогут получать нормальную прибыль. Или в самом крайнем случае, фирмы, производящие сигареты, перестанут существовать. Решающим здесь является то обстоятельство, что эти процессы корректировки в частном секторе полностью соответствуют предположенным изменениям вкусов потребителей. Общество (то есть потребители) требует больше велосипедов и меньше сигарет, именно это его требование удовлетворяется путем расширения производства велосипедов и сокращения производства сигарет. Кстати, эти корректировочные процессы показывают на деле правильность концепции суверенитета потребителя.

Данный анализ был построен на том предположении, что поставщики ресурсов приемлют эти корректировочные процессы. Подскажет ли рыночная система поставщикам ресурсов необходимость перераспределения людских и материальных ресурсов из отрасли, производящей сигареты, в отрасль, производящую велосипеды, чтобы позволить увеличить выпуск велосипедов за счет сокращения производства сигарет? Поясним ниже правомерность положительного ответа на этот вопрос.

Экономическая прибыль, которая сразу же возникает в результате повышения спроса на велосипеды, не только создает для этой отрасли стимул к расширению, но и обеспечивает ее дополнительными средствами на приобретение ресурсов, необходимых для ее роста. Более высокие цены на велосипеды позволяют фирмам этой отрасли платить более высокие цены за ресурсы и тем самым отвлекать ресурсы из других сфер, где их применение не столь настоятельно требуется. Сигнал о готовности и способности использовать больше ресурсов в производстве велосипедов поступает на ресурсный рынок в форме увеличения спроса на ресурсы. Практически противоположный процесс возникает в переживающем спад производстве сигарет. Убытки, которые влечет за собой сокращение потребительского спроса, сразу же порождает снижение спроса этой отрасли на ресурсы. Рабочая сила и другие ресурсы, высвобождаемые из свертываемого производства сигарет, могут теперь найти себе применение в расширяющемся производстве велосипедов. К тому же увеличение спроса на ресурсы для производства велосипедов означают более высокие цены на ресурсы для этой отрасли по сравнению с теми, какие существуют на ресурсы для табачной промышленности, где снижение спроса на ресурсы снизило цены на них. Возникающая разница в ценах на ресурсы создает для владельцев стимул у увеличению собственных выгод путем перераспределения своих ресурсов из производства сигарет в производство велосипедов. А это, разумеется то самое перераспределение, которое необходимо, чтобы осуществилось расширение производства велосипедов и сокращение производства сигарет.

Способность рыночной системы сигнализировать об изменениях в такой базисной сфере, как потребительские вкусы, и вызвать надлежащую реакцию со стороны предприятий и поставщиков ресурсов называется направляющей. Или ориентирующей, функцией цен. Воздействуя на цены продуктов и на прибыли, изменения в потребительских вкусах диктуют расширение одних отраслей и сокращение других. Эти корректировки реализуются через ресурсный рынок, поскольку расширяющиеся отрасли предъявляют больший спрос на ресурсы, а сокращающиеся отрасли снижают на них спрос. Возникающие в результате этого изменения ресурсных цен переориентируют ресурсы из сокращающихся в расширяющиеся отрасли.

Такой же анализ, наподобие приведенного выше, показывает, что рыночная система соответственно приспосабливается к аналогичным фундаментальным изменениям, например к изменениям в технологии и к изменениям в структуре предложения разных ресурсов.

- Инициирование и оптимальное использование результатов научно- технического прогресса. Одно дело приспосабливаться к уже происходящим изменениям, и совсем другое дело - инициировать изменения, особенно желательные. Совместима ли рыночная система с совершенствованием технологии и накоплением капитала, то есть с взаимосвязанными изменениями, которые ведут к повышению производительности и к более высокому уровню материального благосостояния общества? Рассмотрим ниже ответ на этот вопрос.

Конкурентная рыночная система, очевидно содержит стимулы для технического прогресса. Применение передовых технологий, обеспечивает инновационную фирму временным преимуществом перед ее конкурентами.

