Рефераты. Рынок электроэнергии






При этом можно выделить три основные формы государственного управ­ления отраслью:

•    прямое государственное управление отраслью.

При этой форме управ­ления государство владеет и через свои органы (например, министерство) на­прямую управляет и отраслью и входящими в нее предприятиями. Объем про­изводства и поставок, ценовая и инвестиционная политика, финансовые показа­тели, направления использования прибыли - практически все важные для пред­приятий отрасли решения принимаются государством. Инвестиции осуществ­ляются, как правило, централизованно за счет государственных ассигнований. Но поскольку для государства эффективность именно этой отрасли не обязательно является главным приоритетом, то принимаемые решения не всегда от­вечают ее интересам. Такая форма управления отраслью имела место в СССР, а также продолжает иметь место в некоторых странах (например, в Китае);

•    государственное управление отраслью через государственную корпорацию.

При этой форме управления государство владеет отраслью, но управля­ет ею не напрямую, а через создаваемую им государственную корпорацию (компанию). Главное отличие этой формы управления от предыдущей заключа­ется в том, что корпорация, несмотря на то, что в целом и общем выполняет во­лю государства и должна действовать в его интересах, имеет определенную са­мостоятельность в принятии решений, направленных на повышение эффектив­ности и получение прибыли. Цены, как правило, устанавливаются государст­венным регулирующим органом;

•    государственное регулирование и надзор за функционированием от­расли.

Эта форма управления применяется, если все предприятия отрасли или их часть находятся в частной собственности. При этой форме управления пред­приятия отрасли максимально самостоятельны в принятии решений, а государ­ство осуществляет управление отраслью через такие рычаги, как лицензирова­ние, регулирование деятельности монополистов, надзор за безопасностью и т.д. Именно эта форма государственного управления является основной на либера­лизованных рынках электроэнергии.

Государственное регулирование и надзор за электроэнергетикой обычно заключается в:

•    лицензировании;

•    государственном регулировании цен (тарифов);

•    государственном надзоре за надежностью и безопасностью производ­ства, передачи, распределения и потребления электроэнергии;

•   установлении общеобязательных правил, связанных с производством,
передачей, распределением и потреблением электрической и тепловой энергии,
а также надежностью и безопасностью строительства электроэнергетических
установок и их эксплуатации.

Структура государственного управления электроэнергетикой в разных странах отличается большим разнообразием входящих в нее органов управле­ния. Однако в случае дерегулирования, ввиду важных экономических и соци­альных последствий реформ в электроэнергетике, необходимым представляется иметь в их составе независимый орган, ответственный за проведение реформ и нормальное функционирование рынка.

Неслучайно в большинстве стран, осуществивших дерегулирование элек­троэнергетики, было признано необходимым руководство реформами и надзор за функционированием рынка поручить независимым агентствам (FERC в США, OFGEM - в Англии и Уэльсе, Национальная энергетическая админист­рация - в Швеции и Чили и т.д.). Сфера деятельности этих агентств и их функ­ции в разных странах определены по-разному, но их объединяет то, что они не­зависимы настолько, насколько может быть независимым орган государствен­ного управления.

Независимость создает условия для принятия агентствами решений, на­правленных, прежде всего, на повышение эффективности и развитие рынка, ис­ходя не из интересов отдельных участников или их групп, а из интересов от­расли и экономики в целом.


2.4 Формы конкуренции и структура отрасли

Любая энергосистема, независимо от того, работает она в условиях моно­польного или либерализованного рынка, имеет технологическую структуру, показанную на рис.1.

Рис.1. Технологическая структура энергосистемы и границы оптового и розничного рынков

На рис.1. также показаны технологические границы оптового и роз­ничного рынков электроэнергии, которые соответствуют следующему их по­ниманию:

•     на оптовом рынке крупные электростанции и импортеры продают электроэнергию оптовым покупателям - энергоснабжающим организациям (розничным поставщикам) и крупным конечным потребителям, а поставка им электроэнергии осуществляется преимущественно по электрическим сетям вы­сокого напряжения (передающим сетям);

•     на розничном рынке энергоснабжающие организации и региональные электростанции продают электроэнергию розничным покупателям (средним и мелким конечным потребителям), а поставка им электроэнергии осуществляет­ся по сетям среднего и низкого напряжения (распределительным сетям).

