Рефераты. Способы ведения хозяйства






Способы ведения хозяйства

Реферат на тему:

Способы ведения хозяйства

Введение


Теоретически рыночный способ ведения хозяйства обеспечивает необходимую гибкость и мобильность структуры экономики, адекватное и своевременное реагирование ее на изменение запросов внутреннего и внешнего рынков. Однако в реальной действительности структурные преобразования экономики осуществляются при активном участии государства. Интересы общества объективно требуют государственного регулирования структурных сдвигов в экономике. Задачей государства в этих условиях является осуществление правильной структурно-инвестиционной политики.

Главным принципом структурно-инвестиционной политики является выработка и обоснование системы взаимоувязанных приоритетов, которые определяют направления структурных сдвигов исходя из общемировых тенденций, выгод от участия страны в общемировом разделении труда, специфики деформаций и диспропорций в существующей структуре национальной экономики. Ведущую роль играет установление критериев для отнесения сфер, отраслей и производств экономики к числу приоритетных.

Главными задачами структурно-инвестиционной политики на современном этапе переходного периода являются последовательное свертывание устаревших производств.  Преодоление структурных деформаций и приведение структуры производства в соответствие с платежеспособным спросом, обеспечение наиболее полного использования производственных ресурсов и научно-технического потенциала, поддержание экологической и экономической безопасности страны, содействие развитию эффективных, конкурентоспособных производств, рыночной инфраструктуры, сферы услуг и интеллектуальной деятельности.

В структурно-инвестиционной политике РФ в настоящее время можно выделить ряд взаимосвязанных направлений в разрезе отдельных блоков системы общественного воспроизводства:

1) формирование и развитие рынка предметов потребления и услуг;

2) переориентация производства средств, производства на нужды потребительского комплекса;

3) перепрофилирование внешнеэкономического комплекса за счет развития экспортных и импортозамещающих производств.

Кризисное состояние экономики РФ требует особой стратегии структурно-инвестиционной политики. Сущность этой стратегии состоит в селективной поддержке государством точек и секторов роста в национальном хозяйстве. Точками роста являются конкретные хозяйствующие субъекты, предприятия. Идентификация точек роста осуществляется с учетом их способности к реализации эффективной хозяйственной деятельности, связей с другими элементами экономической системы. Точками роста могут быть предприятия, которые рентабельно работают, не нарушая при этом действующего законодательства. Производят экспортную и импортозамещающую продукцию, продукцию и услуги для социальной сферы, которые содействуют своей деятельностью повышению уровня жизни населения, поддержанию занятости, улучшению экологической обстановки, а также реализующие проекты, направленные на будущие технологические прорывы, выход на новые рынки, освоение новых рыночных сегментов и ниш.

Содействие развитию производства в точках и секторах роста государство может осуществлять в виде разнообразных форм поддержки – выделения бюджетных средств,  для финансирования проектов и программ, предоставления целевых льгот по налогам и таможенным тарифам, выдачи налоговых кредитов и государственных гарантий и т.д.

Решение структурных проблем требует ресурсного, и прежде всего, инвестиционного обеспечения. В условиях кризиса осуществление структурной перестройки осложнено острой нехваткой ресурсов и неблагоприятным инвестиционным климатом, с относительно высоким уровнем инфляции, несовершенной налоговой системой, высокими процентными ставками. Возможны три источника инвестиций – государственный бюджет и внебюджетные фонды; накопления граждан и предприятий; иностранный капитал. Для их привлечения и использования необходимо рациональное и эффективное воздействие государства на инвестиционный процесс, направленное на стимулирование сбережений и создание условий для трансформации накоплений в инвестиции. Со стороны государства требуется также осуществление комплекса мер по ориентации инвестиционной активности в приоритетных направлениях.

В соответствии с разработанной Правительством РФ концепцией структурно-инвестиционной политики государство отвечает за создание в стране благоприятных экономических условий для активизации инвестиционной деятельности и само принимает в ней активное участие.

