смотреть на рефераты похожие на "Применение статистических методов в управлении финансами финансово-промышленной группы"
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Дипломная работа | | | |На тему: "Применение статистических методов в управлении финансами | |финансово-промышленной группы" | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Москва 1997г. | Содержание:
Содержание: 1
Введение 3
Глава 1. Общее понятие корпоративных финансов. 6
1.1. Понятие финансовой системы 6
1.2. Место корпоративных финансов в финансовой системе страны 14
1.3. Структура системы управления корпоративными финансами 18
Глава 2. Методика применения статистических методов в управлении корпоративными финансами. 24
2.1. Применение статистических методов при проведении анализа финансового состояния предприятий финансово-промышленной группы
24
2.2 Применение статистических методов при планировании текущей деятельности ФПГ. 36
2.3. Прогнозирование узких мест технологической цепочки Финансово- промышленной группы. 42
Глава 3. Иллюстрация применения методики на примере финансово- промышленной группы "Славянская бумага" 49
3.1. Анализ финансового состояния АООТ "Тулабумпром" 49
3.2. Планирование текущей деятельности финансово-промышленной группы
"Славянская бумага 52
3.3. Прогнозирование узкого места технологической цепочки финансово- промышленной группы "Славянская бумага" 60
Заключение 64
Список литературы: 65
Приложение I 67
Приложение II 70
Введение
В условиях рыночного реформирования, когда макроэкономическая ситуация в стране подвержена колебаниям, в условиях достаточно высокой инфляции, постоянного кризиса неплатежей производственные и коммерческие предприятия ищут новые формы организации. Сложившаяся на сегодня экономическая ситуация накладывает специфическую печать на зарождение и функционирование этих новых форм организации, предопределяет стремление предприятий к слиянию производства и капиталов.
Одной из таких форм слияния являются финансово-промышленные группы (ФПГ). Формирование этих сложных по структуре новообразований, которые за рубежом давно превратились в страновой хребет общехозяйственного устройства, объясняется глубокой интеграцией различных видов деятельности, объединенных воспроизводственным единством. Таким образом, ФПГ являются в нашей экономике адаптационной реакцией горизонтально и вертикально взаимосвязанных подразделений на введение рыночных отношений.
Руководящие органы ФПГ имеют возможность компетентно осуществлять прямые управляющие решения целых блоков взаимосвязанных производств, адекватно реагируя на потребности и перемены, что может увеличить гибкость управления народным хозяйством.
В этой связи возникает необходимость изучения деятельности ФПГ как крупных экономических новообразований. Очевидно, что изучение, анализ и обобщение опыта их деятельности имеет важное народнохозяйственное и научное значение.
В условиях усиливающейся конкуренции огромное значение приобретает управление эффективностью функционирования ФПГ не как простой суммой отдельных предприятий, а как единой, действующей в тесной взаимосвязи системы.
Для эффективного управления необходимо знать не только положения менеджмента, такие как: система управления, цикл менеджмента, инвестиционный анализ, но и статистические методы: факторный анализ, регрессионный и корреляционный анализы. Другими словами, необходимо объединить научные знания таких дисциплин как статистика и менеджмент.
В данной дипломной работе рассмотрена только одна составляющая всей системы управления-- управление финансами, которая имеет большое значение для эффективного функционирования любого предприятия.
Целью дипломной работы является теоретическое обоснование применения статистических методов в управлении корпоративными финансами ФПГ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: разработать методику планирования и оценки текущей деятельности предприятий-участников финансово-промышленной группы; для эффективного функционирования финансово-промышленной группы разработать методику определения узких мест; проверить практическую значимость методик на примере реально действующей ФПГ "Славянская бумага".
Объектом исследования явилась реально действующая финансово- промышленная группа “Славянская бумага”.
В дипломной работе использованы материалы экономической и статистической литературы, тематические материалы периодических изданий, а также материалы, полученные в процессе непосредственного функционирования ФПГ “Славянская бумага”. В ходе исследования использовались данные финансовой отчетности реальных предприятий-участников ФПГ “Славянская бумага”.
Дипломная работа изложена на 70 страницах компьютерного текста. Состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 18 наименований и двух приложений.
Исследование проведено с применением таких статистических и статистико- математических методов как табличный, графический, аддитивная модель, динамический ряд.
Работа содержит 7 рисунков, 1 схему, 4 таблицы, 2 графика.
Глава 1. Общее понятие корпоративных финансов.
1.1. Понятие финансовой системы
В любом государстве распределение и перераспределение валового общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Понятие "финансы" происходит от французского finance — совокупность всех денежный средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования.[1]
Понятие "финансы" обычно ассоциируются с теми процессами, которые в хозяйственной жизни проявляются в разнообразных формах и сопровождаются движением денежных средств. Во всех этих финансовых процессах можно выделить общее, что их объединяет, - лежащие в основе финансовых операций отношения между различными хозяйствующими субъектами. Эти отношения определяются как финансовые отношения.
