Рефераты. Социально-экономическая ситуация в Ямало-Ненецком автономном округе






Объем бытовых услуг, оказанных за 2002 года, составил 283,7 млн. руб., удельный вес в общем объеме платных услуг - 4,2%. Наибольший удельный вес в структуре бытовых услуг занимает ремонт и строительство жилья и других построек - 42,6%.

Транспорт и дорожное хозяйство

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт на территории автономного округа представлен:

- 14 авиакомпаниями (две - зарегистрированы на территории автономного округа), осуществляющими более рейсов 40 в различные населенные пункты автономного округа и 44 за его пределы;

- 21 аэропортом, 10 из которых имею взлетно-посадочную полосу, остальные посадочные площадки, находящихся в эксплуатации 7 различных предприятий и их филиалов;

- 22 посадочными площадками, не имеющих статуса аэропорта, находящихся в поселках автономного округа;

- филиалами и отделениями ФГУП "Тюменьаэроконтроль", расположенных практически во всех аэропортах автономного округа.

В течение 2002 года авиационным транспортом перевезено 537,5 тыс. пассажиров, 241,3 тонн почты и 1161,4 тонн груза. Объемы перевозок пассажиров и почты в 2002 году увеличились по сравнению с 2001 годом на 4% и 8 % соответственно, по грузовым перевозкам произошло снижение на 45%, что обусловлено, прежде всего, увеличением тарифов на перевозку воздушным транспортом. Так, летный час вертолета составляет в среднем от 20 до 25 тыс. рублей. В 2003 году прогнозируется повышение тарифов на авиаперевозки на 15-20%. В структуре себестоимости авиатарифов значительную часть, до 25%, составляют аэропортовые услуги, величину которых контролируют федеральные органы власти. В течение 2002 года тарифы на аэропортовые услуги выросли в среднем от 1,5 до 2 раз.

На развитие воздушного транспорта из окружного бюджета в 2002 году направлено 72,5 млн. рублей, в том числе на инвестиции - 8,0 млн. рублей, на субсидии - 64,5 млн. рублей. Законом об окружном бюджете автономного округа на 2003 год запланированы расходы на развитие воздушного транспорта в сумме 17,0 млн. рублей, государственная поддержка - 96,0 млн. рублей, в том числе расходы на покрытие убытков образующихся от перевозки пассажиров по регулируемым ценам - 60,0 млн. рублей

Железнодорожный транспорт

Железнодорожные перевозки на территории автономного округа осуществляются Сургутским отделением ФГУП "Свердловская ЖД", Сосногорским отделением ФГУП "Северной ЖД", а также ОАО "Севтюменьтранспуть" и ОАО "Надымское предприятие железнодорожного транспорта". Указанными предприятиями в 2002 году перевезено:

- грузов 12165 тыс. тонн, что на 7% больше чем в 2001 году;

- пассажиров 806,9 тыс. чел., что меньше 2001 года на 146,9 тыс. чел. или 18%; основное снижение произошло по направлению Свердловской железной дороги.

Длина железнодорожных путей, находящихся на территории автономного округа и принадлежащих МПС, составляет 495 км, принадлежащих акционерным обществам, - 585 км, с учетом построенной части дороги "Обская-Бованенково". На сегодняшний день железнодорожная сеть автономного округа находится в неудовлетворительном состоянии. На капитальные ремонт отдельных участков дорог требуется 12,5 млрд. рублей

Администрацией автономного округа оказывается ежегодная поддержка железнодорожного транспорта в виде финансирования ремонта участков дорог на отрезке "Чум-Лабытнанги", "Короточаево-Новый Уренгой" и приобретения спецтехники. В 2002 году на эти цели израсходовано 39,0 млн. рублей, столько же запланировано на 2003 год. Однако, чтобы привести дороги в надлежащее состояние, таких объемов крайне не достаточно. Необходимо объединение в единый консорциум по ремонту и строительству железных дорог всех заинтересованных лиц: федеральных органов, нефтегазодобывающих предприятий и администрации автономного округа.

