Рефераты. Региональные проблемы малого предпринимательства






p> Как видно из таблицы, средние и малые предприятия составляют высокий процент в таких отраслях промышленности, как швейная (40%), резинотехническая и пластмассовая (23%), обувная (23%).

Если рассматривать влияние малого и среднего предпринимательства в экономике Франции в отраслевом разрезе, то оно преобладает в услугах, торговле, строительстве. Его удельный вес менее значителен в финансовых услугах, транспорте, в промышленности, что отражено в таблице 9. [17. с.41]

Таблица 9.

занятость на МСП Франции по отдельным отраслям экономики на 1 января 1987 г.
|Отрасли |МСП в целом (%) |Общая занятость в |
| | |отрасли |
|Промышленность |52,4 |4 630 536 |
|Строительство, сельское |81,4 |1 175 022 |
|хозяйство | | |
|Торговля |78,2 |1 960 308 |
|Транспорт, связь |28,6 |1 223 560 |
|Услуги рыночные |79,8 |1 952 130 |
|Услуги финансовые |17,5 |514 637 |
|Всего: |60,1 |11 456 193 |

Проанализировав, мы пришли к выводу, что самая большая концентрация мелких и средних предприятий в мировом масштабе относится к сельскому хозяйстве, затем к торговле, сфере услуг, строительству и промышленности.

В конце 80-х годов в США было отмечено развитие небольших специализированных предприятий, преимущество которых перед крупными заводами состояло в том, что их техническое перевооружение в случае необходимости представлялось менее капиталоемким делом.

Использование производительных систем, позволяющих ускорить переналадку производства, смогло изменить правило, связанное с экономией на масштабах, дало возможность сократить цикл жизни изделий, производить продукцию для специализированных рынков. Малые фирмы все чаще достигают экономии на масштабах, используют принцип кооперации и разделения труда благодаря объединению в тесно кооперирующиеся группы самостоятельных компаний.

Одной из важных причин устойчивости мелких и средних предприятий является сложившаяся система - комплекс разветвленных многоступенчатых субподрядных отношений, которые позволяют, с одной стороны, монополиям не затрачивать дополнительный капитал на расширение собственного производства, а с другой стороны, у них есть возможность переложить убытки от сокращения его объемов на субподрядчиков. Кроме того, хозяйственная автономия субподрядчиков, быстрота их реагирования на изменившиеся внешние условия повышают и гибкость самой монополии, позволяют быстрее видоизменять конечную продукцию, следуя за спросом.

У мелких фирм далеко не одинаковы показатели их эффективности. Конечно норма прибыли на капитал мелких фирм опережает крупные компании но по объему прибыли или добавленной стоимости на одного занятого мелкие компании значительно отстают от крупных корпораций. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, мелкие фирмы заменяют недостаток капитала добавочными трудовыми ресурсами. Во-вторых, стоимость капитала более высока для мелких фирм, чем для крупных, т.к. они платят более высокие ставки процента по кредитам.

Важной функцией малого предпринимательства является его социальная функция, связанная с возможностью поглощать большую часть незанятой рабочей силы, снижать социальную напряженность, возникающую в условиях хронической безработицы, экономических кризисов.

Рост вклада малого и среднего предпринимательства в обеспечение занятости объясняется менее быстрым сокращением уровня занятости. Это наглядно демонстрирует таблица 10. [31. с.34]

Таблица 10. доля МСП и крупных компаний в численности занятых
| Размеры предприятий |Занятость в предпринимательском секторе |
| |по годам в процентах |
| |1979 |1985 |1988 |
|Менее 20 занятых |23,3 |25,8 |28,7 |
|От 20 до 99 занятых |20,1 |20,4 |20,8 |
|От 100 до 499 занятых |17,3 |18,3 |17,3 |
|Всего мест МСП |60,7 |64,5 |66,8 |
|Крупные фирмы свыше 500 |39,3 |35,5 |33,2 |
|человек | | | |
|Все предприятия |100 |100 |100 |

Согласно приведенным в таблице данным, чем меньше предприятие, тем больше у него способность к созданию рабочих мест.