Снижение издержек производства означает для пионерной фирмы получение экономической прибыли. Передавая потребителю часть экономии от снижения издержек в форме снижения цены товара, инновационная фирма может добиться значительного увеличения сбыта и высокой экономической прибыли за счет конкурентных фирм. Более того, конкурентная рыночная система определенно создает обстановку, способствующую быстрому распространению новой технологии. Конкуренты должны следовать примеру самой прогрессивной фирмы, в противном случае их сразу захлестнет волна убытков, угрожая банкротством.

Необходимо отметить, что снижение цены на продукт, которое технический прогресс делает возможным, обусловливает расширение инновационной отрасли. Такое расширение может быть следствием увеличения объема производства существующих фирм или вступления в отрасль новых фирм, соблазненных перспективой получения экономической прибыли, первоначально созданной техническим прогрессом. Это расширение отрасли, то есть переключение ресурсов из менее технически прогрессивных в более прогрессивные производства, есть вполне закономерный результат. Постоянное повышение эффективности использования редких ресурсов требует постоянного перераспределения ресурсов из отраслей, где технология производства относительно менее эффективна, в отрасли, где она относительно более эффективна.

Однако технический прогресс, как правило, влечет за собой увеличение количества средств производства. Способна ли рыночная система обеспечить экономику средствами производства, на которых основывается технический прогресс? Конкретнее, может ли предприниматель, выступающий инноватором, получить через посредство рыночной системы в свое распоряжение ресурсы, необходимые для производства машин и оборудования, от которых зависит технический прогресс?

Очевидно, что предприниматель может их получить. Если общество

«голосует долларами» за средства производства, рынок продуктов и ресурсный рынок среагируют на такое «голосование» производством средств производства. Иными словами, рыночная система принимает результаты «голосования долларами» в пользу как потребителей, так и средств производства. Но кто конкретно учитывает «голоса» за средства производства? Прежде всего предприниматель, который в качестве получателя дохода в виде прибыли может быть склонен выделить часть этого дохода на накопление средств производства. Поступая так, он может в будущем обеспечить еще больший доход в виде прибыли, если инновация окажется удачной. Более того, предприниматели, уплачивая процент. Могут заимствовать часть доходов домохозяйств и использовать эти заемные средства в виде «долларовых голосов» в пользу производства все большего количества средств производства.

- Возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства. Например, фермеру занимающемуся производством молока, не нужно знать, сколько других фермеров выращивают коров молочной породы, сколько денег тратят потребители на молоко, а не на сахар.

Ему достаточно информации о ценах на молоко и на корма, о затратах на различные породы скота, электроэнергию, рабочую силу. Имея такую информацию, фермер сможет производить приблизительно то количество молока, которое необходимо для потребителей.

К недостаткам рынка относят:

- Угасание конкуренции. Критическое утверждение состоит в том, что устройство рыночной экономики допускает и даже в определенной мере стимулирует угасание главного контрольного механизма - конкуренции.

Существует два основных источника ослабления конкуренции как контрольного механизма:

9. Хотя с общественной точки зрения конкуренция желательна, она больше всего досаждает индивидуальному производителю своей безжалостной действенностью. Свободной, индивидуалистической среде в рыночной экономике присуще то, что предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от ограничительных пут конкуренции. Слияние фирм, тайные сговоры компаний, беспощадная конкуренция - все это способствует ослаблению конкуренции и уклонению от ее регулирующего воздействия.

10. Некоторые экономисты полагают, что сам технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствует упадку конкуренции. Новейшая технология, как правило, требует: а) использования очень больших количеств реального капитала; б) крупных рынков; в) комплексного, централизованного и строго интегрированного рынка и г) богатых и надежных источников сырья. Такого рода технология означает необходимость в существовании фирм-производителей, являющихся крупномасштабными не только в абсолютных величинах, но также и по отношению к размерам рынка. Иными словами, достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто требует существования малого числа относительно крупных фирм, а не большого числа относительно мелких.

Указанные экономисты считают, что по мере сужения конкуренции ослабевает и рыночная система в качестве механизма эффективного распределения ресурсов. Поставщики и потребители ресурсов становятся менее подчиненными воле потребителей, суверенитет производителей и владельцев ресурсов ставит под сомнение и подрывает суверенитет потребителей. Процесс отождествления «невидимой рукой» личных и общественных интересов начинает терять свою силу. К тому же обеспечиваемая рыночной системой защита от принуждения при развитой конкуренции основывается на широком рассеянии экономической власти. А концентрация экономической власти, которой сопровождается упадок конкуренции, позволяет обладателям этой власти осуществлять меры принуждения.

