Рефераты. Собственность и многообразие ее форм в России
Формирование монополистической собственности также было
подготовлено развитием производительных сил. 55
Новые виды машин, технология и формы организации труда,
качественные структурные сдвиги в экономике - все это резко усилило процесс
концентрации производства. Возникшие на этой основе монополии представляли
собой хозяйственные объединения, осуществляющие контроль на рынке сбыта товаров
посредством концентрации в своих руках материальных и финансовых ресурсов.
Монополистические объединения превратились в господствующую форму производства.
Индивидуальная частная собственность все более стала вытесняться групповой. В
начальный период монополизации экономики монополии охватывали преимущественно
одну отрасль промышленности, в крайнем случае несколько родственных, однако
впоследствии стали создаваться диверсификационные концерны, т.е.
монополистические объединения с разнопрофильными производствами. Это стало
необходимым для расширения номенклатуры выпускаемых изделий и услуг с целью
ослабления зависимости от рыночной конъюнктуры. Появление монополистических
союзов дало мощный толчок развитию частной собственности. Можно выделить
следующие, наиболее важные факторы роста монополистической собственности:
усиление процесса концентрации производства, возникновение системы монопольных
цен, вывоз капитала в отличие от вывоза товаров, неоколониализм.
Государственная собственность имеет длительную и вполне
самостоятельную историю развития. Становление ее шло на базе государственной
феодальной собственности. Еще в период зарождения капитализма государство
проявляло заботу о своем экономическом благополучии и поэтому само
организовывало мануфактуры, мастерские, монетные дворы, шло на союз с
купеческим и ростовщическим капиталом, создавая совместные с ними компании для
колониальных захватов, поиска дешевых рынков сбыта своих товаров. С появлением
монополистического капитала государство идет в ногу со временем, создавая
монополистические союзы в сфере своих экономических интересов. С появлением
государственно-монополистических тенденций в экономике государственная
собственность приобретает новое качество и входит составной частью в систему
государственно-монополистического капитализма. Этот процесс особенно идет бурно
в период кризисных явлений, когда обостряются противоречия экономики. Однако и
в этих условиях государственная собственность сохраняет собственное значение в
экономике. Неверно полагать, что в современных условиях государственная
собственность самоликвидируется, наоборот, значение ее возрастает. [15, с. 79]
Кооперативная собственность, ее появление связано с
развитием кооперативного движения. Кооперативная собственность возникла в
Великобритании в конце XVIII в. в форме кооперативных фабрик, принадлежащих рабочим, а
также потребительской кооперации. Кооперативные фабрики просуществовали
недолго, они не выдержали конкуренции с частным капиталом и превратились в его
разновидность. Потребительская кооперация оказалась более жизненной.
Кооперативная собственность довольно значительна в развивающихся странах, ее
удельный вес достигает 30%, наряду с частной и государственной собственностью.
ГЛАВА 2. СОБСТВЕННОСТЬ В РФ: ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ФОРМ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
2.1. Преобразования форм собственности в России в условиях
перехода к рыночным отношениям
Основой экономической системы в СССР являлась общественная
собственность на средства производства, которая выступала в виде
государственной собственности. Уже в 30-е годы она была объявлена
преобладающей, а к началу 90-х годов социальная структура собственности имела
следующий вид: государственная — 89,2, колхозная — 8,3, кооперативов по
производству товаров и услуг (в т.ч. — ЖСК) — 1,4, собственность граждан —
1,1%. Если учесть, что колхозная собственность по существу была
государственной, то можно прийти к выводу об абсолютной государственной
монополизации средств производства в этот период. [15, с. 80-81]
Одновременно с этим абсолютная государственная монополизация
средств производства сопровождалась объективно обусловленным «сращиванием»
исполнительной, законодательной и судебной ступеней власти под руководством ЦК
КПСС и его органов на местах. Такая «партийно-бюрократическая машина», захватив
все «рычаги власти», управляла экономически, социально и идеологически уже не
только средствами производства от имени народа, но и самим народом, манипулируя
его сознанием в своих собственных интересах.