Необходимым элементом успешной хозяйственной деятельности мелких предприятий является их выход на внешний рынок, так как роль мелких и средних фирм во внешнеэкономических связях возросла в связи с переходом от межотраслевой к внутриотраслевой международной специализации.

В отличие от крупных корпораций, использующих преимущественно прямые капиталовложения и создание филиалов, малые предприятия прибегают к новым формам интернационализации - капиталовложения в развитие сбытовой среды, обмен пли продажа лицензий и патентов, ноу-хау, торговых марок.

Следующим «плюсом» малых компаний является высокая удовлетворенность людей, рассматривающих свою работу прежде всего как средство самовыражения, а не заработка. Эффективность предпринимательства всегда зависит от самого предпринимателя. Он должен быть наделен некоторыми деловыми и психологическими качествами: способностью к творчеству, к самостоятельному нестандартному мышлению, а также обладать хорошей управленческой подготовкой, опытом практической работы и обширными связями и контактами в соответствующей сфере.

Экономисты разных стран все чаще говорят о большой роли малого предпринимательства в научно-технической революции. «Сфера малого предпринимательства стала своеобразным полигоном разработки и испытания новых технических идей, а также быстрого приспособления производства к меняющимся условиям». [20. с.33]

Малые фирмы почти в 2,5 раза больше принципиально новых продуктов, чем крупные компании, вносят в 2 раза больше серьезных предложений по улучшению существующей технологии, так как малому предпринимательству присущи следующие качества: быстрая адаптация к рынкам, эластичность управления, гибкость внутренних коммуникаций.

Преимущество мелких и средних предприятий состоит и в том, что они ведут разработки в основном на этапах зарождения изобретений, не требующих больших материальных, кадровых и организационных затрат. В таблице 14 приведен типовой бюджет для различных категорий предприятий - крупного, мелкого и индивидуального предпринимательства, отражающий стоимость различных этапов разработки нововведений.

В нижеследующий таблице четко видна разница в затратах мелких и крупных фирмах в начале испытаний. [23. с.5]

Таблица 11.

типовой бюджет затрат на нововведения для различных категорий предприятий

США
|Этапы разработки|Крупные фирмы |Мелкие фирмы |Индивидуальные |
| | | |предприятия |
| |$ |% |$ |% |$ |% |
| | | | | | |/о |
|Поиск идей |100 |1,6 |20 |0,3 |5 |0,1 |
|Проработка |200 |3,2 |100 |1,8 |20 |0,4 |
|концепции | | | | | | |
|Лабораторное |50 |0,8 |50 |0,9 |50 |1,0 |
|испытание | | | | | | |
|Рыночное |1000 |16,0 |500 |9,0 |300 |5,5 |
|испытание | | | | | | |
|Выпуск |5000 |78,4 |5000 |88,0 |5000 |93,0 |
|Всего |6350 |100,0 |5670 |100,0 |5375 |100,0 |

Следует заметить, что в наше время отличительной чертой развития экономики является противостояние крупного и малого предпринимательства, а их взаимосвязь и взаимодополняемость. Ведь существуют такие примеры, когда крупные предприятия доверяют малым ведение отдельных направлений, частично финансируя идеи и помогая различными консультативными услугами, комплектами конструкторско-технической документации и т.п.

В малом предпринимательстве сложилась новая система внутрикорпорационного управления и финансирования, оттеснившая традиционные методы административно-бюджетного характера на второй план. Вместе с этим появился новый институт рискового, или венчурного, капитала.

Следующим примером технологических и управленческих новшеств являются мини-заводы. Их главное преимущество - быстрые сроки строительства и окупаемость затрат.

