Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых десяти новых технологических идей рождаются в малых фирмах. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции. Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах. Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.
МП - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменения конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты МП являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны быстрое реагирование МП на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально- экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обуславливают простоту и эффективность управления предприятием. Однако характерное для МП совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, снижая управленческие издержки, могут привести - и часто приводят - к самоэксплуатации и сверхурочным работам.
3.5. Стимулирование деловой активности и проблемы малого предпринимательства в Новгороде и Новгородской области
Несмотря на то, что малые предприятия более приспособлены к работе в новых экономических условиях переходного периода, треть из них работает с убытками. Причины этого следующие: 1. Налоги; 2. Законодательство (запаздывание, недостаточность, противоречивость); 3. Инфляция; 4. Экономическая ситуация в целом; 5. Поставки, дефицит; 6. Трудности получения кредитов и высокая ставка за кредит; 7. Неплатежеспособность партнеров, клиентов; 8. Несовершенство банковской системы; 9. Нестабильная политическая ситуация; 10. Бюрократия; 11. Недостаток производственных площадей, офисов; 12. Действия правительства, властей; 13. Недостаток материальной базы; 14. Коррупция, взяточничество; 15. Сбыт, поиск клиентов, потребителей; 16. Финанасовая политика государства, действия Центробанка; 17. Высокие цены на сырье и материалы; 18. Монополия государства, крупных предприятий; 19. Трудности с арендой; 20. Разрыв экономических связей в общегосударственном масштабе; 21. Недостаток информации; 22. Недостаток культуры, опыта; 23. Необязательность партнеров; 24. Проблемы собственности; 25. Кадровые проблемы; 26. Недостаток собственных средств; 27. Большая. громоздкая отчетность; 28. Нет льгот; 29. Рэкет; 30. Невыгодность инвестиций; 31. Конкуренция; 32. Несовершенство рыночных отношений; 33. Недоверие западных партнеров; 34. Невыгодность производства; 35. Отрицательное отношение к предпринимательству в обществе.
Еще в 1992 году по инициативе Всемирного банка и рабочего центра экономических реформ был осуществлен проект по изучению организационно- правовой среды малого и среднего бизнеса, опирающийся на опрос 180 предпринимателей в восьми регионах России. Целью опроса было выяснение позиции респондентов по проблемам совершенствования законодательства и регулирования деятельности малых и средних предприятий. Исследовалось регулирование следующих сторон их деятельности: выбор организационно- правовой формы и регистрация предприятия, получение и использование помещения, финансовая деятельность и налогообложение, договорные отношения, трудовые отношения, внешнеэкономические связи, страхование, охрана труда и окружающей среды, перевозки, патентование, лицензирование, стандартизация, конкуренция, реклама, распространение информации.
Можно назвать следующие важнейшие проблемы, влияющие на развитие малого бизнеса в России:
1. Нестабильность денежного обращения;
2. Неравномерность распределения собственности;
3. Неравноправное положение негосударственных предприятий по сравнению с предприятиями государственного сектора.
В целом экономические условия становления предпринимательства в России можно оценить как неблагоприятные. На это малый бизнес реагирует своеобразно: уходит в теневую экономику.
Новгород обладает большим научно-техническим, интеллектуальным и экономическим потенциалом. В связи с конверсией на многих предприятиях города, особенно радиоэлектронной промышленности, высвобождаются производственные трудовые ресурсы. наряду с негативными последствиями это позволяет предприятиям перестраивать промышленный комплекс на новые рыночные условия. но для этого необходимы инвестиции. Из фонда социально- экономического развития области, поддержки предпринимательства и развития конкуренции по ходатайству администрации города Новгорода в 1994 году была оказана финанасовая поддержка 14 предприятиям на сумму 1 млрд. рублей в ценах 1994 года, и 12 бизнес-планам на сумму около 2 млрд. рублей. Всего на предпринимательскую деятельность в Новгороде получили свидетельства около 3 тыс. человек. Фондом поддержки развития предпринимательства, образованном в городе, малым предприятиям оказана финансовая поддержка в размере 154 млн. рублей.
Глава 4. Ход реализации программы поддержки и развития малого предпринимательства в Новгородской области.
4.1. Подпрограмма развития малых предприятий Боровичского района
Район расположен в восточной части области на Валдайской возвышенности, граничит с Любытинским, Окуловским, Мошенским районами и Тверской областью. Площадь - 3.1 тыс.кв.км.
