Рефераты. Реформы Людвига Эрхарда (1948-50 гг.)






Реформы Людвига Эрхарда (1948-50 гг.)

Реферат

 на тему

 

Реформы Людвига Эрхарда (48-50гг.)

(автор – В. Шекспер)

 

 

План

 

1. Введение (подготовка литературного обзора и обоснование темы).


2. Германия после войны.


3. Людвиг Эрхард и его реформы.


4. Итоги реформ.


5. Заключение.























«Немецкое чудо» - результат усилий всех немцев.

Л.Эрхард



1. Введение (подготовка литературного обзора и обоснование темы).


При работе на тему "Реформы Людвига Эрхарда" мною было использовано несколько литературных источников.

В статье профессора В. Ежова "Людвиг Эрхард и «немецкое чудо»" описывается биография Эрхарда, его приход во власть, проводимые им реформы и немного об его характере".

В статье Войновича "Победа и выигрыш" описывается, что "в 1945 году Германии неслыханно повезло - она потерпела поражение. Нацистов убрали со всех постов и на смену им пришли умные люди во главе с Аденауэром и Эрхардом".

В статье доктора О. Терещенко (Дортмунд) "Людвиг Эрхард - отец немецкого экономического чуда" на интернет-сайте "Великие европейцы" сообщется о биографии экономиста, его реформах.

В статье историка Сергея Королева "Кто платит за "экономическое чудо"" говорится о восстановлении послевоенной экономики в Западной Европе и о хозяйственном подвиге Эрхарда, о тех трудностях с которыми ему пришлось столкнуться в ходе реформ"

В статье А. Романовой "Реформы Эрхарда в Германии" говорится, что в условиях разрухи "Эрхард выступал за создание т.н. социального рыночного хозяйства, основанного на стремлении каждого человека к собственному благополучию или благополучию своей семьи... Хозяйственная реформа, проведенная Эрхардом в 1948 г., представляла собой сочетание денежной реформы и реформы цен, причем эти реформы были проведены практически одновременно".

Особых различий во взглядах авторов нет, все согласны в том, что реформы Эрхарда привели к подлинному процветанию Германии и его идеи полезно использовать многим странам мира".

Значительное место в ходе моего исследования занимает работа самого Людвига Эрхарда "Благосостояние для всех", где автор реформ сам описывает процесс проводимых им преобразований".


Наша страна переживает сложный период социально-политических и экономических реформ. Внедряемые экономические отношения привели к социальным перекосам.

Промышленность и сельское хозяйство за последнее десятилетие ещё более развалилось. Многократно снизился жизненный уровень населения. А послевоенные Германия и Япония за короткий период добились восстановление экономики и социальной стабильности.

Второго канцлера ФРГ Людвига Эрхарда по праву считают творцом «немецкого экономического чуда». Актуально ли изучение опыта немцев для нас? Разумеется, речь не идет о перенесении его на российскую почву - слишком различны социальные и исторические условия. Еще Пушкин писал: «Что нужно Лондону, то рана для Москвы». То же относится и к Берлину. И тем не менее опыт Эрхарда нужно осваивать. Кстати, это же говорил и наш президент.

Бурные дискуссии о "китайском социализме" перетекают в не менее жаркие споры о "шведской модели". Между тем, мало кто задумывается о реальных последствиях того или иного "рывка в будущее". Сегодня стратегическое положение России отдаленно напоминает послевоенную Германию - уже разделенную, но не обустроенную страну. "Весна на Одере", или "германское экономическое чудо", действительно, и в конце XX века заслуживает самой высокой оценки. Однако точно так же справедливо утверждение: чудес не бывает, а если они и случаются, то за них приходится платить.



2. Германия после войны.