Переход от монопольного рынка, когда одна вертикально - интегрирован­ная компания (ВИК) монопольно осуществляет производство, передачу, распре­деление и поставку электроэнергии, к конкурентному рынку, может быть осуще­ствлен различными путями и в различных вариантах. При этом напомним, что конкуренцию на рынке электроэнергии можно организовать в сферах производ­ства и поставки электроэнергии, а сферы ее передачи и распределения в любом случае должны оставаться монопольными и регулироваться государством.

Кроме того, переход к конкуренции возможно осуществить поэтапно -вначале на оптовом рынке, а затем и на розничном.

С учетом сказанного, конкуренция на рынке электроэнергии в пределах электрических сетей какой-либо ВИК может быть организована в следующих основных формах, приведенных в порядке возрастания уровня конкуренции:

1) конкуренция между независимыми производителями электроэнергии (НПЭ)  за  право  ее  продажи  существующей  монопольной  вертикально интегрированной компании (ВИК);

2) конкуренция между НПЭ (или любыми третьими лицами) и ВИК за право поставки электроэнергии энергоснабжающим компаниям и крупным потребителям. НПЭ (любые третьи лица) имеют свободный (или открытый) дос­туп к передающим сетям ВИК;

3)все электростанции ВИК становятся независимыми производителями электроэнергии и конкурируют с другими НПЭ за право продажи электроэнер­гии единому покупателю - специальному закупочному агентству (СЗА). Доступ к передающим сетям свободный.

4) конкурентный оптовый рынок;

5) конкурентные оптовый и розничный рынки.

В случаях 1) и 2) реструктуризация отрасли не требуется - она продолжа­ет оставаться вертикально - интегрированной. В случае 3) необходима реструк­туризация отрасли путем вывода производителей электроэнергии из состава ВИК. Во всех этих трех случаях рынок работает в условиях неполной (или ог­раниченной) конкуренции.

В двух остальных случаях, предусматривающих полную конкуренцию, необходима полная реструктуризация отрасли путем дезинтеграции монополи­ста на отдельные компании по производству, передаче и распределению элек­троэнергии.

В связи со сказанным, в электроэнергетике возможны 4 основные модели структуризации отрасли:

• Модель 1 - отрасль представляет собой вертикально - интегрирован­ную структуру (ВИК), которая, при необходимости, закупает электроэнер­гию у НПЭ или (и) конкурирует с ними за право поставки электроэнергии.

Разновидностью этой модели является такая структура отрасли, при кото­рой одна компания монопольно осуществляет производство электроэнергии и ее передачу по высоковольтным электрическим сетям, а другие компании, ко­торым принадлежат сети среднего и низкого напряжения, монопольно постав­ляют ее всем потребителям на обслуживаемой ими территории. При этом эти распределительные компании могут покупать электроэнергию только у единст­венной компании по производству и передаче электроэнергии.

•           Модель 2 - все электростанции отрасли являются независимыми про­изводителями и конкурируют между собой и другими НПЭ за право продажи электроэнергии единому покупателю - специальному закупочному агентству. Единый покупатель является монополистом по покупке и поставке электро­энергии всем потребителям.

•  Модель 3 - все электростанции отрасли являются независимыми про­изводителями и конкурируют между собой и другими НПЭ за право продажи электроэнергии оптовым покупателям - энергоснабжающим компаниям и крупным потребителям.

Энергоснабжающие компании являются монополистами по поставке электроэнергии «своим» розничным потребителям - у последних нет права вы­бора другого поставщика.

Эта модель предполагает свободный доступ к передающим сетям, конку­ренцию на оптовом рынке и отсутствие ее на розничном рынке.

•  Модель 4 - все электростанции отрасли являются независимыми про­изводителями и конкурируют между собой и другими НПЭ за право продажи электроэнергии любым покупателям как на оптовом рынке, так и на розничном рынках. Другими словами, всем потребителям предоставляется свобода выбора своих поставщиков и наоборот.

Эта модель предполагает свободный доступ как к передающим, так и к распределительным сетям и конкуренцию на оптовом и розничном уровнях.

2.5 Основные проблемы перехода к конкуренции


При переходе от регулирования к конкуренции возникает ряд проблем, рассмотренных ниже.