Речной транспорт

В автономном округе находятся в эксплуатации 3661 км водных путей, на содержание которых в 2002 году использовано 20,5 млн. рублей. Основной грузо- и пассажирооборот осуществляется семью предприятиями речного транспорта, которыми за 2002 год перевезено 361,4 тыс. тонн грузов, 25,3 тыс. чел. пассажиров, объем погрузочно-разгрузочных работ составил 1196,0 тыс. тонн, что соответствует показателям 2001 года.

По водным путям в течение навигации осуществляется основная часть Северного завоза в отдаленные и труднодоступные районы автономного округа горюче-смазочных материалов и товаров первой необходимости.

Перевозка пассажиров речным транспортом в автономном округе осуществляется по государственным регулируемым ценам, в результате чего предприятиям, осуществляющим перевозку пассажиров, выплачиваются субсидии из средств окружного бюджета. В 2002 году выплачено 28,9 млн. рублей, столько же запланировано на 2003 год. Действующие пассажирские линии на магистрали реки Оби и Обской губе: Салехард - Яр-Сале, Ныда, Кутопьюган, Антипаюта; в южном направлении: Салехард - Березово, Омск. В течение навигации 2002 года действовала пассажирская линия Тарко-Сале - Самбург.

Городской пассажирский автомобильный транспорт

Городские пассажирские перевозки осуществляются семью автотранспортными предприятиями в пределах территорий городов автономного округа. За 2002 год ими перевезено 32,5 млн. пассажиров. Совокупный финансовый результат автотранспортных предприятий без дотаций бюджета составил 167,5 млн. рублей убытка. На покрытие убытков из бюджетов муниципальных образований направлено 175,2 млн. рублей

В целях обновления автопарка из окружного бюджета ежегодно выделяются средства на приобретение новых автобусов, в 2002 году эта сумма составила 81,0 млн. рублей. На 2003 год запланировано приобретение 25 автобусов, на сумму 50,0 млн. рублей. Однако обновление автопарка не способствует решению проблемы убыточности автотранспортных предприятий и даже наоборот увеличивает себестоимость перевозок. В аварийном состоянии находятся производственные здания и сооружения, отсутствует или изношены инструменты и оборудование. Цены на проезд, при существующем уровне издержек автотранспортных предприятий, а также большая доля льготников, в отдельных городах доходящая до 60 процентов всех пассажиров, не обеспечивают окупаемости предприятий и тем более не учитывают инвестиционную составляющую, без которой старение производственных фондов будет продолжаться. Решением проблемы может быть демонополизация городских пассажирских перевозок, оказание целенаправленной государственной помощи субъектам малого предпринимательства на приобретение транспортных средств, а также частичная приватизация закрепленного за унитарными предприятиями автобусного парка, оптимизация частоты рейсов и издержек автотранспортных предприятий.

Дорожное хозяйство

В настоящее время на территории автономного округа находятся в эксплуатации 2199,5 км автомобильных дорог общего пользования, в том числе федеральных - 13,2 км, из них 693,9 км дорог с твердым покрытием и 1244,0 км зимних автодорог. В 2002 году на их содержание из средств окружного бюджета затрачено 353,0 млн. рублей, из федерального - 2,5 млн. рублей. Направлено 577,0 млн. рублей на реконструкцию и ремонт автодорог, в том числе капитальный, на приобретение дорожно-эксплутационной техники -61,0 млн. рублей.

За счет окружного бюджета осуществляется строительство 219,8 км автодорог. В 2002 году сумма средств, направленных на строительство, составила 880,6 млн. рублей. В 2002 году сдано в эксплуатацию 7,8 км автодороги "ст. Коротчаево - ст. Пуровск" и 0,7 км автодороги "Новый Уренгой - Старый Надым".