Бюджетные средства используются для финансирования целевых программ и отдельных проектов. Государство принимает долевое участие в совместном финансировании проектов и оказывает поддержку частным инвесторам в рамках этих проектов. С помощью налогов, кредитов, ускоренной амортизации государство координирует деятельность всех инвесторов. Особое место в деятельности государства отводится решениям и мерам, призванным стимулировать приток иностранных инвестиций в национальную экономику.

В РФ приняты специальные законы об иностранных инвестициях, о концессиях, о свободных экономических зонах. Привлечением и страхованием иностранных инвестиций от лица государства занимаются: Российское агентство международного сотрудничества и развития, Государственная инвестиционная корпорация, Российская финансовая корпорация. Создана система инвестиционных кредитных институтов, разработана адаптированная к российским условиям и практике методика создания бизнес-планов и оценки инвестиционных рисков. В целях повышения заинтересованности зарубежных инвесторов предусмотрены таможенные и налоговые льготы, разрешена долгосрочная аренда земли, создание в России филиалов иностранных банков, а также совместных банков, совершенствуется редакция законов об иностранных инвестициях. Масштабы государственного вмешательства должны находиться в таких пределах, в которых это не ведет к ослаблению стимулирующей роли рыночного механизма. Определение объемов инвестиционной деятельности федерального Правительства и органов государственной власти в регионах и на местах является одной из важнейших задач.

На современном этапе реформирования российской экономики государственные инвестиции не могут ограничиваться в рыночных условиях традиционными сферами применения. Наряду с финансированием производственной и социальной инфраструктуры, части НИОКР и отдельных, нуждающихся в государственной поддержке, депрессивных отраслей необходимы значительные централизованные вложения в технологическую перестройку национального хозяйства, создание потребительского сектора экономики. Государственные инвестиции призваны стать одним из важнейших средств преодоления экономического кризиса и оздоровления российской экономики.

Экономический рост – понятие, обозначающее изменение воспроизводства в пространстве и времени на основе соответствующего механизма движения, которое характеризуется количественными и качественными параметрами и имеет своим результатом увеличение общественного богатства. Экономический рост отражает изменение объемов созданных в стране за определенный период товаров и услуг. Он измеряется в процентах или в относительных величинах в сравнении с предшествующим периодом.

К главным показателям экономического роста относятся темпы роста валового внутреннего продукта и национального дохода в абсолютном размере и в расчете на душу населения, темпы роста промышленного производства в целом, по отдельным отраслям в абсолютном размере и на душу населения.

Экономический рост является одной из важнейших социально-экономических целей в политике государства, так как увеличение реального продукта общества ведет к повышению уровня жизни народа и минимизации издержек производства.

Для прогнозирования и планирования динамики развития важно знать источники экономического роста. В условиях рыночной экономики выделяют три группы факторов, определяющих экономический рост, – факторы предложения, факторы спроса и факторы распределения. Между ними существует взаимосвязь.

Факторами предложения являются объем, структура и качество природных, трудовых и капитальных ресурсов. Они формируют физическую способность экономики к росту. Однако для обеспечения реального роста, кроме способности экономики к наращиванию производства, необходимо наиболее полное вовлечение расширяющегося объема ресурсов в экономический оборот, распределение ресурсов наилучшим с точки зрения максимизации полезного продукта образом, эффективное использование увеличивающейся массы ресурсов. Все это требует от общества повышения совокупных расходов, отражая влияние факторов спроса и распределения на экономический рост.

Различают два типа экономического роста – экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный тип роста осуществляется за счет привлечения дополнительных факторов производства. Интенсивный тип роста основан на широком применении в производстве передовых достижений науки и техники, использовании высококвалифицированного труда. Интенсивный тип роста имеет три направления – ресурсосберегающее, капиталосберегающее. Сочетание этих направлений  образует качественно новый тип развития экономики – всестороннюю интенсификацию производства.