Во-первых, в вертикально-интегрированной энергосистеме, монопольно осуществляющей производство, передачу, распределение и поставку электро­энергии, режимы нагрузок электростанций в объеме, необходимом для удовле­творения спроса, рассчитываются и задаются централизованной диспетчерской службой с учетом допустимой пропускной способности линий электропередач и обеспечения необходимых резервов мощности. Такой централизованный подход позволяет относительно просто обеспечивать требуемые устойчивость энергосистемы и качество электроэнергии, а также оптимизировать режимы электростанций путем, например, наивыгоднейшего распределения нагрузки.

Дерегулирование рынка электроэнергии предполагает, что режимы по­ставки и потребления определяются рынком, а не диспетчером, и что любой поставщик должен иметь свободный и недискриминационный доступ к пере­дающим сетям. При этом, очевидно, могут возникать ситуации, когда исполне­ние этих режимов поставки и потребления привело бы к перегрузке отдельных линий электропередачи и, соответственно, к снижению надежности и качества электроснабжения и/или даже к потере устойчивости энергосистемы.

В связи с этим возникают следующие вопросы, связанные с реализацией права участников на свободный и недискриминационный доступ к передающим сетям, с одной стороны, и с недопущением перегрузки линий электропередач, с другой-, а именно:

•           необходимость адаптации существующего порядка планирования и контроля поставок электроэнергии к рыночным условиям. Для этого требуется организовать своевременный сбор информации о планируемых участниками рынка поставках электроэнергии и проверка возможности этих поставок с точ­ки зрения допустимой пропускной способности электрических сетей и сбалан­сированности режимов поставки/потребления в целом по энергосистеме.

Возможные по условиям пропускной способности и сбалансированности планируемые поставки участников рынка должны быть включены в суточный график почасового производства, передачи и потребления электроэнергии уча­стниками рынка (далее - суточный график). Суточный график направляется участникам рынка для исполнения и используется для контроля соблюдения предусмотренных в нем режимов;

•           разработка рыночных методов управления возможными перегрузками в электрических сетях. В случае необходимости ограничения каких-либо по­ставок по соображениям возможной перегрузки отдельных линий электропере­дачи их пропускная способность должна быть распределена на справедливой основе между заинтересованными участниками рынка. Наиболее эффективно это можно сделать, создав в том или ином виде рынок прав на пропускную спо­собность линий электропередачи, подверженных перегрузкам.

Во-вторых, в условиях вертикально-интегрированной отрасли поддержа­ние (регулирование) баланса активной мощности осуществляется за счет соот­ветствующего регулирования мощности входящих в состав компании электро­станций и ввода, при необходимости, оперативных резервов мощности.

В условиях либерализованного рынка, когда электростанции, как прави­ло, юридически и хозяйственно самостоятельны, участие производителей в та­ком регулировании, сопряженном с изменением выработки электроэнергии, возможно только при их финансовой заинтересованности в этом. Другими сло­вами, должен быть организован специальный рынок, на котором производители могли бы предлагать Системному оператору свои резервы мощности для цен­трализованного их использования в целях регулирования баланса активной мощности в энергосистеме.

С другой стороны, в целях уменьшения величин возможных дисбалансов и объема необходимых оперативных резервов мощности должны быть созданы стимулы для соблюдения участниками рынка предусмотренных суточным гра­фиком режимов. Для этого должны быть организованы централизованное вы­явление и коммерческое урегулирование дисбалансов на принципах, содержа­щих необходимые экономические стимулы. Но поскольку спрос и предложение на электроэнергию и, соответственно, ее рыночная цена могут меняться от часа к часу, то для выявления и урегулирования дисбалансов требуется почасовой учет объемов.

В связи с вышесказанным возникает необходимость в балансирующем механизме, состоящем из регулирующего рынка и системы выявления и урегу­лирования почасовых дисбалансов, основанные на рыночных подходах;

В-третьих, электроэнергия, поставляемая и потребляемая участниками рынка, является обезличенной и ее невозможно идентифицировать. В связи с этим возникает вопрос организации централизованной системы учета и взаи­морасчетов за электроэнергию.

