Рефераты. Регулирование и конкуренция






Регулирование и конкуренция

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ.. 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 17


ВВЕДЕНИЕ

Регулирование и конкуренция – тема данного реферата. Суть государственного регулирования в области конкуренции определяется антимонопольным регулированием. Государство стремится обеспечить равные условия и добросовестную конкуренцию. Соответственно, в работе мы будем рассматривать именно антимонопольное регулирование.

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренции на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

Без применения твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике в России. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенной важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий. Антимонопольное регулирование должно быть направлено на разработку четких правил поведения всех хозяйствующих субъектов, формирование надежного механизма контроля за их соблюдением (финансового, административного и др.), создание эффективной системы правового обеспечения.

Огромное значение также имеет усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции.

В данной работе я постараюсь рассмотреть основные черты и причины возникновения монополий; действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным и для нашей страны.

Таким образом, цель данной работы – рассмотреть эволюцию отечественного антимонопольного законодательства.


АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

В истории антимонопольной политики России выделяется несколько этапов. Такое разделение обусловлено прежде всего различными этапами формирования рыночной экономики в России.

Современный этап экономического развития России ставит новые задачи перед органами государственного управления. Решающая роль и обеспечении устойчивого экономического роста и конкурентоспособ­ности российских товаров на мировых рынках отводится активной эко­номической политике. Поощрение инвестиционной активности рос­сийских компаний, стимулирование экспорта, адресная помощь отдель­ным фирмам — все это воздействует как на экономику страны в целом, так и на структуру рыночных отношений в рамках отдельных отраслей и регионов. Однако довольно частым "побочным" результатом экономической политики выступает тенденция к монополизации продуктовых и финансовых рынков компаниями — целевыми объектами экономической политики. Для предотвращения или хотя бы смягче­ния антиконкурентных последствий подобных государственных ме­роприятий развитые страны выработали комплекс мер, называемых политикой поддержки конкуренции. Она включает как антимонополь­ное регулирование (с запретительными и разрешительными функция­ми), так и более сложные действия государства по развитию и поощре­нию конкуренции на отдельных рынках. В этой связи возникает воп­рос: в какой степени антимонопольная политика России справляется со своими функциями поддержки конкурентных начал в экономике? Право на конкуренцию и реализацию конкурентных принципов в России основывается на конституционных принципах свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств и свободы экономи­ческой деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции РФ) и на конституцион­ном праве граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ). Право на конкуренцию предпринимателя было предусмотрено еще законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (1990 г.), в соответствии с которым (ст. 20) гарантировались[1]:

- равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности к рынку, к материальным, финансовым, трудовым, ин­формационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм;

— свободный выбор предпринимателем сферы деятельности пред­приятия в пределах, установленных законодательством.

Тем самым основы конкурентной политики были заложены в механизме реализации экономической политики, что составляет не­плохой фундамент и для сегодняшнего согласования двух видов государственного влияния на экономику. Вместе с тем в процессе реали­зации экономической и антимонопольной политик выявились слож­ности, обусловленные их взаимодействием. Отчасти это было связано со слабой проработанностью инструментов как одной, так и другой политики, отчасти - с отсутствием должной степени координации между ними даже на этапе планирования соответствующих мер.

Трудности реализации антимонопольной политики в России в первую очередь были вызваны тем, что антимонопольное регулирова­ние но своей природе базируется на рыночных отношениях и не вклю­чает инструментария, пригодного для создания рыночных отноше­ний — задачи, которую приходилось решать антимонопольным орга­нам в России с начала реализации конкурентной политики. Поэтому эффективность антимонопольного регулирования напрямую зависела и зависит от взаимодействия антимонопольной и других видов эконо­мической политики в большей степени, чем в зарубежных странах. В России меры по антимонопольному регулированию стали предприниматься в условиях, когда конкурентного рынка и рыночных отношений не было вообще, антимонопольная политика тогда рассматривалась как часть политики разгосударствления и создания рыночных отношений. Первая версия Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" была принята в мае 1991 г. В целом для его разработки использовались зарубежные модели (в частности, западноевропейские законы). Зару­бежные страны играли также заметную роль в подготовке соответ­ствующих кадров, помогая антимонопольным органам делать первые шаги. В отличие от многих других реформ антимонопольные инсти­туты создавались и развивались довольно быстро и гладко с наимень­шим сопротивлением со стороны промышленных кругов России[2].