Финансовые отношения [1]- это денежные отношения хозяйствующего субъекта с: другими хозяйствующими субъектами в процессе формирования и распределения выручки, при выпуске и распространении ценных бумаг, при взаимном кредитовании и долевом участии в совместной деятельности; работниками данного хозяйствующего субъекта при выплате заработной платы, выпуске акций, распространяемых между членами трудового коллектива; дочерними предприятиями и структурными подразделениями; банковской системой при получении и погашении кредитов, покупке и продаже валюты и ценных бумаг, при депозитных вкладах, залоге имущества и т.п.; страховыми компаниями по всем видам страхования; налоговой службой при уплате налогов и других платежей в бюджет; финансовыми и финансово-кредитными хозяйствующими субъектами при осуществлении трастовых, залоговых операций, лизинга, хеджирования и т.п.
Отсюда, важным признаком финансов является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.
Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств.
Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества [16].
Финансы выполняют следующие функции [1, 16]: распределительная; контрольная.
С помощью распределительной функции реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого хозяйствующего субъекта необходимыми ему финансовыми ресурсами. Объектами распределительной функции выступают стоимость валового общественного продукта в денежном выражении, а также часть национального богатства.
Поскольку финансы охватывают все общественное воспроизводство, все его сферы и подразделения, а также все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля. С помощью контрольной функции финансов предоставляется возможность отслеживать пропорции в распределении финансовых ресурсов, своевременность поступления их к различным хозяйствующим субъектам, экономичность и эффективность их использования.
В распределительной и контрольной функциях финансов полностью проявляются две, неразрывно связанные стороны финансовых отношений.
Финансы - неотъемлемый элемент воспроизводства на всех уровнях хозяйствования. Они одинаково необходимы и хозяйствующим субъектам (предприятиям, организациям и т.п.), и разного рода объединениям (ассоциациям, концернам, финансово-промышленным группам и т.п.), и государственной системе управления народным хозяйством.
Государственная система управления народным хозяйством нуждается в общем объединении финансовых ресурсов для реализации общественных задач. Это позволяет сделать финансовая система, которая включает в себя: финансы предприятий, учреждений и организаций (финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих организаций и т.д.), страхование (социальное, личное, имущественное и т.п.), государственные финансы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит).
Но существует и другой подход к определению финансовой системы.
Финансовая система это совокупность финансовых учреждений страны [5, 14, 15] (рис. 1.1.).
Рис. 1.1. Финансовая система России
Главным элементом финансовой системы является государство. Государство руководит и направляет финансовую деятельность через свою систему финансовых органов, которые наделены для этого специальной компетенцией.
Органы государственного управления специальной компетенции можно подразделить на две группы [3, 14]:
1. государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач. Это все министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты. Они распределяют в пределах своей компетенции имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть которых перераспределяется в бюджет.
2. государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля.
Систему финансовых органов государства возглавляет Министерство финансов РФ, которая является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики.
В соответствии с возложенными на него задачами Министерство финансов Российской Федерации [3, 5, 14]:
1. участвует в работе по анализу развития экономики, разрабатывает необходимые меры по финансовому и налоговому стимулированию хозяйственной деятельности, способствующие увеличению национального дохода и поступлений в бюджет.
2. организует в соответствии с законодательством РФ и составляет консолидированный бюджет Российской Федерации, а также составляет проект федерального бюджета.
3. обеспечивает исполнение федерального бюджета, осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям.
4. осуществляет методическое руководство в области финансово- бюджетного планирования, составления и исполнения бюджета, финансирования производственной и социально-культурной сфер.
В период перехода к рынку финансовая деятельность государства приобретает все большее значение, процессы перераспределения и накопления идут только через финансовые ресурсы, поэтому контроль и наблюдение за деятельностью по аккумулированию, перераспределению и использованию денежных фондов играют все большую роль. В результате появился целый ряд органов, специально занимающихся контролем в области финансовой деятельности государства.
Такими специальными органами являются [2, 3, 14, 15, 16]: счетная палата — является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. Основная задача — организация и контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета. казначейство — следит за проведением бюджетной политики и осуществлением эффективного управления доходами и расходами, за накоплением и использованием как бюджетных, так и внебюджетных фондов.
Важным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств, является налоговая служба. Она входит в систему центральных органов госуправления РФ.
Для усиления государственного влияния, контроля, соблюдения законности в области финансовой деятельности образована налоговая полиция, одной из основных задач которой является предупреждение коррупции в области финансовой деятельности.
Система кредитных учреждений возглавляется Центральным банком Российской Федерации, который осуществляет руководство в области кредита и контролирует всю сеть кредитных органов. Кредитная система позволяет сформировать рынок ссудного капитала посредством аккумуляции финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов. Она характеризуется совокупностью банковских и иных финансово-кредитных учреждений. Соответственно образуются два основных звена кредитной системы: банковские и парабанковские учреждения.
