Эффективное управление товарными запасами позволяет также изыскивать пути оптимизации расходов торговой организации по таким статьям как транспортные и складские расходы. Без предварительного анализа товарных запасов и покупательских предпочтений решение сократить расходы на содержание ряда складских помещений может привести не к экономии, а к обратному эффекту – сокращению продаж и прибыли в результате постоянного дефицита товаров. Чтобы этого избежать, необходимо оценить покупательский спрос, имеющиеся возможности организации в товарных запасах, динамику объема продаж, месторасположение покупателей, мощность и местонахождение складских помещений, транспортные расходы и другие критерии. После этого анализируется альтернативное использование высвободившихся средств в случае сокращения расходов по содержанию складских помещений или транспортных расходов. Оценка проводится комплексным анализом влияния прогнозируемых расходов на показатели товарооборота и рентабельности.
3. Создание службы сервиса. Одним из элементов товарной политики является создание службы сервиса для клиентов. При налаживании службы сервиса деятелю рынка предстоит принять три решения:
- какие услуги включать в рамки сервиса;
- какой уровень сервиса предложить;
- в какой форме предложить услуги клиентам.
Услуги сервиса включаются в список после изучения мнения покупателей и состоят из обеспечения: надёжности поставок, оперативности предоставления предложений по ценам, возможности получения технической консультации, предоставления скидок, послепродажное обслуживание, масштабы торговой сети, гарантии замены и др.
Эффективное обслуживание потребителей предполагает высокий уровень гарантийного технического обслуживания и ремонта; предоставление клиентам сервисных услуг, длительных сроков гарантий и бесплатных услуг.
4. Совершенствование организации торгово-технологического процесса. Основными принципами организации технологических процессов в непродовольственных магазинах являются:
- комплексный подход к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;
- соответствие технологии современному научно-техническому уровню;
- экономическая эффективность принятой схемы продажи товаров;
- сохранение качества товаров.
Неотъемлемой частью любого технологического процесса в торговле является непосредственное обслуживание покупателей, выступающее одной из основных его функций, поэтому необходимо постоянно совершенствовать работу с покупателями: быстро и точно проводить расчеты с покупателями, осуществлять квалифицированное консультирование покупателя при принятии им решения о покупке. Было замечено, что покупатели наиболее охотно посещают магазины, в которых работают квалифицированные продавцы-консультанты.
5. Совершенствование ценовой политики предприятия. Снижение уровня жизни населения приводит, с одной стороны, к общему снижению спроса, сопровождающемуся изменением потребительских критериев оценки товара, а с другой, - к росту себестоимости продукции. Положение предприятий осложняется жесткой конкуренцией, особенно со стороны импортных производителей. Одним из главных факторов, существенно снижающих риск производителя, является умение руководителей предприятия оптимально управлять ценами на свою продукцию с учетом факторов рыночного спроса. Цена является наиболее гибким и значимым инструментом политики предприятия. Любой товар должен иметь цену, приемлемую для рынка, и подчеркивающую его отличительные качества, быть доступным к сбытовым сетям, приспособленным к требованиям потребителей. В нынешних условиях, вследствие снижения покупательской способности населения, принятие решения по ценам имеет не только экономические, но и социальные и психологические последствия. Ошибки в принятии управленческих решений ведут к существенным моральным и финансовым последствиям. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при установлении цены.
В данной работе предлагается провести на предприятии ООО «Автомобили- 2000» следующие мероприятия:
1. Внедрение службы сервиса.
2. Регулирование ценовой политики предприятия.
3. Улучшение торгово-технологического процесса за счет замены двух старых ККМ одним высокопроизводительным кассовым терминалом.
Все мероприятия будут оценены с точки зрения целесообразности и эффективности их внедрения на предприятии.
Мероприятие 1. Внедрение службы сервиса. Предлагается в качестве сервисной услуги для стимулирования продаж организовать продажу автозапчастей по заказу. Нередко складывается ситуация, когда покупатель, посетив магазин, не обнаруживает нужного ему товара по причине его отсутствия в ассортименте, но не складе. В таком случае можно предложить покупателю оформить заказ на товар, который доставят в течение нескольких дней. При этом предлагается оплатить 70% от стоимости заказа, чтобы снизить риск отказа покупателя от товара. Предоплата гарантирует серьезность намерений покупателя. При поступлении товара в магазин работник магазина свяжется с покупателем и сообщит о доставке товара в магазин. Услуга доставки товара в магазин по заказу должна быть бесплатной. Работник магазина оформляет заявки на доставку товаров и когда их собирается достаточное количество, товар доставляют со склада.
