Рефераты. Бюджет: сущность, взаимосвязь бюджетов различных уровней






Бюджет: сущность, взаимосвязь бюджетов различных уровней

КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ

БАЛТИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА


Кафедра  экономической  теории









КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

По дисциплине:                        Экономическая  теория

Специальность:                         521500 Менеджмент

На тему:


Бюджет: сущность, взаимосвязь бюджетов различных уровней.


Выполнила :


студентка

группы ХХХХХХ

1 курса заочного обучения


ХХХХХХХХ 

ХХХХХХХХХХ


Проверил :

кандидат экономических наук, доцент

Краснокутский

Владимир Николаевич


Калининград 2004

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 3

1.     БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.................. 7

2.     ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11

3.     ВЛИЯНИЕ ИНФЛЯЦИИ НА БЮДЖЕТ. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТА      13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 17

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................... 19

Приложение 1..................................................................................................... 20



ВВЕДЕНИЕ

В каждой стране основу государственных финансов составляет бюджет, а точнее – бюджетная система, которая включает государственный бюджет и бюджеты соответственных административных единиц. Бюджет – это сбалансированная смета, роспись денежных доходов и расходов на определенный период.

Структура бюджетной системы значительной мерой зависит от государственного устройства страны. Так страна с федеральным устройством имеет федеральный (государственный) бюджеты составных частей федерации (штатов, земель, кантонов, республик), а также местные бюджеты (районов, городов, сел – в зависимости от административного разделения). Например, в США центральное место принадлежит бюджетам штатов, а общегосударственные функции (оборона, внешние связи, общее управление) удовлетворяются за счет федерального бюджета. В государстве без федерального разделения есть только государственный и местные бюджеты.

Государственный бюджет – наибольший централизованный денежный фонд государства, который находится в распоряжении правительства. В государственном бюджете концентрируется большая часть валового национального продукта. Он играет невероятно важную роль в обеспечении эффективного функционирования всех составляющих частей хозяйственного механизма, в определении балансовых связей всех ценностных показателей социально – экономического развития и соблюдения пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов. Бюджетные средства направляются на государственное управление, народное хозяйство, социально – культурные мероприятия, оборону, поддержку и развитие науки. Государственный бюджет и местные бюджеты всех уровней составляют финансовую основу для объединения общегосударственных и региональных интересов.

 Центральное место бюджета в финансовой системе, прежде всего, объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода. В странах с развитой рыночной экономикой через бюджет перераспределяется почти половина национального дохода.

 В соответствии с действующими в России законодательными актами в основу функционирования бюджетной системы заложены два важных принципа. Первый – разделение компетенций между уровнями бюджета. Это дает возможность органам государственной власти любого уровня маневрировать собственными и привлеченными в доходную часть бюджета источниками для совершения социально - экономических мероприятий. Второй принцип – обеспечение единой правовой базы, единой формы бюджетной документации при предоставлении (получении) необходимой статистической и бюджетной информации.

Бюджетная система основывается на взаимосвязи бюджетов всех уровней, что происходит при помощи использования регулируемых доходных источников, создания целевых и региональных бюджетных фондов, их частичного перераспределения. Это важное положение реализуется через систему налогов, которые регулируют объемы поступлений финансовых ресурсов, между государством и его регионами, а также в целом по территории России. Необходимость такой системы возникает в результате того, что в рамках страны существует разница в финансовой обеспеченности регионов как последствие ряда объективных причин, связанных с их экономическим и географическим положением. Независимость бюджетов обеспечивается присутствием источников доходов и правом выбирать направление их использования и затрат.

Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникшие, в процессе формирования фондов денежных средств и поступают в распоряжение органов власти.

В зависимости от государственного устройства страны различают: в унитарном государстве доходы центрального (государственного бюджета) и доходы местных бюджетов.

Бюджетные доходы – понятие более узкое, чем доходы государства, которые включают помимо средств бюджетов всех уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

Доходы государственного бюджета формируются за счет налогов, акцизных сборов, доходов от внешнеэкономической деятельности, в соответствии с нормативами, которые определяются законодательными актами. Доходы местных бюджетов формируются за счет разных местных налогов и взысканий.