Одним из центральных вопросов в теории экономического роста является вопрос о факторах, определяющих темпы роста экономики страны. К важнейшим среди этих факторов можно отнести: научно-технический прогресс, уровень производительности труда, объем и эффективность накоплений, систему хозяйствования, способы мотивации труда, экономическую роль государства. Значение отдельных факторов меняется с развитием производительных сил и производственных отношений. На современном этапе переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации для экономического роста становятся характерными следующие моменты:

-  превращение информации в один из ведущих факторов экономического роста;

-  возрастание значения экологических аспектов экономического роста, переход к жесткому ресурсосбережению, малоотходным технологиям;

-  изменение направленности экономического роста в сторону создания нематериальных форм богатства в виде разнообразных социальных услуг;

-  повышение роли государства в регулировании экономического роста.

Отрицательное влияние экономического роста на окружающую среду породило теоретические споры относительно целесообразности экономического роста. Многообразные концепции, оценивающие экономический рост с различных позиций, можно сгруппировать в два направления. Первое направление объединяет ученых, считающих необходимым отказаться от экономического роста или даже перейти к суженному воспроизводству в целях предотвращения экологической катастрофы. К другому направлению относятся сторонники продолжения экономического роста при усилении роли государства в сфере природопользования.

Предложения об отказе экономического роста можно принять лишь в индустриально развитых странах. Наряду с ними в настоящее время в мире существует множество государств, население которых имеет очень низкий уровень жизни. Повысить уровень можно лишь на основе экономического роста. Поэтому для бедных стран предложение о переходе к нулевому росту или сокращению производства неприемлемо.  Можно с полным основанием отнести и к современной России.

В глобальном масштабе для экономической динамики характерна цикличность – этапы быстрого роста периодически сменяются застоем и падением производства. Непрерывные колебания экономики являются ее постоянной динамической характеристикой.

Экономическим циклом называют волнообразное движение экономики, в процессе которого она проходит через ряд последовательно сменяющихся фаз: фазу кризисного спада, фазу депрессии, фазу оживления и фазу подъема. Важнейшими оценочными параметрами цикла являются время протекания отдельных фаз и продолжительность цикла в целом, частота повторения фаз, амплитуда колебаний.

По длительности времени различают столетние, длинноволновые, большие, малые, сезонные и краткосрочные циклы. Более короткие циклические волны перемещаются по гребням более продолжительных волн.

Прогноз экономического роста позволяет получить общие количественные ориентиры для всех аспектов социально-экономического прогнозирования.

Прогноз экономического роста исходит из анализа закономерностей динамики факторов экономического роста.

В теории и практике прогнозирования экономического роста широко применяется экономико-математическое моделирование. Наиболее распространены модели производственной функции, основанные на теории факторов производства. В этих моделях объем производства представлен как функция, зависящая от количества применяемых факторов производства и предельной производи-тельности каждого из них. Под предельной производительностью факторов понимается размер прироста объема производства, получаемый с каждой единицы прироста данного фактора производства.

В виде суммы произведений факторов производства на их предельную производительность. Чтобы учесть влияние научно-технического прогресса, как дополнительного источника экономического роста, к этой сумме прибавляется показатель темпа НТП. Таким образом, простая производственная функция имеет вид:

                                У = Д1Т + Д2К + Д3Р + А,                                 

где:

Д1, Д2, Д3 – доли труда, капитала и природных ресурсов в совокупном продукте;

Т, К, Р – темпы прироста затрат труда, капитала и природных ресурсов;

А – темп научно-технического прогресса;

У – темп прироста совокупного продукта.

Американским экономистом П.Дугласом и математиком И.Коббом была предложена производственная функция степенной формы, в которой учитывается влияние только двух факторов – затрат труда и  капитала и темпа научно-технического прогресса.

Дальнейшее совершенствование модели производственной функции шло по ряду направлений: уточнялись способы измерения затрат отдельных факторов, расширялся круг учитываемых факторов (земля, энергия и т.д.), уточнялась доля отдельных факторов в создаваемом продукте, усложнялся вид функции.