В 1945 году Германии повезло - она потерпела поражение. Тысячелетний рейх скончался, не дотянув до подросткового возраста. Не все это поняли сразу. Гросс-адмирал Карл Дёниц, сменивший Гитлера на посту рейхсканцлера, признал, что Германия проиграла войну, но объявил при этом, что государство остается прежним, а идеи национал-социализма живут и крепнут пуще прежнего. Сидя в своей канцелярии, он издавал указы, распоряжения и приказал расстрелять офицера, который за день до объявления капитуляции сложил оружие самовольно. На то, чтобы кого-нибудь расстрелять, у адмирала власти еще хватало, но другим его указам уже никто не подчинялся. Тем не менее еще почти две недели он указывал и приказывал, пока его не увезли в Нюрнберг, где за свои заслуги он получил 10 лет тюрьмы. Потом начался процесс денацификации, согласно которому, как было сказано в решении Берлинской конференции 1945 года глав союзных держав, "все члены нацистской партии, которые были больше, чем номинальными участниками ее деятельности, и все другие лица, враждебные союзным целям, должны быть удалены с общественных или полуобщественных должностей и с ответственных постов в частных предприятиях". Активных нацистов и тех, кто с ними активно сотрудничал, увольняли с работы, подвергали бойкоту. Это касалось и деятелей искусства. Известных писателей, актеров, режиссеров, замаравших себя услужением рухнувшему режиму, не печатали, не давали выступать на сцене или в кино и не заказывали им государственных гимнов. Бывших эсэсовцев не брали на работу даже в охранные службы. Рядовых обывателей, которые, по их утверждению, ничего не знали и не видели, подвергли жестокому испытанию, показав им лагеря уничтожения людей, газовые камеры, крематории, рвы, набитые трупами, изделия из человеческой кожи и фильмы реальных ужасов на ту же тему. Вот где была настоящая шоковая терапия! Люди не хотели этого видеть, закрывали глаза, падали в обморок, сходили с ума. Вскоре после войны кто-то из журналистов бросил фразу: Германия - это куча мусора, в которой копошатся 40 млн. голодных немцев. Меткий образ наглядно  характеризовал состояние побежденной страны.

Проигравшая во Второй мировой войне, потерявшая около 10% своего населения, сократившая свой производительный потенциал более чем наполовину и разделенная на четыре зоны оккупации Германия находилась в тяжелейших экономических условиях. Густав Штольпер в 1947 писал о своей стране так: "Биологически искалеченная, интеллектуально изуродованная, морально уничтоженная нация без продуктов питания и сырья, без функционирующей транспортной системы и чего-либо стоящей валюты, страна, где голод и страх убивали надежду...". Обесценивание денег, нехватка продовольствия, массовая безработица, чрезвычайно низкая деловая активность и процветание спекуляции - вот в каком положении оказалась страна. О тяжелейшем положение Германии говорило и то, что спустя три года после окончания войны в крупных городах многие развалины оставались не разобранными. Население судорожно цеплялось за подачки оккупационных властей. Хотя формально инфляция не достигала столь фантастических масштабов, как это было в начале 20-х годов (и когда счет перешел на миллиарды марок), реально что-либо купить за деньги было невозможно. Килограмм кофе стоил 1500 старых марок, сигарета - 6, а среднемесячный доход составлял 200 марок. В итоге, выражаясь современным русским языком, процветал "бартер". А функцию денежного суррогата выполнял наиболее востребованный штучный товар - сигареты. Самой ходовой валютой в Германии стала пачка американских сигарет.

   В этих условиях США - как единственная держава, вышедшая из войны без крупных потерь, - должны были разрешить ряд важных проблем. Во-первых, оказать действенную помощь старым и новым союзникам, не перегружая бюджет. Во-вторых, сделать это так, чтобы не допустить установления просоветских режимов в Центральной Европе и одновременно не слишком злить Москву. А ведь за военные годы государственный долг СШA увеличился в 6 раз, количество наличных денег в обороте - в 5. Промышленное производство же увеличилось лишь вдвое. Но и медлить было нельзя. Англичане раз за разом напоминали союзникам, что более не в силах поддерживать “младших братьев” вроде Турции и Греции. Так родился знаменитый “план Маршалла”.

    Считается, что наиболее наглядно послевоенная экономическая стратегия США проявилась на немецкой земле. Здесь американцам предстояло прекратить хаос при помощи минимального количества местных специалистов, не замешанных в сотрудничестве с нацистами. Налаживанию работы местных органов изрядно мешало разделение страны на зоны оккупации: все шло к тому, что в советской зоне будет провозглашено “народное” государство.

Как встали с колен немцы? Каким образом преодолели разруху и в короткий срок добились процветания и стабильности? Историки и публицисты по праву связывают экономический подъем Западной Германии с именем Людвига Эрхарда - министра экономики в правительстве К. Аденауэра, а затем и канцлера ФРГ.



3. Людвиг Эрхард и его реформы.


   Удивителен жизненный путь Людвига Вильгельма Эрхарда! Экономист-теоретик, кабинетный учёный, волей судеб ставший практиком, министром финансов. И где? В потерпевшей поражение и разрушенной Германии! В стране, которая после катастрофичес-кой для неё войны сохранила лишь остатки милитаризованной промышленности. Как мало мы знали об этом человеке!

  Людвиг Вильгельм Эрхард родился 4 февраля 1897 г. в небольшом городе Фюрсте(Бавария) в семье коммерсанта. Его отец принадлежал к среднему слою немецкого общества. Юный Эрхард закончил Реальную школу, получив среднее коммерческое образование. Первая мировая война не обошла его стороной: он воевал, был тяжело ранен. После выписки из госпиталя Эрхард продолжил своё образование в университете, закончив его в 1925 г. по специальности „Управление и экономика". В 1923 г. он женился на Луизе Шустер.

