На траектории оживления промышленности, достигаемого преимущественно беззатратными или малозатратными методами (такими, как повышение уровня менеджмента и качества работы институтов рынка, протекционизм, стимулирующая экспорт валютная политика, и т.п.), а отчасти и методами ресурсными (с помощью критически необходимых бюджетных субсидий, диктуемых, как правило, соображениями национальной безопасности, кредитной эмиссии, направляемой на пополнение оборотных средств и на улучшение использования производственных мощностей), возможна активизация промышленной политики – на базе постепенного развертывания маневра ресурсами для поддержки приоритетных отраслей и видов производств (включая и высокотехнологичные, наукоемкие). Речь идет о поэтапном дополнении преимущественно общесистемной информационной и институциональной политики политикой селективной.
Важнейший вопрос – выбор объектной направленности действий по стимулированию промышленности. Пытаясь использовать антикризисный опыт многих стран, выходивших на путь индустриального развития, российские экономисты рассматривают дилемму: экспортная ориентация народного хозяйства или его ориентация на импортозамещение. Думается, однако, что применительно к России (с ее беспрецедентным разнообразием экономических задач и возможных способов их решения, дифференциацией положения отраслей и регионов) две указанные ориентировки не альтернативны, а вполне совместимы. Поэтому при разработке промышленной поливки следует внимательно изучить плюсы и минусы каждой из них.
Экспортная ориентация структуры российской промышленности сегодня тождественна упору на развитие ТЭК и некоторых других, преимущественно сырьевых (полуфабрикатных), отраслей (черной и цветной металлургии, некоторых секторов химической промышленности), обеспечивающих поступление в страну твердой валюты. Эти сферы: 1) в значительной мере выполняют функции сбалансирования внутреннего рынка, поскольку, прежде всего, за счет их валюты осуществляется импорт, компенсирующий провал отечественного производства товаров народного потребления; 2) являются основными налогоплательщиками и "дойными коровами" бюджета, реализуя и важные социальные функции (связанные с выплатами зарплаты бюджетникам, пенсий и т.п. Вот первый и убедительный довод в пользу экспортоориентированного развития на основе расширения производства преимущественно топливно- энергетических и сырьевых отраслей.
Второй аргумент – относительно высокая экономическая эффективность этих отраслей в сравнении с отраслями обрабатывающей промышленности. По некоторым оценкам, производительность труда в топливно-энергетическом комплексе, черной и цветной металлургии в 5-7 раз выше, чем в машиностроении, сельском хозяйстве и легкой промышленности, даже при том, что цены на продукцию первой группы отраслей ниже мировых[33].
Третий аргумент состоит в том, что развитие экспортных отраслей продуцирует значительный мультипликативный эффект и может стать импульсом оживления многих машиностроительных и иных отраслей, обслуживающих потребности экспортных производств (не говоря уж об эффекте расширения по линии обеспечения доходов потребителей-"бюджетников").
Четвертый аргумент – наличие современных примеров весьма успешной реализации экспортоориентированной модели: их дают, в частности, Чили, Малайзия, Таиланд и Сингапур (правда, это относительно малые страны, где накануне их индустриального подъема не было многопрофильного производства, больших объемов накопленного основного капитала, определявших инерционность уже сложившейся структуры хозяйства).
Имеются, однако, и аргументы против преимущественной ориентации на развитие ТЭК сырьевых (полуфабрикатных) отраслей, демонстрирующих сегодня свои экспортные возможности. Абсолютизация этого пути чревата углубляющейся примитивизацией структуры отечественной индустрии, в целом ослабляющей, конечно, ее позиции. Конкурентные преимущества отраслей, о которых идет речь, особенно металлургии и химии, в значительной мере объясняются относительной дешевизной газа, электроэнергии и низким уровнем заработной платы, т.е. факторами, значение коих со временем будет уменьшаться. Естественные запасы сырьевой составляющей нашего экспорта, хотя и велики, все же ограничены; условия добычи сырья в стране весьма тяжелы и требуют крупных капиталовложений. Конъюнктура мирового рынка (нефтяного, стального, рудного) неустойчива, а экспортная направленность, особенно в обрабатывающих отраслях, сопряжена с импортной зависимостью (по поставкам техники и технологий). Эксперты акцентируют то обстоятельство, что развитие сырьевых отраслей в интересах наращивания экспорта не может быть высокодинамичным, и, при соответствующем сдвиге структуры народного хозяйства, присущие им низкие темпы станут предопределять и общие темпы экономического роста (по некоторым оценкам, не более 2-3 % в год при самых благоприятных условиях, чего явно недостаточно для решения социально- экономических задач России).