В-четвертых, такие необходимые для устойчивого функционирования энергосистемы услуги, как регулирование частоты и напряжения и резервиро­вание мощности электростанций, могут предоставляться только отдельными участниками рынка. Эти вспомогательные услуги отдельных участников рынка должны централизованно закупаться для оказания всем участникам рынка сис­темных услуг по обеспечению устойчивости энергосистемы. Поэтому возника­ет вопрос организации рынков вспомогательных и системных услуг±

В-пятых, необходимо организовать обеспечение участников рынка свое­временной и объективной рыночной информацией, необходимой им для приня­тия адекватных и своевременных решений.

В-шестых, при любом из рассмотренных выше вариантов перехода к кон­куренции на оптовом рынке электроэнергии появляются независимые участни­ки рынка, и возникает необходимость установления правил, определяющих их права и обязанности. Прежде всего, такие правила нужны в связи с такими особенностями рынка электроэнергии, как:

•    необходимость предоставления участникам рынка равного и недискриминационного доступа к электрическим сетям для передачи проданной и\или купленной ими электроэнергии;

•    неизбежность отклонения фактических режимов поставки и потребления электроэнергии от их контрактных величин, в связи с чем необходимы ме­ры по поддержанию баланса в энергосистеме, а также выявлению и урегулиро­ванию дисбалансов.

Другими словами, для того, чтобы осуществлять торговлю на либерали­зованном рынке электроэнергии, нужно установить ряд правил, которые, в свою очередь, можно разбить на правила доступа на рынок и правила поведе­ния на рынке.

Правила доступа на рынок определяют условия получения права рабо­тать на этом рынке. К ним, прежде всего, относятся такие условия, как:

• лицензирование тех или иных видов деятельности;

•    условия физического подключения к электрическим сетям;

•    условия оплаты услуг энергопередающих организаций по передаче электроэнергии.

Правила поведения на рынке регулируют повседневную деятельность участников рынка, которая имеет два аспекта - техническую (операционную) и торговую. В связи с чем эти правила должны состоять из двух частей:

•    операционных правил (например, Сетевого Кодекса),

•    правил торговли, включая вопросы регулирования отношений, как между участниками рынка, так и между ними и органом (органами) управления рынком.

В совокупности, правила доступа на рынок и правила поведения опреде­ляют форму (модель) организации торговли электроэнергией.


3.КОНКУРЕНТНЫЕ ОПТОВЫЕ РЫНКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

3.1 Структура дерегулированного рынка электроэнергии

При вертикально-интегрированной структуре отрасли одна компания мо­нопольно осуществляет производство, передачу, распределение и поставку электроэнергии, обеспечивает надежность энергосистемы, управление пере­грузками, а также необходимое качество электроэнергии. Но, несмотря на раз­нообразный характер деятельности ВИК, конечным продуктом ее деятельности, подлежащим продаже, является только электроэнергия, доставленная потреби­телю, а все другие продукты ее деятельности потребляются внутри компании.

При переходе к дерегулированному рынку, предусматривающему конку­ренцию в сферах производства и поставки электроэнергии, возникает новая картина. Дезинтеграция прежде единой компании означает появление доста­точно большого числа независимых рыночных игроков, торгующих электро­энергией на оптовом и розничном рынках, а также означает необходимость ор­ганизации ряда субрынков и решения проблем перехода от монопольного рын­ка к конкурентному.

Из анализа этих проблем вытекает, что на конкурентном рынке электро­энергии предметом купли-продажи являются:

•     электроэнергия;

•     права на передачу электроэнергии по ЛЭП (или маршрутам передачи), подверженным перегрузкам;

•     централизованные услуги Системного оператора всем участникам рын­ка по балансированию энергосистемы и обеспечению безопасности и надежно­сти ее функционирования (системные услуги);

•     услуги отдельных участников рынка Системному оператору, необхо­димых ему для выполнения своих функций (вспомогательные услуги);

•   информационные и другие услуги.

Рынок собственно электроэнергии состоит из двух уровней — оптового рынка и розничного рынков. Наиболее важным из них является оптовый рынок, т.к. на нем в основном формируется конкурентная цена на электроэнергию, и только на нем централизованно осуществляются балансирование энергосисте­мы, управление перегрузками и оказание системных и вспомогательных услуг.

Оптовый рынок является более сложным и с точки зрения его организа­ции, т.к. возможные методы и формы оптовой торговли электроэнергией и управления рынком являются более разнообразными, что, в свою очередь, пре­допределяет и более сложную его структуру.

