Рефераты. Прогноз и прогнозирование в экономике






В.25. Планирование занятости. Сводный баланс трудовых ресурсов.

В системе трудовых балансов центральное место занимает сводный баланс трудовых ресурсов. Он является важнейшим инструментом регулирования рынка труда. На его основе формируется политика занятости. Сводный баланс трудовых ресурсов характеризует наличие трудовых ресурсов, их использование и миграционные процессы. Он разрабатывается в целом по стране и регионам на всех этапах прогнозирования и планирования. Баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух разделов. В первом разделе отражаются трудовые ресурсы и их состав, во втором — распределение трудовых ресурсов по видам занятости, сферам и отраслям народного хозяйства, формам собственности. На его основе определяется количество безработных и уровень безработицы. Процесс разработки прогнозного сводного баланса трудовых ресурсов предполагает проведение ряда прогнозных расчетов. Составление баланса начинается с формирования первого раздела — определения трудовых ресурсов. Рассчитывается численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в прогнозируемом периоде (без учета инвалидов) Чтt = Чнt * Ктt .

Чтt – численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте. Чнt – численность населения в прог периоде. Ктt – коэффициент, характеризующий долю трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в прог периоде. Численность подростков – аналогично. При формировании второго раздела сводного баланса трудовых ресурсов используются результаты прогнозных расчетов потребности в рабочей силе и числа занятых по всем видам деятельности. Численность занятых в отраслях материального производства определяется, исходя из прогнозируемого объема производства и прогнозируемого уровня производительности труда. Чjt = Чjб * Jqjt / Jптjt. Чjt , Чjб – численность занятых в j- й отрасли в прог и базисном периоде. Jqjt , Jптjt – индексы роста объема производства и производительности труда В с/х численность занятых определяется путем деления совокупной нормативной трудоемкости в человекочасах на нормативный фонд рабочего времени в прогнозируемом периоде. В непроизводственной сфере численность занятых определяется, как правило, по нормативам обслуживания. Этот метод широко распространен в здравоохранении, образовании и других отраслях сферы обслуживания населения. Прогнозная численность занятых в непроизводственной сфере: Чн.с.t = Чн.с. б * Кн.с.t * Jнt. Чн.с.t , Чн.с.б – численность занятых в прогнозном и базисном периоде. Кн.с.t – коэффициент, характеризующий изменение численности занятых в прог периоде. Jнt - индекс изменения численности населения. Численность работающих по сферам и отраслям должна совпадать с общей численностью занятых в народном хозяйстве. Количество обучающихся с отрывом от производства рассчитывается с учетом количества учебных заведений и потребности подготовки специалистов по разным направлениям. При расчете численности занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве могут использоваться методы экстраполяции. На основе данных сводного баланса трудовых ресурсов производятся расчеты числа безработных и уровня безработицы в прогнозируемом периоде. Количество безработных определяется как разница между трудовыми ресурсами в прогнозируемом периоде и численностью занятых в народном хозяйстве, домашнем хозяйстве и учащихся в возрасте 16 лет и старше, обучающихся с отрывом от производства.

В.26. Показатели уровня жизни населения и направления социальной политики.

Уровень жизни населения характеризуется системой обобщающих и частных показателей. Обобщающими показателями являются ВНП на душу населения, реальные доходы населения, общий объем потребления материальных благ и услуг. В мировой практике в качестве обобщающего показателя используется индекс человеческого развития (ИЧР). Он может колебаться от 0 до 1 (от 0 до 0,5 — низкий уровень, от 0,5 до 0,8 -средний, от 0,8 до 1 — высокий). ИЧР учитывает размер ВНП на душу населения, продолжительность жизни и уровень образованности граждан. Частные показатели характеризуют ту или иную сторону уровня жизни населения. К ним относятся обеспеченность населения жильем, товарами народного потребления, различными услугами, условия труда, продолжительность свободного времени и др. Социальная политика государства — это комплекс организационных, экономических и других мероприятий по улучшению материального благосостояния, духовному и физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам. Социальная политика включает политику доходов населения, социальную защиту граждан, развитие системы здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания, молодежную политику.