Приведенная контраргументация концепции экспортоориентированной структуры народного хозяйства, как представляется, должна предостеречь лишь от абсолютизации этой концепции. Из сути этих доводов следует только то, что в развитии экспортного потенциала нельзя замыкаться на сырьевых отраслях: необходимо наращивать его и на базе других производств (к которым ныне можно отнести производство вооружений и ядерного топлива для атомной энергетики, аэрокосмическую отрасль, электроэнергетику, тяжелое транспортное машиностроение, энергомашиностроение и электротехнику). Однако подобные критические положения следует рассматривать самым серьезным образом, принимая решения с учетом прогноза развития фиксируемых ими неблагоприятных факторов.
Что касается концепции импортозамещающей ориентации, то, по сути, речь идет о стратегии обеспечения внутреннего рынка преимущественно на основе развития национального производства, вполне логичной для нашей страны с весьма емким потенциальным рынком и многопрофильным производством. Более того, она указывает путь к преодолению дезинтеграции народно- хозяйственного комплекса и к восстановлению целостности общественного воспроизводственного процесса. Активное импортозамещение – важное средство улучшения платежного баланса и сохранения валютных запасов страны, предотвращения инфляции, нормализации внутреннего рынка и противодействия безработице.
Но и этот подход к формированию структуры промышленного производства вряд ли стоит абсолютизировать. Нельзя допускать автаркии, наш путь – равноправное и эффективное включение в мирохозяйственные связи. Импорт обогащает ассортимент внутреннего рынка, облегчает внедрение современных технологий, а во многих случаях предоставляет в данном отношении единственную возможность.
Вышеизложенные соображения конкретизируют уже формулировавшийся вывод: развертывание промышленной политики и решение более общей задачи формирования оптимальной структуры народного хозяйства в целом не может опираться на альтернативную постановку вопроса – или экспортоориентированное, или импортозамещающее развитие (допустимую, наверное, для компактных экономик). Необходимо сочетание того и другого, а оптимальную конкретную меру сочетания следует выявлять на уровне народнохозяйственных комплексов (ТЭК, конструкционные материалы, машиностроение и металлообработка, АПК и производство технически сложных товаров народного потребления, ВПК) или даже применительно к отдельным отраслям.
С учетом в той или иной мере охарактеризованных выше экономических критериев, реальных возможностей и первоочередных социально-экономических потребностей приоритеты промышленной политики в среднесрочной перспективе надлежит, как представляется, связать со следующим перечнем объектов-блоков отраслей.
1. ТЭК – энергетическая база народного хозяйства и главная "дойная корова" госбюджета. Он обладает определенными конкурентными преимуществами и мощными мультипликативными эффектами, на его продукцию предъявляется устойчивый внешний и внутренний спрос. Необходимая экономическая поддержка этого комплекса должна, думается, состоять, во-первых, в такой курсовой политике, которая стимулировала бы экспорт. Во-вторых, – в полной ликвидации не-платежей за поставляемые топливо и энергию, прежде всего неплатежей государственных потребителей. В-третьих, – в более активной политике государства по ликвидации задолженностей потребителей в странах СНГ. В-четвертых, – в поощрении развертывания мультипликативного воздействия ТЭК на сопряженные с ним отрасли и в стимулировании в этих целях переключения с импортеров на отечественных производителей заказов предприятий комплекса на оборудование и материально-технические ресурсы. Соответствующую техническую поддержку могли бы оказать конверсируемые предприятия ВПК, особенно по производству ресурсосберегающих технологий; последнее, как и импорт таких технологий, могло бы быть поддержано налоговыми и таможенными льготами.
Все это касается и других отраслей с высокой долей экспорта.
2. АПК. Его эффективное развитие – обязательное условие сбалансирования потребительского рынка и предпосылка решения многих социальных проблем. Спрос на его продукцию, естественно, гарантирован и будет расти с повышением доходов большинства населения – особенно если удастся поставить преграды импорту низкокачественного продовольствия и товаров легкой промышленности; здесь уместен разумный протекционизм.
