Рефераты. Бизнес-план его значение и содержание






Бизнес-план его значение и содержание












КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмет: «Экономика организации»

На тему: «Бизнес-план: его значение и содержание»

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.                 Структура бизнес-плана…………………………………………………...3

2.                 С чего начать?………………………………………………………………4

3.                 Что Вы будете производить и продавать…………………………….…...6

4.                 Оцените рынок сбыта……………………………………………………...6

5.                 Оцените конкурентов……………………………………………………....8

6.                 Составьте план маркетинга…………………………………………….….9

-                                                                           маркетинговый анализ…………………………………….10

-                                                                           маркетинговая стратегия………………………………….14

-                                                                           план персонала…………………………………………….18

-                                                                           юридический план…………………………………………19

7.                 Посчитаем прибыль……………………………………………………....20

8.                 Стратегия финансирования…………………………………………...….23

9.                 Финансы………………………………………………………………...…24

10.             Подготовительные вопросы………………………………………..…….25

11.             Содержание бизнес-плана…………………………………...……..…….27

12.             Список используемой литературы………………………………………30



СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА

Структура бизнес-плана


Бизнес-план представляет собой комплексный план развития предприятия на ближайшие 3 - 5 лет. Он определяет цели предприятия и его политику в области продукции, маркетинга, производства, управления, финансирования. Этот документ анализирует все про­блемы, с которыми может столкнуться предприятие, и определяет способы их решения. Основные показатели первого года рекомен­дуется делать в помесячной разбивке, второго - в поквартальной и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми по­казателями.

От техпромфинплана бизнес-план отличается тем, что показате­ли второго не столько точны количественно, сколько содержатель­ны, жизненны, качественно обоснованы.

Существует значительное число разработок по составлению бизнес-плана, но все они похожи и отличаются лишь последова­тельностью разделов. Вместе с тем структура бизнес-плана зави­сит от цели и экономической политики предприятия, степени его новизны, характера его развития. Ниже приведена пример­ная структура бизнес-плана для предприятия, создаваемого вновь.

Основные разделы бизнес-плана:

1.Краткое описание (резюме).

2.Бизнес и его стратегия.

3.Рынок и маркетинговая стратегия.

4.Производство и эксплуатация.

5.Управление и процесс принятия решений.

6.Юридический план.

7.Финансы.

8.Факторы риска.

Название разделов бизнес-плана условно, используется для концен­трации внимания на его структуре и последовательности составления.

Время, которое занимает составление бизнес-плана, зависит от опыта и подготовки работника. Специалисты считают, что на со­ставление бизнес плана затрачивается не менее 200 часов.

План должен быть достаточно подробным, т.к. он необходим многим:

- потенциальным инвесторам (банкирам);

- сотрудникам, желающим знать свои перспективы, четче пони­мать свои задачи;

- владельцу предприятия (менеджеру), чтобы тщательно про­анализировать свои цели и возможности.


С ЧЕГО НАЧАТЬ?


Бизнес-план следует начинать … с конца, т. е. с резюме. Оно, конечно же, должно готовиться в конце работы, когда завершены все остальные разделы, и Вы вместе со своими сотрудниками и внешними консультантами достигли полной ясности во всех аспектах Вашего проекта. Работа над резюме чрезвычайно важна, поскольку если оно не произведет благоприятного впечатления, то читать Ваш бизнес-план просто не станут и уж тем более средств не дадут. Резюме является предельно сокращенной версией бизнес-плана. Его объем не должен превышать 4 машинописных страниц. Оно должно быть написано так, как если бы Вы пытались объяснить громадные преимущества Вашего проекта первому попавшемуся прохожему. Отсюда - предельная простота и лаконичность изложения, минимум (!) специальных терминов. Максимальное внимание должно быть уделено разъяснению того, что Вы собираетесь сделать, за счет чего, чем Ваш будущий продукт будет отличаться от продукции конкурентов и почему покупатели захотят приобрести именно его. Последняя страница резюме (!) должна быть посвящена финансовым результатам, которые Вы ожидаете получить от своего проекта. Здесь следует приве­сти сведения о прогнозных объемах продаж на ближайшие годы, о выручке от продаж, затратам на производство, валовой прибыли, уровне прибыльности вложений в Ваше дело и, наконец, о сроке, в течение которого Вы сможете вернуть средства, которые хотите одолжить (если решили прибегнуть к банковскому кредиту).

Готовя бизнес-план для представления его будущим кредиторам или инвесторам (в т.ч. и акционерам), Вы должны постоянно держать в голове 2 вопроса, которые, прежде всего, будут их интересовать: "А что я получу в случае успешной реализации этого бизнес-плана? А каков риск потери денег?».

