При этом можно выделить три основные формы государственного управления отраслью:
• прямое государственное управление отраслью.
При этой форме управления государство владеет и через свои органы (например, министерство) напрямую управляет и отраслью и входящими в нее предприятиями. Объем производства и поставок, ценовая и инвестиционная политика, финансовые показатели, направления использования прибыли - практически все важные для предприятий отрасли решения принимаются государством. Инвестиции осуществляются, как правило, централизованно за счет государственных ассигнований. Но поскольку для государства эффективность именно этой отрасли не обязательно является главным приоритетом, то принимаемые решения не всегда отвечают ее интересам. Такая форма управления отраслью имела место в СССР, а также продолжает иметь место в некоторых странах (например, в Китае);
• государственное управление отраслью через государственную корпорацию.
При этой форме управления государство владеет отраслью, но управляет ею не напрямую, а через создаваемую им государственную корпорацию (компанию). Главное отличие этой формы управления от предыдущей заключается в том, что корпорация, несмотря на то, что в целом и общем выполняет волю государства и должна действовать в его интересах, имеет определенную самостоятельность в принятии решений, направленных на повышение эффективности и получение прибыли. Цены, как правило, устанавливаются государственным регулирующим органом;
• государственное регулирование и надзор за функционированием отрасли.
Эта форма управления применяется, если все предприятия отрасли или их часть находятся в частной собственности. При этой форме управления предприятия отрасли максимально самостоятельны в принятии решений, а государство осуществляет управление отраслью через такие рычаги, как лицензирование, регулирование деятельности монополистов, надзор за безопасностью и т.д. Именно эта форма государственного управления является основной на либерализованных рынках электроэнергии.
Государственное регулирование и надзор за электроэнергетикой обычно заключается в:
• лицензировании;
• государственном регулировании цен (тарифов);
• государственном надзоре за надежностью и безопасностью производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии;
• установлении общеобязательных правил, связанных с производством, передачей, распределением и потреблением электрической и тепловой энергии, а также надежностью и безопасностью строительства электроэнергетических установок и их эксплуатации.
Структура государственного управления электроэнергетикой в разных странах отличается большим разнообразием входящих в нее органов управления. Однако в случае дерегулирования, ввиду важных экономических и социальных последствий реформ в электроэнергетике, необходимым представляется иметь в их составе независимый орган, ответственный за проведение реформ и нормальное функционирование рынка.
Неслучайно в большинстве стран, осуществивших дерегулирование электроэнергетики, было признано необходимым руководство реформами и надзор за функционированием рынка поручить независимым агентствам (FERC в США, OFGEM - в Англии и Уэльсе, Национальная энергетическая администрация - в Швеции и Чили и т.д.). Сфера деятельности этих агентств и их функции в разных странах определены по-разному, но их объединяет то, что они независимы настолько, насколько может быть независимым орган государственного управления.
Независимость создает условия для принятия агентствами решений, направленных, прежде всего, на повышение эффективности и развитие рынка, исходя не из интересов отдельных участников или их групп, а из интересов отрасли и экономики в целом.
2.4 Формы конкуренции и структура отрасли
Любая энергосистема, независимо от того, работает она в условиях монопольного или либерализованного рынка, имеет технологическую структуру, показанную на рис.1.
Рис.1. Технологическая структура энергосистемы и границы оптового и розничного рынков
На рис.1. также показаны технологические границы оптового и розничного рынков электроэнергии, которые соответствуют следующему их пониманию:
• на оптовом рынке крупные электростанции и импортеры продают электроэнергию оптовым покупателям - энергоснабжающим организациям (розничным поставщикам) и крупным конечным потребителям, а поставка им электроэнергии осуществляется преимущественно по электрическим сетям высокого напряжения (передающим сетям);
• на розничном рынке энергоснабжающие организации и региональные электростанции продают электроэнергию розничным покупателям (средним и мелким конечным потребителям), а поставка им электроэнергии осуществляется по сетям среднего и низкого напряжения (распределительным сетям).