Конечно, этот комплекс требует поддержки. Но есть и другие – организационно-хозяйственные – возможности, прямо связанные с потенциалом промышленной политики. Тут следует принять во внимание, что в отраслях АПК, прежде всего, собственно в сельском хозяйстве, произошли самые глубокие разрушения, относящиеся к производству (в том числе в культуре земледелия и животноводства), а демонтированная система управления и хозяйственных связей сельского хозяйства с промышленностью, по сути, ничем не была заменена[34]. Если пищевая промышленное дает положительные образцы перестройки на рыночных началах, то сельское хозяйство, как ни странно, вопреки имеющемуся историческому (нэповскому) опыту оказалось сферой, наименее приспособленной к рынку. В этой связи необходимы, с одной стороны, усилия государственных органов по восстановлению систем контрактационных закупок урожая и агротехнического обслуживания, созданию систем агроконсалтинга и информационного обслуживания. С другой стороны, важную роль могут сыграть работающие на сельскохозяйственном сырье промышленные предприятия. Прежнее понятие "смычки города и деревни", разумеется, устарело, однако задача наладить прямые хозяйственные связи названных предприятий с предприятиями сельскохозяйственными (при минимизации роли посредников) сегодня представляется безальтернативной. Имено промпредприятия призваны, используя возможности аренды сельскохозяйственных угодий, договоров и хозяйственного ассоциирования, инициировать повышение уровня агро- и зоотехники, совершенствование структуры посевов и стада, улучшение в агросекторе менеджмента и маркетинга, и т.п.
Применительно к АПК особенно актуально требование усиления контроля за финансовыми потоками и обеспечения целевого использования выделенных средств.
3. Жилищное строительство и реконструкция жилого фонда. Жилье – одна из самых насущных потребностей широчайших слоев населения страны и едва ли не самый привлекательный объект реализации личных сбережений. Жилищное строительство обладает значительным мультипликационным эффектом: оно "вытягивает" производство строительной техники и индустрии стройматериалов, сферу коммунально-бытового обслуживания, ряд отраслей социально-культурного комплекса.
Стимулирование развития рассматриваемого объекта промышленной политики желательно подкрепить продвижением жилищно-коммунальной реформы, развитием ипотечного кредитования, разработкой современных схем и технологий градостроительства и сельского строительства, т.е. мерами институционального характера.
В последние годы получило широкое распространение создание элитного жилья. Однако пик спроса на него уже миновал, и назрела необходимость крупномасштабного строительства "народного" жилья – качественного и относительно дешевого. С учетом мнения потребителей и выявления тенденций в строительном деле и процессах урбанизации специалисты должны решить вопрос о том, что предпочтительнее: многоквартирное и многоэтажное жилье или дома на семью (по модели "одноэтажной Америки").
4. ВПК и конверсия оборонных предприятий. Промышленная политика в этой сфере призвана обеспечить решение основной – оборонной – задачи, а также задач расширения продажи оружия на мировых рынках, ремонта, модернизации и сервисного обслуживания военной техники зарубежных стран, а также широкого задействования в гражданском секторе промышленности передовых технологий двойного применения. Потенциальный мультипликативный эффект развития ВПК и конверсии ряда его предприятий очевиден. Эта проблематика широко освещалась экономической литературе[35]; разрабатывались многочисленные конверсионные программы, которые не были реализованы.
Однако, государственная промышленная политика не может ограничиваться решением" отраслевых проблем. По мнению Ю. Кормнова[36], в ней следовало бы предусмотреть инструменты приспособления хозяйствующих субъектов к условиям либерализации и глобализации мировой экономики, стимулы к промышленному сотрудничеству с зарубежными партнерами, эффективного использования их преимуществ, меры содействия развитию экспортоориентированных конкурентоспособных производств обрабатывающих отраслей, особенно высокотехнологичных
Государственная поддержка – инструмент промышленной политики. В условиях рыночной экономики государство формирует правовую и организационно- экономическую среду деятельности предприятий, содействующую повышению эффективности работы.
Промышленная политика опирается на механизмы, позволяющие соединять интересы корпораций и государства. Она проводится для хозяйствующих субъектов всех организационно-правовых форм. Ее формирование и реализация – дело законодательной и исполнительной власти федеральной, субъектов Федерации, местной (муниципальной). Они же вырабатывают конкретные меры поддержки производства.
