Рефераты. Сбережения и инвестиции в российской экономике







В период существования жёсткой централизованной системы управления экономикой вложение средств в новые основные или оборотные фонды, на выполнение проектных работ, в научно-техническую продукцию имело форму планируемых вложений. Это выражалось в создании плановых предпосылок и проектировании. Развитие рыночной экономики придаёт новый характер инвестиционной деятельности. Развитие многообразных форм собственности, равных условий хозяйствования создаёт новые условия для инвестирования и правового регулирования этого процесса.

         Для нормального развития экономики, для обеспечения воспроизводства необходим постоянный приток средств. Количественный рост инвестиций, их направление в различные сферы хозяйствования зависят от правильной инвестиционной политики. Вложение средств в наукоёмкие, высокотехнические, высокотехнологические программы влияет не только на производство товаров, их потребительские свойства, но и на условия труда, что, в конечном счете, не может не отражаться на развитии всего общества в целом. Инвестиции, вложенные в эту сферу, дают представление о качественном уровне инвестиций. Качественный уровень и количественный рост инвестиций, их соотношение дают представление о проводимой государством инвестиционной политике. Её целью является поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности, национальных и иностранных инвесторов. Правовое регулирование инвестиционной деятельности состоит в определении признаков субъектов, установлении организационно-правовых форм ведения инвестиционной деятельности, выделении специальных требований к отдельным направлениям инвестиционной деятельности; регламентации порядка и условий заключения исполнения договоров; установлении пределов и форм государственного воздействия на инвестиционные процессы.

      Инвестиционная деятельность реализуется обычно в правовых формах, соответствующих договорам подряда на капитальное строительство, проектирование, поставки и других. Инвестирование может происходить путем приобретения акций акционерного общества, вступления в товарищество с вложением пая. Инвестиции могут осуществляться путем приобретения патента или прав пользования по лицензионному договору, приобретением товарного знака ит.д.

         6 июля 1991 года был принят закон "Об инвестиционной деятельности в РФ", а 4 июля 1991 года - закон "Об иностранных инвестициях в РФ". Согласно этим законам инвестицией считается вложение средств в объекты предпринимательской и других  видов деятельности целью которого является получение прибыли или достижение положительного социального эффекта.

         Основными субъектами инвестиционной деятельности являются: инвесторы, заказчики, исполнители работ и пользователи объектов. Инвестором называется субъект осуществляющий вложения собственных, заёмных или привлечённых средств обеспечивающий их целевое использование. Заказчиком является субъект, непосредственно  реализующий проект, осуществляющий для этого все необходимые действия в пределах прав предоставленных инвестором. Функции заказчика может осуществлять сам инвестор. Пользователями объектов могут быть любые юридические и физические лица, а также государственные и муниципальные предприятия, иностранные государства и международные организации, для которых создаётся объект инвестиционной деятельности и пользование которым закреплено в договоре с инвестором.

         Инвестиционный договор определяет взаимоотношения собственников или владельцев средств, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности, взаимодействие в процессе реализации инвестиционного проекта, в распределении доходов от последующей эксплуатации проекта, а также устанавливает право на объект.

         Инвестор, как главная фигура инвестиционного проекта, обладает правом самостоятельно определять объёмы, характер и эффективность инвестиций; контролировать их целевое использование; владеть, пользоваться и распоряжаться результатами инвестиций (кроме случаев  оговоренных в законодательстве); передачи части своих полномочий другим организациям.

         Объектами инвестиционной деятельности могут быть:

-        вновь создаваемые и модернизируемые основные и оборотные средства;

-        целевые денежные вклады;

-        научно-техническая продукция;

-        права на интеллектуальную собственность;

-        имущественные права;

-        другие субъекты собственности.

         Государство выступает одновременно как инвестор и как инициатор инвестиционной деятельности для удовлетворения интересов общества. Государственное регулирование инвестиционной деятельностью может выступать в форме:

- государственных инвестиционных программ;

- прямого управления государственными инвестициями;

- налоговой политике;

- предоставления финансовой помощи на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;

- финансовой, кредитной, ценообразовательной и амортизационной политике;

- антимонопольной политике;

- приватизации объектов государственной собственности;

- контроля за соблюдением норм и стандартов.

         В соответствии со статьёй 12 закона об инвестиционной деятельности решения по государственным инвестициям принимаются высшим представительным органом на основе прогнозов экономического и социального развития РФ, схем развития и размещения производственных сил, научно-технических и технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность этих инвестиций.