Нецелесообразно принимать заказ на дешевые и распространенные автозапчасти, так как такие заказы доставлять по одному нерентабельно, а при сборе необходимого количества заявок на незначительную сумму будет увеличивать срок ожидания клиента, и может получиться так, что клиент отменит заказ. Предлагается принимать заказы на доставку товара по цене, не меньшей 5000 рублей.
Проведем прогнозный расчет эффективности данного мероприятия. Автозапчасти, цена на которые выше 5000 рублей, а также стоимость таких автозапчастей с учетом установки в автосервисе представлены в таблице 12
Таблица 12
Перечень ассортимента автозапчастей на автомобиль МОСКВИЧ, цена которых выше 5000 руб.
Наименование
Цена, руб
Цена с установкой в автосервисе
Бампер передний 2141
5500
7800
Головка блока 412-2141 в сборе
5850
9000
Главная пара 2141
6250
8300
КПП 2126 (06 дв)
9 750,00
12000
КПП 2126 412 дв
КПП 2141
6 900,00
9500
Панель передняя «Святогор»
5 650,00
7100
Редуктор заднего моста 2126 в сборе с чулком
6 200,00
7450
Редуктор заднего моста 2717 в сборе с чулком
Как видно из таблицы 12, цены в автосервисе превышают цены на подобные товары в магазине ООО «Автомобили - 2000». Опытные автомобилисты могут заменить данные автозапчасти, не прибегая к услугам автосервиса, но в магазине нередко подобные автозапчасти отсутствуют по причине малого спроса и достаточно больших габаритов. Если организовать доставку данных товаров по заказам, можно увеличить объем товарооборота.
Для того, чтобы рассчитать объем товарооборота, приведем в таблице 13 данные о спросе на рассматриваемые автозапчасти.
Зная предположительный объем спроса и цену на товар можем рассчитать планируемый товарооборот.
(3.1)
Где Т – товарооборот, руб., Ц – цена, руб., С- спрос, шт.
Таблица 13
Объем месячного спроса по товарной группе автозапчастей, цена которых выше 5000 руб.
Среднегодовой спрос
Товароборот
20
110000
18
105300
7
43750
8
78000
4
39000
6
41400
58500
5
48750
28250
15
93000
14
86800
Итого
732750
Чтобы рассчитать планируемую прибыль от данного мероприятия, необходимо рассчитать затраты на данный вид сервиса.
Предлагается использовать печатную рекламу в виде листовок. Чтобы не создавать негатива и раздражения у потенциальных покупателей, не стоит их разносить по подъездам, как это нередко делается, и останавливать людей на улице. Листовки будут находиться в магазине и вручаться продавцом непосредственно покупателю магазина. Так можно избежать негатива и снизить затраты на рекламу. Образец рекламного листка находится в Приложении 1 . Рекламные листки будут заказываться каждый месяц одним тиражом – 5000 единиц.
Средняя стоимость рекламных листовок в типографиях города Омска колеблется от 2500 до 3000 за 5000 – ный тираж на бумаге 115 гр. Это обычная бумага, на которой написан рекламный текст.
Возьмем среднюю цену на 5000-ный тираж: (2500+3000)/2=2750.
Доставка листовок по городу – 200 руб. - цена типографии на доставку листовок (по желанию заказчика, листовки могут быть собственным транспортом заказчика, тогда расходы составят расходы на топливо по доставке листовок). Так как воспользоваться услугой типографии представляется более удобным способом доставки листовок, решено воспользоваться услугами типографии.
Итого за месяц: ЗРмес. = 2750+200=2950 руб.
Итого за год: ЗРгод = 2950*12= 35400 руб.
Доставка запчастей производится транспортом магазина, каждый вторник по заказу продавца. Доставка запчастей по индивидуальным заказам будет производится тем же транспортом в те же сроки, что и обычные заказы. Поэтому стоимость транспортных расходов мы учитывать не будем, так как они уже заложены в структуре коммерческой наценки 15%..
Бланки для оформления заказа. Средний расход планируется в размере не менее трех экземпляров бланка в день.
В магазине есть компьютер и копировально-множительная техника. Средняя стоимость копии документа 1,5 руб. Годовой фонд времени работы магазина 262 дня. Следовательно, расходы на бланки заказов:
РБ =262*1,5*3=1179 руб.
Общая сумма расходов: Р=РЗ+РБ = 35400 руб.+ 1179 руб.= 36579 руб.
Предполагаемый валовый доход рассчитаем следующим образом:
ВД = Т- Р = 732750 – 36579 = 696171 руб.
Таким образом, в результате внедрения данной услуги в перспективе можно увеличить объем товарооборота на 732750 руб. и получить валовый доход в размере 696171 руб.