В экономической области это проявилось, прежде всего в прямом
отрицании:
—конкуренции как регулирующего и контролирующего
механизма и замены ее на социалистическое соревнование, с вручениемего
победителям переходящих знамен, вымпелов, почетных грамот,медалей, денежных
премий и т.п.;
—системы рынков и цен как основной организующей силы и замены их
планом и плановым ценообразованием.
В годовых планах, которые «спускались сверху» (от Госплана к
министерствам, а оттуда предприятиям), в качестве основного директивного
документа (обязательного к исполнению) содержалось большое число показателей
(объем производства продукции, фонд зарплаты, численность работников и т.д.).
Кроме того, определялось, кому, в каком количестве, по каким ценам продавать
продукцию, у кого приобретать необходимые для производства сырье, материалы и
т.п.
Таким образом, органы управления «наверху» присвоили себе все
основные правомочия собственника, передав коллективам предприятий лишь право
пользования средствами производства, а руководству предприятий — лишь
ограниченное право оперативного управления.
Однако в конечном итоге «партийно-бюрократическая машина, сохранив
свое ведущее положение, вошла в конфликт с «перестройкой», и сложившиеся в
1987—1990 гг. благоприятные возможности для перехода к рыночным отношениям были
упущены. В довершение ко всему произошел распад СССР и образовались
самостоятельные государства, в т.ч. и Российская Федерация (РФ). [15, с. 82]
Курс, взятый в РФ на коренную перестройку экономики, был
ориентирован на создание условий для перехода к рыночным отношениям и
осуществлялся по варианту «шоковой терапии». Стратегия этого варианта предполагала:
1) разработку и
применение антиинфляционной стабилизационной программы;
2) проведение
глубоких институциональных реформ и прежде всего кардинальных преобразований в
отношениях собственности.
Преобразование отношений собственности в экономическом плане
достаточно подробно рассмотрено в «Экономикс» (Р. Мак-коннелл, Л. Брю) на
примере перемещения ресурсов из негосударственного (частного) в государственный
(общественный) сектор экономики. Критерий такого перемещения основывается на
сравнительном анализе издержек и выгод, получаемых вследствие этого
перемещения: если потери от изъятия ресурсов из частного сектора меньше
дополнительных выгод, полученных в государственном секторе, то такое
перемещение экономически целесообразно. Иначе говоря, преобразование частной
собственности в общественную имеет экономический смысл тогда, когда оно
способствует более эффективному использованию ресурсов обществом. Этот критерий
используется и при перераспределении прав собственности между ее различными
субъектами.
Необходимость преобразований абсолютно монополизированной
государственной собственности в нашей стране практически не вызывала сомнения,
даже у большинства властных структур. Однако по поводу направлений и методов
этих преобразований разгорелась ожесточенная борьба не только между
представителями «старой» и «новой» партийно-бюрократической номенклатуры, но и
внутри нее. К этой борьбе «подключились» и представители региональных и
местных структур, хозяйственные руководители, а также «теневой» й
криминальный капитал. 83
Все они хотели получить на «законных» основаниях в соответствии с
возможностями занимаемого положения свою долю общественного имущества или
легализовать уже имеющееся.
Результатом этой борьбы и стала государственная программа
приватизации, подготовка которой продолжалась в течение 1992 г. В основу
программы приватизации была положена модель сочетания коммерческого подхода с
льготной продажей и безвозмездной передачей части госсобственности трудовым
коллективам или обменом ваучеров на акции. Было принято решение о двух этапах
приватизации — ваучерной (бесплатной) и денежной (платной).
Приватизация, являясь одним из важнейших направлений
разгосударствления, означает переход объекта собственности от государства в
частные руки.
Первый этап (1992 — 1 июля 1994 г.) так называемой «малой
приватизации» начался с предприятий торговли, общественного питания, бытового
обслуживания, производства товаров народного потребления. За это период было
приватизировано свыше 70% всех малых предприятий, которые перешли в частную
собственность, было создано более 25 тыс. акционерных обществ, составивших
основу корпоративного сектора.
«Большая приватизация» (второй этап) предполагала продажу
государственной собственности по конкурсу или на аукционах; продажу акций
предприятий (акционерных обществ); полный или частичный выкуп госимущества,
сданного в аренду; продажа недвижимости и земли и т.д.
О результатах приватизации можно судить по распределению
предприятий и организаций по формам собственности в России (табл. 1).