В.27. Социальные нормы и нормативы. Социальные нормы и нормативы являются критериями эффективного распределения ресурсов потребления, социальными гарантиями в области доходов, цен, потребления. Они должны представлять собой научно обоснованные общественные ориентиры, являться эталонами, к достижению которых необходимо стремиться при решении проблем социально-экономического развития. Главным обобщающим социальным нормативом является минимальный потребительский бюджет (МПБ). Минимальный потребительский бюджет представляет собой баланс доходов и расходов, используемых для удовлетворения потребностей человека в продуктах питания на уровне минимальных физиологических норм, основных непродовольственных товаров и услуг. МПБ рассчитывается на одного человека для различных социально-демографических групп населения. Формируется МПБ на основе потребительской корзины. МПБ должен служить основой для определения минимальной заработной платы, пенсий, пособий, стипендий. Исходя из МПБ, устанавливается бюджет прожиточного минимума (минимальный уровень потребления материальных благ и услуг, обеспечивающих жизнедеятельность человека и сохранение его здоровья). Прожиточный минимум определяет черту бедности, ниже которой не обеспечивается простое воспроизводство населения. На практике применяются два метода разработки МПБ — статистический и нормативный. Статистический метод используется при определении потребительских расходов населения на основе данных обследования бюджетов семей. Обычно он применяется при расчете расходов на непродовольственные товары и услуги. Нормативный — применяется при определении потребностей на продовольственные товары. При прогнозировании МПБ используется нормативная потребительская корзина. Наборы продуктов, включаемых в потребительскую корзину, по мере изменения условий жизни и развития экономики систематически должны пересматриваться. Важным социальным нормативом является минимальная заработная плата (МЗП). Экономический смысл минимальной заработной платы заключается в ее определении как нижней границы цены рабочей силы. Система социальных норм включает также рекомендуемые нормы потребления важнейших продуктов питания на 1 чел., нормы жилой площади и др. Они используются при разработке стратегии социально-экономического развития страны, формировании механизма государственного регулирования экономики и установлении параметров государственных регуляторов.


В.28. Прогнозирование и регулирование оплаты труда.

Основной целью оплаты труда являются обеспечение воспроизводства рабочей силы и усиление мотивации работников к эффективному труду. Прогнозирование оплаты труда включает проведение прогнозных расчетов средней заработной платы и фонда оплаты труда. Средняя заработная плата в прогнозируемом периоде определяется, исходя из достигнутого ее уровня в предшествующем периоде и темпов ее роста с учетом эффективности развития экономики и инфляционных процессов. На макро-уровне фонд оплаты труда рассчитывается на основе прогнозируемого уровня средней заработной платы и численности занятых в народном хозяйстве в разрезе отраслей. Можно определять фонд оплаты труда, исходя из нормативов заработной платы на 1 р. ВВП и прогнозируемого объема ВВП. Фонд оплаты труда должен увязываться с покупательными фондами и реальными доходами населения. На микро-уровне фонд оплаты труда на начальных этапах планирования определяется на основе данных базисного периода с учетом темпов изменения объемов производства продукции (услуг) и намечаемых мероприятий по увеличению заработной платы, на заключительном этапе — на основе сдельных расценок и объемов производства продукции (по сдельным работам), штатных расстановок (по повременным работам), штатным расписаниям (по специалистам и управленческому персоналу). В последнее время стал широко применяться нормативный метод. Устанавливаются нормативы заработной платы на рубль продукции (работ, услуг). В условиях рыночных отношений субъекты хозяйствования могут самостоятельно разрабатывать к устанавливать формы и системы оплаты труда. Для тех предприятий, организаций, учреждений, финансирование которых осуществляется из бюджета, данные функции возложены на органы государственного управления. Важнейшую роль в регулировании оплаты труда играет тарифная система. Она состоит из Единой тарифной сетки (ETC) и тарифно-квалификационных справочников. Единая тарифная сетка содержит шкалу, которая состоит из 23 тарифных разрядов и соответствующих им коэффициентов. На основе Единой тарифной сетки и тарифной ставки первого разряда осуществляется дифференциация тарифных ставок (окладов) по разрядам по признаку сложности выполняемых работ и квалификации работников. Условия и размер оплаты труда руководителей хозяйствующих субъектов, как правило, определяется собственниками. Государственное регулирование оплаты труда осуществляется путем установления размера минимальной заработной платы, нормативных соотношений между темпами роста заработной платы и потребительских цен, заключения тарифных соглашений, регулирования соотношений в оплате труда работников различных профессионально-квалификационных групп на основе Единой тарифной сетки, налогового регулирования. На микроуровне важным регулятором оплаты труда является коллективный договор, в котором отражаются размеры надбавок, вопросы пересмотра ставок и окладов, нормирования, тарификации работ и др.


В.29. Баланс денежных доходов и расходов населения, его роль и методика разработки.