         Финансирование осуществляется за счёт средств государственного бюджета РФ и внебюджетных источников, т.е. от субъектов, участвующих  в реализации этих программ. Источником инвестиций могут быть и кредиты банков под государственные гарантии.

         Предварительный объём государственных капитальных вложений устанавливается Министерством экономики и сообщается госзаказчикам. Они, на основании предварительных объёмов, разрабатывают перечень объектов с технико-экономическим обоснованием и необходимыми расчётами. Утверждённый перечень является основанием для проведения торгов подряда. Результатом проведения торгов считается заключение государственных контрактов, в которых уточняются все необходимые данные: стоимость, сроки и т.д.

         Государственное регулирование инвестиционной деятельности заключается  в гарантиях прав субъектов и защите инвестиций. Государство гарантирует, прежде всего, стабильность прав, что очень важно при долгосрочных инвестициях. Инвестиции могут быть приостановлены лишь в случае стихийных бедствий, признания инвестора банкротом, чрезвычайного положения и  экологических нарушениях.

         К сожалению, стоит заметить, что большинство гарантий, предусмотренных в законе, носят декларативный характер, поскольку не разработаны механизмы их реализации.

         В целях управления инвестиционной политики указом президента была создана Государственная инвестиционная корпорация для федеральных и региональных программ социального и экономического развития, а также для привлечения иностранных инвесторов и стимулировании внутренних инвестиций. Корпорация создана в форме государственного предприятия, имущество передано ей на праве полного хозяйственного ведения. Уставной фонд корпорации состоит из имущества, оцениваемого в 1 млрд. долларов, которые могут использоваться в качестве гарантий возврата иностранным инвесторам. Корпорация осуществляет экспертизу, конкурсный отбор и реализацию инвестиционных проектов, используя при этом средства, выделяемые им для централизованных капитальных вложений, кредиты ЦБ России, привлечённые и собственные средства.

         В соответствии с законом "Об иностранных инвестициях в РФ" иностранными инвесторами признаются: иностранные юридические лица, иностранные граждане, иностранные государства и международные организации. Возможности объектов для иностранного инвестирования не ограничены - любые объекты за исключением запрещённых законодательством. Кроме того, в отдельных случаях предусматриваются дополнительные требование к учредительным документам и порядку регистрации и проведения независимой экспертизы.


         Важнейшим фактором, влияющим на объём инвестиций является рыночная процентная ставка. Она зависит от характера спроса на инвестиционные средства.

         Капитал пользуется спросом, так как он производителен и является неотъемлемым фактором производства. Спрос на капитал это, прежде всего спрос на инвестиционные средства, необходимые для приобретения производственных фондов без которых невозможен процесс нормального воспроизводства. Предложение капитала это отказ от его использования в данный момент. Таким образом, совпадение спроса ссудного капитала с его предложением устанавливает категорию процента.

         Ставкой или нормой процента называется отношение дохода на капитал, предоставленный в ссуду, к самому размеру ссужаемого капитала. При определении уровня ставки процента важную роль играет фактор риска: чем выше риск при предоставлении ссуды, тем выше должна быть ставка процента.

         Рыночная ставка процента играет важную роль при принятии инвестиционных решений. Предприниматель всегда сравнивает ожидаемый уровень дохода на капитал с текущей рыночной ставкой процента. Сами по себе инвестиции нельзя считать рентабельными или нерентабельными, если не принимать во внимание ставку процента. Различается номинальная и реальная процентная ставка. Номинальная - это текущая рыночная ставка без учётов инфляции. Реальная  - это номинальная ставка за вычетом ожидаемых темпов инфляции.

         Таким образом, процент выполняет важную задачу эффективного распределения ресурсов в рыночном хозяйстве, выбор наиболее доходного из возможных инвестиционного проекта.

За последние три года российская экономика, по мнению Правительства, вышла на новый уровень развития и стала рассматриваться инвесторами как объект потенциальных вложений. Подтверждением этому является характеристика инвестиционных перспектив России, которая прозвучала на ежегодном конгрессе в Лондоне, организованном в феврале журналом Euromoney для представителей крупнейших инвестиционных банков и компаний. Лучшим выбором 2002 г. «киты» инвестиционного бизнеса назвали Россию. По мнению управляющего директора компании «Ренессанс-Капитал» Джонни Бэвериджа, «рынки начинают платить России за те реформы, что прошли в последние полтора года».