Особое направление в развитии моделирования экономического роста связано с формулированием в формализованном виде условий, необходимых для поддержания устойчивого (равновесного) экономического роста и именами Р.Харрода и Е.Домара.

Английский экономист Н.Калдор сформулировал условия, при которых обеспечивается самоподдерживающийся рост и динамическое равновесие в экономике. К этим условиям он отнес:

- устойчивость темпа роста производительности труда;

- устойчивость темпа роста капитала и капиталоемкости продукта;

- - устойчивость нормы прибыли и доли прибыли в национальном доходе.

Это важный инструмент измерения влияния на национальное хозяйство различных вариантов инвестиционной и налоговой политики, внешней торговли, военных расходов и др. В Советском Союзе разработкой модели оптимизации экономического роста занималась школа Канторовича. Основная заслуга Л.В. Канторовича заключается в разработке единого подхода к широкому кругу экономических задач о наилучшем использовании ресурсов на базе линейного программирования. Экономическое моделирование освещено в его труде “Экономический расчет наилучшего использования ресурсов” (1942). Совместно со своим учеником Л.В. Канторович разработал метод “потенциалов” для решения транспортных проблем. Совместно с           В.Л. Сложившаяся к настоящему моменту в России экономическая ситуация позволяет предполагать три возможные варианта экономического роста:

1) рост с ориентацией на внешний рынок сырьевых ресурсов – нефти, газа;

2) рост на основе расширения емкости внутреннего рынка, увеличения производства высококачественной продукции, продукции для замещения импорта, простой и дешевой продукции массового потребления и продукции высоких технологий;

3) смешанный вариант, сочетающий в различных пропорциях два предыдущих варианта.

Наиболее вероятным представляется смешанный вариант экономического роста с уклоном в сторону либо первого, либо второго вариантов. Рост и процветание экономики на долгие годы при этом будут возможны лишь при условии активного внедрения нововведений в целях повышения эффективности капитала. Это предполагает необходимость развивать высокотехнологичные отрасли экономики, внедрять новые технологии и широко использовать преимущества местных ресурсов в традиционных отраслях.

Прогнозирование и стратегическое планирование темпов, структуры и пропорций развития экономики основываются на широком использовании методов моделирования социально-экономических процессов. Моделирование представляет собой метод опосредованного познания с помощью использования объектов-заменителей.

Моделью называется материальный или мысленно представляемый объект, который замещает объект-оригинал и с определенной степенью приближения отражает его важнейшие характеристики и поведение.

Все модели, применяемые в настоящее время в прогнозировании и планировании, можно подразделить на два класса – предметных и мысленных моделей. Предметные модели, в свою очередь, можно подразделить на модели физические и модели. Физические модели представляют собой материальные объекты той же природы, что и объект-оригинал (например,  система управления предприятием как модель системы управления народным хозяйством). Предметно-математической моделью является объект, принципиально отличный по своей физической природе от оригинала, в котором характерные черты каких-либо процессов или явлений могут выражаться такими же математическими зависимостями, что и в оригинале. Основным видом мысленных моделей являются знаковые модели. Наиболее широко применяемой в настоящее время разновидностью знаковых моделей являются логико-математические модели, представляющие собой систему математических и логических выражений, отражающих существенные свойства исследуемого объекта. Эти модели включают в себя три группы элементов: 1) характеристики объекта, которые необходимо определить; 2) характеристики меняющихся внешних условий; 3) внутренние параметры объекта.

Важное место в системе моделей, используемых в прогнозировании и стратегическом планировании темпов экономического роста и структурных сдвигов в экономике, занимают балансовые модели, представляющие собой систему особых таблиц и расчетов, обеспечивающих увязку и согласованность взаимозависимых показателей. Балансовые модели являются важным средством вскрытия диспропорций в экономике, определения оптимальных темпов роста и пропорций в национальном хозяйстве, их всестороннего ресурсного обоснования.

