В I
полугодии росписью было предусмотрено привлечение денежных средств от
размещения ГКО в размере 18,0 млрд. рублей, от размещения ОФЗ-ПД в размере 3,0
млрд. рублей.
В
целях финансирования внешнего долга за счет внутренних заимствований верхний
предел государственного внутреннего долга на 01.01.2002 г. был увеличен , в
результате график заимствований на внутреннем рынке был изменен следующим
образом - к размещению было заявлено по ГКО 25,0 млрд. рублей, по ОФЗ-ФК – 5,0
млрд. рублей.
В
1991 году после распада СССР сначала предполагалось, что каждое из государств
будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (союзный долг тогда
оценивался в 108 миллиардов долларов[7]),
а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР.
Однако
получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по
внешним долгам. Поэтому вскоре договорились, что Россия примет на себя долги
всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от причитающейся доли активов
(так называемый нулевой вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило
сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру,
обеспечило доверие потенциальных партнеров. Переговоры с Лондонским клубом о
долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с
декабря 1992 года. Первоначально прогрессу переговоров препятствовала позиция
банков-кредиторов, настаивавших на отказе России от государственного иммунитета
(это означало, что взыскания кредиторов могли быть обращены на активы СССР или
России за рубежом). Осенью 1994 года на сессии МВФ в Мадриде стороны нашли
компромисс, договорившись, что должником перед Лондонским клубом будет
выступать Внешэкономбанк. На время переговоров банки-кредиторы предоставляли
Внешэкономбанку отсрочки платежей (ролл-оверы). Всего в рамках Лондонского
клуба был предоставлен 21 ролл-овер. В ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне
правительство РФ и члены банковского
консультативного комитета Лондонского клуба подписали Меморандум о
согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР клубу на
общую сумму 32,3 миллиарда долларов, включая проценты сроком на 25 лет с
семилетним льготным периодом.
предметом соглашения с Лондонским клубом является
задолженность бывшего СССР частным банкам по кредитам, не застрахованным и не
гарантированным государственными компаниями, заключенными до 31 декабря 1991
года. Сумма основного долга составляет 24 миллиарда долларов, процентные
платежи - 8,3 миллиардов долларов. Сумма долга будет разбита на две части.
Основной долг (Principal Loan) планируется оформить в ценные бездокументарные бумаги, а проценты по
нему - в бумажные процентные облигации, Interest Accrual Notes (IAN). Предусмотрено обращение
этих облигаций как в России, так и за ее пределами[8].
Во внесенном в
Госдуму правительством проекте федерального бюджета на 2001 г. сумма внешнего
долга на 1 января 2001г. оценивалась в 154,1 млрд. дол., а на 1 января 2002г.-
в 156,5 млрд. дол. против 158,4 млрд. дол. на начало 2000г. Но после
проведенной Счетной палатой корректировки этот показатель был понижен до 145
млрд. дол., причем по состоянию как на начало 2001 г., так и начало 2002 г.[9]