Вкладываемые средства западных инвестфондов по праву считаются катализаторами роста и, соответственно, привлекательности российского фондового рынка. «Есть западные заказы — мы растем, нет — мы стоим или »проседаем», — обычно объясняют движение котировок акций российские брокеры. Третий вариант — внутренние участники «разогревают» рынок (обычно — после выхода значимых новостей) в ожидании прихода капиталов из-за рубежа.

Иностранных инвесторов привлекает недооцененность акций внутренних эмитентов. С точки зрения «нормальных» оценок, российские бумаги действительно дешевы. Так, отношение рыночной стоимости акций компании к годовой выручке в 200 крупнейших российских предприятиях было в три раза ниже среднеевропейского показателя. А вот отношение прибыли после налогообложения к объему реализации за год оказалось в среднем вдвое выше, чем в Европе. Иными словами, акции недооценены в два-три раза. (диаграмма 1,2-доли акций отдельных эмитентов в обороте РТС в 2000 и 2001гг.)

Но в минувшем году успехи России в макроэкономике стали тем магнитом, который притягивает средства из-за рубежа. Когда ряд стран с переходной экономикой демонстрировал негативную динамику, экономический рост у нас продолжался. Российский рынок показал себя в прошлом году достаточно устойчиво, в том числе на фоне кризиса в Турции и Аргентине. В результате на него начали поступать деньги тех, кто хотел бы рисковать в меньшей степени.

Правда, поступление этих средств было весьма ограниченным. Достаточно сказать, что в 2001 г. объемы торгов на РТС снизились на 23–24%. Спад объема портфельных инвестиций наблюдался практически на всех рынках. Проходящая почти синхронно рецессия в трех экономических центрах планеты — США, Японии и Европе — «иссушила» потоки капитала. Но и относительно скромных средств для узкого российского рынка хватило с лихвой.

Рыночные аналитики полагают, что и в нынешнем году западные фонды продолжат инвестировать в Россию, поскольку риски, связанные с состоянием российской экономики, пусть медленно, но снижаются. Отражением этого процесса является и изменение отношения к нашей стране со стороны международных рейтинговых агентств. Так, представители Standard & Poor’s заявили на днях о готовности вновь на одну ступеньку повысить страновой рейтинг России в течение ближайших трех-шести месяцев.

Кроме того, и государство, и компании прикладывают усилия к тому, чтобы повысить привлекательность участников российского рынка. Принимаются законы, которые способствуют развитию экономики. В их числе нормативные акты, касающиеся изменений в Налоговом кодексе, и, прежде всего, снижения ставки налога на прибыль для предприятий и организаций. «Дебюрократизация» Германа Грефа, включая упрощение правил лицензирования, защиту прав компаний при проверках, также способствует улучшению условий для ведения бизнеса в России.

Со своей стороны, компании-эмитенты проявляют заботу о рыночной капитализации, об имидже в глазах инвесторов, о корпоративном управлении.

Дело в том, что после кризиса 1998 г. отношение Запада к России стало более придирчивым. Те компании, которые испытывали потребность в зарубежных инвестициях, и те, что занялись экспансией на западные рынки, столкнулись с необходимостью завоевать доверие инвесторов. Бизнес в промышленно развитых странах привык действовать по строго определенным правилам, и финансовая прозрачность плюс информационная открытость — одно из главнейших его условий. Именно поэтому многим пришлось пересмотреть и дивидендную политику, и отношение к миноритарным акционерам, и принципы корпоративного управления. Естественно, это благоприятно сказалось на курсе акций.


В России рост курсовой стоимости, тем не менее, имеет к проблеме привлечения инвестиций достаточно опосредованное отношение. В развитых странах рыночная капитализация заемщика является одним из факторов, определяющих условия банковского кредита. У нас в стране банки руководствуются несколько иными критериями, главный из которых — наличие ликвидного залога. Лишь в последнее время в этой сфере наблюдаются отдельные изменения. Впрочем, о полном отсутствии инвестиционных возможностей у российского рынка речь не идет.

8 февраля с. г. на Нью-йоркской фондовой бирже прошло первичное размещение американских депозитарных расписок (АДР) третьего уровня на 25-процентный пакет акций компании «Вимм-Билль-Данн», которая производит соки и молочную продукцию. Объем привлеченных средств составил 207 млн. долл., «чистыми» холдинг получил 134 млн. долл.

Эксперты, комментируя удачный выход компании на международный рынок, отмечают, что «Вимм-Билль-Данн» стал первым российским производителем потребительских товаров, разместившим свои акции на Нью-йоркской фондовой бирже. Как видим, выросшая привлекательность российских «голубых фишек» стала одним из слагаемых успеха. Западный капитал устремился на Восток, и встречное движение отечественных эмитентов воспринимается с энтузиазмом.