Баланс денежных доходов и расходов населения разрабатывается в целом по стране, регионам и отдельным социальным группам населения. Он отражает денежный оборот между населением, с одной стороны, и предприятиями, учреждениями, организациями — с другой. На его основе определяется сумма средств, направляемых на покупку товаров, рассчитываются реальные доходы населения, устанавливаются пропорции между величиной денежных средств и товарных ресурсов, а также платных услуг, регулируются оплата труда и другие доходы, производство товаров. В доходной части баланса основную долю занимает оплата труда. Она включает все виды оплаты труда всех категорий работников. На прогнозируемый период доходы населения определяются на основе соответствующих расчетов на макро-, мезо- и микроуровнях. В расходной части баланса оплата услуг (коммунальных, бытовых, транспорта, связи, спорта и др.) определяется на прогнозируемый период на начальных этапах методами экстраполяции, на последующих — на основе данных организаций, оказывающих услуги. Обязательные платежи (налоговые) рассчитываются нормативным методом. Другие расходы определяются эмпирически. Размер средств на покупку товаров определяется как разница между денежными доходами населения и расходами по всем статьям расходной части баланса.


В.30. Общественные фонды потребления. Прогнозирование реальных доходов населения.

Общественные фонды потребления (ОФП) — совокупность благ и услуг, предоставляемых населению бесплатно или на льготных условиях, а также денежные выплаты дополнительно к доходам по труду. Из общественных фондов потребления обеспечиваются: бесплатное образование и повышение квалификации, льготное и бесплатное содержание детей в детских учреждениях, бесплатная медицинская помощь, выплата пенсий, пособий, стипендий, оплата отпусков, бесплатные и льготные путевки в санатории и дома отдыха, бесплатное обслуживание библиотеками, клубами, домами культуры, а также другие выплаты и льготы. Доля общественных фондов потребления в доходах населения до 90-х гг. составляла 25 %. При переходе к рыночным отношениям через общественные фонды потребления обеспечивается гарантированный уровень потребления социальных благ для всех слоев населения, а сверх него — на платной основе. Основными направлениями реформирования общественных фондов потребления являются образование Фонда социальной защиты населения, переход к бюджетно-страховому принципу финансирования медицинских учреждений, реорганизация высшего образования, переход от принципа распределения жилья к принципу его зарабатывания гражданами и коллективами, полную оплату населением текущего содержания жилого фонда, возмещение населением затрат на услуги жилищно-коммунального хозяйства и др. Важнейшим обобщающим показателем социального развития и уровня жизни являются реальные доходы населения. К реальным доходам относятся все виды денежных и натуральных доходов, получаемых населением и используемых им для потребления, а также материальные затраты учреждений непроизводственной сферы, оказывающих бесплатные услуги населению. Реальные доходы населения зависят от уровня оплаты труда, изменения потребительских цен, системы налогообложения и благ, получаемых за счет общественных фондов потребления. Прогнозируются: общая сумма реальных доходов населения; реальные доходы на душу населения; темпы их изменения. Общая сумма реальных доходов населения в прогнозируемом периоде определяется делением суммы конечных доходов населения (денежных и натуральных, материального потребления в сфере общественного обслуживания за вычетом обязательных платежей и взносов) на индекс потребительских цен. Индекс изменения реальных доходов на душу населения ( Jр.д. ) рассчитывается по формуле

 

где  РДп , РДб — суммы реальных доходов населения соответственно в прогнозируемом и базисном периодах; Чн.п., Чн.б. — численность населения соответственно в прогнозируемом и базисном периодах..


В.36. Понятие инвестиций, основные виды.

Инвестиции – долгосрочные капиталовложения с целью получения дохода или социального эффекта. Инвестиции можно классифицировать по различным признакам: - по объекту: а) реальные инвестиции – вложения в развитие материально-технической базы и совершенствование технологических процессов. Они делятся на инвестиции в воспроизводство основных средств и формирование нематериальных активов. б) финансовые инвестиции – вложения капитала в различные финансовые активы, среди которых значительную долю занимают вложения в инструменты денежного и фондового рынков.