На территории района протекает река Мста с множеством притоков, находится большое количество озер, наиболее крупные из них: Пирус, Шерегода, Люта, Сухое, Пелено, Лимандрова. Район богат полезными ископаемыми. Месторождения известняков зарегистрированы вблизи деревень Кончанское, Семеновское, Райцы, Бабино, Долгая Лука, Вязовка, Шерстник, Власиха, Тини, Передки, Устье, Полыновка, Шапкино, Бобровик. Большие залежи торфа - более 20 месторождений. Месторождения кирпично-черепичной глины находятся в 10 км от г.Боровичи. Строительные пески -месторождение Бобровские Горы. В районе имеются многочисленные залежи огнеупорной глины. Основные — Шибатовское, Усть-Брынкинское, Мишинское, Райцкое и др.
В транспортном отношении Боровичский район имеет прямое железнодорожное сообщение с г.Москвой, г. С.-Петербургом, разветвленную сеть автомобильных дорог, аэропорт.
Боровичский район - самый большой по численности населения (после г.Новгорода), в нем проживает около 82 тысяч населения, характеризуется высокой долей городского населения - 75%. Прироста населения нет. Демографическая ситуация характеризуется самой низкой рождаемостью и наиболее высокой смертностью. Более половины проживающих в районе (51%) в трудоспособном возрасте. Уровень безработицы ниже, чем по области.
Отраслями специализации народного хозяйства района являются промышленность и сельское хозяйство. Причем в промышленном отношении район стоит на одном из первых мест в Новгородской области. Отраслевая структура промышленности характеризуется доминированием таких отраслей, как металлургия, машиностроение, легкая и деревообрабатывающая промышленность. Основная специализация сельского хозяйства района - мясо-молочное животноводство. Растениеводство преимущественно подчинено животноводству и специализируется на выращивании кормов, также включает производство овощей, картофеля, льна.
Всего на территории района функционируют 30 промышленных предприятий. Самым крупным предприятием является АО "Боровичский комбинат огнеупоров", который производит 50% всей промышленной продукции района. Четвертая часть объема продукции приходится на предприятия - АО "Боровичский мясокомбинат", АО "Боровичский комбикормовый завод", АО "Боровичский хлеб", Боровичский завод деревообрабатывающих станков, АО "Вельгийская бумажная фабрика".
Предприятия радиоэлектроники и приборостроения работают на привозном сырье. Зависимость предприятий от кооперационных поставок ставит народное хозяйство в сложное положение.
В последнее время по предприятиям некоторых отраслей наметилась тенденция к увеличению объемов производства, повышению его эффективности и рентабельности. Это в большей степени характерно для АО "Боровичский комбинат огнеупоров", предприятий промышленности стройматериалов - АО "Завод ЖБИ", АО "Завод силикатного кирпича", АО "Деревообрабатывающий комбинат", АО "Кирпичный завод" и др. Однако на предприятиях машиностроения и пищевой промышленности спад производства значительный, имеют место полные и частичные остановки производства, сокращенный режим работы. Перспективы развития Боровичского района связаны с преимущественным сохранением отраслевого профиля народного хозяйства, но на новой технической и технологической базе. Так как промышленность района сформировалась на базе переработки местного сырья, прежде всего огнеупорных глин, лесных ресурсов, сельскохозяйственного сырья, то приоритеты в промышленности следует отдать отраслям огнеупоров, лесной и деревообрабатывающей промышленности, пищевой и промышленности строительных материалов.
Решающим условием становления экономики района является развитие малого предпринимательства.
В районе зарегистрировано около 400 малых предприятий, из которых активно работают 100. В результате своей деятельности предпринимательские структуры вносят по сравнению с крупными промышленными предприятиями незначительный вклад в экономику района. Доля прибыли, получаемой от малых предприятий в бюджет района, составляет 5%.
Позиция Администрации г.Боровичи и района по отношению к предпринимательству выражается в разработке нормативно-правовых актов, направленных на стимулирование предпринимательской активности, инвестиционной деятельности, поддержку отдельных инвестиционных проектов малых предприятий, содействие развитию Боровичского филиала АО "Новгородский бизнес-парк", предоставление налоговых льгот субъектам малого бизнеса, действующих в приоритетных для района направлениях.