Банковская система представлена учреждениями банковского типа. Это ключевое звено кредитной системы, в котором концентрируется основная масса кредитных и финансовых операций.
Банковская система состоит из двух уровней. Первый уровень - центральный банк, второй уровень - специализированные и коммерческие банки.
Главной задачей Центрального банка, торгующего денежным товаром только среди банков и не вступающего непосредственно в отношения с отдельными хозяйствующими субъектами, состоит в управлении эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью банковской системы.
Функции центрального банка [2, 3, 14]: эмиссия и контроль денежного обращения; организация денежного обращения и безналичных расчетов; денежно-кредитное регулирование; управление золотовалютными резервами; кредитно-расчетное обслуживание правительства и т.д.
Низовое звено банковской системы состоит из сети самостоятельных банковский учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно- расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Основной его составляющей являются коммерческие банки.
Коммерческие банки выполняют: аккумулирование временно свободных денежных средств; кредитование юридических и физических лиц; комплексное кредитно-расчетное обслуживание хозяйствующих субъектов; учет векселей и операций с ними; хранение финансовых и материальных ценностей; доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции) и т.д.
Специализированные банки (инновационные, инвестиционные, ипотечные и т.д.) специализируются на отдельных видах банковских услуг [2,14].
Парабанковская система представлена специализированными кредитно- финансовыми институтами (СКФИ) и почтово-сберегательными институтами.
Специализированные кредитно-финансовые институты обычно ориентируются либо на обслуживание определенных типов хозяйствующих субъектов, либо на осуществление в основном одного-двух видов услуг.
Инвестиционные и инновационные банки специализируются на аккумуляции денежных средств на длительные сроки, в том числе посредством выпуска облигационных займов и предоставления долгосрочных ссуд.
Почтово-сберегательные учреждения являются одним из важнейших и старейших элементов кредитной системы. Через почтовые отделения они аккумулируют вклады населения, осуществляют кредитно-расчетное обслуживание населения [2,14].
1.2. Место корпоративных финансов в финансовой системе страны
В условиях сложившегося кризиса экономики России любое предприятие не в состоянии поодиночке справиться с колоссальным износом собственных производственных фондов, наладить бесперебойную поставку материалов и реализацию продукции, строить жилье и дороги и т.п. Все трудности, возникающие в процессе функционирования предприятия, возможно преодолеть только общими усилиями, объединившись в группу. Такой группой, например, является финансово-промышленная группа.
В Федеральном Законе “О финансово-промышленных группах” дается следующее определение: “Финансово-промышленная группа – совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово- промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.”
На западе финансово-промышленные группы традиционно называются корпорациями (corporation). Поэтому управление корпорацией получило название корпоративного управления (corporate management), а финансы ФПГ - корпоративных финансов [8].
Корпоративные финансы - это денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных ресурсов у предприятий-участников финансово-промышленной группы и их использованием на выполнение обязательств перед предприятиями-участниками ФПГ, финансово-кредитной системой и государством, а также на обеспечение функционирования как отдельных предприятий ФПГ, так и группы в целом.
Структура финансов финансово-промышленной группы, представленная на рис. 1.2., схожа со структурой финансовой системы России.
Рис. 1.2. Структура финансов ФПГ.
Можно сказать, что финансово-промышленная группа это маленькая финансовая система, в которой имеется свое "государство" (управляющая компания), "кредитная система" (банки, страховые компании, инвестиционные фонды и т.п.), и "субъекты финансовой системы" (коммерческие и производственные предприятия ФПГ), через которые идет формирование и использование финансовых ресурсов ФПГ.
Центральную роль в функционировании ФПГ выполняет управляющая компания, которая в рамках ФПГ выполняет следующие функции: разрабатывает программу развития всей ФПГ и ее отдельных предприятий; совместно с коммерческими и промышленными предприятиями определяет инвестиционную политику ФПГ, направленную на дальнейшее развитие как отдельных предприятий, так и ФПГ в целом; совместно с банками, страховыми компаниями, инвестиционными фондами разрабатывает кредитную политику ФПГ, направленную на выпуск векселей, предоставление кредитов и т.д.; осуществляет контроль за выполнением финансовых и инвестиционных планов.
Объединение производственного, банковского, торгового, страхового капиталов структурных подразделений ФПГ позволяет аккумулировать временно свободные средства, с помощью которых предприятиям предоставляется возможность финансировать собственные и совместные первоочередные потребности [4,9].
При сегодняшнем ограниченном бюджетном финансировании немаловажно снижение претензий предприятий с государственной собственностью на федеральную поддержку. За счет внутрикорпоративного оборота и аккумулирования ресурсов в рамках ФПГ, предприятия в состоянии обеспечить переориентацию на самофинансирование и сведение до минимума использование государственной инвестиционной помощи.
Страницы: 1, 2, 3, 4