В 2002 году расходы окружного бюджета по разделу "Дорожное хозяйство" составили 1945,0 млн. рублей, средства, запланированные на 2003 год, составляют 1600,0 млн. рублей Уменьшение средств, направляемых на содержание и строительство дорог, в первую очередь обусловлено изменениями в налоговом законодательстве, что приведет к снижению темпов строительства новых перспективных автодорог. Возникает необходимость изыскания дополнительных источников финансирования на содержание, ремонт и строительство автодорог, а также рассмотреть возможности по использованию внутренних резервов дорожного хозяйства.

Жилищно-коммунальное хозяйство

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляют деятельность 13 муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства. За 2002 год оценочная величина предоставленных ими услуг (работ) составляет около 6 млрд. рублей.

В настоящее время одной из самых острых проблем ЖКК ЯНАО, тормозящей его реформирование, является значительная величина кредиторской и дебиторской задолженности в структуре баланса предприятий отрасли. Общая задолженность предприятий ЖКК автономного округа перед кредиторами по состоянию на 1 октября 2002 года составила 4,8 млрд. рублей и уменьшилась за 9 месяцев 2002 года на 100 млн. рублей.

Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками увеличилась за девять месяцев 2002 года на 102,6 млн. рублей и составила 1,5 млрд. рублей (30% от общей задолженности), займы и кредиты увеличились на 107,0 млн. рублей и составили 1,2 млрд. рублей (24%). Задолженность бюджетам всех уровней по обязательным платежам и начисленным штрафам и пеням по состоянию на 1 октября 2002 года составила 0,6 млрд. рублей (11,4%) от общей суммы кредиторской задолженности. Кредиторская задолженность по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 октября 2002 года составила 1,4 млрд. рублей, по сравнению с началом 2002 года задолженность снизилась на 28,4 млн. рублей.

Общая дебиторская задолженность муниципальных предприятий ЖКК автономного округа за 9 месяцев 2002 года увеличилась на 11,5% и составила 2,0 млрд. рублей.

В структуре дебиторской задолженности предприятий ЖКК 73,8% составляют неплатежи покупателей и заказчиков (1,5 млрд. рублей), задолженность прочих дебиторов - 15,1% (300,7 млн. рублей), в том числе доля задолженности населения по оплате ЖКУ - 12,5% (238 млн. рублей). Наименьший процент собираемости платежей населения за ЖКУ наблюдается в Приуральском районе (47%) и г. Губкинский (56%).

За счет предпринимаемых предприятиями ЖКК мер (направление исков в суд, размещение информации о задолженности в СМИ) происходит повышение уровня собираемости платежей, так по г. Ноябрьску уровень платежей возрос с 70 до 80 процентов.

В целом по округу предприятиями ЖКХ нарушено платежное сальдо - кредиторская задолженность превышает дебиторскую. На начало 2002 года превышение достигало 2,8 раза, за 9 месяцев 2002г. этот показатель снизился до 2,4 раза.

Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ планировалось к 2003 году свести к нулю дотации из бюджета предприятиям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги населению (ЖКУ), за счет введения 100% оплаты ЖКУ населением. В Ямало-Ненецком автономном округе с 1 января 2003 года уровень платежей за ЖКУ установлен в размере 71,4% от экономически обоснованного тарифа на ЖКУ.

