Рефераты. Регулирование предпринимательской деятельности административными и экономическими методами






p> Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств. находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.
Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, который могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного регулирования - оптимизации темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы. Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены, - вот не полный перечень мер государственного регулирования цен. Государственное вмешательство осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включения в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчисления в другие фонды. Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии.

Внешнеэкономическое регулирование - это меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического опыта. Кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена пошлин во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных объединениях. Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств ГРЭ в конкретный период.

К административным методам регулирования экономики относятся:

• Определение стратегических целей развития и их выражение в индикативных и иных планах, целевых программах;

• Государственные заказы и контракты на поставки определённых видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

• Государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

• Нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

• Административные ограничения и запреты по выпуску определённых видов продукции и т.п.;

• Лицензирование внешнеторговых операций;

• Установление фиксированных цен на товары и услуги.

Административные методы не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, правительство запретило строить предприятия в пределах Краснодара. Оно не увеличило налоги или штрафы, а просто прекратило выдачу лицензий. Меры принуждения можно показать тем, что государство обязывает промышленные предприятия организовывать на местах производственное обучение, создавать бытовые условия для рабочих, занятых на производстве.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создание условий для социально слабо защищенных слоев населения.

Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы - пример фиксации цен на товары и услуги госсектора. Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности. Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе - типичное средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности. Контроль над ценами на определенные виды товаров осуществляется национальными органами.

Государство в современных условиях всё шире применяет прогнозирование, программирование и планирование на макроуровне.

Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально- экономического развития страны. Оно представляет собой основу всей системы управления. Прогнозы включают в себя количественные и качественные показатели развития макроэкономической ситуации. Результатом государственного прогнозирования являются документы , необходимые для регулирования развития экономики и для разработки концепции развития страны.

Государственное программирование позволяет предвидеть перспективы развития, предоставляет информацию предприятиям о намерениях государства.
При программно-целевом подходе обеспечивается концентрация ресурсов, достижение конечных результатов, потребностей. С его помощью решаются основные проблемы экономического, социального и научно-технического развития, имеющие важное хозяйственное значение и, как правило, межотраслевой и межрегиональный характер. Программирование является жёстким методом воздействия на процессы воспроизводства и применяется в тех случаях, когда использование других методов не может принести требуемых результатов. Целевые программы характеризуются конкретно выраженными конечными результатами; включают в себя полную совокупность задании, мероприятий и соответствующих ресурсов; отличаются высокой степенью комплексности и имеют определённый период реализации. Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними.
Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов. Министерство финансов также разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ также широко привлекаются представители центрального банка, союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства ГРЭ и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

К числу важнейших методов государственного регулирования экономики относят планирование. Оно осуществляется путём выработки заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства. Планы представляют собой документы, в которых в форме заданий и показателей отражены основные цели намеченных преобразований по развитию экономики страны. Они могут носить директивный и индикативный характер. В условиях рыночной экономики планирование не может принимать форму всеобщего охвата сторон экономической и социальной деятельности. Однако рыночная экономика не в коем случае не отвергает планирование, поскольку план есть не что иное надлежаще оформленное управленческое решение. Являясь одной из основных функций управления, планирование обеспечивает не только целенаправленное, но и динамическое и пропорциональное развитие объекта управления. Свою конкретизацию планирование получает в соответствующих плановых показателях.

Индикативное планирование не имеет директивного начала и может охватывать как государственный, так и частный сектор экономики. Важнейшими его целями являются систематизация и улучшение информации о деловой конъектуре, предполагаемых инвестициях государства и расходах госбюджета с тем, чтобы содействовать принятию наиболее эффективных решений. Другой целью является предложение системы показателей (индикаторов) экономической деятельности, которая может заинтересовать частный сектор. В наибольшей мере поддаётся прямому административному воздействию стадия воспроизводства продукции, в наименьшей - стадия формирования потребностей и потребления: на стадиях распределения и обращения преобладают экономические методы регулирования.

Обоснование плановых заданий, мероприятий предполагает использование соответствующих балансов и балансовых расчётов. Балансы позволяют обеспечить соответствие между ресурсами необходимыми для выполнения заданий и их наличием. Балансовый метод планирования служит инструментом для планомерного установления и соблюдения материально-вещественных и стоимостных пропорций в хозяйстве страны. В практике планирования составляются и используются материальные, трудовые и финансовые балансы. С их помощью устанавливаются и поддерживаются необходимые пропорции в развитии отдельных отраслей и регионов.

