Рефераты. Преимущества и недостатки рыночного механизма






Преимущества и недостатки рыночного механизма

Министерство образования Российской Федерации

Российский государственный гуманитарный университет.







 

 

 

Контрольная работа

по:

Экономической теории. Микроэкономике

 на тему:

«Преимущества и недостатки рыночного механизма».



















Выполнила: студентка Новикова В.В.

                                                                     специальность: мировая экономика

                                                                     г. Тула      1год обучения (3 года)

                                                                     Проверила: Каждан Г.С.



Тула 2003 г.


Оглавление:


Введение……………………………………………………………… стр. 3


Глава 1. Рынок………………………………………………………... стр. 4


§1. История развития…………………………………………………. стр. 4


§2. Классификация рынков…………………………………………… стр. 5


§3. Признаки рынков…………………………………………………... стр. 7


Глава 2. Рыночный механизм………………………………………... стр. 9


§1. Общая характеристика и

преимущества рыночного механизма………………………………….. стр. 9


§2. Недостатки рыночного механизма………………………………... стр. 13


Глава 3. Современная рыночная экономика………………………….. стр. 18


Заключение……………………………………………………………… стр. 20


Библиография……………………………………………………………. стр.21






















Введение.

 

Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой- проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и в каком объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следует учитывать, как будет распределяться произведенная продукция, а значит, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие, безработные.

При этом каждое десятилетие выдвигает на первый план доминирующую проблему[1]. В 30-е годы, по мнению Р. Липси, П. Стейнера, Д. Пэрвиса, таковой являлась огромная незанятость человеческих и материальных ресурсов, в 40-е годы- оптимальное распределение ресурсов между гражданским и военным секторами экономики, в 50-е годы- нарастающие инфляционные процессы, в 60-е годы- замедление экономического роста, в 70-е годы- стагфляция, в 80-е годы- высокий уровень безработицы (начало десятилетия) и дефицит государственного бюджета, в 90-е годы- государственный долг, дефицит бюджета. И общество вынуждено направлять необходимые усилия на то, чтобы результативно справиться с возникающими препятствиями

Решая эти сложные и многогранные проблемы, общество ставит пред собой цель- обеспечить экономический рост, полную занятость, стабильность цен, экономическую свободу, справедливое распределение дохода, социальные  гарантии больным, престарелым, малоимущим.

И в своей работе я хотела бы рассмотреть, что представляет собой рыночная экономика, ее механизмы, их преимущества и недостатки, а так же то, насколько эффективно они способны решить поставленный проблемы.












Глава 1. Рынок.

§1. История развития.

Возникновение рынка непосредственно связано с появле­нием общественного разделения труда. Уже на заре цивилиза­ции произошло крупное разделение труда между земледельче­скими и скотоводческими племенами. Все усиливающееся разделение труда, его дифференциация и специализация в конечном  итоге привели не только к повышению производи­тельности и эффективности общественного производства, но и к неизбежности обмена продуктами этого труда. Постепенно такой обмен расширялся и совершенствовался от случайного обмена продуктами труда первобытных племен до современ­ного рынка, где в качестве всеобщего эквивалента стоимости выступают деньги.

Английский экономист XIX в. У.Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара[2]. Современный американский экономист Ф.Котлер характе­ризует рынок как совокупность существующих и потенци­альных покупателей товара, подчеркивая особую роль поку­пателей. Британская энциклопедия трактует рынок как сово­купность инструментов, посредством которых осуществляет­ся обмен товарами и услугами в результате контактов поку­пателей и продавцов друг с другом. Контакт может осу­ществляться прямо либо через индивидуальных посредников или организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелев­ской премии Ф.Хайек (1899—1992) определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наиболь­шей полнотой и эффективностью использовать информа­цию, рассеянную среди бесчисленного множества индивиду­альных агентов.

Итак, рынок — это взаимодействие продавцов и покупате­лей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. При этом не обязательно быть собственником покупаемого или продаваемого товара, можно действовать и по поручению.