- Неравное распределение дохода. В данном случае отмечается, что рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Рыночная система позволяет наиболее способным, или ловким, предпринимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов, причем право наследования с течением времени усиливает этот процесс накопления.

Указанный процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых домохозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов. В результате семьи резко различаются между собой по способности реализовать свои потребности на рынке. Богатые обладают намного большим количеством «долларовых голосов», чем бедные. Отсюда можно сделать вывод, что рыночная система выделяет ресурсы на производство предметов роскоши для богатых за счет ресурсов на производство предметов первой необходимости для бедных. Страна, которая «тратит деньги на шампанское, когда она еще не обеспечила молоком своих детей, - это плохо управляемая, неразумная страна. Единственный способ, каким такая страна может сделать себя богатой и процветающей, состоит в том, чтобы хорошо вести свое домашнее хозяйство, то есть обеспечивать свои потребности в порядке их важности и не допускать траты денег на прихоти и предметы роскоши, пока люди не будут обеспечены надлежащим образом предметами первой необходимости.» Здесь имеется ввиду, что претензия на «эффективность» распределения ресурсов - это пустой звук, если распределение дохода, а следовательно, и общественного продукта не отвечает сколько-нибудь разумным критериям честности и справедливости.

- Расточительное и неэффективное производство, нестабильность развития.

Критики ссылаются на два важных примера нарушения рыночного механизма. Во-первых, рыночная система может не суметь учесть все выгоды и издержки, связанные с потреблением определенных товаров и услуг. Дело в том, что некоторые выгоды и издержки представляются по отношению к рынку внешними в том смысле, что они приходятся на долю других экономических агентов, не являющимися непосредственно покупателями и продавцами. Такие выгоды и издержки называются внешними, или выгодами и издержками перелива. Например, потребительский спрос, учитываемый рынком. Выражает лишь удовлетворение, получаемое индивидуальными потребителями, которые покупают товары и услуги; он не отражает того факта, что покупка таких услуг, как вакцинация и образование, приносят выгоду или удовлетворение всему обществу в целом. Равным образом и производители принимают решения о производстве продукции, основанные лишь на учете тех издержек, которые им диктует рынок, и не отражающие внешние издержки, то есть издержки, которые приходятся на долю общества в целом, как, скажем, различные формы загрязнения окружающей среды.

Проблема здесь сводится к следующему: там, где спрос и предложение не отражают точно все выгоды и все издержки производства, то есть где существуют внешние выгоды и издержки, рыночная система не способна обеспечить такое распределение ресурсов, какое наилучшим образом удовлетворяет потребности общества.

Второй пример нарушения рыночного механизма обусловлен тем, что рыночная система учитывает лишь индивидуальные потребности.

Существует много потребностей в таких товарах и услугах, производство которых не может финансироваться индивидами через посредство рынка.

Например, такие товары и услуги, как автомагистрали, борьба с наводнениями, национальная оборона, не могут быть куплены в желательном количестве домохозяйствами на индивидуальной основе.

Рыночная система, как утверждают, не способна учитывать такие общественные или коллективные потребности.

Из этого следует, что рыночная экономика не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не имеет экономического механизма защиты окружающей среды, только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана, в условиях рынка, характерной погоней за прибылью, порою игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений, а также не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт и т.д.).

Наконец, многие экономисты считают, что рыночная система представляет собой несовершенный механизм обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен.

- Нестабильность: инфляция и безработица. В идеальной экономике ВНП рос бы быстрыми устойчивыми темпами. Кроме того, уровень цен, измеренный с помощью дефлятора ВНП или индекса потребительских цен, оставался бы неизменным или повышался весьма медленно. Но опыт наглядно показывает, что полная занятость и стабильный уровень цен не достигаются автоматически.