Существует также и группа мер называемых правовыми методами регулирования экономики, задачей которых является создание и регулирование правовой основы функционирования экономики. Элементами правовых методов являются антимонопольное законодательство, а также другие законы, регулирующие хозяйственную деятельность субъектов экономики, к которым относятся нормативные акты защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на качество продукции и безопасность труда.

Глава 2

Опыт и проблемы совершенствования системы государственного регулирования деятельности предприятий в условиях современной рыночной экономики

2.1. Опыт государственного регулирования деятельности предприятий в развитых странах.

Пожалуй, сегодня наиболее важной проблемой для нашей страны, при радикальной смене системы хозяйствования, является грамотное заимствование передового опыта управления и организации производства. У специалистов существует очень много точек зрения в отношении того, какой же опыт более всего подходит нам как с учетом характеристики стоящих перед российской экономики проблем, так и в плане максимально точного учета национальных особенностей.

В этой связи, на мой взгляд, опыт Южной Кореи оказывается как нельзя кстати. Эта страна черпала новейшие идеи управления и в Японии, и в США.
Наибольшее родство в программах государственного регулирования экономик наблюдается между двумя восточными странами: Японией и Южной Кореей.
Конечно тот подход в организации управления, который исповедует сегодня японский и корейский менеджмент, во многом противоположен как американскому, так и германскому.

Но рассмотрим все по порядку. И начнем с общей характеристики экономики трех стран: Японии и Южной Корее, а также Германии. Выделим основные направления развития этих стран:

1. В отличие от других новых индустриальных государств Южная Корея сделала ставку на всемерную концентрацию капитала. Большой бизнес всецело доминирует в экономике Южной Кореи: на пять крупнейших конгломератов приходится примерно половина национального продукта.
Причина такой организации промышленности проста: капиталоемкие отрасли могут быть прибыльными только в условиях крупномасштабного производства, большой его серийности, что требует концентрации капитала.
Кроме того, чтобы достичь максимальной эффективности такого производства, необходимо в кратчайшие сроки наращивать объем выпускаемой продукции, делая ставку при этом на темпы роста объемов производства, а не на получение краткосрочной прибыли.

А между тем Япония к настоящему времени стала высокомонополизированной. В ней доминирует несколько ведущих монополистических групп: "Мицубиси", "Мицуи", "Сумитомо", "Дайити-Канге",
Санва", "Фуе". В 1977 г. эта "большая шестерка" распоряжалась активами на сумму более 150 трл. иен, что составляет по имеющимся оценкам 30-40 % общих активов японских корпораций и финансово-кредитных учреждений.
Корпорациям, входящим в состав этих финансовых групп оказывается первоочередная поддержка: именно им адресуются государственные субсидии, налоговые льготы, передаются государственные научно-технические разработки.
Но в Японии государственная поддержка не ограничивается только крупнейшими монополиями: курс правящих кругов предусматривает поощрение всех видов картелизации и монополизации производства во всех отраслях и на всех уровнях управления экономикой.

Обратная ситуация сложилась в Германии. Хотя до конца II мировой войны
Германия считалась "классической" страной картелей, после 1945 г. союзники запретили картели. Впоследствии мероприятия союзников по декартелизации уступили место закону, которым запрещались ограничения конкуренции:
• право ограничений конкуренции по горизонтали (картельное право);
• право ограничений конкуренции по вертикали (установление единых картельных цен);
• право доминирующих на рынке фирм и концернов.

Общий запрет картелирования основан на том, что картели в большинстве случаев могут обеспечить себе преимущества за счет других, ставя интересы индивидуальные над интересами социальными, что противоречит Основному закону, конституции ФРГ.
2. Высокая степень концентрации капитала в Южной Корее оправдана с точки зрения оптимальных масштабов производства, но никак не обеспечения занятости населения. Так- на 30 конгломератов Южной Корен приходится лишь
25% рабочей силы. В Японии обеспечение занятости базировалось на всемерной поддержке малого бизнеса, который был субподрядчиком крупных фирм. Опыт США показывает высокую инновационную активность малого бизнеса. Поэтому правительство Южной Корен, конечно же, оказывает помощь малым фирмам в финансовом, техническом отношении, в поиске иностранных партнеров по совместным предприятиям, резервировании сегментов рынка для малого бизнеса, подключении небольших фирм к крупным в качестве субподрядчиков и т. д.