  Профессиональная карьера Эрхарда началась с управления семейным предприятием - деятельность сугубо практическая. А через несколько лет он круто меняет свою жизнь: начинает заниматься теоретическими вопросами экономики. С 1928 по 1942 годы. Людвиг Эрхард - ассистент, а затем руководитель Института экономического анализа при Нюренбергском коммерческом институте.

Впервые Эрхард привлёк к себе внимание как учёный в 1932 г., когда в разгар мирового экономического кризиса выступил за расширение производства товаров широкого потребления, идя вразрез с представлениями, господствующими в то время в экономической науке. Он выступает убеждённым сторонником свободного ценообразования и конкурентно ориентированной экономики.

  Во время второй мировой войны Эрхард организует частный НИИ по изучению экономики индустриального общества. По поручению государственных органов Эрхард занимается планированием послевоенного производства в стране. В 1943-1944 г.г. он подготовил меморандум „Военное финансирование и консолидированная задолженность". Этот труд привлёк к себе внимание антигитлеровской "Группы сопротивления 20 июня 1944 г" В этой работе вновь обосновывается необходимость активизации спроса путём поощрения производства товаров широкого потребления. Работа при химическом концерне «ИГ Фарбениндустри» обязывала Эрхарда к политической активности. Он не сотрудничал с партийными нацистскими инстанциями. Тщательно изучал централизованную экономику, сравнивая ее с другими моделями.

После крушения национал-социализма Эрхард выступает с лекциями, в которых доказывает преимущества экономических механизмов в экономике. Вскоре он разработал и выступил со стройной теорией социальной рыночной экономики. В ней социальные аспекты, вопросы жизненного уровня населения заняли приоритетное место. Ученый отталкивался от того, что нацистская военная экономика парализовала предпринимательст-во, устранила конкуренцию и привела к социальным перекосам, поэтому необходимо восстановить естественные отношения между трудом и его оплатой. Нужно постоянно повышать покупательную способность населения. Производство и жизненный уровень населения стоят в прямой зависимости от следующих факторов: производство не может развиваться, не имея широкой базы для сбыта; увеличение покупательной способности населения в свою очередь постоянно стимулирует производство, повышение производительности труда.

Эрхард выступал за создание так называемого социального рыночного хозяйства, основанного на стремлении каждого человека к собственному благополучию или благополучию своей семьи. Он исходил из того, что человек старается принимать решения, которые повысят уровень его жизни. Чем выше жизненный уровень населения, - заключал Эрхард, - тем лучше условия для развития экономики. И все это должно регулироваться исключительно рыночными рычагами.

Двигателем общественного благополучия является социальная рыночная экономика, в которой человек стремится повысить условия своей жизни, а одновременно и свою социальную ответственность. Рыночная экономика функционирует только при условии свободы - свободы потребления, выбора профессии и рабочего места, свободы предпринимательской деятельности и распоряжения частным имуществом, свободы заключения договоров. Но экономическая свобода невозможна в условиях политической несвободы. Эрхард предполагал поднять страну, опираясь на свободную частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной деятельностью государства в жизни страны. Государство должно было являться регулирующей, конституирующей и управляющей силой, способной формировать общество.

 Наступает новый этап в жизни учёного. Эрхард, который никогда не стремился к политической карьере и всегда оставался вне партий, получает признание как талантливый экономист и выдвигается на ведущие политико-экономические должности. Зарекомендовав себя перед американской военной администрацией как эксперт высокого уровня, он становится министром экономики Баварии. В марте 1948 г. Эрхарда назначают руководителем Хозяйственной администрации двухзональной территории, так называемой "Бизонией".

  Теперь он имеет необходимые возможности для внедрения в стране рыночной экономики. Примечательно, что мероприятия, направленные на решения этой задачи, претворяются в жизнь, не будучи согласованными с военной администрацией. На

основе подготовленного Эрхардом закона от 21.06.48 была практически отменена регламентация в области экономики и финансов, существовавшая, в частности, в сфере ценообразования. То, что Эрхард связал введение немецкой марки с экономической реформой, явилось его исторической заслугой и принесло ему признание и славу.

В июне 1948 г. план восстановления и развития экономики был официально принят Франкфуртским советом и одобрен оккупационными властями. К этому времени начал реализовываться план Маршалла. Эрхард увидел в нем практически единственную возможность справиться с послевоенной разрухой. План Маршалла был принят в США в качестве законодательного акта, по которому предусматривалось направить в Европу 12 млрд. долл. в виде наличных денег, продуктов питания, готовой промышленной продукции и выделить для этих целей 2% американского ВВП. Конгресс США не утвердил бы план, если бы в нем не указывались стратегические цели, отвечающие американским интересам: необходимо вернуть Европе способность платить за американские товары. Соединенные Штаты нуждались в сильной Европе как в оплоте борьбы против коммунизма.