Покупателями могут быть отдельные граждане, семьи, фир­мы, посредники, приобретающие товары для последующей продажи (фирмы оптовой и розничной торговли), государ­ственные учреждения.

Поскольку за продавцами стоят товаропроизводители, то конкуренция заставляет их снижать издержки производства, увеличивать разнообразие продуктов, повышать их качество. Для расширения рынков сбыта как традиционных, так и новых товаров фирмы-изготовители изучают потенциальных потребителей по доходам, образованию, возрасту, полу. Осо­бенно их интересуют факторы, влияющие на восприятие потребителями товаров: цена, качество, преимущества перед существующими образцами, соответствие потребительским стандартам. Продукция, предлагаемая на рынок, должна быть конкурентоспособной, т.е. иметь такие потребительские свой­ства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной про­дукции других конкурентов. На рынке побеждает тот това­ропроизводитель, конкурентоспособность продукции кото­рого выше.

Современный рынок все больше превращается в рынок новинок, ибо новизна стала важнейшим свойством товаров и услуг, делающим их конкурентоспособными. Новыми счита­ются товары и услуги, не имеющие аналогов, а также улуч­шенные варианты или модификации существующих. Рынок интересуют любые новшества: в конструкции, обеспечиваю­щие более высокую производительность, надежность и до­лговечность; в дизайне, делающие продукцию удобной и эстетичной; в системе управления (менеджменте), повыша­ющие рентабельность производства. Для современного рын­ка характерно стирание национальных границ, формирова­ние мировых рынков товаров, услуг, технологии, информа­ции, рабочей силы, капиталов и валют.

Роль рынка в экономике определяется следующими мо­ментами. Во-первых, рынок через механизм конкуренции способствует рациональному распределению ресурсов. Ф.Хайек определял конкуренцию как процедуру открытия таких факторов производства, которые без обращения к ней оставались бы никому не известными или не используемыми[3]. Во-вторых, рынок влияет на объем и структуру производства, приспосабливая его через цены к платежеспособному спросу. В-третьих, рынок оздоровляет экономику, освобождая ее от убыточных, неконкурентоспособных предприятий. В-четвертых, рынок заставляет потребителя выбирать рациональ­ную структуру потребления, соответствующую его доходу и ценам. В-пятых, рыночные цены выступают носителями экономической информации, сообщая о наличии или отсут­ствии товаров, количестве и качестве, издержках их произ­водства, полезности для потребителя.

§2. Классификация рынков.

Рынки можно классифицировать по объектам купли-продажи, типу конкуренции, территориальному признаку и др.

По объектам купли-продажи различают рынок товаров, услуг и информации, рынок капиталов и рынок рабочей силы.

Рынок товаров можно представить состоящим из товаров, идущих в производственное потребление (рынок средств производства), и товаров, предназначенных для личного потребления (рынок предметов потребления).

Рынок средств производства обычно рассматривают в от­раслевом аспекте. Наиболее укрупненно его можно предста­вить в виде рынков: 1) топлива и минерального сырья; 2) сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лес­ных товаров; 3) объектов промышленного строительства; 4) машин и оборудования; 5) научно-технических знаний.

Для рынка машин и оборудования характерна значительная монополизация производства (ограниченное число фирм-изготовителей) и мировых рынков сбыта. Необходимыми условиями конкурентоспособности на этом рынке являются ускоренное обновление продукции и ее техническое обслу­живание после продажи, что сохраняет высокий спрос на машины и оборудование при спаде конъюнктуры. Для сбыта продукции используются поставки комплектного оборудова­ния, а также отдельных узлов и деталей, торговля по заявкам покупателей, сдача изделий в аренду.

На рынке научно-технических знаний покупаются и прода­ются научно-технические идеи, открытия, изобретения, зна­ния и опыт. Интеллектуальная собственность (авторское право) защищена законодательством страны, поэтому торго­вые сделки заключаются на основе патентов, авторских сви­детельств, лицензий.