В условиях социальной рыночной экономики существует конкуренция не только между отдельными предприятиями-фирмами, но и между разными правовыми формами предприятий. Наряду с частными фирмами существуют государственные предприятия и предприятия со смешенной формой владения, а также свободные предприятия общественного пользования и общественно государственные предприятия. Экономика Германии построена так, что конкуренция является основополагающим элементом развития страны. Ограничения свободы занятия промыслом допустимо лишь в исключительных случаях во имя уважения прав третьих лиц, конституционного порядка или для соблюдения правил хорошего тона. Государственные предприятия и фирмы со смешенной экономикой встречаются прежде всего в сферах снабжения и транспорта, в кредитно- финансовых сферах и страховом бизнесе, в строительстве и землепользовании.
Эти предприятия нередко используются как инструмент социальной политики.
Например, для обеспечения общедоступности как газа и электроэнергии, так и любым видом транспорта германское правительство устанавливает свои доступные для потребителя цены. Но доля государственных предприятий в ФРГ невелика и составляет 11,3 % от вновь созданной стоимости предприятий всех секторов экономики. 3. Отрасли и предприятия, работающие на экспорт, считаются главным двигателем прогресса каждой страны. В Японии и Южной
Корее разного рода стимулы введены, чтобы поощрить бизнес наращивать экспорт:
1) финансовые субсидии. Экспортно-импортный банк представлял кредит под ведение экспортных операций, которые имеют длительный период оборота капитала;
2) иностранная валюта. Предоставлялась фирмам усиленно работающим на экспорт, на чрезвычайно выгодных условиях для покупки оборудования, предназначенного для выпуска экспортной продукции;
3) широкое использование налоговых льгот, льготы по налогообложению доходов корпораций, пониженные импортные тарифы на сырье и запасные части для компаний, работающих на экспорт и некоторые другие;

Эти меры во многом способствовали быстрому росту экспорта. Структура экспорта конечно же менялась, становясь все более сложной от экспорта полуфабрикатов к готовым изделиям, наукоемких технологиям.

Внешнеэкономическая политика Германии построена на надежном и четком порядке, который призван регулировать конкуренцию в конкретной стране. Это будет способствовать отрыву германских предприятий в области цен и качества по сравнению с народным хозяйством других стран. А это значит, что предприятия Германии смогут лучше приспособиться к изменениям внешнеэкономических параметров, например, к меняющимся курсам валют или ценам на внешнеторговые товары.
4. Что же касается отношений к импортерам, то политика Южной Кореи и Японии во многом отличается от Германии. В Южной Корее как н в Японии внутренний рынок был первоначально закрыт для иностранных производителей при помощи комбинации тарифных и нетарифных барьеров. Но сейчас наблюдается либерализацию импорта. Каждый год ряд позиций в товарной структуре импорта освобождается от запретительных тарифов, хотя и ясно, что темпы этой либерализации достаточно медленны. Политика Южной Кореи направлена на стимулирование притока иностранного капитала и технологии в страну при достаточно ограниченных мерах по либерализации валютного контроля. Формула здесь следующая: как можно больше зарабатывать валюты путем экспорта товаров, как можно меньше допускать утечки капиталов путем ограничения доступности товаров иностранного производства на внутреннем рынке.

Политика, проводимая правительством ФРГ, также основана на расширении мировой торговли. Но внешнеторговая деятельность построена на свободной конкуренции как внутри страны, так и извне. В настоящее время импортные ограничения распространяются главным образом на продукты сельского хозяйства и пищевой промышленности, а также на ряд изделий текстильной промышленности. Начиная с 1^58 г., более чем на 95° о либерализирован ввоз товаров из стран Организации экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР) и стран, входящих в долларовую зону. Свободен от каких-либо ограничений оборот услуг во всех отраслях, за небольшим исключением в области страхования имущества. 5. Но глубокое развитие экспорта и практически полная либерализация импорта в Германии может привести к неконкурентоспособности предприятий страны, если они не будут совершенствовать свою технологическую базу. Деятельность государственного сектора обеспечивает улучшение показателей работы корпораций. Делается это либо через систему льготных тарифов на услуги государственных предприятий, либо путем непосредственной передачи в частные руки результатов работы государственных учреждений (разработок, документации, технологий).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.