Таблица 1.
Распределение предприятий и организаций по формам собственности в
России
Источник [15, с. 85]
Подводя некоторые итоги, следует отметить, что сама приватизация:
—осуществлялась в радикальном варианте как по
характеру, так и масштабам, срокам и методам;
—имела своим основным направлением превращение
абсолютной монополизированной государственной собственности в некоторые
разновидности частной собственности;
—преследовала прежде всего политические цели,
которив'Ире-0 ладали перед экономическим подходом (критерием);
— привела к значительному расслоению общества,
сосредоточению многих объектов госсобственности в руках олигархических групп и
номенклатуры разных властных уровней;
—пока еще мало способствовала созданию
действительной конкурентной среды, финансовой стабилизации в экономике,
повышению эффективности деятельности предприятий, привлечению иностранных
инвестиций. [15,
с. 85]
К сожалению, следует констатировать, что те цели и задачи, которые
ставились при проведении приватизации, не оправдали надежд большинства
населения страны. Можно согласиться с мнением многих экономистов, что в России
пока произошла лишь смена юридической формы собственности, становление же новых
форм присвоения — это процесс длительный и достаточно сложный и пока не
состоявшийся.
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: тотальная смена формы собственности (приватизация)
без одновременной глубокой рационализации
отношений владения, пользования и управления объектами собственности не решает и не может ре шить
проблемы повышения эффективности функционирования
экономической системы. Именно
поэтому формальная и массовая передача
титула собственности в частные руки
не только не привела Россию к выходу из экономического кризиса, разразившегося еще в период господства
государственной собственности, но и
усугубила его.
2.2. Современное состояние основных
форм собственности
в Российской Федерации
За период с 2002 по 2005 гг. доля
государственной собственности РФ в капитализации экономики
увеличилась более чем в 1,5 раза и достигла 30%. И в 2006 г. правительство усиливает присутствие государства в крупнейших национальных холдингах. Благодаря весомым приобретениям государственных корпораций, а также росту курсовой стоимости акций произошло увеличение доли государства с 48 млрд дол. в 2003 г. до 190 млрд дол. на начало 2006 г., причем за это время капитализация Сбербанка и
Газпрома выросла в 6 раз. Государством приобретено 10,7% акций Газпрома, а сама корпорация слилась с ОАО «Сибнефть»; ОАО «Объединенные
машиностроительные заводы» (группа «Уралмаш-Ижора»)
пополнилось долями в РАО «ЕЭС России», «Мосэнерго».
Планируется усиление контроля над ОАО
«АвтоВАЗ» и «КАМАЗ», «Силовые машины» и др. Так, в
2005 г. ОАО «ЕЭС России» приобрело пакет
акций «Силовых машин», «Рособоронэкспорт» - пакет акций
«АвтоВАЗа», «Оборон-пром» - акции «Камова». На 2006 г. намечено приобретение 13% акций «Алросы» — второй по величине
алмазодобывающей корпорации в мире, а
также ряда других компаний. [13, с. 28]
Российская Федерация является весьма крупным
собственником. Динамика структурных изменений госсобственности и финансовые результаты показаны в табл. 2.
Таблица 2.
Распределение предприятий и
организаций по формам собственности (на 1 января 2006
года), тыс. ед.
Показатель
1996
2001
2002
2003
2004
2005
1
2
3
4
5
6
7
Всего организаций
2249,5
3346,5
3593,8
3845,3
4199,8
4417,1
В том числе по формам
собственности:
частная
1425,5
2509,6
2725,9
2956,8
3237,7
3499,2
государственная
322,2
150,8
155,1
157,1
161,3
159,2
муниципальная
197,8
216,6
231
239,3
246,1
248,2
2
3
4
5
6
7
Финансовые
результаты приватизации в РФ
Поступило средств от приватизации государственного и
муниципального имущества, млн руб. (до 2000 г. - млрд руб.)
3815
41609
16756
22857
88673
90143
В том числе находившегося в
собственности:
федеральной
1994
37927
12772
14719
72543
67919
региональной (субъекта РФ)
354
2199
1886
4444
10295
13798
муниципальной
1467
1483
2098
3694
5835
8426