В современной практике прогнозирования и планирования применяется широко разветвленная система балансовых моделей, включающих в себя балансы вещественных элементов производства, потребления и накопления (естественных ресурсов, производственных мощностей, основных фондов; материальные балансы, балансы капитальных вложений), трудовые балансы и финансовые балансы.

Балансовые модели в нашей стране начали применяться в плановой практике с момента составления первых хозяйственных планов конца 1917 – начала 1918 гг. Это были балансы металла, топлива, фуража, продовольствия, а также рабочей силы. В условиях централизованного государственного управления экономикой балансовая работа стала основой планирования. На базе балансовых расчетов осуществлялось планирование материально-технического обеспечения народного хозяйства.

С переходом к рынку необходимость в централизованном обеспечении производства материально-техническими ресурсами отпала. Однако это не означает, что следует отказаться от использования балансов в плановой работе. Система балансовых моделей является одним из прогрессивных достижений мирового хозяйственного опыта. Она достаточно широко применяется в качестве инструмента регулирования рыночной экономики. В западноевропейских странах разрабатывается несколько сотен различных балансов, а в Японии их количество превышает тысячу.

Система балансовых таблиц, объединяющих взаимосвязанную совокупность синтетических экономических показателей, которые дают обобщенную характеристику национального хозяйства, получила название баланса национального хозяйства.

В настоящее время в Российской Федерации применяется система балансовых моделей, позволяющая лучше удовлетворять потребности индикативного планирования и регулирования экономики с помощью финансово-кредитных рычагов. Эта система включает в себя совокупность балансовых таблиц, отражающих процесс расширенного воспроизводства:

-  баланс производства, потребления и накопления общественного продукта;

-  баланс производства, распределения, перераспределения и конечного использования национального дохода;

-  баланс валового внутреннего продукта в структуре формирования доходов и его конечного использования;

-  баланс национального богатства;

-  баланс финансовых ресурсов;

-  баланс трудовых ресурсов.

Баланс экономики разрабатывается для отчетного и планового периодов. В целях научного обоснования оптимальных темпов и пропорций общественного производства в прогнозном периоде разрабатывается провизорный баланс.

Провизорный баланс хозяйства страны представляет собой экономико-математическую модель национального хозяйства страны в прогнозном периоде. Эта модель включает в себя сравнительно небольшую группу наиболее тесно связанных между собой показателей, абсолютные значения которых даются на начало и конец прогнозного периода, выявляются также среднегодовые изменения этих показателей.

В плановой практике применяются три основных метода разработки провизорного баланса, которые дополняют и контролируют друг друга: 1) метод баланса накопления; 2) метод баланса труда и 3) метод баланса потребления.

Первый метод основывается на расчетах объективно возможного объема производственного накопления производства. При этом исследуются тенденции и определяются возможные изменения нормы производственного накопления и эффективности накопления в перспективном периоде.

Второй метод исходит из расчетов численности занятых в материальном производстве и возможных темпов роста производительности труда. Учитывается влияние на производительность труда изменения технической и энергетической вооруженности, квалификации и баланса рабочего времени в перспективном периоде.

Третий метод основан на расчетах объема фонда потребления и размеров необходимого накопления предметов потребления, которые определяют объем продукции второго подразделения общественного производства, а также коэффициентов связи между первым и вторым подразделениями, на базе которых исчисляется величина всего общественного продукта. При этом методе осуществляется анализ и разработка планового потребительского бюджета населения.

Модель экономики страны, составленная в виде провизорного баланса развертывается в систему балансов с помощью разработки планового межотраслевого баланса производства и распределения продукта. Разработка межотраслевого баланса позволяет оценить влияние на экономику последствий различных изменений в технологии, объемах и структуре производства, потребительском спросе, соотношениях цен и доходов, внешней торговле и других областях хозяйственной жизни. С помощью расчетов по межотраслевому балансу прогнозируются последствия в экономике, вызываемые проведением различных вариантов налоговой, денежно-кредитной, инвестиционной, внешнеэкономической и т.д. политики государства.