Особое внимание уделялось восстановлению немецкой экономики. Полагалось, что оздоровление Германии - решающий фактор подъема Европы. В первые два года Западная Германия получила по плану Маршалла 1,4 млрд. долл., из четырех млрд., ассигнованных всем 16 участникам. В последующие годы приоритетное финансирование Западного сектора Германии продолжалось. Летом 1948 г. в трех Западных оккупационных зонах Германии началась денежная реформа, сопровождавшаяся принятием пакета социальных законов, разработанных департаментом Людвига Эрхарда.

Конрад Аденауэр - лидер Христианско-демократического союза (ХДС) пригласил баварца выступить на заседании руководящего органа ХДС. Эрхард понимал, что его планы могут реализоваться только с партией Аденауэра, так как другая крупная политическая сила - социал-демократическая партия настойчиво выступала за плановую экономику, национализацию промышленности и жесткое государственное регулирование. Слушали Эрхарда внимательно. Выступление стенографировалось. Он убедительно доказал, что плановое хозяйство, установление твердых цен ведут к разрушению баланса: «предложение - спрос»; производство уходит в теневые структуры, товары - на черный рынок; конкуренция убивается.

Согласно прогнозам Л.Эрхарда, выполнение его программ позволит развиваться и будет способствовать снижению цен, доходы населения возрастут, что должно обеспечивать высокую покупательную способность. Лишь когда цены в силу тех или иных причин начнут неоправданно расти, государство может вмешаться, но не путем административного регулирования, а такими рычагами, как пошлины, налоги, кредитная политика.

Прозвучали и другие аргументы о преимуществах предлагаемых направлений восстановления экономики страны. Аденауэр предложил текст выступления Эрхарда издать и разослать низовым организациям в качестве агитационного материала к предстоящим парламентским выборам. Так и решили. ХДС включили предложенную Эрхардом программу социально-рыночной экономики в программный документ своей партии - "Дюссельдорфские тезисы". В мае 1949 г. ХДС вместе со своим баварским филиалом Христианско-социальным союзом выиграли парламентские выборы. Аденауэр стал первым послевоенным канцлером, а Эрхард - министром экономики в его правительстве. Началась работа по претворению в жизнь теории социального рыночного хозяйства.

Хозяйственная реформа, проведенная Эрхардом в 1948 г., представляла собой сочетание денежной реформы и реформы цен, причем эти реформы были проведены практически одновременно. Денежная реформа была направлена на избавление от обесценившихся денег и создание твердой валюты. 20 июня 1948 года наступил день "X". В полночь директор оккупационной администрации объявил рейхсмарки недействительными и ввел новые деньги - дойчмарки. Каждый гражданин Германии получал по 40, потом к ним добавили еще 20, дойчмарок. Заработная плата, пенсии, квартирная плата выплачивались в новых дойчмарках в соотношении 1:1. Половину сбережений разрешалось обналичить в соотношении 1:10, а остальное позднее обменивалось по курсу 1:20. Большинство денежных обязательств предприятий были пересчитаны 1:10. Промышленным предприятиям ассигновали марки только под первую получку.

Практически все обязательства банков "старой" Германии были аннулированы. В "новой" Германии был учрежден Эмиссионный банк немецких земель и утвержден его устав, регулирующий его отношения с частными банками.

Спустя три дня после денежной реформы была проведена реформа цен. Цены были отпущены на свободу, отменялось административное распределение и многие нормативные документы, регулирующие в "старой" Германии экономические отношения.

Пересмотр цен и ввод дойчмарок - было удобнее проводить в пределах "большой" Германии. Но советские оккупационные власти упорно отстаивали наличие двух эмиссионных центров. Поэтому накануне появления новой марки отношения прежних союзников обострились до предела. Сначала денежная реформа состоялась лишь в западных секторах. Дата ее начала держалась в строжайшей секретности, и даже ее автор Эрхард узнал о начале обмена денег из газет. С Востока не замедлили с ответными мерами - иначе хлынувший бы с Запада поток ставших ненужными старых марок похоронил здесь остатки экономического механизма. Четыре дня спустя в советской оккупационной зоне была введена "своя" немецкая марка. Восточногерманские монеты, хотя и изготавливались из дешевого алюминия, гордо несли обозначение всего пока еще неразделенного государства - "Германия". "Восточные" марки, были напечатаны в Москве, на Гознаке.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.