Рис. 1.3 Изменение объема производства при увеличении
госрасходов. Источник: [1, с. 122].
Аналогичное
мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода оказывает и
снижение налогов T. Если налоговые отчисления
снижаются на DT, то располагаемый доход Yd
= Y–
T
возрастает на величину DТ (рис. 1.4). Потребительские
доходы соответственно увеличиваются, что сдвигает вверх кривую планируемых
расходов и увеличивает равновесный объем производства на величину DY
= -DT× , где αT–
мультипликатор налогов.
с´DТ
E1
= Y1
E2
= Y2
Рис.
1.4 Изменение объема производства при снижении налогов. Источник: [1, с. 124].
Если говорить омодели
товарно-денежного равновесия IS-LM
(инвестиции – сбережения, предпочтение ликвидности – деньги), то стимулирующая
фискальная политика следующим образом отражается на смещении модели IS-LM:
рост госрасходов и снижение налогов приводит к эффекту вытеснения,
который значительно снижает результативность стимулирующей финансовой политики
(рис. 1.5).
А
IS¢
Ms =
const
LM
Масса денег
Доход
MD
IS
Y2
Y
Y0
R
MS
MD¢
M/P
R
R1
R0
В
Y
Рис.
1.5 Эффект вытеснения при стимулирующей фискальной политике. Источник: [1,
с. 198].
Если госрасходы G
увеличиваются, то совокупный доход возрастает, что приводит к увеличению
потребительских расходов С. Это, в свою очередь, увеличивает совокупные расходы
и доход Y,
причем с эффектом мультипликатора. Увеличение Y
способствует росту спроса на деньги MD,
что вызывает рост процентной ставки R.
Повышение ставки снижает уровень инвестиций I и
чистого экспорта ХN. Вследствие эффекта
вытеснения действительное увеличение Y
составляет лишь YY0,
а не YY2.
Стимулирующая фискальная
политика при изменении уровня цен продемонстрирована на рис. 1.6:
А
А
В
R0
R1
R2
Р0
Р1
Р2
В
Y1
Y*0
C
C
AS
AS¢
AD¢
AD
Р
LM¢¢
LM¢
LM
IS¢
IS
IS
Y2
Р
Y1
Y*0
Y
R
Y
Y1
Y*0
Рис. 1.6 Стимулирующая фискальная политика при изменении
уровня цен. Источник: [1, с. 208].
Экономика стартует в
точке С.
При росте госрасходов G
(или снижении налогов Т) кривая IS
смещается в положение IS¢, что
отражает рост совокупного спроса до AD¢.
Сдвиг AD
вызывает инфляцию спроса – уровень цен возрастает до Р1. Под
влиянием роста цен относительно сокращается реальное положение денег и кривая LM
уходит влево. В точке А устанавливается краткосрочное равновесие.
В условиях инфляции
спроса экономические агенты постепенно повышают ставки номинальной заработной
платы, что сокращает прибыль фирм. Постепенно выпуск снижается, и кривая AS
смещается влево. Сокращение AS вызывает дальнейший
рост цен до Р2, что смещает LM¢
еще дальше влево. Так как предложение денег все время относительно снижается,
то ставка процента возрастает (от R0
до R2).
В точке В устанавливается долгосрочное равновесие при более высоком уровне цен
и процентных ставок, чем в точке С, и уровень производства равен
потенциальному.
В кейнсианской модели
фискальная политика рассматривается как наиболее эффективное средство
макроэкономической стабилизации, так как госрасходы оказывают непосредственное
воздействие на величину совокупного спроса и сильное мультипликативное
воздействие на потребительские расходы. Одновременно налоги достаточно
эффективно воздействуют на потребление и инвестиции.
В классическоймодели
фискальной политике отводится не главная роль, так как фискальные меры вызывают
эффект вытеснения и способствуют повышению уровня инфляции. К тому же подобное
повышение госрасходов и снижение налогов в финансовой системе государства
вызывает лишь краткосрочный эффект увеличения занятости и выпуска [1, с. 264].
ВЫВОДЫ К
ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Таким образом, под
определением финансы понимают объективную экономическую категорию,
характеризующую организуемую государством совокупность распределительных и
перераспределительных денежных отношений между отдельными экономическим
субъектами, возникающих в процессе формирования и использования ими денежных
фондов с целью обеспечения условий эффективного осуществления процесса
расширенного воспроизводства.
Необходимо отметить
многообразие финансовых отношений, которые тесно связаны с разнообразными
денежными отношениями.
Суть финансов
проявляется в функциях, которые они выполняют. К функциям финансов относятся:
распределительная, контрольная и регулирующая функции.
Понятие финансовой
системы подразумевает совокупность финансовых отношений между всеми субъектами
воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного
общественного продукта.
Сферы и звенья
финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую
систему. Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового
распределения. В общей совокупности финансовых отношений выделяются три крупные
сферы со своими звеньями: финансы предприятий, учреждений и организаций,
страхование и государственные финансы.
Ни одно из ответвлений
финансовой системы нельзя считать второстепенным. Наилучшего результата
функционирования общей государственной системы можно достичь лишь при
взаимодействии всех ее звеньев.
Государственная
финансовая политика есть часть социально-экономической политики государства по
обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях
финансовой системы страны.
Главной целью
государственной финансовой политики является создание финансовых условий для
социально-экономического развития общества, повышения уровня качества жизни и
уровня населения.
Звеньями финансовой
политики являются: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная
политика.
Влияние на экономику
может производиться посредством осуществления бюджетно-налоговой политики, в
ходе которой повышаются (понижаются) госрасходы и налоги.
2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1.
Краткая характеристика финансовой системы РФ
Финансовая система РФ имеет свои особенности
при рассмотрении деления ее на подсистемы и звенья (рис. 2.1).
Рис. 2.1
Финансовая система Российской Федерации [30, с.16].