Таким образом, переход от монополии к конкурентному рынку электро­энергии означает более сложную структуру рынка и более сложные отношения между его участниками. Такой переход требует организации вместо единого монопольного рынка целого ряда новых рынков по торговле электроэнергией, а также новых подходов в вопросах взаиморасчетов, тарифов на передачу, управ­ления перегрузками, балансирования энергосистемы и обеспечения качества электроэнергии и надежности энергосистемы.

3.2 Рынок электроэнергии: форвардный, «за день вперед» и «реального

времени»


Форвардный рынок. Как и на других товарных рынках, электроэнергия может поставляться на основании предварительно (за год, месяц и т.д. вперед) заключенных сделок. Такие сделки, как известно, называются форвардными сделками, а соответствующий рынок (субрынок) - форвардным рынком.

Форвардный рынок электроэнергии функционирует на основе двусторон­них контрактов, свободно заключаемых продавцами и покупателями электро­энергии. Купля-продажа электроэнергии на этом рынке может осуществляться путем заключения:

•     прямых двусторонних контрактов между производителем и потребите­лем;

•     контрактов с дилерами (перепродавцами электроэнергии);

•   сделок на электроэнергетической бирже, торгующей форвардами. Форвардные контракты на рынке электроэнергии, по сути, являются финансовыми сделками, т.к. в первую очередь направлены на страхование сторон от неблагоприятного изменения конъюнктуры и цен в будущем (в период по­ставки). Окончательные обязательства по физической поставке и потреблению электроэнергии возникнут только после включения предусмотренных этими контрактами поставок в суточный график с учетом возможных ограничений на передачу электроэнергии. Следовательно, торговля форвардами не требует ка­кой-либо координации, а форвардный рынок - управления им и, соответствен­но, специальных мер по его организации (за исключением организации в от­дельных случаях централизованно управляемых рынков по продаже прав на пе­редачу по сетям, испытывающим регулярные перегрузки).

Однако в отношении рынка «за день вперед» и рынка реального времени дело обстоит иначе, и торговля на них требует специальных мер по ее органи­зации.

Рынок «за день вперед». На традиционных товарных рынках торговцы самостоятельно определяют, когда и сколько товара будет поставлено. Постав­ка товара может осуществляться различными видами транспорта и обычно за­нимает достаточно продолжительный период времени. На случай временной перегрузки транспортных коммуникаций производители и потребители могут складировать товар, а в случае постоянной перегрузки этих коммуникаций во­прос решается заблаговременным повышением цен на перевозку. Поэтому по­ставки на обычных товарных рынках не требуют централизованного планиро­вания и координации.

В этом отношении ситуация на рынке электроэнергии выглядит по-другому из-за двух важных обстоятельств - мгновенности процесса произ­водства, передачи и потребления электроэнергии (невозможности ее складиро­вать) и отсутствия товаров заменителей и невозможности контролировать и (или) ограничивать фактические объемы потребления каждого отдельно взято­го потребителя в соответствии с его контрактными обязательствами- В то же время перегрузка электрических сетей (даже кратковременная) недопустима по соображениям перегрева элементов сети и устойчивости энергосистемы.

В связи с этим возникает необходимость предварительного централизо­ванного планирования и координации поставок электроэнергии с учетом до­пустимой пропускной способности линий электропередачи и критериев устой­чивости энергосистемы.

Такое планирование и координация поставок электроэнергии централизо­ванно осуществляются Системным оператором путем составления в день, предшествующий операционным суткам, суточного графика производства, пе­редачи и потребления электроэнергии на данном рынке.

При отсутствии ограничений на передачу по электрическим сетям любые поставки могут быть включены в суточный график в полном объеме. Однако практически в любой энергосистеме имеются те или иные ЛЭП (маршруты, участки электрических сетей), имеющие в тот или иной период времени недос­таточную пропускную способность для передачи всех необходимых для потре­бителей объемов электроэнергии. График поставок электроэнергии должен быть составлен таким образом, чтобы не допустить перегрузку электрических сетей ни в одной из ЛЭП. При необходимости, пропускная способность этих ЛЭП должна быть справедливо и на недискриминационной основе распределе­на между участниками рынка, желающими поставлять по ним электроэнергию.

