Рефераты. Ревизия и контроль на производстве






Организационные документы: устав организации, положение о структурном подразделении организации, положение о персонале организации, инструкция, регламент, штатное расписание, распорядительные документы (постановление, решение, указание, приказ, распоряжение), информационно-справочная документация (протокол, выписка из протокола, докладная записка, предложение, объяснительная записка, заявление, акт, сводка, заключение, отзыв, перечень, списки).

6. 4. Документооборот

В организациях различают три потока документов. Входящие – документы, поступающие из других организаций. Исходящие – документы, создаваемые в организации и отправляемые в другие организации. Внутренние – документы, используемые работниками организации в управленческом процессе.

Работа с документами может быть централизованной, децентрализованной и смешанной.

По объему документооборота организации принято делить на категории:

1-ая категория – организации с объемом документооборота свыше 100 000 документов в год; ...

4-ая категория – организации с объемом документооборота до 10 000 документов в год.

Государственной системой документационного обеспечения управления (ГСДОУ) установлен обязательный состав реквизитов для регистрации документов:

·          автор документа (корреспондент);

·          наименование документа;

·          дата документа;

·          номер документа;

·          дата поступления документа в организацию;

·          Номер, присвоенный документу при его поступлении в организацию;

·          заголовок документа и его краткое содержание;

·          резолюция (исполнитель, содержание поручения, срок исполнения, автор резолюции, дата наложения резолюции);

·          отметка об исполнении (краткая запись решения вопроса исполнения или индекс документа ответа, номер дела, в которое подшит исполненный документ).

Сроки исполнения документа исчисляются в календарных днях с момента подписания (утверждения) документа.

Номенклатура дел.

Номенклатура дел – это систематизированный перечень заголовков дел с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке.

Номенклатуры дел подразделяются на индивидуальные, примерные и типовые.

Утвержденные номенклатуры дел действуют в течение ряда лет и подлежат пересоставлению и переутверждению в случае коренного изменения функций и структуры организации. Если изменений не было, то номенклатура дел в конце каждого года уточняется и вводится в действие с 1 января следующего года. Ежегодный экземпляр номенклатуры дел – документ постоянного хранения.

Включение в дело документов, не относящихся к нему, а также черновиков, вариантов, размноженных копий и документов, подлежащих возврату, не допускается. В дела подшиваются только исполненные документы, на которые заполнен реквизит «Отметка об исполнении и направлении документа в дело». Содержание дел отражается во внутренней описи документов дел.

По юридической силе документы принято классифицировать на подлинные и подложные. Подлинные документы в свою очередь подразделяются на действительные и недействительные.

Принято различать подлинники (оригиналы) и копии документов. В юридическом отношении подлинник и копия с него, соответствующим образом оформленная, имеют равную силу. Копии имеют разновидности: отпуск, выписка и дубликат.

Ревизор начинает проверку эффективности системы управления с изучения номенклатуры дел и схемы организационной структуры управления.

Ревизор должен сделать вывод о соответствии существующей в организации номенклатуры дел требованиям делопроизводства. Ревизор обязан проверить наличие нормативных организационных документов. Проверка по существу организационных документов: устава, положений, инструкций и прочих – означает их выверку на соответствие российскому законодательству.

Обязательной проверке подвергается система контроля исполнения решений, действующая в организации.

ГЛАВА 7. РЕВИЗИЯ ДОГОВОРНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7. 1. Заключение договоров

Договором признается соглашение 2-х или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ).

В соответствии со ст. 420 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Согласно общему правилу условия договора определяются по усмотрению сторон, однако отдельные его условия могут быть предусмотрены в законе или правовом акте.

В действующей организации должна  осуществляться договорная работа, т.е. правовая деятельность, направленная на регулирование взаимоотношений с контрагентами с помощью договоров. Данная работа имеет два цикла: заключение договора (подготовка, оформление, согласование условий) и использование договоров (оперативные мероприятия, учет, контроль хода и результатов выполнения договорных обязательств).

Действия, составляющие содержание работы по заключению и исполнению договоров группируются по стадиям:

1. подготовка к заключению договоров;

2. оценка оснований заключения договоров;

3. оформление договорных отношений;

4. доведение содержания договора до исполнителей;

5. контроль за исполнением договора;

6. оценка результатов исполнения договора.

Каким требованиям должен соответствовать договор как юридический документ, и какие реквизиты для этого необходимы?

Форма документа согласно ст. 161 ГК РФ должна быть письменная (составлен документ и подписан сторонами). Договор может быть заключен путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (ст.434 ГК РФ).

Еще один способ заключения договора – выписка и оплата счета. Для того, чтобы счет выполнял соответствующие функции договорного документа, в нем должны быть указаны:

·          дата выдачи;

·          наименование продавца и его банковские реквизиты;

·          наименование покупателя;

·          наименование товара (услуги);

·          цена на единицу товара;

·          общая сумма счета или причитающегося платежа;

·          подпись уполномоченного лица, выписавшего счет.