Гражданам (семьям) автономного округа, имеющим совокупный доход ниже величины прожиточного уровня, установленного в ЯНАО, или имеющим расходы на ЖКУ (в пределах социальных нормы площади жилья) более 18% от совокупного дохода, предоставляются жилищные субсидии. В течение 9 месяцев 2002 года в автономном округе правом на получение субсидии воспользовалось 5,8 тысяч семей или 3,7% от количества семей проживающих в муниципальных образованиях округа. В аналогичном периоде 2001 года правом на получение субсидии воспользовалось 3,8 тысяч семей или 2,5%. Общая сумма начисленных субсидий населению на оплату ЖКУ в течение 9 месяцев 2002 года составила 55,1 млн. рублей, что в 6,3 раза больше, чем в аналогичном периоде 2001 года (8,7 млн. руб.). При этом сумма задолженности населения по оплате за ЖКУ на 1 октября 2002 (238 млн. руб.) в сравнении с аналогичным периодом 2001 года (79 млн. руб.) возросла в 3 раза. Причинами увеличения объемов субсидирования являются: увеличение уровня платежей граждан за ЖКУ с 38,7% в сентябре 2001 года до 66,8% в сентябре 2002 года; увеличение фактической величины расходов на производство ЖКУ по обследуемому жилфонду на 35,6% на фоне сохранения уровня совокупного дохода населения.

Сравнительный анализ фактической себестоимости и экономически обоснованного тарифа (ЭОТ) на все виды предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в автономном округе по состоянию на 1 октября 2002 года показал, что средневзвешенная величина фактических затрат по ЯНАО соответствует планируемым тарифам (с незначительными расхождениями). Однако по отдельным муниципальным образованиям наблюдаются расхождения до 50-70% между ЭОТ и фактическими затратами на оказываемые услуги.

В 2002 году на подготовку к зиме планировалось направить 1,2 млрд. рублей бюджетных средств, в основном за счет местных бюджетов (1,0 млрд. рублей), фактически использовано всего 50% этих средств.

Финансы

Доходы консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа за 2002 год составили 43,1 млрд. рублей или 121,7% доходов 2001 года, причём поступления от крупнейших предприятий нефтегазового комплекса: ОАО "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз", ОАО "Роснефть-Пурнефтегаз", предприятий ОАО "Газпром", составили 27,7 млрд. руб. или 64,2% всех доходов бюджета ЯНАО.

Доля налоговых доходов в структуре поступлений составила 92,5%, против 93,5% в 2001 году. Незначительный рост неналоговых доходов связан с увеличением доходов от имущества, находящегося в государственной собственности, и от деятельности государственных и муниципальных организаций.


С 1 января 2002 года введён налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) Несмотря на отмену платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, данные виды налогов поступали и в 2002 году (по расчётам за 2001 год и в счёт погашения задолженности прошлых лет).

Рост поступлений налога на прибыль организаций во многом вызван повышением цены на газ, добываемый предприятиями ОАО "Газпром", они дали 65,6% всех поступлений по данному виду налога. По сравнению с 2001 годом средняя цена газа по четырём предприятиям выросла на 67,7 руб./тыс.м3.

В тоже время поступления налога на прибыль от крупнейших предприятий нефтедобывающего комплекса (ОАО "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз", ОАО "Роснефть-Пурнефтегаз") составили всего 3% от поступлений данного налога в бюджетную систему ЯНАО, что обусловлено низкими отпускными, так называемыми "внутрикорпоративными", ценами на нефть.

Поступления налога на доходы физических лиц увеличились на 26,3 %, что вызвано ростом фонда оплаты труда.

Рост неналоговых доходов в 2002 году вызван, во-первых, низким исполнением годовых бюджетных назначений в 2001 году - 30,2%, во-вторых, значительным увеличением доходов от имущества, находящегося в государственной собственности и от деятельности государственных и муниципальных организаций.

Расходы консолидированного бюджета в 2002 году составили 40,8 млрд. рублей или 116,5% расходов 2001 года (35,0 млрд. руб.).


Структура расходов претерпела изменения. Увеличение доли расходов по статье "Промышленность, энергетика и строительство" и снижение по статьям "Жилищно-коммунальное хозяйство", "Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика" вызвано изменением порядка отнесения капитальных расходов по статьям бюджетной классификации. В 2001 году капитальные расходы отражались по соответствующим статьям функциональной классификации. В 2002 году - по статье функциональной классификации "Промышленность, энергетика и строительство".