Для составления суточного графика следующего операционного дня должны быть известны:

-    объемы потребления (спрос) по энергосистеме в целом и по ее отдель­ным узлам;

-    производители, чьи поставки обеспечат на конкурентной основе и без
перегрузки сетей покрытие спроса по энергосистеме в целом и по каждому ее
узлу.

Последним периодом времени, когда Системный оператор должен окон­чательно определиться с суточным графиком, является день, предшествующий операционному дню, точнее - часть этого дня, предшествующая составлению суточного графика.

Поэтому в день, предшествующий операционным суткам, в той или иной форме возникает рынок «за день вперед», который позволяет на конкурентной основе окончательно определить производителей и объемы поставок электро­энергии, включаемых в суточный график. Иногда в этих же целях создается и внутридневной рынок, на котором отбор поставщиков осуществляется в тече­ние операционных суток и заканчивается за час (иногда - за несколько часов) до начала поставки - так называемый рынок «за час вперед». Оба этих рынка представляют собой рынки краткосрочных контрактов.

Почасовые объемы поставки электроэнергии в общую сеть и потребления из нее, уточненные по результатам рынка «за день вперед», включаются в су­точный график энергосистемы, и после корректировки по результатам рынка «за час вперед» становятся окончательными обязательствами участников рынка.

Рынок «реального времени». При исполнении суточного графика про­изводители и потребители электроэнергии могут допускать отклонения от их контрактных обязательств (дисбалансы).

При этом одни участники рынка потребляют электроэнергию сверх кон­трактных объемов, другие - ниже контрактных объемов, но, в общем случае, допускаемые ими дисбалансы разного знака не уравновешивают друг друга. И если общий дисбаланс в энергосистеме достигает заметных величин, то это приводит к недопустимому отклонению частоты переменного тока. В целях поддержания частоты Системный оператор, в зависимости от знака результирующего дисбаланса в энергосистеме, централизованно регули­рует поставку электроэнергии и/или ее потребление. На дерегулированном рынке электроэнергии такое регулирование является услугой, оказываемой Системному оператору участниками рынка, а издержки регулирования должны, естественно, возмещаться теми участниками рынка, по чьей вине эти издержки возникли. Поэтому неконтрактные объемы электроэнергии (дисбалансы) под­лежат централизованному выявлению и финансовому урегулированию.

Из этого следует, что в режиме реального времени, несмотря на отсутст­вие предварительных индивидуальных контрактов между участниками рынка о купле-продаже дисбалансов, фактически имеет место торговля ими. В связи с этим на дерегулированном рынке электроэнергии, наряду с рынками долго­срочных и краткосрочных контрактов, существует и рынок реального времени.

Поскольку контрактные обязательства участников рынка по поставке и потреблению электроэнергии в суточном графике указываются на почасовой (в некоторых странах — на получасовой) основе, то в течение каждого часа (полу­часа) имеет место свой рынок реального времени.

Таким образом, с точки зрения временной последовательности торговли, оптовый рынок электроэнергии, в общем случае, состоит из следующих рынков (субрынков):

•     форвардного рынка,

•     рынка «за день вперед»,

•     рынка «реального времени».



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Для полноценного развития рыночной экономики в России возникла необходимость реформирования электроэнергетики, что привело к образованию рынка электроэнергии. По своей структуре этот рынок во многом схож с остальными рынками товаров, но присущие специфические особенности электроэнергии, как товара, такие как невозможность накопления и длительного хранения больших объемов электроэнергии, а так же то, что вся произведенная на оптовом рынке электроэнергия должна быть в это же время потреблена, привело к образованию сложных взаимоотношений между производителями и оптовыми потребителями электрической энергии. Рынок электроэнергии сложен по своей структуре и включает в себя не только производителей и покупателей, но и сложную инфраструктуру позволяющую учесть все особенности электроэнергии как товара и позволить рынку нормально функционировать. Все это позволяет выделить его как отдельный вид рынка.

На данный момент рынок электроэнергии не закончил своего развития. По сравнению с западным или американским, Российскому рынку электроэнергии еще предстоит длительное развитие и реформирование для обретения всех инструментов рыночной экономики.



Список использованной литературы.


Тукенов А. А. «Рынок электроэнергии: от монополии к конкуренции»

Журнал «Энергорынок» №№ 9,10,11,12 2005 г.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.