В счете указывается срок, в течение которого должен быть произведен платеж по счету (при розничных и мелкооптовых продажах).

Дата подписания договора – важнейший его реквизит. Указание конкретной даты заключения договора необходимо для того, чтобы точно знать, каким нормативным актом следует руководствоваться как при заключении, так и при исполнении договора.

Место совершения сделки. По законодательству местом совершения сделки определяются:

·          Правоспособность и дееспособность лиц, совершающих, совершающих сделку;

·          Форма сделки.

Это особенно важно при заключении внешнеторговых контрактов и договоров с фирмами государств – членов СНГ.

Точное указание должности, ФИО лица, подписавшего договор (директор, ген. директор). В случае подписания договора по доверенности, должна быть приложена доверенность с подписью лица, выдавшего ее, и печатью организации. В этом случае печать на договоре не требуется. Сотрудник организации, подписавший документ, не будучи на то уполномоченным, самостоятельно отвечает за последствия подписанного.

Реквизиты сторон. В отношении каждой стороны должны быть указаны:

·          Почтовые реквизиты;

·          Местонахождение (юридический адрес организации);

·          Фактический адрес;

·          Банковские реквизиты;

·          Отгрузочные реквизиты (для контейнеров, железнодорожных отправок).

Основные вопросы, решаемые в процессе ревизии договорной дисциплины.

1. Ревизия системы документооборота по договорам. Ревизору необходимо составить схему движения договоров и проверить их фактическое движение. Важный момент – регистрация договоров. Подписание договоров без регистрации в журнале может привести к тому, что договор может быть отравлен без регистрации. В организации обязательно должна действовать система визирования договоров. Ревизируемая организация должна предоставить проверяющим утвержденный список лиц, имеющих право визирования и подписания договоров с образцами их подписей.

2. Выборочная документальная проверка соответствия договоров, заключенных организацией за ревизуемый период, требованиям действующего законодательства.

3. Выборочная документальная проверка условий договоров, заключенных организацией за ревизуемый период.

4. Анализ договоров. В случае выявления в ходе ревизии условий договоров, не соответствующих требованиям действующего законодательства, ревизор выясняет, действительны ли данные сделки. При выявлении недействительных сделок ревизор выясняет, признается данная сделка недействительной по решению суда (оспоримая сделка), либо без такого решения (ничтожная сделка).

5. Ревизия контроля за исполнением договоров. Ревизор должен изучить систему контроля за исполнением договоров: действенна ли она.

6. Ревизия правомерности совершения крупных сделок. Ревизору нужно проверить соблюдение организацией условий: решение о совершении крупных сделок должен принимать совет директоров единогласно или общим согласием собрания акционеров (большинство голосов в три четверти).

РАЗДЕЛ III

ГЛАВА 8. РЕВИЗИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Основные средства представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, действующих в натуральной форме в течение длительного времени. Главными документами, которыми следует руководствоваться при ревизии основных средств, являются ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2001г. №26н, и Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 20 июля 1998г. №33н.

Ревизия использования основных фондов. В первую очередь проверяется использование технологического оборудования. Устаревшим считается оборудование, работающее 10-15 лет, сильно устаревшее – более 15 лет, а находящееся в эксплуатации до 5 лет относится к прогрессивному. Техническое состояние оборудования отражает степень его износа, следует рассчитать коэффициент его обновления. Чем он выше, тем в большей степени обновлено оборудование. Возраст оборудования определяется по его техническому паспорту.

При анализе характеристик технического состояния оборудования организации высчитываются коэффициенты: модернизации, изношенности, обновления, автоматизации производства, интенсивности использования оборудования.

Ревизия поступления основных средств. Она должна начинаться с анализа и проверки имеющихся в организации планов приобретения основных средств, планов капитальных вложений и ввода в действие производственных мощностей.

Проверку поступления основных средств целесообразно организовать раздельно по видам поступления и источникам финансирования:

·          За счет собственных средств;

·          За счет привлеченных средств;

·          За счет кредитов банка;

·          За счет средств, выделенных из государственного бюджета;

·          За счет средств, выделенных вышестоящей организацией.

При ревизии обращают внимание на качество оформления актов их приемки, достоверность подписей членов приемочной комиссии на актах приемки-передачи. Технические характеристики основных средств, указанные в акте, сверяются с данными паспорта и другой технической документации. Полнота и своевременность оприходования основных средств в бухгалтерском учете устанавливаются по данным записей в журнале – ордере № 13 и данным документов, оформляющих поступление объектов. Необходимо выявить все факты несвоевременного оприходования основных средств, а это значит: выпускается неучтенная продукция, основные средства используются в личных целях. Ревизуя операции поступления основных средств, следует установить своевременность и законность их закрепления за должностными лицами.