В основе межотраслевого баланса лежит метод “затраты – выпуск”, разработанный американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии В.В.Леонтьевым. Неизвестными в системе уравнений выступают выпуск и затраты товаров и услуг, произведенных и, соответственно, использованных в каждой отрасли экономики. В целях упорядочения первичных данных, предназначенных для построения уравнений, составляются таблицы межотраслевых потоков товаров. Система уравнений общего равновесия позволяет определить, какими должны быть выпуск и затраты в каждой из множества отраслей данной экономики, чтобы обеспечить производство конечного продукта заданного объема и структуры.

Межотраслевой баланс в системе моделей баланса хозяйства страны представляет собой дальнейшее развитие и детализацию сводного раздела материального баланса. Его схема имеет форму шахматной таблицы, в графах и строках которой перечислены в одинаковой последовательности отрасли материального производства. После перечня отраслей в строках шахматной таблицы приведены статьи, характеризующие отдельные элементы чистой продукции – оплата, труд, прибыль и др., а в графах – элементы конечного использования продукции на непроизводственное потребление, накопление и другие цели. В результате, в каждой строке отражается сводный материальный баланс продукции отрасли, отражающий ее использование на производственное потребление в разрезе отраслей-потребителей, непроизводственное потребление, накопление и др. В каждой графе таблицы показан состав продукции отрасли по стоимости.

В шахматной таблице межотраслевого баланса принято выделять четыре квадранта. Основным среди них считается первый квадрант, в котором по колонкам отражен состав материальных затрат на производство продукции отрасли, а по строкам – распределение продукции каждой отрасли между всеми отраслями материального производства. По данным, содержащимся в первом квадранте, исчисляются коэффициенты прямых и полных затрат на производство продукции. Коэффициенты прямых затрат характеризуют величину затрат продукции одной отрасли на производство продукции другой отрасли. Коэффициенты полных затрат учитывают, помимо прямых затрат продукции одной отрасли на производство единицы конечного продукта другой отрасли, и косвенные затраты во всех других отраслях, продукция которых используется при изготовлении данного конечного продукта.

Кроме того, во втором квадранте показано использование части общественного продукта на возмещение выбытия основных фондов, капитальный ремонт, экспорт и возмещение потерь в народном хозяйстве.

Третий квадрант характеризует состав национального дохода по стоимости. В нем показаны основные элементы чистой продукции (заработная плата и другие виды оплаты труда, прибыль) по каждой отрасли материального производства.

В четвертом квадранте отражены отдельные элементы перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами. Показатели этого раздела особенно важны при международных стоимостных сравнениях, т.к. они позволяют охарактеризовать весь экономический оборот в народном хозяйстве.

В зарубежных развитых странах прогнозирование и планирование опирается на сформированную из статистической информации схему основных взаимосвязей в национальном хозяйстве, получившую название системы национальных счетов (СНС).

СНС построена в форме балансовых таблиц и счетов, создающих макет функционирования звеньев национального хозяйства.

В качестве первичных элементов в системе национального счетоводства выступают экономические операции и экономические агенты. Под экономической операцией понимается процесс, в котором одна из участвующих сторон передает или продает, а другая получает или покупает материальные и финансовые ценности или услуги. Юридические и физические лица, осуществляющие экономическую операцию, являются экономическими агентами.

Экономические операции фиксируются в счетах, построенных на принципе двойной записи, в соответствии с которым каждая операция фиксируется дважды – в разделе “ресурсов” и в разделе “использования”. По каждому счету выводится балансирующее сальдо – разность между ресурсами и их использованием. При избытке ресурсов сальдо записывается в раздел “использования”, при недостатке – в разделе ресурсов.