Анализ опыта российских предпринимателей показывает, что этот раздел, к сожалению, часто недооценивается разработчиками. Хотя он является одним из самых важных разделов плана, т.к. может вызвать (или нет) интерес читателя (который мог бы стать потенциальным банкиром или инвестором). Для того чтобы достичь своих целей, краткое описание должно содержать ответы на следующие вопросы:

Бизнес

•        краткая история бизнеса в период его создания и роста;

•        краткое описание существующей стадии развития бизнеса и среды, в которой он ведется;

•        краткое описание распределения акций, ответственности и т.д. и степень участия руководства в принятии стратегических решений;

•        краткое описание целей бизнеса (например, указания о добавленной стоимости продукции при переработке и маркетинге);

•        описание того, как было решено осуществлять предлагаемый бизнес-план и куда это может привести компанию.

Продукция

•        краткое описание того, что делает продукцию уникальной и тех отличительных особенностей, которые ставят ее вне конкуренции в отношении ценообразования и/или качества и/или продолжительности поставок сырья.

Рынок

•        существующая емкость рынка, рост;

•        внутренний и/или международный;

•        каналы распределения;

•        прогнозируемый рост;

•        предполагаемая доля рынка (по подтвержденным оценкам).

Руководство и персонал

•        насколько укомплектован штат?

•        каков образовательный уровень?

•        какой уровень безработицы в данной области бизнеса?

•        краткое описание имеющегося опыта (подчеркните сильные сторо­ны!).

Финансирование

•        описание точных целей требуемого финансирования;

•        прогнозирование доходов и чистого дохода после уплаты налогов на 3 последующие года;

•        проектирование начала поступления прибыли.


ЧТО ВЫ БУДЕТЕ ПРОИЗВОДИТЬ И ПРОДАВАТЬ


Основная часть бизнес-плана должна начинаться с раздела, где описываются товары или услуги, которые Вы хотите предложить будущим покупателям и ради производства которых задумываете проект. Никто и миро не дает денег просто па строительство завода химических волокон или открытие мастерской но ремонту часов.

Вы должны научиться выделяться среди конкурентов, предлагая покупателям товар, выгодно отличающийся либо высоким уровнем качества при стандартном наборе его определяющих параметров, либо нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя.


ОЦЕНИТЕ РЫНОК СБЫТА

 

Это, пожалуй, важнейшая часть бизнес-плана и на ее подготовку нельзя жалеть ни средств, ни сил, ни времени. Опыт показывает, что неудача большинства провалившихся коммерческих проектов была связана именно со слабым изучением рынка и переоценкой его емкости. Поэтому, готовя этот раздел (5-6 страниц текста), необходимо предварительно собрать и обработать большой объем черновой информации.

Самые первые необходимые сведения: кто будет покупать Ваши товары, где Ваша "ниша" на рынке? Нет ничего более ошибочного, чем полагать, что достоинства Вашего товара столь очевидны, что его захотят купить все жители определенного региона или все предприятия той или иной отрасли.

Первый этап в такой работе — оценка потенциальной емкости рынка, т. е. общей стоимости товаров, которые покупатели определенного региона могут приобрести, скажем, за месяц или за год. Эта величина зависит от многих факторов: социальных, национально-культурных, климатических, а главное - экономических, в т.ч. от уровня доходов (или заработков) Ваших потенциальных покупателей, структуры их расходов (в т.ч. сумм сбережений или инвестиций), темпов инфляции, наличия ранее купленных товаров аналогичного или сходного назначения и т.д.

Конечно, сам набор учитываемых факторов зависит от характера Вашего проекта. Так, если Вы составляете бизнес-план в связи с внедрением нового типа станков, то надо учесть структуру уже имеющегося станочного парка, сдвиги в ассортименте выпускаемой с помощью этих станков продукции (будет ли полезен Ваш новый товар при изготовлении новой продукции для покупателей) и инвестиционный климат в отраслях-потребителях (уровни процентных ставок по кредитам, наличие налоговых льгот и т.п.).

Второй этап — оценка потенциальной суммы продаж, т. е. части рынка, которую Вы можете надеяться завоевать, и соответственно максимальной суммы реализации, на которую Вы можете рассчитывать. В результате такого анализа, который называется маркетинговым исследованием, Вы сможете определить примерное количество клиентов, на которое можно рассчитывать за месяц. Но "рассчитывать" не означает получить их всех в первый же месяц работы.

Поэтому нужен третий этап — прогноз объемов продаж. Другими словами, на этом этапе Вам предстоит оценить, сколько реально Вы сможете продать продукции (выручить за оказанные услуги) при имеющихся условиях Вашей деятельности, какие могут быть затраты на рекламу и уровень цен, который Вы намерены установить, а главное — как этот показатель может изменяться месяц за месяцем, квартал за кварталом, да и через несколько лет. Если Вы будете обращаться за помощью к специалистам, не забудьте обсудить с ними и цену, по которой покупатели будут согласны стабильно покупать Вашу продукцию, не обращая внимания на предложения конкурентов или не отказываясь от покупки такого рода продукции вообще. Если Вам удастся выполнить такую оценку, то считайте, что Вы выполнили свою программу-максимум в области исследования рынка.

Естественно, что при этом Вы соберете также информацию о своих возможных конкурентах: их товарах, качестве продукции, примерных ценах и условиях продаж.