Экономический рост отличается неравномерностью, прерывается периодами экономической нестабильности, периоды быстрого роста экономики иногда омрачает инфляция, то есть повышение уровня цен, есть периоды, когда рост уступает место спаду и депрессии, то есть низкому уровню занятости и производства. Короче говоря, долговременная тенденция к экономическому росту прерывалась и осложнялась как безработицей, так и инфляцией. Несмотря на множественность точек зрения на причины колебаний экономической активности, большинство экономистов считает, что фактором, непосредственно определяющим уровни производства и занятости, является уровень общих, или совокупных, расходов. Попросту говоря, если общие расходы невелики, многим предприятиям невыгодно производить товары и услуги в больших объемах. Отсюда низкий уровень производства, занятости и доходов. Более высокий уровень общих расходов означает, что рост производства приносит прибыль, поэтому производство, занятость и доходы тоже будут возрастать. Когда в экономике возникает полная занятость, реальный объем продукции становится постоянным, а дополнительные расходы просто повышают уровень цен.

Что касается производства и занятости, то обычно от спада больше всего страдают те отрасли промышленности, которые выпускают средства производства и потребительские товары длительного пользования.

Производство и занятость в отраслях промышленности, выпускающих потребительские товары кратковременного пользования, обычно менее реагируют на цикл. И напротив, отрасли промышленности, которые производят товары длительного пользования, в фазе подъема получают максимальные стимулы для развития.

Возможность отсрочки. Покупку товаров длительного пользования можно на какой-то момент отложить. Когда экономика начинает испытывать трудности, производители часто перестают приобретать более современное оборудование и строить новые заводы. При такой конъюнктуре просто нет смысла увеличивать запасы инвестиционных товаров. Во всех случаях фирма еще может использовать наличные мощности и здания. В благоприятные периоды средства производства обычно заменяются до их полного износа. Однако когда наступает спад, фирмы ремонтируют свое устаревшее оборудование и пускают его в дело.

Поэтому инвестиции в средства производства резко сокращаются.

Власть монополий. Большинство отраслей промышленности, производящих инвестиционные товары и товары длительного пользования, отличаются высокой концентрацией, когда на рынке господствует сравнительно небольшое количество крупных фирм. Вследствие этого такие фирмы обладают достаточной монопольной властью, чтобы противодействовать понижению цен, ограничивая выпуск продукции из-за падения спроса.

Поэтому уменьшение спроса оказывает воздействие главным образом на производство и занятость. Обратную картину можно наблюдать в отраслях промышленности, выпускающих товары кратковременного пользования. Эти отрасли в большинстве своем довольно конкурентоспособные и характеризуются низкой концентрацией. Они не могут противодействовать повышению цен, и падение спроса больше отражается на ценах, чем на уровне производства.

Воспользуясь этими краткими сведениями об экономическом цикле, можно более детально рассмотреть безработицу и инфляцию.

Экономисты вытри типа безработицы: фрикционную, структурную и циклическую. В настоящее время считается, что полная занятость, или естественный уровень безработицы составляет 5-6%. Главная «цена» безработицы - невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Закон Оукена устанавливает, что один процент прироста безработицы сверх естественного уровня приводит к 2.5%-ному увеличению отставания ВНП. Однако циклическая безработица - это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, а также к общественным и политическим беспорядкам.

Инфляция - это повышение общего уровня цен. Это, конечно не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Экономисты отличают инфляцию спроса от инфляции, обусловленной ростом издержек (инфляции предложения). Есть две разновидности инфляции, обусловленной ростом издержек: инфляция, вызванная ростом заработной платы, и инфляция, возникающая в результате нарушения механизма экономики предложения.

Непредвиденная инфляция произвольно перераспределяет доходы в ущерб получателям фиксированного дохода, кредиторам и владельцам сбережений. Концепция инфляции спроса предполагает, что если экономика стремится к высокому уровню производства и занятости, то умеренная инфляция необходима. Однако сторонники концепции инфляции, обусловленной ростом издержек, утверждают, что инфляция может сопровождаться сокращением реального объема национального производства и занятости. Гиперинфляция, которая обычно связана с неразумной политикой государства, может подорвать финансовую систему и ускорить крах.