Рынок предметов потребления подразделяется на рынки потребительских товаров длительного и краткосрочного поль­зования.

Поскольку услуги и информация являются товарами, то соответствующие рынки объединяются с рынком товаров. Рынок услуг — это купля-продажа услуг общественного питания, здравоохранения, образования, инженерно-техничес­ких и бытовых. Рынок информации возник в промышленно развитых странах в 50-е годы. Вначале поставщиками инфор­мации выступали академические и научно-технические об­щества, государственные учреждения, учебные заведения, затем возникли коммерческие организации. В 80-е годы объем продаж на мировом информационном рынке оцени­вался в 50 млрд. долл. и увеличивался на 10% в год. Лидером на этом рынке являются США, доля которых в мировом предложении информационных услуг составляет до 80%. Одновременно США выступают главным покупателем на мировом рынке информации, потребляя 40% средств и услуг телесвязи, 60% компьютеров и программного обеспечения (для сравнения - Япония потребляет 12—18% мировой ин­формационной продукции, Западная Европа - 25—30%).

Рынок капиталов в зависимости от объекта купли-прода­жи делится на рынок денег и рынок ценных бумаг (акции, облигации и др.). Акция ценная бумага, выпускаемая корпорацией и делающая ее держателя собственником части капитала. Владелец акции получает часть дохода корпора­ции, пропорциональную вложенному капиталу. Облигация — ценная бумага, которая приносит ее собственнику доход в виде процента. Владелец облигации выступает как кредитор, отдавая свои деньги заемщику капитала во временное поль­зование и взимая за это плату. Облигации выпускаются государством, муниципальными органами, корпорациями. Организационно рынок денег обслуживают банки, рынок ценных бумаг - фондовые биржи.

По типу конкуренции различают: 1) рынок свободной (со­вершенной) конкуренции, где все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности; 2) рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынки чистой мо­нополии, олигополии и монополистической конкуренции.

По территориальному признаку выделяются местные рын­ки, обусловленные особенностями территориально-админи­стративного деления, национальные и мировые рынки.

§3. Признаки рынка.

Существует по меньшей мере пять признаков рынка, отличающих его от других типов организации экономиче­ской деятельности.

• Подлинный  рынок  предполагает  свободный  доступ  в него и свободный выход из него, поэтому число участников рынка ничем не ограничивается. Более того, чем больше та­ких участников, тем заметнее проявляются рыночные законы. Вступление в рынок и участие в нем можно осуществить раз­ными
 способами: открыть свое дело (мастерскую,  магазин,
ателье и т.п.), обходясь собственными силами и силами своей
семьи или родственников; нанять рабочих и создать предпри­ятие
 или фирму. Уча­ствовать в рыночной деятельности можно и путем покупки
акций, ценных бумаг, вкладывая деньги в банки, страховые
компании и другие финансовые учреждения.

• Поскольку   на   рынке   участвует   значительное   число
производителей товаров, постольку цена, назначаемая каждым из них, оказывает незначительное влияние на общую рыночную цену. Любой товаропроизводитель не может выбро­сить на рынок столько товара, чтобы диктовать свою цену по­требителю. Именно массовый характер рынка, взаимодействие разных продавцов с приблизительно равными возможностями приводит к выравниванию общей рыночной цены, содействуя ее устойчивости.

•  На рынке предполагается полная свобода в перемеще­нии
 материальных, финансовых и людских ресурсов. Почему
важно это условие? Да потому, что каждый стремится к выигрышу,­
 увеличению своего дохода, а для этого надо перемес­тить
 ресурсы туда, где они дадут наибольшую отдачу, где ис­пользуются
 новые мощности, осваиваются более передовые
технологии, лучше оплата труда, условия работы и т.п.

•  Рынок должен обеспечить в принципе равные шансы для
всех его участников, поэтому признается право каждого на
полную информированность о предложении и спросе, о це­нах,
 спецификации товаров и др. Это позволяет каждому уча­стнику сделать наилучший выбор среди имеющихся возмож­ностей, хотя фактически о полной информированности при­ходится говорить далеко не всегда, а выбор наилучшей воз­можности сталкивается с еще большими трудностями.