Рассмотренный анализ деятельности малых предприятий убеждает в их высокой эффективности, Поэтому с уверенностью можно сказать, что малые и средние предприятия имеют следующие преимущества.
1. Гибкость, позволяющая вовремя перераспределять людские и материальные ресурсы и своевременно реагировать на изменения спроса.
2. Малое предпринимательство открывает возможности структурной перестройки экономики.
3. Малое предпринимательство является важным социальным инструментом в борьбе с безработицей, поглощая незанятую рабочую силу.
4. Предприятия малого сектора экономики позволяют уменьшить диспропорцию в доходах.
5. Позволяют развивать и приспосабливать различные виды новейших технологий.
6. Готовят основу для будущего развития промышленности, в виде подготовки квалифицированных и полуквалифицированных работников.
7. Раскрывают таланты предпринимателя, способствуя стимуляции экономического развития.
8. Повышают мобильность, увеличивая уровень использования природных ресурсов.

Понимание этих факторов привело к тому, что многие страны вплотную занялись разработкой стратегий и программ, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства.

Государственная политика поддержки, ее формы и содержание весьма многообразны. Отдельные из использующихся экономических инструментов могли бы быть применены на практике в нашей стране, но при этом не стоит забывать, что слепое копирование механизмов воздействия на развитие малого предпринимательства может не только не дать положительные результаты, но привести к отрицательным последствиям.

1.4. Финансовые проблемы российских малых предприятий

Начиная анализ финансовых проблем, преследующих предпринимателей, надо отметить, что по данным различных опросов не менее половины всех опрошенных желали бы стать независимыми бизнесменами. То есть в нашей стране, несмотря на все трудности, потенциал развития малого предпринимательства очень высок.

Однако развиваться предпринимательство может лишь при условии перехода не только к государственной, но и к общественной поддержке малого предпринимательства, а также конструирования механизма льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, которые помогут выработать своего рода «иммунитет выживаемости», способность расти и саморазвиваться в жестких условиях рынка, путем обеспечения равных, по сравнению с крупными предприятиями, возможностей функционирования.

Самые разрушительные последствия экономического кризиса нанесли развитию малого предпринимательства гораздо меньший ущерб, чем непродуманные и непоследовательные решения правительства. Главным злом для развития малого предпринимательства было и остается отсутствие стабильной нормативной и законодательной базы и фискальное бремя, препятствующее становлению малого предпринимательства.

Предпринимательство на сегодняшний день в России, и малое в том числе, подобно айсбергу, имеют некоторую «невидимую часть». Легальный и «теневой» сегменты малого предпринимательства связаны друг с другом словно сообщающиеся сосуды, так что определенные действия властей, вызывающие угнетение легального сектора, способствуют уходу малого предпринимательства в «тень» и наоборот.

Новая структура генерируемого в секторе малого предпринимательства спроса, воздействуя на межотраслевые пропорции рентабельности производства, создает условия для привлечения капитала в сферу производства, разработки передовых технологий. В таблице 12 приведен прогноз развития сферы малого предпринимательства, выполненного в ГКРП России на 1995-2000 гг. и 2005 г.
[29. с.47]

Таблица 12.