- Отрицательное влияние монополий. Как уже указывалось выше, развитию рыночной экономики свойственна концентрация производства и капитала, объективно возникающая вследствие стремления предпринимателя к усилению позиций предприятия относительно конкурентов. Таким путем могут складываться очень крупные предприятия, отличительной особенностью которых является закрепление за ними исключительного права производства и продажи определенного вида товара или услуги.

Это исключительное положение позволяет данным монополиям диктовать рынку любую цену и получать, соответственно, высокую прибыль. С другой стороны, за счет жесткой привязки к определенному предприятию, монополия может диктовать низкие цены поставщикам ресурсов.

- Не обеспечивает фундаментальных исследований в науке. При всем стремлении предпринимателей повысить эффективность существующих технологий, обеспечить наиболее экономное использование ресурсов, они не могут позволить себе отвлекать ресурсы на проведение фундаментальных исследований в науке. Отдаленная и неопределенная перспектива получения экономической выгоды от этих исследований приводит к распределению ресурсов в пользу более быстрой и верной возможности получения прибыли в других отраслях.

4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Как было уже отмечено выше, перечисленные отрицательные и положительные стороны рыночной экономики основываются на противоречии «безграничность потребностей - редкость ресурсов». Свойственное для любого типа экономической организации общества, это противоречие решается в условиях рыночной экономики путем рыночного распределения редких ресурсов между теми отраслями, которые производят продукцию востребованную потребителями, в ущерб тем отраслям, которые производят продукцию не пользующуюся спросом.

Среди положительных сторон рыночной экономики могут быть выделены:

- эффективное распределение ресурсов;

- свобода выбора и действий потребителей и предпринимателей;

- способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг;

- гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям;

- инициирование и оптимальное использование результатов научно- технического прогресса;

- возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации.

Среди отрицательных сторон рыночной экономики можно выделить:

- угасание конкуренции;

- неравное распределение дохода;

- расточительное и неэффективное производство, нестабильность развития;

- нестабильность: инфляция и безработица;

- отрицательное влияние монополий;

- не обеспечивает фундаментальных исследований в науке.

В заключении можно отметить некоторые тенденции исправления указанных недостатков рыночной экономики. Среди них выделяются функция государственного регулирования экономики и структурные изменения форм предпринимательской деятельности. Современная рыночная экономика промышленно развитых стран характеризуется, во-первых, насыщенностью товарами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей. Во-вторых, ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. В-третьих, меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль, по- прежнему служит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества и снижении затрат. В-четвертых, происходит изменение форм предпринимательской деятельности, малый бизнес превратился в весомую экономическую силу наряду с корпорациями, государством и профсоюзами. В последнее время корпорации идут на разукрупнение, создание субфирм, которые функционируют достаточно самостоятельно, быстро реагируют на меняющуюся ситуацию на рынке. В-пятых, в современных условиях конкуренция становится регулируемой. Это происходит как в силу углубления разделения труда, повышения информированности всех хозяйствующих субъектов, развития межфирменных кооперационных связей, так и вследствие предпринимаемых государством мер по сужению или расширению конкуренции. В-шестых, в современной рыночной экономике идет процесс становления нового типа трудовых отношений, предполагающего участие наемных работников в управлении и в собственности фирмы.

Таким образом, приведенный выше анализ позволяет говорить о постоянном развитии рыночной экономики реальных стран в направлении сглаживания некоторых противоречий, что, однако не мешает возникать новым. Однако, современные тенденции развития рыночных систем остаются за рамками данной работы.

5 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С.
Макроэкономика: Учебник / Общая редакция Л.С.Тарасевича. СПб.:
Экономическая школа, 1994. - 400 с.
2. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. -
Киров: «АСА». 1994. - 624 с.
3. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В
2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. - М.: «Республика», 1993.
4. Мэнкью Н. Г. Макроэкономика. Пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ, 1994. -736 с.
5. П.А.Самуэльсон. Экономика. Пер. с англ. - М.: «Алфавит», 1993.
6. Рыночная экономика. Учебник в трех томах. Т.1. Теория рыночной экономки.
Часть 1. Микроэкономика. / В.Ф.Максимова - М.: «Соминтэк», 1992. - 168 с.
7. Рыночная экономика. Учебное пособие. - М.: «Деловая жизнь», 1995. - 224 с.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.