Ревизору необходимо убедиться в фактической эксплуатации принятых основных средств. Правильность поступления вновь созданных основных средств определяется путем сопоставления оприходованных объектов с их перечнем, указанным в титульном списке, сметой.

При контроле приобретения нового оборудования проверяют полноту оприходования комплектов запасных частей, наборов инструментов и технической документации, устанавливают своевременность предъявленных претензий при обнаружении некомплектных и дефектных машин.

Ревизия сохранности основных средств. Прежде всего нужно проверить условия сохранности основных средств:

1. качество осуществления инвентаризации;

2. своевременность и полнота закрепления основных средств за материально ответственными лицами;

3. достоверность учетных данных на 1 число месяца начала ревизии;

4. наличие основных средств.

При проверке качества осуществления инвентаризации проводится документальный контроль:

·          соблюдение сроков и порядка инвентаризации;

·          порядка подведения итогов инвентаризации;

·          решений по урегулированию выявленных расхождений;

·          правильности отражения результатов инвентаризации на счетах бухучета.

При проверке своевременности и полноты закрепления основных средств за материально ответственными лицами по местам нахождения объектов осуществляется документальный и фактический контроль. В первом случае происходит проверка: приказов, договоров о материальной ответственности.

Во втором случае происходит проверка:

·          наличия сигнализации в помещении, где хранятся объекты;

·          наличия решеток на окнах;

·          работы охранных систем.

При проверке достоверности учетных данных осуществляется документальный контроль соблюдения правил ведения карточек основных средств; при этом данные инвентарных карточек сличаются с данными Главной книги, данные первичных документов и технической документации – с данными инвентарных карточек.

При проверке наличия основных средств осуществляется фактический контроль и составляются:

а) опись имеющихся в наличии основных средств;

б) опись оборудования, машин, транспортных средств;

в) опись имеющихся в наличии арендованных средств;

г) опись зданий, сооружений и других объектов недвижимости;

д) сличительные ведомости.

Выборочная проверка документального оформления учета основных средств. Инвентарные карточки суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств. При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухучета или технической документации в них должны быть внесены исправления и уточнения.

Ревизионная комиссия (ревизор) устанавливает наличие (отсутствие) условий, при которых проведение инвентаризации основных средств обязательно:

·          проводится один раз в три года обязательная инвентаризация основных средств;

·          сменились материально ответственные лица;

·          установлены факты хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

·          произошло стихийное бедствие.

Организация и проведение инвентаризации основных средств. Инвентаризацию специалисты-ревизоры проводят в соответствии с требованиями Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995г. №49.

До начала – оформляется приказ, где указываются сроки проведения, состав комиссии. Назначается председатель.

Во время инвентаризации заполняется опись формы № ИНВ-1, где проставляется инвентарный номер, наименование объекта. На машины, оборудование, транспортные средства ведется отдельная опись.

Отдельные описи составляются на арендованные основные средства и на основные средства, находящиеся на ответственном хранении.

Необходимо проверить, на всех ли объектах есть инвентарные номера, как обеспечивается их охрана и как организован технический уход за ними. Важно определить, все ли основные средства закреплены за материально ответственными лицами. Ревизия устанавливает наличие документов, подтверждающих нахождение зданий, сооружений, земельных участков, водоемов и др. в собственности организации.

Оформление результатов инвентаризации. В описи формы № ИНВ – 1 в 2х экземплярах содержатся все необходимые реквизиты.

Итоги работы инвентаризационной комиссии оформляются протоколом. В нем даются выводы по результатам инвентаризации и предложения по устранению выявленных недостатков, списанию недостач, оприходованию излишков и т.д. каждый случай списания комиссия тщательно проверяет.

Ревизия операций по изменению стоимости основных средств.  Ревизор должен проверить не только формально, но и содержательно работы, проводимые в целях восстановления основных средств. При реконструкции осуществляются затраты, не приводящие к увеличению стоимости основных средств, поэтому ревизор должен выявить эти затраты. Кроме того ревизор обязан выявить затраты, не предусмотренные сметно-технической документацией.

Ревизор проверяет, подтверждается ли расход материалов данным требований на отпуск, расходных накладных, лимитно-заборных карт, оформлены ли окончание и приемка в эксплуатацию реконструированных ил модернизированных объектов по форме №ОС-3.

Ревизия переоценки основных средств. Ревизор должен знать, что ПБУ 6/01 «Учет основных средств» не предусматривается переоценка объектов основных средств по состоянию на истекшую дату. Как правило, переоценка объектов основных средств должна осуществляться в конце года по состоянию на 1 января будущего отчетного года.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.