В результате ходатайства Администрации города и района в 1994 году из Фонда социально-экономического развития области, поддержки предпринимательства и развития конкуренции была оказана финансовая поддержка в размере 50.0 млн. рублей УПП ВОС - для организации хлебопекарного производства. В 1995 году финансовую поддержку получили еще 5 предприятий: • СИД УВД ОЯ 22/3 - 60.0 млн. рублей - на организацию хлебопекарного производства; • МП "Электрон" • 70.0 млн. рублей - для развития услуг по ремонту и техническому обслуживанию сложной бытовой техники; • ТОО "Блюз" - 4.0 млн. рублей - на развитие парикмахерских услуг; • АО "Силуэт" - 36.0 млн. рублей - для создания участка отделки и вышивки швейных изделий; • АО "Горизонт" АО "Мстатор" - 200.0 млн. рублей - для развития производства спецтрансформаторов.
В ближайшем будущем в целях развития и поддержки малого бизнеса предполагается открытие в г.Боровичи представительства Новгородской торгово- промышленной палаты, оказание содействия Боровичскому Союзу предпринимателей в создании общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, привлечения малых предприятий к подготовке инвестиционных проектов для участия в международной ярмарке инвестиционных проектов "Боритек", дальнейшее использование мер налогового регулирования, направленных на стимулирование производственной деятельности малых предприятий. Администрацией принято положение "О регулировании инвестиционной деятельности на территории г.Новгорода". Планируется создание бюджетного и внебюджетного фондов, предусматривается направление 1.5% бюджетных средств на финансирование инвестиционных программ. Разработан перечень инвестиционных проектов предприятий города, предлагаемых для реализации иностранным и отечественным инвесторам. Проходят семинары, встречи, выставки с участием иностранных представителей деловых кругов и предпринимателей города, на которых рассматриваются практические вопросы по развитию промышленного производства и торговли. Установлены контакты со шведскими, китайскими и другими фирмами. Осуществляются конкретные совместные проекты. Только в 1994 году было привлечено иностранных инвестиций на сумму более 1.5 млрд. рублей.
По свидетельству специалистов: «…ЕБРР выделил 300 миллионов долларов кредита для российского малого бизнеса… Созданный правительством России в 1993 году Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции по идее должен передавать часть своих средств на поддержку малого бизнеса.»(
В городе определены приоритетные направления развития малого предпринимательства:
• производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов, медицинской техники;
• оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг населению;
• строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения, производство строительных материалов для реализации населению;
• развитие туризма;
• подготовка кадров для малого бизнеса.
4.2. Мероприятия общерегионального значения
1. Совершенствование нормативно-правовой базы государственной региональной политики в сфере поддержки и развития малого предпринимательства; * Разработать проект закона области «О поддержке молодых предпринимателей Новгородской области»; * Подготовить предложение в Правительство Российской Федерации о придании Новгородской области статуса демонстрационной территории – полигона по ускоренному развитию малого предпринимательства; * Проект постановления администрации области «О поддержке общественных организаций предпринимателей в Новгородской области»; * Провести анализ действующих и разрабатываемых нормативных актов федерального и регионального уровня в сфере развития и поддержки малого предпринимательства с целью упорядочения системы правового регулирования и подготовке предложений по ее совершенствованию; * Сбор и анализ действующих нормативных актов по поддержке малого предпринимательства субъектов Российской Федерации с целью совершенствования нормативно-правовой деятельности в Российской Федерации; * Осуществить анализ конкурентной среды в обществе по группам товаров и услуг с целью формирования маркетинговых подходов в сфере управления малыми предприятиями; * Обеспечить математический анализ инфраструктурных подразделений организаций, осуществляющих поддержку малого предпринимательства; * Осуществить анализ проблем создания и ликвидации малых предприятий; * Разработать порядок и условия проведения международных и областных конкурсов малых предприятий, стимулирующих развитие предпринимательства; * Оказать поддержку 2 районам области в разрабатывании комплексной программы социально-экономического развития территории на основе ускоренного регулирования развития малого предпринимательства; * Подготовить постановление администрации области о введении региональной государственной экспертизы в сфере науки, образования, отраслей народного хозяйства и социально-экономического развития. 