Переход от монопольного рынка, когда одна вертикально - интегрированная компания (ВИК) монопольно осуществляет производство, передачу, распределение и поставку электроэнергии, к конкурентному рынку, может быть осуществлен различными путями и в различных вариантах. При этом напомним, что конкуренцию на рынке электроэнергии можно организовать в сферах производства и поставки электроэнергии, а сферы ее передачи и распределения в любом случае должны оставаться монопольными и регулироваться государством.
Кроме того, переход к конкуренции возможно осуществить поэтапно -вначале на оптовом рынке, а затем и на розничном.
С учетом сказанного, конкуренция на рынке электроэнергии в пределах электрических сетей какой-либо ВИК может быть организована в следующих основных формах, приведенных в порядке возрастания уровня конкуренции:
1) конкуренция между независимыми производителями электроэнергии (НПЭ) за право ее продажи существующей монопольной вертикально интегрированной компании (ВИК);
2) конкуренция между НПЭ (или любыми третьими лицами) и ВИК за право поставки электроэнергии энергоснабжающим компаниям и крупным потребителям. НПЭ (любые третьи лица) имеют свободный (или открытый) доступ к передающим сетям ВИК;
3)все электростанции ВИК становятся независимыми производителями электроэнергии и конкурируют с другими НПЭ за право продажи электроэнергии единому покупателю - специальному закупочному агентству (СЗА). Доступ к передающим сетям свободный.
4) конкурентный оптовый рынок;
5) конкурентные оптовый и розничный рынки.
В случаях 1) и 2) реструктуризация отрасли не требуется - она продолжает оставаться вертикально - интегрированной. В случае 3) необходима реструктуризация отрасли путем вывода производителей электроэнергии из состава ВИК. Во всех этих трех случаях рынок работает в условиях неполной (или ограниченной) конкуренции.
В двух остальных случаях, предусматривающих полную конкуренцию, необходима полная реструктуризация отрасли путем дезинтеграции монополиста на отдельные компании по производству, передаче и распределению электроэнергии.
В связи со сказанным, в электроэнергетике возможны 4 основные модели структуризации отрасли:
• Модель 1 - отрасль представляет собой вертикально - интегрированную структуру (ВИК), которая, при необходимости, закупает электроэнергию у НПЭ или (и) конкурирует с ними за право поставки электроэнергии.
Разновидностью этой модели является такая структура отрасли, при которой одна компания монопольно осуществляет производство электроэнергии и ее передачу по высоковольтным электрическим сетям, а другие компании, которым принадлежат сети среднего и низкого напряжения, монопольно поставляют ее всем потребителям на обслуживаемой ими территории. При этом эти распределительные компании могут покупать электроэнергию только у единственной компании по производству и передаче электроэнергии.
• Модель 2 - все электростанции отрасли являются независимыми производителями и конкурируют между собой и другими НПЭ за право продажи электроэнергии единому покупателю - специальному закупочному агентству. Единый покупатель является монополистом по покупке и поставке электроэнергии всем потребителям.
• Модель 3 - все электростанции отрасли являются независимыми производителями и конкурируют между собой и другими НПЭ за право продажи электроэнергии оптовым покупателям - энергоснабжающим компаниям и крупным потребителям.
Энергоснабжающие компании являются монополистами по поставке электроэнергии «своим» розничным потребителям - у последних нет права выбора другого поставщика.
Эта модель предполагает свободный доступ к передающим сетям, конкуренцию на оптовом рынке и отсутствие ее на розничном рынке.
• Модель 4 - все электростанции отрасли являются независимыми производителями и конкурируют между собой и другими НПЭ за право продажи электроэнергии любым покупателям как на оптовом рынке, так и на розничном рынках. Другими словами, всем потребителям предоставляется свобода выбора своих поставщиков и наоборот.
Эта модель предполагает свободный доступ как к передающим, так и к распределительным сетям и конкуренцию на оптовом и розничном уровнях.
2.5 Основные проблемы перехода к конкуренции
При переходе от регулирования к конкуренции возникает ряд проблем, рассмотренных ниже.