Рынок труда

На конец 2002 года численность экономически активного населения составила 326 тыс. человек или 64,8% от общей численности населения автономного округа.

В 2002 году основная тенденция заключалась в увеличении численности занятых в экономике и официально зарегистрированных безработных. За 2002 год численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, увеличилась с 8,4 тыс. человек до 8,9 тыс. человек, что на 9,3% больше, чем на 1.01.2002 года. Уровень регистрируемой безработицы в автономном округе на 1.01.2003 года составил 2,7%, против 2,6% на 1.01.2002 года, что превышает уровень среднероссийского показателя в 1,5 раза. Кроме того, автономный округ имеет самый высокий регистрируемый уровень безработицы среди регионов Уральского Федерального округа. Причина роста численности регистрируемых безработных связана с увеличением размера минимального пособия по безработице и расширением деятельности службы занятости автономного округа по информированию населения о ситуации на рынке труда.

Сохраняется значительная дифференциация территорий по уровню регистрированной безработицы. К концу года разрыв между максимальным и минимальным значениями этого показателя достиг 5 раз против 6,4 раза на конец 2001 года. Практически во всех муниципальных образованиях автономного округа уровень регистрированной безработицы превысил среднероссийское значение - 1,7%, кроме городов городов Губкинский и Новый Уренгой, в которых не превысил значения 1,6%.

К относительно благополучным районам, уровень безработицы в которых в течение года не превысил среднеокружной показатель, относятся города Губкинский, Новый Уренгой, Надым, Салехард.

К муниципальным образованиям с наиболее высоким уровнем регистрируемой безработицы (в 1,5-2 раза выше среднеокружного уровня) относятся города Лабытнанги, Муравленко, Красноселькупский, Приуральский, Пуровский, Ямальский районы.

За отчетный период снято с учета 16 тыс. человек, из них по причинам трудоустройства - 7 тыс. человек.

С января по декабрь 2002 года число заявленных вакансий уменьшилось с 3672 до 2369 единиц. Основную долю их занимают рабочие специальности, требующие высокого профессионализма, что затрудняет трудоустройство безработных граждан. Существующее несоответствие между спросом и предложением рабочей силы, а также низкий уровень оплаты труда значительной части заявленных в службу занятости округа вакансий не позволяет в минимальные сроки заполнить вакансии и обеспечить ищущих работу и работодателей услугами, облегчающими процесс отбора специалистов на рабочие места. В результате коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости в расчете на одну вакансию) увеличился по сравнению с 2001 годом на 42,6% и составил к концу года 4 человека на одну вакансию.

За 2002 год было выдано разрешений более 400 предприятиям на привлечение в производстве иностранной рабочей силы в количестве более 15 тыс. человек. Наибольшая доля иностранной рабочей силы работает в городах Салехард (27% от общего числа привлекаемой рабочей силы), Надым (22%), Новый Уренгой (20%).

На территорию автономного округа иностранные работники привлекаются из 25 стран мира, в т.ч. из 13 стран "дальнего зарубежья".

В структуре основных стран экспортеров иностранной рабочей силы сохраняется тенденция прошлых лет: Украина - более 70%, Молдова - 5%, Азербайджан - 2%. Из стран "дальнего зарубежья": Турция - более 10%. Ведущей отраслью, где применяется иностранная рабочая сила, остается строительство - более 80%, на долю геологии приходится около 10%, промышленности - 3%, ЖКХ - 2 процента.

Несмотря на увеличение количества безработных в округе, одновременно увеличивается численность иностранной рабочей силы. Так, количество официально зарегистрированных безработных за 2002 год составило 8884 человек и увеличилось в течение года на 755 человек, численность привлекаемой иностранной рабочей силы возросла на 3 тыс. человек.

В 2002 году уровень безработицы, рассчитанный относительно экономически активного населения, составил 2,7%, привлечение иностранных работников - 4,6% от экономически активного населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.