Главным материальным источником доходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает на покрытие финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Огосударствление национального дохода осуществляется государством различными методами. Основными методами, используемыми органами государственной власти для перераспределения дохода и образования бюджетных доходов, являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и во времени; определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политики государства.

Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Так в доходах различных государств они составляют около 9/10. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных и регулирующих доходов.

 Вторым по своему финансовому значению доходом бюджета является государственный займ. К займам государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в стране и увеличения дефицита государство все больше обращается к займам.

Налог на добавленную стоимость и акцизный сбор по сумме ожидаемых доходов составляют важнейший источник бюджетных средств, а проценты их выполнения одни из самых низких.

Расходы бюджета. Будучи компонентом общей финансовой категории – бюджета – представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс пользования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу, позволяет установить назначение государственных расходов, количественная – их величину.


1.    БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Раздел I «Бюджетного кодекса …» определяет бюджетное устройство Российской Федерации, устанавливает целый ряд положений, имеющих концептуальное и практическое значение для эффективности бюджетного процесса: структуру бюджетной системы РФ ; понятия и виды бюджетной классификации РФ ; принципы построения и функционирования бюджетной системы РФ [1].

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|                            Бюджетный кодекс                           |

|                                                                       |

|* Служит целям финансового регулирования                               |

|                                                                       |

|* Устанавливает:                                                       |

|  - общие принципы бюджетного законодательства РФ                      |

|  - правовые основы функционирования бюджетной системы РФ              |

|  - правовое положение субъектов бюджетных правоотношений              |

|  - порядок регулирования межбюджетных отношений                       |

|                                                                       |

|* Определяет:                                                          |

|  - основы бюджетного процесса в РФ                                    |

|  - основания   и  виды   ответственности   за   нарушение   бюджетного|

|    законодательства РФ                                                |

_________________________________________________________________________

рис. 1 Назначение Бюджетного Кодекса РФ

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:[2]

 - первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- третий уровень - местные бюджеты.

Основное изменение состоит в том, что по сравнению с прежними законодательными актами РФ, в частности с Законом РФ "Об основах бюджетных прав:", в состав бюджетной системы включены бюджеты государственных внебюджетных фондов. Подобное расширительное толкование вводится впервые. Можно сказать, что авторы БК определяют нетто-бюджет, куда включены три уровня бюджетов, и брутто-бюджет - бюджетную систему РФ, состоящую из нетто-бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Это представляется далеко не однозначным даже терминологически: в бюджетную систему: внебюджетные фонды. Очевидно, что давая такое определение, составители БК желали подчеркнуть возрастающую роль государства в регулировании финансовых ресурсов страны через каналы бюджета.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|К ведению федеральных  органов  государственной  власти,  в  частности,|

|относятся:                                                             |

|                                                                       |

|- установление общих принципов организации и функционирования бюджетной|

|  системы РФ                                                           |

|- разграничение доходов между уровнями бюджетной системы               |

|- определение основ составления и рассмотрения проектов  бюджетов  всех|

|  уровней                                                              |

|- составление и рассмотрение проекта федерального бюджета              |

|- осуществление государственных заимствований и предоставление кредитов|

|  иностранным государствам                                             |

|- предоставление финансовой помощи из федерального бюджета             |

|- установление единых форм бюджетной документации                      |

|                                                                       |

|К ведению субъектов РФ, в частности, относятся:                        |

|                                                                       |

|- составление и рассмотрение проектов бюджетов субъектов РФ            |

|- распределение   доходов  между  бюджетами  субъектов  РФ  и  местными|

|  бюджетами                                                            |

|- предоставление финансовой  помощи  из  бюджета  субъекта  РФ  местным|

|  бюджетам                                                             |

|                                                                       |

|К ведению органов местного самоуправления, в частности, относятся:     |

|                                                                       |

|- составление и рассмотрение проектов местных бюджетов                 |

|- предоставление финансовой помощи из местных бюджетов                 |

_________________________________________________________________________

рис 2. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления

 Но стратегически механизм государственного регулирования определяется, в частности, установлением параметров баланса финансовых ресурсов (БФР) на очередной год и перспективу, в состав которого включаются доходы и расходы внебюджетных фондов.