- по предмету: а) инвестиции управления б) инвестиции в долгосрочные активы в) инвестиции в оборотный капитал. - по характеру участия в инвестировании: а) прямые инвестиции – непосредственное участие в выборе объекта инвестирования.  б) косвенные инвестиции – осуществляются через посредников финансового рынка. - по периоду инвестирования: а) краткосрочные. б) среднесрочные.  в) долгосрочные

- по форме собственности: а) частные инвестиции

б) государственные. в) смешанные. - по цели инвестирования: а) на создание предприятия. б) на расширение. в) на реконструкцию. Инвестиционная деятельность – это процесс стратегического управления фирмой в области обеспечения его ресурсами, направленный на увеличение производственного потенциала. Инвестиционная деятельность включает: - разработку инвестиционной стратегии - стратегическое планирование. - инвестиционное проектирование. - анализ эффективности инвестиций. Инвестиционная сфера – совокупность отраслей экономики, продукция которой выступает в роли инвестиций. Она включает: - капитальное строительство, - инновационная сфера, - сфера обращения финансового капитала, - сфера реализации имущественных прав субъектов. Инвестиционная политика государства представляет собой систему мер регулирования инвестиционной деятельности, включающую политику в различных областях управления обществом: - регулирование сфер и объектов инвестиций - налоговое регулирование. - стимулирование инвестиций. - амортизационная политика. - регулирование в области прав собственности. - регулирование финансового и валютного рынков. - лицензирование, принятие инвестиционных проектов. - защита и гарантии инвестиций. - регулирование вывоза капитала за рубеж. - функционирование инфраструктуры инвестиций. - непосредственные контакты с потенциальными инвесторами. Государственное регулирование инвестиционного комплекса осуществляется экономическими методами и включает планирование, прогнозирование и определение условий осуществления конкретных действий по инвестированию из средств бюджета и внебюджетных фондов. К методам прямого государственного воздействия относят госзаказ на ввод мощностей и объектов  и на поставку стройматериалов и конструкций. Состав и объем госзаказа определяется значимостью и возможностями финансирования из бюджета.


В.37. Планирование и прогнозирование объема и структуры инвестиций.

Планирование инвестиций предполагает:

- осуществление количественного и качественного анализа тенденций инвестиционных процессов:

- альтернативное предвидение будущего развития отраслей народного хозяйства как объекта инвестиций; - оценку возможностей и последствий вложения инвестиций в определенные отрасли экономики. Разрабатывают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы. Краткосрочный прогноз служит для выработки тактики инвестирования и оценки возможных вложений в краткосрочные финансовые инструменты. Он разрабатывается с учетом влияния факторов краткосрочного характера на рынке инвестиций. Среднесрочный прогноз предназначен для корректировки стратегии инвестиционной деятельности и обоснования инвестиций в относительно небольшие по капиталоемкости объекты реального инвестирования и долгосрочные финансовые инструменты. Долгосрочный прогноз предназначен для выработки стратегии инвестиционной деятельности и вложения средств в крупные капиталоемкие объекты реального инвестирования. Инвестиционное прогнозирование существует на макроуровне, на уровне отрасли, региона, отдельной компании. Процесс прогнозирования делится на три этапа:

- прогнозирование возможных инвестиционных потоков; - прогнозирование потребности инвестиций; - оценка экономической эффективности инвестиций с учетом факторов инвестиционного риска. Сложность объекта инвестиций привело к использованию различных методов прогнозирования: экстраполяции, метода экспертных оценок (метод Дельфи), балансовый метод, нормативный метод, метод экономико-математического моделирования. Потребность в инвестициях в отраслях материального производства обосновывается путем разработки плана ввода в действие производственных мощностей и объектов, а также основных фондов. Экономическое обоснование потребности отрасли в инвестициях определяется по формуле: I = М1УК1+ М2УК2 + М3УК3 + М4УК4 – НС1 + НС2

М – планируемый прирост мощностей за счет технического перевооружения (1), реконструкции (2), расширения действующих предприятий (3) и строительства новых (4). УК – удельные капиталовложения по основным формам наращивания мощностей. НС – незавершенное строительство на начало (1) и конец (2) планируемого периода. Исходной базой для расчетов служит намечаемый прирост выпуска продукции, баланс производственных мощностей отрасли или предприятия.  После того как установлены необходимые объемы ввода в действие производственных мощностей и объектов непроизводственного назначения по отраслям происходит согласование этих расчетов с возможностями инвестиций по экономике страны. Основным источником инвестирования в расширенное воспроизводство является фонд накопления национального дохода. Другим источником инвестиций является фонд амортизации, предназначенный для полного восстановления основных фондов. Прогнозирование инвестиций базируется на определении социально-экономического развития республики. Прогноз инвестиций связан с определением основных направлений НТП и соответствующей структурной политикой. Важно предвидеть масштабы инвестиций в новые производства, т.к. они имеют длительные сроки окупаемости.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.