Во-первых, в вертикально-интегрированной энергосистеме, монопольно осуществляющей производство, передачу, распределение и поставку электроэнергии, режимы нагрузок электростанций в объеме, необходимом для удовлетворения спроса, рассчитываются и задаются централизованной диспетчерской службой с учетом допустимой пропускной способности линий электропередач и обеспечения необходимых резервов мощности. Такой централизованный подход позволяет относительно просто обеспечивать требуемые устойчивость энергосистемы и качество электроэнергии, а также оптимизировать режимы электростанций путем, например, наивыгоднейшего распределения нагрузки.
Дерегулирование рынка электроэнергии предполагает, что режимы поставки и потребления определяются рынком, а не диспетчером, и что любой поставщик должен иметь свободный и недискриминационный доступ к передающим сетям. При этом, очевидно, могут возникать ситуации, когда исполнение этих режимов поставки и потребления привело бы к перегрузке отдельных линий электропередачи и, соответственно, к снижению надежности и качества электроснабжения и/или даже к потере устойчивости энергосистемы.
В связи с этим возникают следующие вопросы, связанные с реализацией права участников на свободный и недискриминационный доступ к передающим сетям, с одной стороны, и с недопущением перегрузки линий электропередач, с другой-, а именно:
• необходимость адаптации существующего порядка планирования и контроля поставок электроэнергии к рыночным условиям. Для этого требуется организовать своевременный сбор информации о планируемых участниками рынка поставках электроэнергии и проверка возможности этих поставок с точки зрения допустимой пропускной способности электрических сетей и сбалансированности режимов поставки/потребления в целом по энергосистеме.
Возможные по условиям пропускной способности и сбалансированности планируемые поставки участников рынка должны быть включены в суточный график почасового производства, передачи и потребления электроэнергии участниками рынка (далее - суточный график). Суточный график направляется участникам рынка для исполнения и используется для контроля соблюдения предусмотренных в нем режимов;
• разработка рыночных методов управления возможными перегрузками в электрических сетях. В случае необходимости ограничения каких-либо поставок по соображениям возможной перегрузки отдельных линий электропередачи их пропускная способность должна быть распределена на справедливой основе между заинтересованными участниками рынка. Наиболее эффективно это можно сделать, создав в том или ином виде рынок прав на пропускную способность линий электропередачи, подверженных перегрузкам.
Во-вторых, в условиях вертикально-интегрированной отрасли поддержание (регулирование) баланса активной мощности осуществляется за счет соответствующего регулирования мощности входящих в состав компании электростанций и ввода, при необходимости, оперативных резервов мощности.
В условиях либерализованного рынка, когда электростанции, как правило, юридически и хозяйственно самостоятельны, участие производителей в таком регулировании, сопряженном с изменением выработки электроэнергии, возможно только при их финансовой заинтересованности в этом. Другими словами, должен быть организован специальный рынок, на котором производители могли бы предлагать Системному оператору свои резервы мощности для централизованного их использования в целях регулирования баланса активной мощности в энергосистеме.
С другой стороны, в целях уменьшения величин возможных дисбалансов и объема необходимых оперативных резервов мощности должны быть созданы стимулы для соблюдения участниками рынка предусмотренных суточным графиком режимов. Для этого должны быть организованы централизованное выявление и коммерческое урегулирование дисбалансов на принципах, содержащих необходимые экономические стимулы. Но поскольку спрос и предложение на электроэнергию и, соответственно, ее рыночная цена могут меняться от часа к часу, то для выявления и урегулирования дисбалансов требуется почасовой учет объемов.
В связи с вышесказанным возникает необходимость в балансирующем механизме, состоящем из регулирующего рынка и системы выявления и урегулирования почасовых дисбалансов, основанные на рыночных подходах;
В-третьих, электроэнергия, поставляемая и потребляемая участниками рынка, является обезличенной и ее невозможно идентифицировать. В связи с этим возникает вопрос организации централизованной системы учета и взаиморасчетов за электроэнергию.
В-четвертых, такие необходимые для устойчивого функционирования энергосистемы услуги, как регулирование частоты и напряжения и резервирование мощности электростанций, могут предоставляться только отдельными участниками рынка. Эти вспомогательные услуги отдельных участников рынка должны централизованно закупаться для оказания всем участникам рынка системных услуг по обеспечению устойчивости энергосистемы. Поэтому возникает вопрос организации рынков вспомогательных и системных услуг±
В-пятых, необходимо организовать обеспечение участников рынка своевременной и объективной рыночной информацией, необходимой им для принятия адекватных и своевременных решений.