прогноз развития сферы малого предпринимательства в Российской Федерации на

1995-2000 гг. и 2005 г. (основные показатели)
| |1995 |** |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2005 |
|Доля малых |10-12|1 |13 |15 |18 |19 |20-22|32-34|
|предприятий в ВВП|* | | | | | | | |
|(%) | | | | | | | | |
| | |2 |14 |16 |19 |22 |24-25|34-36|
|Количество малых |877 |1 |930 |1050 |1250 |1350 |1500 |2500 |
|предприятий | | | | | | | | |
|(тыс.) | | | | | | | | |
| | |2 |950 |1200 |1500 |1750 |2000 |3500 |
|по отраслям: |
|- промышленность |128 |1 |139 |168 |206 |233 |270 |600 |
| | |2 |143 |190 |224 |261 |300 |870 |
|- сельское |9,9 |1 |10 |13 |16 |18 |21 |50 |
|хозяйство | | | | | | | | |
| | |2 |11 |15 |17 |20 |28 |70 |
|- транспорт и |20 |1 |21 |26 |35 |47 |54 |90 |
|связь | | | | | | | | |
| | |2 |23 |29 |46 |58 |76 |120 |
|- строительство |145 |1 |158 |172 |200 |229 |255 |475 |
| | |2 |162 |175 |232 |280 |370 |665 |
|- торговля и |374 |1 |400 |451 |495 |510 |525 |800 |
|посредничество | | | | | | | | |
| | |2 |423 |483 |575 |626 |740 |900 |
|Среднесписочная |8,9 |1 |9.5 |10.5 |11.0 |12.0 |12.5 |22-24|
|численность | | | | | | | | |
|работающих на | | | | | | | | |
|малых | | | | | | | | |
|предприятиях | | | | | | | | |
|(млн. человек) | | | | | | | | |
| | |2 |10.5 |11.5 |13.0 |14.0 |15.5 |24-28|
|По отраслям: |
|- промышленность |2,6 |1 |2.7 |3.1 |3.3 |3.6 |3.9 |8.4 |
| | |2 |3.1 |3.5 |3.9 |4.3 |4.7 |10.0 |
|- сельское |0,09 |1 |0.11 |0.13 |0.14 |0.16 |0.17 |0.40 |
|хозяйство | | | | | | | | |
| | |2 |0.12 |0.14 |0.15 |0.17 |0.18 |0.50 |
|- транспорт и |0,19 |1 |0.19 |0.20 |0.21 |0.25 |0.26 |0.50 |
|связь | | | | | | | | |
| | |2 |0.20 |0.27 |0.29 |0.31 |0.33 |0.70 |
|- строительство |2,62 |1 |3.04 |3.30 |3.40 |3.60 |3.60 |6.50 |
| | |2 |3.15 |3.60 |3.70 |3.90 |4.00 |7.30 |
|- торговля и |2,20 |1 |2.20 |2.30 |2.35 |2.50 |2.70 |5.50 |
|посреднические | | | | | | | | |
|услуги | | | | | | | | |
| | |2 |2.30 |2.40 |2.45 |2.60 |2.80 |6.60 |

Глава 2. Финансово-кредитная политика поддержки малого предпринимательства.

2.1. Финансовые механизмы регулирования деятельности малого предпринимательства

Практически самой трудноразрешимой для малого предпринимательства является проблема нахождения источников финансирования. Это объясняется структурой источников финансирования этих предприятий, а также трудностями их взаимоотношений с российскими банками.
|ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ|
|ФИНАНСИРОВАНИЯ |
| |
|АМОРТИЗАЦИЯ |
| |
|ПРИБЫЛЬ |
| |
|СРЕДСТВА ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ |
| |
|КРЕДИТ |
| |
|БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА |
| |
|ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ |
| |
|ВЫПУСК АКЦИЙ |

Рис.1.

Источники финансирования малых предприятий.

В приложении 3 представлены разные источники финансирования малых предприятий в России. Из данного приложения видно, как мал удельный вес предприятий, вынужденных опираться только на собственные ресурсы, и еще меньше предприятий, обращающихся к услугам небанковских посредников и частных лиц.

Существуют два типа финансирования: внутреннее и внешнее. На рис. 1 представлены их разные источники. [7. c. 150]

При выборе источника финансирования главными факторами являются доступность денежных средств и выгодные денежные ставки.

В высокоразвитых странах финансовая поддержка сводится, в основном, к трем видам: прямые, смешанные и гарантированные займы, выдаваемые небольшим фирмам под более низкие процентные ставки, чем при получении кредита на частном рынке ссудного капитала.

Прямые займы предоставляются непосредственно мелким предприятиям из государственных источников под определенный процент, колеблющийся вместе с общей ставкой банковского процента.