Счета составляются как для экономических операций, так и для экономических агентов. В целях использования данных для анализа и прогнозирования счета объединяются в группы по видам деятельности и институциональным секторам национального хозяйства.

Внедряемая в России СНС базируется на стандартах по националь-ному счетоводству ООН и Европейской системы интегрированных экономических счетов.

В СНС РФ выделяются следующие сектора и подсектора экономики:

-  предприятия по производству товаров и услуг, кроме финансовых услуг (нефинансовые предприятия);

-  финансовые учреждения: центральные банковские учреждения, другие финансовые институты, другие кредитные институты, страховые предприятия;

-  органы государственного управления: центральное правительство, местное правительство, фонды социального обеспечения;

-  общественные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

-  домашние хозяйства;

-  внешнеэкономические связи: страны – члены СНГ, институты СНГ, третьи страны и международные организации.

СНС РФ содержит в себе счета для внутренней экономики и счета внешнеэкономических связей. К счетам для внутренней экономики относятся: счет продуктов и услуг (сводный), счет производства, счет образования доходов, счет распределения доходов, счет использования доходов, счет капитальных затрат, финансовый счет. Счета внешнеэкономических связей представлены счетами текущих операций, капитальных затрат и финансовым счетом.

Счет продуктов и услуг служит для отображения формирования ресурсов продуктов и услуг посредством их производства и импорта, а также использование продуктов и услуг на конечное потребление, накопление и экспорт.

Счет производства отражает все операции, связанные с производственным процессом на предприятиях, в организациях и у отдельных производителей в отраслях материального производства и нематериальных услуг.

Счет распределения доходов характеризует общий размер доходов, которые были получены и переданы хозяйственными единицами в результате производственной деятельности, владения собственностью и перераспределения.

Счет использования располагаемого дохода отражает расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений, негосударственных некоммерческих (общественных) организаций и валовое сбережение.

Счет капитальных затрат показывает образование ресурсов для капитальных затрат и использование этих ресурсов для накопления основных фондов и материальных оборотных средств, приобретения земли и нематериальных активов.

 

Заключение

Финансовый счет занимает особое положение в системе счетов для внутренней экономики. Он показывает изменение финансовых активов и пассивов, движение капиталов, характеризует финансовое состояние экономики. В составлении этого счета участвуют Министерство финансов, Центральный банк.

Счета внешнеэкономических связей отражают связи экономики РФ с республиками бывшего СССР и зарубежными странами. В счете текущих операций представлено движение продуктов, услуг и доходов, в счете капитальных затрат – движение капитала, в финансовом счете – изменение финансовых активов и пассивов.

В СНС РФ предусмотрена возможность разработки наряду с основными счетами дополнительных аналитических таблиц и счетов по более широкому кругу отраслей, с большей детализацией показателей и т.д.

Схемы счетов, составляемых на разных уровнях управления, идентичны, что существенно облегчает их агрегирование в целях анализа и прогнозирования, и делает СНС сквозной системой.

Переход к использованию СНС в качестве исходной базы разработки прогнозов и формирования на их основе государственной социально-экономической политики в полной мере соответствует плановой модели индикативного стратегического планирования, применяемой во многих развитых странах со смешанной рыночной экономикой. При этом обеспечивается возможность расчета трех блоков показателей:

-  показателей целевого воздействия государства на развитие отдельных сфер, отраслей и региональных звеньев экономики через контрактную систему;

-  основных экономических регуляторов, с помощью которых государство оказывает влияние на темпы, пропорции и тенденции социально-экономического развития страны.


Список использованной литературы


1. Новикова В.Ф. Стратегическое планирование. Основные понятия стратегического планирования. Стратегическое планирование на макроуровне. Юнита 1. - М.: СГИ, 2002.

2. Управление организацией. / Под ред. Поршнева А.Г., - М.:      Инфра-М, 2001.

3. Шамхалов Ф. Государство и экономика, основы взаимодействия: Учебник. - М.: Инфра-М, 2000.





2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.