ОЦЕНИТЕ КОНКУРЕНТОВ


Чтобы оценить конкурентов, следует ответить, прежде всего, на такие вопросы:

- Кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров?

- Как обстоят их дела с доходами, с внедрением новых моделей, с техническим сервисом (если речь идет о машинах и оборудовании)?

- Много ли внимания и средств они уделяют рекламе своих изделий?

- Что представляет собой продукция конкурентов (основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей)?

- Каков уровень цен на продукцию конкурентов? Какова (хотя бы в общих чертах) их политика цен?

Отвечая на эти вопросы, необходимо всеми силами удерживаться от наиболее распространенной ошибки при составлении бизнес-плана — лакировки действительности. Казалось бы, ну какой смысл хвалить продукцию Ваших конкурентов в собственном бизнес-плане? Не лучше ли о чем-то умолчать или сказать как бы мельком, акцен­тируя внимание на реальных или мнимых слабостях конкурентов?

Не поддавайтесь такому соблазну. Если Вы хотите утвердиться в этой отрасли надолго, то дороже всего для Вас должна быть собственная репутация. Анализируя продукцию своих конкурентов, старайтесь учесть все факторы, влияющие на спрос покупателей, - не концентрируйте внимание только на наиболее бросающихся в глаза параметрах — цене и основных качественных характеристиках. Постарайтесь понять, что на самом деле важно дня Ваших будущих клиентов и как Вы сможете удовлетворить их потребности с выгодой для своего дела.

Ну, а если — по чести говоря — Вы не видите в рядах конкурен­тов никакой "щелочки", через которую можно было бы "просо­читься" на рынок (например, мировой!), целесообразнее поискать другое поле приложения своей энергии - современный бизнес тре­бует отваги, но не авантюризма. В конце концов, создание своего де­ла или реализация нового инвестиционного проекта - не самоцель, главная задача - получить высокую прибыль и завоевать хорошую деловую репутацию.


СОСТАВЬТЕ ПЛАН МАРКЕТИНГА


При составлении плана маркетинга Вам предстоит продумать и объяснить потенциальным партнерам или инвесторам основные его элементы (а это, кстати, особый и очень важный документ для Вашего внутреннего пользования).

Основные элементы плана маркетинга:

1.Схема распространения товаров (услуг).

2.Ценообразование.

3.Реклама.

4.Методы стимулирования продаж.

5.Организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических товаров).

6.Формирование общественного мнения о Вашей фирме и товарах. За каждым из этих пунктов - целая "гроздь" непростых вопросов, ответы на которые Вы должны знать наизусть, чтобы не упасть лицом в грязь при обсуждении Вашего бизнес-плана с будущими партнерами.

Естественно, что принявшись за проблемы маркетинга всерьез и составив собственный план маркетинга, Вы будете в состоянии написать на эту тему немало. Конечно, не следует все без исключения детали "втискивать" в бизнес-план. Необходимо на 3-4 страницах изложить основное: как Вы будете продавать свой товар — через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации; как будете определять цены на свои товары и какого уровня прибыльности на вложенные средства собираетесь достичь; как будете организовывать рекламу и примерно сколько средств собираетесь на это выделить; как будете добиваться постоянного роста объемов продаж — за счет расширения района сбыта или поиска новых форм привлечения покупателей; как будете организовывать службу сервиса и сколько на это потребуется средств; как будете добиваться хорошей репутации своих товаров и самой фирмы в глазах общественности.

И последнее, что надо привести в разделе "Рынок и маркетинговая стратегия" (особенно если Вы предполагаете реализовывать товары за рубежом), — сведения об оценке патентоведами патентной чистоты этих товаров в странах, где собираетесь их продавать.


МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ

 

Цель изложения материала — показать, что предприниматель хорошо понимает рынок и требования рынка к своей продукции. В этом разделе дается оценка предполагаемого дохода Вашего бизнеса.

Этот раздел должен состоять из:

анализа сектора промышленности

•        структура данного сектора имеет большое влияние на успех бизнеса;

анализа нужд потребителей

•        Ваш бизнес должен удовлетворять ожиданиям потребителей, таких, как розничные или оптовые продавцы, и/или конечные пользователи, являющиеся собственниками магазинов или переработчиками Вашей продукции.

анализа конкурентов

•        рыночная экономика - это конкуренция. Чтобы выжить и иметь успех, Вам необходимо знать, кто является Вашими конкурентами, как они ведут бизнес, по возможности — ключевые факторы их успеха.

анализа ССВУ

•        с учетом всех аспектов, описанных ранее, может быть проведен ана­лиз ССВУ. Это анализ Сильных и Слабых сторон, Возможностей и Угроз бизнеса, основанный на исследовании действительного и потенциального рынков. Данный анализ служит средством выявления сравнительных преимуществ Вашего бизнеса.

Контрольный список вопросов для анализа рынка

Анализ сектора промышленности

•        Каков общий объем продаж по данному сектору?

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.