Следует иметь в виду, что полученный прогноз может и не оправдаться, но даже если рассчитывать на самый минимальный объем продаж, то величина затрат на внедрение данной услуги и в этом случае окажется гораздо меньше полученного объема товарооборота:
Не следует также считать данный прогноз точным на 100 %, потому что могут увеличиться издержки на реализацию данной услуги.
При принятом объеме спроса размер валового дохода превысил величину принятых в укрупненном расчете издержек более чем в 10 раз (696171/36579=18,93). Поэтому риск превышения издержек над доходом в данном случае минимален.
Также минимален риск и при минимально возможном объеме товарооборота. К тому же, при увеличении издержек на реализацию данной услуги можно пересмотреть ценовую политику в отношении данных товаров и компенсировать увеличение издержек за счет увеличения цены на данный ассортимент.
Рассчитаем точку безубыточности, то есть минимальный объем заказа, при котором окупится данное мероприятие.
Точка безубыточности позволит определить тот момент. Когда продажи перестанут приносить убыток, т. е. при каком объеме продаж продукции магазин выйдет на нулевой баланс.
(3.2)
Где: СИ – совокупные фиксированные издержки (условно постоянные + условно переменные издержки);
Ц – цена за единицу проданного товара
К – количество проданного товара обеспечивающее безубыточность (точка безубыточности).
СИ = 36579/12 руб.
Интервал цен 5500-9 750,00 руб., средняя цена – 7625 руб.
К=36579/12*7625= 1 шт.
Таким образом, затраты окупаются при ежемесячном объеме продаж - 1 шт. По данным таблицы 13, совокупный спрос превышает минимальный объем продаж. Следовательно, мероприятие можно считать эффективным.
Мероприятие 2. Регулирование ценовой политики предприятия. Из анализа ценовой политики предприятия, проведенного во второй главе дипломной работы известно, что предприятие придерживается конкурентной стратегии установления цен. Эта стратегия опасна тем, что, ориентируясь на средние цены конкурентов, руководство предприятия забывает о том, что у конкурентов сумма издержек обращения может быть значительно меньше, что позволяет им снизить цены. Поэтому первоочередной задачей на предприятии ООО «Автомобили-2000» становится выбор оптимальной ценовой стратегии.
В качестве такой стратегии можно предложить затратную стратегию ценообразования, когда в цену товара включаются издержки обращения – затраты на доставку, предпродажную подготовку товара, рекламу. Только так магазин сможет обеспечить себе максимум прибыли.
Подобную тактику продажи товара рекомендуется применить не ко всему ассортименту товара, а к тем его наименованиям, которые пользуются постоянным устойчивым спросом.
В таблице Приложения 2 перечислены наименования товаров, пользующихся постоянным устойчивым спросом на основании данных статистики предприятия об объемах продаж в натуральных показателях.
В общем виде модель формирования цены с помощью затратных методов ценообразования можно представить так:
Совокупные расходы+Желаемый доход (3.3)
Цена= Объем продаж в натуральных единицах измерения
В таблице приложения 3 даются данные по планированию товарооборота. Таким образом, сравнивая товарооборот за апрель 2008 года с планируемым, видим увеличение товарооборота на 1912777- 1351700 = 561077,1 тыс. руб.
Следовательно, установление цены затратным методом позволяет увеличить товарооборот при условии сохранения среднемесячного спроса на товар.
Мероприятие 3. Совершенствование торгово-технологического процесса. Данное мероприятие предусматривает замену старых ККМ на одну высокопроизводительную современную ККМ. Прежде чем выбрать ККМ проведем обзор существующих в настоящее время современных ККМ.
АМС-100Ф предназначена для автоматизации учета, контроля и первичной обработки информации кассовых операций и регистрации ее на бумажной ленте. Машина может применяться в любом торговом предприятии и в сфере услуг для автономного использования или в составе компьютерных систем учета. Несмотря на простоту, она отвечает многим требованиям пользователя, так как создана на основе передовых технологий, имеет высокий уровень качества.
Машина регистрирует проводимые через нее суммы, подсчитывает стоимость товара по цене его единицы и количеству, подсчитывает суммарную стоимость покупок и величину сдачи покупателю. Имеется возможность записи в память текущей даты и времени, необходимой информации, блока фиксированных цен на товары, блока штрих-кодов со своей ценой на товары. Печатающее устройство программно переключается на чековый или отчетный режим работы.
Машина имеет встроенную фискальную память с возможностью доступа к информации (считывания) только налоговой инспекцией. Сохранность информации - не менее 6 лет.
Дополнительно возможны:
- совместная работа ККМ и электронных весов ВЭ-15Т или весов кодификационного ряда ВНУ 2/15;
- реализация практически POS-терминала на базе ККМ;
- работа со считывателем штрих-кода или по кодам товаров (число наименований товаров до 4096);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6