На первом этапе реформ цели экономической политики не только определяли нормативные положения зарождающейся антимонопольной политики, но и доминировали при практическом осуществлении последней, даже в ущерб ей самой. Конкурентная политика сво­дилась к государственному антимонопольному контролю и разра­ботке реестра действий, подлежащих запрету.

Трудности согласования экономической и конкурентной политики были также связаны с чрезвычайно ограниченным представлением антимонопольных органов о конкурентных процессах. Так, в докладе ГКАП 1995 г. концентрация производства отождествляется с негативными монопольными эффектами, а деконцентрация трактуется как главный способ борьбы с монополизмом. А в действительности сам по себе уровень концентрации, да и монопольное положение могут не сопровождаться злоупотреблениями со стороны хозяйствующих субъектов.

Узкая ориентация ГКАП на деконцентрацию и демонополизацию как главные (если и не единственные) способы активации конкуренции означала разработку программ антимонопольного регулирования, в которых не было места согласованию целей с другими видами экономической политики, которые — в тех условиях неизбежно сопровождались бы повышением концентрации на отдельных рынках. В силу этого сама антимонопольная политика становилась противоречивой, зачастую подменяя собственные задачи целями про­мышленной политики. Например, в докладе ГКАП 1995 г. указыва­ется, что "целью антимонопольной политики на рынке сырой нефти является повышение конкурентоспособности продукции нефтедобы­вающих предприятий на внутреннем и мировом рынках..."[3]. Причем данная цель зафиксирована в разделе предложений по развитию кон­куренции, а среди мероприятий, содействующих повышению конку­рентоспособности отрасли, называются такие, как льготное кредитова­ние инвестиций и снижение налогового бремени, — меры, создающие неравные условия конкуренции для хозяйствующих субъектов.

Кроме того, политика приватизации, проводившаяся в основном без консультаций со стороны антимонопольных органов, имела проти­воречивые последствия в аспекте формирования механизма конкурен­ции. С одной стороны, разукрупнение предприятий привело к увеличе­нию числа рыночных агентов, конкурирующих между собой на одних и тех же товарных рынках. С другой — в процессе приватизации про­явились тенденции к усилению концентрации капитала путем приобре­тения одними и теми же хозяйствующими субъектами акций, паев, до­лей в уставном капитале ликвидируемых предприятий.

В начале 1990-х годов предпринимались неоднократные попыт­ки регулировать цены всех предприятий, включенных в Реестр моно­полистов. Государственные органы намеревались в принудительном порядке вернуться к прежним хозяйственным связям между предпри­ятиями на основе чисто административных мер — принудительной реорганизации предприятий и снятия директоров с занимаемых дол­жностей. Антимонопольная политика использовалась в качестве административной формы контроля над государственными пред­приятиями в интересах экономической политики.

Таким образом, на первом этапе развития антимонопольного ре­гулирования сложилось довольно нечеткое разграничение сфер дея­тельности и полномочий между антимонопольной и экономической политиками. Одна политика нередко вмешивалась и подменяла со­бой другую, выполняя не свойственные ей функции и неся на себе не характерные для нее виды ответственности. Это во многом предопре­делило пассивный характер антимонопольной политики. Поскольку па мерном этапе реформ главным направлением являлась демонопо­лизация экономики на уровне страны в целом, то промышленная политика разгосударствления и приватизации взяла на себя функции борьбы с монополиями. Антимонопольное регулирование на практи­ке оказалось вне сферы деятельности антимонопольной политики, ко­торая вначале носила главным образом формально-законодательный характер. Этим объясняется, в частности, и то, что антимонопольная политика ограничивалась в основном государственным регулирова­нием ценообразования[4].