В-шестых, при любом из рассмотренных выше вариантов перехода к конкуренции на оптовом рынке электроэнергии появляются независимые участники рынка, и возникает необходимость установления правил, определяющих их права и обязанности. Прежде всего, такие правила нужны в связи с такими особенностями рынка электроэнергии, как:
• необходимость предоставления участникам рынка равного и недискриминационного доступа к электрическим сетям для передачи проданной и\или купленной ими электроэнергии;
• неизбежность отклонения фактических режимов поставки и потребления электроэнергии от их контрактных величин, в связи с чем необходимы меры по поддержанию баланса в энергосистеме, а также выявлению и урегулированию дисбалансов.
Другими словами, для того, чтобы осуществлять торговлю на либерализованном рынке электроэнергии, нужно установить ряд правил, которые, в свою очередь, можно разбить на правила доступа на рынок и правила поведения на рынке.
Правила доступа на рынок определяют условия получения права работать на этом рынке. К ним, прежде всего, относятся такие условия, как:
• лицензирование тех или иных видов деятельности;
• условия физического подключения к электрическим сетям;
• условия оплаты услуг энергопередающих организаций по передаче электроэнергии.
Правила поведения на рынке регулируют повседневную деятельность участников рынка, которая имеет два аспекта - техническую (операционную) и торговую. В связи с чем эти правила должны состоять из двух частей:
• операционных правил (например, Сетевого Кодекса),
• правил торговли, включая вопросы регулирования отношений, как между участниками рынка, так и между ними и органом (органами) управления рынком.
В совокупности, правила доступа на рынок и правила поведения определяют форму (модель) организации торговли электроэнергией.
3.КОНКУРЕНТНЫЕ ОПТОВЫЕ РЫНКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
3.1 Структура дерегулированного рынка электроэнергии
При вертикально-интегрированной структуре отрасли одна компания монопольно осуществляет производство, передачу, распределение и поставку электроэнергии, обеспечивает надежность энергосистемы, управление перегрузками, а также необходимое качество электроэнергии. Но, несмотря на разнообразный характер деятельности ВИК, конечным продуктом ее деятельности, подлежащим продаже, является только электроэнергия, доставленная потребителю, а все другие продукты ее деятельности потребляются внутри компании.
При переходе к дерегулированному рынку, предусматривающему конкуренцию в сферах производства и поставки электроэнергии, возникает новая картина. Дезинтеграция прежде единой компании означает появление достаточно большого числа независимых рыночных игроков, торгующих электроэнергией на оптовом и розничном рынках, а также означает необходимость организации ряда субрынков и решения проблем перехода от монопольного рынка к конкурентному.
Из анализа этих проблем вытекает, что на конкурентном рынке электроэнергии предметом купли-продажи являются:
• электроэнергия;
• права на передачу электроэнергии по ЛЭП (или маршрутам передачи), подверженным перегрузкам;
• централизованные услуги Системного оператора всем участникам рынка по балансированию энергосистемы и обеспечению безопасности и надежности ее функционирования (системные услуги);
• услуги отдельных участников рынка Системному оператору, необходимых ему для выполнения своих функций (вспомогательные услуги);
• информационные и другие услуги.
Рынок собственно электроэнергии состоит из двух уровней — оптового рынка и розничного рынков. Наиболее важным из них является оптовый рынок, т.к. на нем в основном формируется конкурентная цена на электроэнергию, и только на нем централизованно осуществляются балансирование энергосистемы, управление перегрузками и оказание системных и вспомогательных услуг.
Оптовый рынок является более сложным и с точки зрения его организации, т.к. возможные методы и формы оптовой торговли электроэнергией и управления рынком являются более разнообразными, что, в свою очередь, предопределяет и более сложную его структуру.