2. Развитие региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и подготовки кадров ; * Расширить деятельность АО «Новгородский бизнес-парк» и его филиалов в городах Боровичи и Валдай. Организовать представительства АО «НБП» в районах области; * Оказать содействие АО «НБП» в организации трех эффективных экономически малых предприятий в целях укрепления доходной базы АО (сеть пунктов быстрого питания, упаковочное производство, сервисный центр); * Расширить деятельность АО «Новгородский технопарк» как структуры наукоемкого инновационного бизнеса; * Оказать содействие АО «НТП» в создании специализированного малого предприятия с целью увеличения доходной базы АО; * Создать при администрации области общественный совет директоров основных инфраструктурных подразделений области, занимающихся поддержкой малого предпринимательства; * Обеспечить регулярную работу общественного совета директоров по согласованию форм и методов работы; * Создать региональный маркетинговый центр по обеспечению маркетинговой поддержки малых предприятий и иных хозяйствующих субъектов области; * Разработать условия взаимодействия маркетингового центра с субъектами предпринимательства области; * Организовать региональный инновационный центр с использованием типовых разработок Союза независимых инжиниринговых компаний СИНОР и инженерного центра по освоению конкурентноспособных инноваций ТЕХИНЦЕНТР; * Оказать содействие инновационному центру и инновационному фонду в осуществлении их деятельности; * Расширить деятельность учебно-образовательного центра предпринимательства и малого бизнеса в городе Новгороде, оказать содействие в поиске помещения для размещения центра; * Расширить деятельность учебно-делового центра Морозовского проекта в г. Боровичи; * Оказать содействие в создании центров переобучения женщин, не имеющих работы, молодежи области с участием санкт-петербургского центра поддержки предпринимательства под эгидой USAD и фонда “KNOW HOW” Великобритания. 3. Поддержка инновационной и производственной деятельности; * Разработать специализированную региональную программу инновационного предпринимательства; * Подготовить сводный перечень перспективного опыта конструктивных работ по созданию комплектного технологического оборудования и машин, типовых строительных модулей для сферы малого предпринимательства области; * Содействовать развитию предпринимательства и инновационной инфраструктуры. 4. Информационное обеспечение малого предпринимательства; * Создать центр по обеспечению и ремонту технических средств и производству базы современных ПК; * Организовать сбор и анализ потребности малого предпринимательства для организации маркетинговой поддержки РИАЦ, а также осуществить проведение регулярных маркетинговых опросов в сети РИАЦ * Создать сеть мониторинга и сбора информации об инвестиционных проектах малых предприятий; * Организовать мониторинг развития предпринимательства в районах области и информационное обаспечение районов области и малых городов; * Организовать информационное обслуживание и создать механизм льготного информационного обеспечения малых предприятий области; * Разработать структуру организации по формированию и эксплуатации системы обращения к федеральным базам данных для РИАЦ и предпринимателей. 5. Стимулирование деловой активности и новых форм хозяйствования, создание благоприятного общественного мнения для развития малого бизнеса; * Организовать комплексное бизнес-издание; * Подготовить иллюстрированный буклет о Новогородской области для туризма и бизнеса; * Подготовить и провести социологическое исследование сферы малого предпринимательства; * Подготовить проведение конкурса малых предприятий; * Организовать проведение конкурса; * Организовать проведение конкурса среди районов области за звание активного района; * Оказать содействие АО «НТП» и АО «НБП» и Торгово-промышленной палате в организации телепередач по проблеме предпринимательства; * Создать при администрации области молодежный общественный орган «Молодежный экономический колледж (Молодежное правительство)»; * Оказать содействие кооперативам малых предприятий на основе технологической целесообразности. 6. Развитие инвестиционных процессов и внешнеэкономических связей. * Подготовить постановление администрации области о Фонде социально- экономического развития области и поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, имея ввиду нормативное закрепление минимальной нормы бюджетной поддержки развития предприятий на уровне 1,5% расходной части бюджета; * Финансировать на льготной возвратной основе наиболее значимые предпринимательские проекты в соответствии с приоритетами, определенными в программе «Малый бизнес». Соответствие прохождения в первоочередном порядке проектов, решающих вопрос занятости женщин и молодежи. * Расширить деятельность АО «Новгородская лизинговая компания» по инвестированию эффективных проектов и программ предпринимательства; * Организовать 20-25 малых совместных предприятий с инофирмами; * Организовать международные семинары по вопросам привлечения инвестиций, созданию совместных предприятий, развития малого бизнеса в области; * Разработать пакет технических проектов для малого и среднего предпринимательства с целью привлечения иностранных кредитов для приобретения современных технологий; * Организовать взаимодействие по разработке и предоставлению инвестиционных проектов малого предпринимательства совместно с Северо- Западным венчурным фондом ЕБРР и американским агентством КЭАРСБАК (Фонд поддержки малого бизнеса). 2. Участие органов государственной власти Новгородской области в программе поддержки малого предпринимательства на примере мебельной фирмы Селиванова
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9