Неудачным примером антимонопольного регулирования на данном этапе являет­ся государственное регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги предприя­тий-монополистов. Согласно постановлению Правительства РФ от 11 августа 1992 г., регулирование устанавливалось в виде абсолютного верхнего предела (лимитная цена), предельного размера рентабельности (процентный лимит) и предельных коэффици­ентов изменения цен. Данное регулирование стимулировало рост издержек предпри­ятий и снижало их заинтересованность в развитии производства, в повышении конку­рентоспособности своей продукции. Осуществление этой меры конкурентной поли­тики противоречило целям экономической политики, подрывало базу налогообложе­ния и не способствовало развитию конкуренции на рынках. Произвольный выбор предприятий, попадающих в категорию "монополистов", сокращал действенность це­нового инструмента регулирования и во многих случаях делал его избыточным. В 1994 г. действие постановления не было возобновлено.

Второй этап развития антимонопольного регулирования начинается в 1994-1995 гг., когда были приняты постановления правительства РФ "О Государственной программе демонополизации экономики и развитии конкуренции на рынках Российской Федерации " (1994) и Федеральный закон "О естественных монополиях" (1995) . Эти нормативные акты определили долгосрочную стратегию развития антимонопольного регулирования и придали ему необходимую системность и организованность.

По мере того как экономическая политика России смещалась с макро- на микроуровень, наблюдался соответствующий сдвиг акцентов и в антимонопольной политике. В этот период общие принципы антимонопольного регулирования были распространены на особые сферы экономики — финансовые рынки, страхование, банковскую сферу, отрасли естественных монополий. Антимонопольная политика начинает переходить от регулирования товаропроводящей сети к кон­тролю производственных процессов. Так, в докладе ГКАП 1997 г. подчеркивается, что "задачей ГКАП России является не только устра­нение необоснованного ограничения конкуренции при движении товаров, но и в инвестиционном процессе"[5].

Но чем более детализированными становятся нормативные до­кументы антимонопольного регулирования, тем в большей степени интересы антимонопольных органов пересекаются с интересами про­мышленных и отраслевых ведомств. Например, закон "О естествен­ных монополиях" предполагает ограничение конкуренции в опреде­ленных сферах деятельности. Данное положение может породить более сложные отраслевые эффекты, чем реализация общей нормы конкурентного законодательства, а следовательно, требует более тща­тельного учета интересов отраслевых регуляторов, чем обычное кон­курентное право. И хотя в нормативных документах этого периода (как впрочем, и позлее) отсутствует тезис о согласованности двух разных видов политики, осуществление конкурентной политики в отдельных отраслях и на отдельных рынках подводит к осознанию необходимости взаимных консультаций.

В 1995 г. были внесены определенные изменения и в Закон "О конкуренции...". В антимонопольной политике России начинает преобладать количественный подход к антиконкурентным действи­ям. Доминирующее положение фирмы на рынке определяется выра­женными количественными критериями: фирмы с долей рынка до 35% исключаются из списка потенциальных нарушителей; фирмы с рыночной долей, превышающей 65%, признаются доминирующими и подверженными "искушению" злоупотреблением монопольным поло­жением; фирмы с долями рынка между 35 и 65% занимают промежу­точное положение — в этом случае антимонопольные органы обязаны доказать наличие злоупотреблений и монополистических намерений. Формализация критериев рыночной власти помогает осмыслить ситу­ации, когда требуется антимонопольное вмешательство государства с позиции объективности и непредвзятости, что помогает практической работе территориальных органов антимонопольного комитета.

Основным достижением второго этапа можно считать начало обо­собления антимонопольного регулирования как самостоятельной политики со своими специфическими объектами, субъектами и ин­струментарием., отличными от методологии экономического поли­тики, хотя и имеющими точки соприкосновения. Важность конку­рентной политики отражена на самом высоком уровне: соответствую­щие изменения вносятся в Гражданский кодекс РФ (ч. 1).