Таким образом, переход от монополии к конкурентному рынку электроэнергии означает более сложную структуру рынка и более сложные отношения между его участниками. Такой переход требует организации вместо единого монопольного рынка целого ряда новых рынков по торговле электроэнергией, а также новых подходов в вопросах взаиморасчетов, тарифов на передачу, управления перегрузками, балансирования энергосистемы и обеспечения качества электроэнергии и надежности энергосистемы.
3.2 Рынок электроэнергии: форвардный, «за день вперед» и «реального
времени»
Форвардный рынок. Как и на других товарных рынках, электроэнергия может поставляться на основании предварительно (за год, месяц и т.д. вперед) заключенных сделок. Такие сделки, как известно, называются форвардными сделками, а соответствующий рынок (субрынок) - форвардным рынком.
Форвардный рынок электроэнергии функционирует на основе двусторонних контрактов, свободно заключаемых продавцами и покупателями электроэнергии. Купля-продажа электроэнергии на этом рынке может осуществляться путем заключения:
• прямых двусторонних контрактов между производителем и потребителем;
• контрактов с дилерами (перепродавцами электроэнергии);
• сделок на электроэнергетической бирже, торгующей форвардами. Форвардные контракты на рынке электроэнергии, по сути, являются финансовыми сделками, т.к. в первую очередь направлены на страхование сторон от неблагоприятного изменения конъюнктуры и цен в будущем (в период поставки). Окончательные обязательства по физической поставке и потреблению электроэнергии возникнут только после включения предусмотренных этими контрактами поставок в суточный график с учетом возможных ограничений на передачу электроэнергии. Следовательно, торговля форвардами не требует какой-либо координации, а форвардный рынок - управления им и, соответственно, специальных мер по его организации (за исключением организации в отдельных случаях централизованно управляемых рынков по продаже прав на передачу по сетям, испытывающим регулярные перегрузки).
Однако в отношении рынка «за день вперед» и рынка реального времени дело обстоит иначе, и торговля на них требует специальных мер по ее организации.
Рынок «за день вперед». На традиционных товарных рынках торговцы самостоятельно определяют, когда и сколько товара будет поставлено. Поставка товара может осуществляться различными видами транспорта и обычно занимает достаточно продолжительный период времени. На случай временной перегрузки транспортных коммуникаций производители и потребители могут складировать товар, а в случае постоянной перегрузки этих коммуникаций вопрос решается заблаговременным повышением цен на перевозку. Поэтому поставки на обычных товарных рынках не требуют централизованного планирования и координации.
В этом отношении ситуация на рынке электроэнергии выглядит по-другому из-за двух важных обстоятельств - мгновенности процесса производства, передачи и потребления электроэнергии (невозможности ее складировать) и отсутствия товаров заменителей и невозможности контролировать и (или) ограничивать фактические объемы потребления каждого отдельно взятого потребителя в соответствии с его контрактными обязательствами- В то же время перегрузка электрических сетей (даже кратковременная) недопустима по соображениям перегрева элементов сети и устойчивости энергосистемы.
В связи с этим возникает необходимость предварительного централизованного планирования и координации поставок электроэнергии с учетом допустимой пропускной способности линий электропередачи и критериев устойчивости энергосистемы.
Такое планирование и координация поставок электроэнергии централизованно осуществляются Системным оператором путем составления в день, предшествующий операционным суткам, суточного графика производства, передачи и потребления электроэнергии на данном рынке.
При отсутствии ограничений на передачу по электрическим сетям любые поставки могут быть включены в суточный график в полном объеме. Однако практически в любой энергосистеме имеются те или иные ЛЭП (маршруты, участки электрических сетей), имеющие в тот или иной период времени недостаточную пропускную способность для передачи всех необходимых для потребителей объемов электроэнергии. График поставок электроэнергии должен быть составлен таким образом, чтобы не допустить перегрузку электрических сетей ни в одной из ЛЭП. При необходимости, пропускная способность этих ЛЭП должна быть справедливо и на недискриминационной основе распределена между участниками рынка, желающими поставлять по ним электроэнергию.
Для составления суточного графика следующего операционного дня должны быть известны:
- объемы потребления (спрос) по энергосистеме в целом и по ее отдельным узлам;
- производители, чьи поставки обеспечат на конкурентной основе и без перегрузки сетей покрытие спроса по энергосистеме в целом и по каждому ее узлу.