•  На свободном рынке исключаются какие-либо привиле­гии для каких-либо групп продавцов, связанные, например, с торговыми марками и иными характеристиками товаров. Все товары считаются абсолютно однородными, если они соответ­ствуют стандарту. Конечно, это условие не всегда соблюдается, ибо покупатели, особенно на оптовых рынках, прекрасно
разбираются в достоинствах товаров тех или иных компаний,
в частности производимых фирмами с устоявшейся хорошей
репутацией, и даже реклама здесь не так важна.

Важно всегда помнить, что рынок, который мы охарак­теризовали пятью основными признаками, является идеа­лизированным, основанным на свободной конкуренции и потенциально одинаковых шансах для всех продавцов и покупателей, и отличается — порой значительно — от рынка реального.






































Глава 2. Рыночный механизм

§1. Общая характеристика и преимущества рыночного механизма.

Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственным частным интересом и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом. Коорди­нацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм - сердце рынка. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг другу, так и увязку этих решений через систему цен и конку­ренцию. Рыночный механизм сравнивают с непрерывным рефе­рендумом, в котором «суверенные» потребители «голосуют» своими экономическими решениями в пользу определенного «кандидата» - того или иного товара[4]. Рыночный механизм «наводит порядок в потенциальном хаосе» прежде всего через це­ны. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для про­изводителей. Они служат маяком, по которому хозяйст­вующие субъекты могут «сверять» свой выбор, преследуя част­ный интерес. Через цены суммируются и балансируются бесчис­ленные индивидуальные экономические решения. Цены рассмат­риваются в западной экономической литературе организующей силой.

Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она сдерживает частные интересы, направляет их на производ­ство общественно необходимых товаров. Конкуренция непремен­но приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, ко­торые производят необходимую для потребителя и рентабель­ную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать редкие ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролиру­ющей силой в рыночной экономике.

Но так ли идеально действует рыночный механизм? Конеч­но, нет. Как у всякого явления, у рынка есть свои преимущест­ва и свои недостатки.

К преимуществам рынка западные экономисты относят:

1)       эффективное распределение ресурсов - рынок направля­ет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

2)       возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь дан­ные о цене и издержках производства. Например, фермеру, занимающемуся производством молока, не нужно знать, сколько
потребляют молока малыши, сколько других фермеров выращи­вают коров молочной породы, сколько денег тратят на молоко,
а не на сахар. Ему достаточно информации о ценах на молоко
и на корма,    о затратах на различные породы скота, электро­энергию, рабочую силу. Имея такую информацию, фермер смо­жет производить приблизительно то количество молока, которое необходимо для потребителей;

3)       гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся услови­ям. Так, когда в 70-е годы резко повысились цены на энергоно­сители, рынок ответил на это разработкой альтернативных ис­точников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий,
введением режима жесткой экономии энергоресурсов;

4)        оптимальное  использование  результатов  НТР.  Стремясь,
получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители
идут на  риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие
технологии,  что  позволяет им   иметь  временные  преимущества
перед конкурентами;

5)        свободу выбора и действий потребителей и предпринима­телей. Они независимы в принятии своих решений, заключении
различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;

6)        способность к удовлетворению разнообразных потребно­стей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой кор­ректировке неравновесия.

Чтобы поддерживать конкурентоспособность своей продук­ции, фирмы стремятся расширять ассортимент, повышать каче­ство, снижать издержки и т. д. Если же в отрасли неправильно оценили спрос и выпустили, скажем, много женских платьев и меньше блузок, то рынок незамедлительно отреагирует на это: цены на блузки возрастут, соответственно выручка пойдет на увеличение выпуска блузок, а производители женских платьев будут заинтересованы в перепрофилировании производства на пошив блузок и на изменение фасона платьев.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.