Нередко государственное содействие предприятиям понимается как прямые бюджетные ассигнования. Но это лишь одна, к тому же не обязательно главная и постоянная, форма осуществления промышленной политики. Как показывает мировой опыт, такие методы не всегда оправданы, поскольку могут вызвать у хозяйствующих субъектов "синдром иждивенчества", привести к снижению эффективности производства и конкурентоспособности продукции, а в конечном итоге – разбазариванию национального достояния. Конечно, в ряде случаев, например, диктуемых необходимостью уменьшения безработицы, другими соображениями социального характера, не обойтись без дотаций и льгот. Но они оправданы лишь в качестве стартовых, с ограниченными и четко зафиксированными в распорядительно-правовых документах сроками, возвратных и (или) "возмещаемых".
Направления и формы государственной помощи предприятиям активно участвующим в проведении промышленной политики, могут быть следующими:
- меры улучшения организационно-экономической и правовой среды жизнедеятельности хозяйствующих субъектов, закрепляемые в законодательно-нормативных актах прямого действия;
- система мер в финансовой, валютной, кредитной, банковской, инвестиционной и налогово-пошлинной сферах. Назовем, в частности, отмену НДС на изделия, изготовляемые по лицензиям как для внешнего, так и внутреннего рынка. Без этого в большинстве случаев лицензионная продукция машиностроения не станет конкурентоспособной. (В сопоставлении с издержками производства у лицензиара российское предприятие-лицензиат несет дополнительные расходы по уплате НДС и таможенных пошлин на импортные комплектующие). Необходимо и предоставление правительственных гарантий по внешним заимствованиям предприятий лишь по конкурсам. Такая мера ориентирует на реализацию инвестиционных проектов, отвечающих интересам предприятий и государства;
- защита отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке, в частности, от недобросовестной конкуренции иностранных фирм, содействие в продвижении товаров на внешние рынки, поощрение предприятий, устанавливающих с зарубежными партнерами современные комплексные формы сотрудничества;
- методическое, консультационное и иное содействие реформированию производства, в частности по вопросам введения и освоения международных стандартов бухгалтерского и статистического учета;
- поддержка малого предпринимательства;
- экономическая, социальная и стратегическая обоснованность порядка и правил осуществления приватизации государственной собственности;
- информационная поддержка хозяйственных субъектов, в частности, путем предоставления разрабатываемых государственными органами прогнозных оценок по производству и рынку (внутреннему и внешнему) соответствующих групп изделий.
Институциональные вопросы промышленной политики. Важную роль в рыночной, и особенно переходной экономике играет институциональная структура государственного управления социально-экономическими процессами. Но она еще далека от совершенства. Ее предстоит приводить в соответствие с изменениями, происходящими в стране, а также в мировом хозяйстве.
Представляется необходимым, во-первых, четкое разграничение прав Федерации и ее субъектов, республиканских (областных) и местных (муниципальных) органов власти в части хозяйственно-управленческих вопросов; во-вторых, повышение инициативы и ответственности собственников и руководителей предприятий разных уровней и, в-третьих, формирование государственных управляющих и координационных институтов (органов), развитие ассоциативных форм отраслевого и территориального взаимодействия, создание специализированных консалтинговых центров для содействия предприятиям в налаживании ими международного промышленного сотрудничества.
Одной из стержневых задач промышленной политики является государственное содействие формированию корпораций, сильных в части НИОКР, производства и коммерции, конкурентоспособных на мировом рынке. Государство выиграет много больше при поддержке не тех или иных отраслевых проектов, а корпораций, которые будут тем сильнее, чем смелее и расчетливее станут взаимодействовать с партнерами из других стран, и, прежде всего, СНГ.
Инвестиционный аспект промышленной политики. Последняя, по сути, нацелена на обеспечение высокой инновационной и инвестиционной динамики корпораций как основы поддержания их конкурентоспособности на мировом и отечественном рынках. Без этого неизбежны быстрое старение и деградация производственного аппарата, технологический застой, а, в конечном счете, снижение конкурентоспособности продукции предприятий, утрата ими ниш на мировом рынке.
Сейчас страна не располагает инвестиционными ресурсами, достаточными для инновационно-конкурентного развития. Отсюда закономерны попытки мобилизовать частный капитал на конкурсной основе при долевой (в размере 20 %) государственной поддержке проектов, окупаемых в течение двух лет. Но доверие к этому ослабевает. Да и что может сделать предприятие за 2 года? Серьезной стратегии, рассчитанной на конкурентоспособный выход с продукцией на мировой рынок, за такой срок нельзя выработать и тем более реализовать.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10