Правда, размещение АДР для российских компаний является, скорее, исключением, а не правилом. Да, американский рынок — самый развитый и самый большой по объемам обращающихся капиталов. Но комиссионные и другие затраты в Соединенных Штатах также самые высокие. Процедура выхода на рынок депозитарных расписок довольно сложна. После кризиса 1998 г. лишь «Вымпелком» и МТС сумели разместить АДР третьего уровня.

Другая возможность привлечения средств — долговое финансирование, когда эмитируются не акции, а облигации. Рынок обязательств корпоративных эмитентов, возникший в России в 1999 г., переживает экспоненциальный рост. Его капитализация увеличивается за год на 150–200%. К концу 2001 г. на нем уже присутствовали более 50 эмитентов с облигациями на 45 млрд. руб. по номиналу. Это соответствует 25% номинального объема рынка ГКО/ОФЗ. Объемы вторичных торгов возросли до 100–150 млн. руб. в день, что сопоставимо со среднедневными показателями в секции государственных ценных бумаг ММВБ.

По мнению экспертов, корпоративные облигации как источник долгосрочных инвестиций сегодня реально конкурируют с банковскими кредитами. За последние два года с их помощью российские предприятия привлекли более 2,5 млрд. долл. Объем «длинных» (на срок более года) кредитов реальному сектору, превышает эту цифру не более чем в 1,5 раза. Эмиссия долговых инструментов имеет такие преимущества, как отнесение затрат по выплате процентов (дисконта) по облигациям на финансовые результаты, а также необязательность залога.

В то же время, привлечение средств путем эмиссии облигаций для средних и мелких компаний обходится достаточно дорого из-за высокого уровня «постоянных» расходов, которые составляют существенную долю стоимости размещения. Вдобавок, небольшие (в пределах 100–300 млн. руб.) объемы неинтересны крупным инвесторам из-за потенциальных проблем с ликвидностью таких бумаг. В результате эмитенты вынуждены предоставлять большую премию по доходности, что также увеличивает стоимость займа. Рынок корпоративных облигаций пока остается «рынком для богатых».

Тем не менее, эксперты ожидают продолжение его бурного роста. По некоторым прогнозам, к следующему году капитализация рынка долговых ценных бумаг компаний может превысить объем внутреннего госдолга и достичь 4–4,5% ВВП. Опыт развитых стран, где существует и эффективная система долгосрочного банковского кредитования, показывает, что это не предел. Например, в Японии капитализация рынка корпоративных облигаций составляет около 7% ВВП, а в США данный показатель достигает 30%. Словом, возможности для привлечения инвестиций «узкий» российский фондовый рынок предоставляет. Другой вопрос, насколько они широки…


Вместе с тем, итоги 2001 г., по данным Госкомстата, заставляют задуматься. На первый взгляд ситуация с иностранными инвестициями обстоит более чем благополучно: общий объем вырос на 30% и достиг 14,3 млрд. долл. Сумма накопленных инвестиций увеличилась на 11% и составила 35,6 млрд. долл. Однако доля прямых иностранных инвестиций, по сравнению с 2000 г., снизилась с 40,4% до 28%. По мнению Минэкономразвития, такое падение означает ухудшение структуры иностранных инвестиций. Прямые инвестиции являются одним из главных индикаторов делового климата.

Эксперты считают, что подобное падение, прежде всего, отражает мировую рецессию. Однако если учесть, что в течение всего последнего года Правительство активно предпринимало меры для улучшения инвестиционного климата, снижение уровня прямых инвестиций должно было быть меньшим. Так, этому должно было способствовать принятие законов по дебюрократизации экономики, инициированных ведомством Германа Грефа. Между тем, практика показала: российская экономика настолько забюрократизирована, что понадобится еще немало времени и сил, чтобы преодолеть это. Привычка оказалась гораздо сильнее чиновников. Но это далеко не единственная проблема, которая смущает инвесторов. По словам главы Международного энергетического агентства Роберта Придла, созданные в России условия еще недостаточны для инвесторов. Это касается, прежде всего, сферы корпоративного управления, налогового режима, а также режима соглашения о разделе продукции (СРП). Сюда же смело можно добавить претензии инвесторов к таможенному законодательству, к закону о валютном регулировании и другие пока еще не устраненные проблемы.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.