Как свидетельствует практика, для широкого круга специалистов, занятых экономической работой в различных отраслях хозяйства, но напрямую не связанных с бюджетом, представляет определенную трудность использование терминов "бюджет субъекта РФ" и "консолидированный бюджет субъекта РФ" (ст.15 БК). Нередко первый термин применяется в значении второго. Очень часто эта ошибка встречается в публикациях.

Новым в структуре бюджетного законодательства является отражение в ст.17 БК понятия "целевого бюджетного фонда" как фонда денежных средств, образуемого в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемого по отдельной системе. Выделение понятия в отдельную статью усиливает значимость этого финансового института.

Бюджетная классификация РФ утверждается федеральным законом. Федеральные законы, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации, не должны содержать положений, ее изменяющих. Изменения в Федеральный закон "О бюджетной классификации" вносятся одновременно с принятием законодательных актов о налогах и сборах и о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Следует обратить внимание на ст.27 БК, регламентирующую права законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области детализации объектов бюджетной классификации РФ. При принятии решений и детализации объектов бюджетной классификации в части целевых статей и видов расходов не должны нарушаться общие принципы построения и единство бюджетной классификации РФ.

В плане совершенствования структуры гл.4 БК можно предложить дополнить ее статьей, рассматривающей более широкий перечень принципов построения бюджетной классификации.

Важнейшее значение для развития теории и совершенствования практики бюджетного процесса имеет обоснование принципов построения и функционирования бюджетной системы.

2.    ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В  БК регламентируются следующие принципы:

- единство бюджетной системы;

- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

- самостоятельность бюджетов;

- полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированность бюджета;

- эффективность и экономность использования бюджетных средств;

- общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

- гласность;

- достоверность бюджетов;

- адресность и целевой характер бюджетных средств.

_________________________________________________________________________

|* Принцип единства бюджетной системы РФ.                               |

|  В бюджетной системе соблюдается единство:                            |

|                                                                       |

|  - правовой базы                    - принципов бюджетного процесса   |

|  - денежной системы                 - порядка финансирования расходов |

|  - форм документации                - ведения бухгалтерского учета    |

|                                                                       |

|* Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями - закрепления|

|  отдельных видов доходов и расходов  (полностью  или  частично)  между|

|  федеральными  государственными  органами,  органами  субъектов  РФ  и|

|  местного самоуправления                                              |

|* Принцип самостоятельности бюджетов:                                  |

|  - право самостоятельного ведения бюджетного процесса на каждом уровне|

|  - наличие собственных источников доходов на каждом уровне            |

|  - недопустимость изъятия  дополнительных  доходов или компенсации  за|

|    счет других уровней                                                |

|* Принцип   полноты  отражения  доходов  и  расходов  -  обязательность|

|  отражения всех доходов и расходов в полном объеме                    |

|* Принцип сбалансированности бюджета - объем доходов и расходов  должен|

|  быть сбалансирован при минимальном дефиците                          |

|* Принцип эффективности и экономности использования средств            |

|* Принцип общего (совокупного) покрытия расходов - все  расходы  должны|

|  покрываться общей суммой доходов                                     |

|* Принцип гласности:                                                   |

|  - обязательная публикация бюджета и отчета о его исполнении          |

|  - обязательная открытость для  общества и СМИ  рассмотрения  проектов|

|    бюджетов                                                           |

|* Принцип достоверности бюджетов:                                      |

|  - надежность прогнозных показателей                                  |

|  - реалистичность доходов и расходов                                  |

|* Принцип адресности и целевого характера - определение целей  расходов|

|  и получателей бюджетных средств                                      |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.