Последним периодом времени, когда Системный оператор должен окончательно определиться с суточным графиком, является день, предшествующий операционному дню, точнее - часть этого дня, предшествующая составлению суточного графика.
Поэтому в день, предшествующий операционным суткам, в той или иной форме возникает рынок «за день вперед», который позволяет на конкурентной основе окончательно определить производителей и объемы поставок электроэнергии, включаемых в суточный график. Иногда в этих же целях создается и внутридневной рынок, на котором отбор поставщиков осуществляется в течение операционных суток и заканчивается за час (иногда - за несколько часов) до начала поставки - так называемый рынок «за час вперед». Оба этих рынка представляют собой рынки краткосрочных контрактов.
Почасовые объемы поставки электроэнергии в общую сеть и потребления из нее, уточненные по результатам рынка «за день вперед», включаются в суточный график энергосистемы, и после корректировки по результатам рынка «за час вперед» становятся окончательными обязательствами участников рынка.
Рынок «реального времени». При исполнении суточного графика производители и потребители электроэнергии могут допускать отклонения от их контрактных обязательств (дисбалансы).
При этом одни участники рынка потребляют электроэнергию сверх контрактных объемов, другие - ниже контрактных объемов, но, в общем случае, допускаемые ими дисбалансы разного знака не уравновешивают друг друга. И если общий дисбаланс в энергосистеме достигает заметных величин, то это приводит к недопустимому отклонению частоты переменного тока. В целях поддержания частоты Системный оператор, в зависимости от знака результирующего дисбаланса в энергосистеме, централизованно регулирует поставку электроэнергии и/или ее потребление. На дерегулированном рынке электроэнергии такое регулирование является услугой, оказываемой Системному оператору участниками рынка, а издержки регулирования должны, естественно, возмещаться теми участниками рынка, по чьей вине эти издержки возникли. Поэтому неконтрактные объемы электроэнергии (дисбалансы) подлежат централизованному выявлению и финансовому урегулированию.
Из этого следует, что в режиме реального времени, несмотря на отсутствие предварительных индивидуальных контрактов между участниками рынка о купле-продаже дисбалансов, фактически имеет место торговля ими. В связи с этим на дерегулированном рынке электроэнергии, наряду с рынками долгосрочных и краткосрочных контрактов, существует и рынок реального времени.
Поскольку контрактные обязательства участников рынка по поставке и потреблению электроэнергии в суточном графике указываются на почасовой (в некоторых странах — на получасовой) основе, то в течение каждого часа (получаса) имеет место свой рынок реального времени.
Таким образом, с точки зрения временной последовательности торговли, оптовый рынок электроэнергии, в общем случае, состоит из следующих рынков (субрынков):
• форвардного рынка,
• рынка «за день вперед»,
• рынка «реального времени».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для полноценного развития рыночной экономики в России возникла необходимость реформирования электроэнергетики, что привело к образованию рынка электроэнергии. По своей структуре этот рынок во многом схож с остальными рынками товаров, но присущие специфические особенности электроэнергии, как товара, такие как невозможность накопления и длительного хранения больших объемов электроэнергии, а так же то, что вся произведенная на оптовом рынке электроэнергия должна быть в это же время потреблена, привело к образованию сложных взаимоотношений между производителями и оптовыми потребителями электрической энергии. Рынок электроэнергии сложен по своей структуре и включает в себя не только производителей и покупателей, но и сложную инфраструктуру позволяющую учесть все особенности электроэнергии как товара и позволить рынку нормально функционировать. Все это позволяет выделить его как отдельный вид рынка.
На данный момент рынок электроэнергии не закончил своего развития. По сравнению с западным или американским, Российскому рынку электроэнергии еще предстоит длительное развитие и реформирование для обретения всех инструментов рыночной экономики.
Список использованной литературы.
Тукенов А. А. «Рынок электроэнергии: от монополии к конкуренции»
Журнал «Энергорынок» №№ 9,10,11,12 2005 г.
Страницы: 1, 2