Смешанные займы имеют своим источником как государственные, так и частные средства.

При гарантированных займах кредиторам даются государственные гарантии в размере до 90% заемного капитала, уменьшая их риск.

Кроме того, в некоторых высокоразвитых странах используется целевое бюджетное финансирование: в сметах ряда министерств и ведомств имеется специальная статья, предусматривающая выделение средств для малых предприятий (около 0,3% расходов бюджета).

Еще один вид финансирования - участие в акционерном капитале малого предприятия путем скупки части его акций, оно помогает сделать кредит более доступным для малых предпринимателей.

Огромную роль в оказании финансовой помощи играют всевозможные кредитные программы, такие как займы на развитие внешней торговли, на реконструкцию предприятий, на поддержку местного предпринимательства, а также предпринимателей-инвалидов.

Большое внимание во многих странах уделяется развитию венчурного финансирования. Это финансирование мелкого инновационного бизнеса частным капиталом через венчурные фирмы.

Венчурное финансирование складывается из личных средств богатых партнеров, входящих в товарищество или пенсионные, благотворительные фонды или организации. Венчурное финансирование – это финансирование предприятий, находящихся на втором и третьем этапах своего развития.

Следующим видом финансирования является практика привлечения финансовых ресурсов через фондовые биржи.

В ряде стран (США, Великобритании, Франции и др.) созданы вторичные рынки ценных бумаг для мелких и средних компаний. [17. c.162]

В связи с тем, что любое кредитование малого предпринимательства имеет известную степень риска, банки широко используют такие формы финансирования как лизинг и факторинг.

Самое широкое распространение получил в последнее время лизинг - сдача в аренду инвестиций или потребительских товаров.

Факторинг означает продажу предпринимателем - поставщиком (фактором) долговых обязательств своих клиентов с немедленным получением денег. Банк в полной мере принимает безналичные убытки, предприниматель - получатель факторинга, помимо процентов за кредит, выплачивает фактору комиссионные за риск.

Еще одно направление сотрудничества предприятий малого звена и банковских учреждений - предоставление разного рода кредитов с заниженной процентной ставкой и увеличенными сроками погашения.

Иногда, в предприятиях с хорошо налаженной работой финансирование осуществляется через привлечение средств сотрудников фирмы. Позитивным моментом такого решения является степень мотивации, резко возрастающий интерес к делам "своей" фирмы.

Следующее направление финансовой поддержки – франчайзинг - представляет собой соглашение двух экономических агентов о предоставлении права одному из них (франчизи) действовать на рынке сбыта под именем или покровительством другого (франчизор). Франчизор, предоставляя свою марку франчизи, получает возможность расширить свое производство с наименьшими затратами. А франчизи может открыть дело без подготовительного периода и расходов на рекламу, кроме того, он пользуется правом торговать на льготных условиях. [9. c. 124]

Финансовые рычаги используются для перераспределения производительных сил, создания новых малых предприятий в промышленно отсталых районах, а также для увеличения количества рабочих мест в районах с избыточной рабочей силой.

Государственные финансовые органы используются малыми фирмами не только для получения финансовой поддержки, но и для получения через них бесплатно финансовой информации, используемой для составления финансового бизнес-плана.

Зарубежный опыт показал, что очень эффективным оказывается создание учреждений по оказанию одновременно финансовой и консультативной помощи.

На данный момент почти все крупные банки создали сейчас специальные отделы, занимающиеся финансированием малого предпринимательства. Набор инструментов, используемых для оказания помощи малому предпринимательству, постоянно расширяется.
Финансовую политику в отношении малого предпринимательства необходимо рассматривать в контексте общей экономической политики страны. Должна быть четкая направленность на достижение сбалансированности политики и рынка в целом, а не на проведении политики по секторам или применительно к предприятиям определенного размера, что может поставить в особые условия какую-либо одну группу, но в конечном итоге нанести ущерб какой-либо другой группе предприятии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.