Особую роль в этот период сыграла разработка правил добросовест­ной конкуренции применительно к отдельным сферам хозяйственного оборота, в частности, принятие закона "О рекламе" (1995 г.). Специфи­кация видов поведения фирм, которые допустимы и недопустимы на рынках России, определение требований к рекламе и указания на слу­чаи надлежащей и ненадлежащей рекламной деятельности способство­вали более четкому пониманию цивилизованной конкуренции, что по­могало реализации целей экономической политики на данном этапе - удовлетворение внутреннего спроса за счет качественных отечествен­ных товаров. Закон "О рекламе" был нацелен на достижение сбалан­сированности интересов различных субъектов экономики, а значит, на гармонизацию целей конкурентной и промышленной политик.

В этот период наблюдается и «определенный диссонанс между двумя политиками»[6]. Так, закон "О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами" (1998 г.) поставил ключевой целью защиту отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов от внешней конкуренции, если она неблагоприятна для национальных агентов. Тем самым были за­фиксированы четкие цели экономической (внешнеторговой) полити­ки государства. Однако при этом не была учтена проблема воздей­ствия протекционистских мер на внутренние рынки России, что зало­жило основу для формирования в будущем легальных монопольных эффектов с необязательно положительными в целом последствиями для внутренней конкуренции и отечественных потребителей[7].

В рамках данного этапа многие аспекты несогласованности эконо­мической и конкурентной политик могут быть объяснены отсутствием четкого представления о целях одного и другого видов государственного воздействия на экономику, классификации специфических инструментов воздействия, а также об идентификации областей интересы той и другой политики могут пересекаться и конфликтовать нему задача обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров рассматривается в контексте антимонопольною роегулирования (док­лад ГКАП 1997 г.), хотя на самом деле это цель промышленной политики, а никак не конкурентной.

Началом третьего этапа в развитии антимонопольного регулирования в России можно считать август 1998 г., когда после финансового кризиса изменились ориентиры и методы экономической по мини, и пришло понимание того, что антимонопольная политика может как способствовать, так и препятствовать проведению и эффективной и экономической политики. Признанием значимости антимонопольною регулирования можно считать повышение статуса регулирующего органа: в 1998 г. Государственному комитету по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был придан статус мини­стерства, а в 1999-2000 гг. ГКАП был преобразован в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

В этот период антимонопольная политика активизируется в рамках ее защитной функции. Появляется новая редакция Закона "О конку­ренции...", дополненная многочисленными случаями запрета тех или иных действий фирм. Однако из всех дополнений и изменений в но­вой редакции по-прежнему лишь две статьи (ст. 17 и 18) касаются поведения фирм ex ante (регулирование слияний и поглощений и ре­гулирование приобретений акций компаний), причем в большинстве случаев применение данной статьи носит уведомительный, а не пре­дупредительный характер. Политика демонополизации полностью пере­дается в ведение органов антимонопольного регулирования. Тем самым начинается процесс разграничения полномочий экономической и кон­курентной политик. Углубляются представления о предмете анти­монопольной политики во многом благодаря потребностям, экономи­ческой политики. Так, демонополизация как одно из направлений ан­тимонопольного регулирования должна охватывать теперь не только региональные, но и межрегиональные товарные рынки.

Конкурентное законодательство развивается применительно к новым сферам регулирования. В 1999 г. был принят закон "О защи­те конкуренции на рынке финансовых услуг", определивший основ­ные направления конкурентной политики в данной сфере. И хотя этот закон далек от совершенства, наличие специального нормативного документа формирует базу антимонопольной политики на финан­совых рынках, что в целом стимулирует и разработку соответствую­щей экономической политики. Важным достижением закона являет­ся четкое выделение основных понятий финансового рынка (таких, как "финансовая услуга", "рынок финансовых услуг", "конкуренция на рынке финансовых услуг", "концентрация капитала на рынке финан­совых услуг" и др. — ст. 3), которые могут использоваться не только антимонопольными органами, но и соответствующими ведомствами, регулирующими финансовый рынок. В законе выделяются виды пове­дения финансовых организаций, которые могут трактоваться как недобросовестная конкуренция. Тем самым  усиление и правовое оформ­ление конкурентной политики (пусть пока только через антимоно­польное регулирование) на финансовых рынках способствует повы­шению эффективности государственной политики в финансовой сфере.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.