Развитие МТТ тесно связано с выработкой мер ее регулирования на уровне национальных государств и международных организаций
Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются:
• изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;
• изменение объема экспорта и импорта;
• изменение структуры внешней торговли;
• обеспечение страны необходимыми ресурсами;
• изменение соотношения экспортных и импортных цен.
Современная внешнеторговая политика — это взаимодействие двух тенденций:
1) протекционизма — политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков;
2) либерализации — связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей.
Политика протекционизма, так же, как и политика либерализации, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:
. селективный протекционизм — направлен против отдельных стран или товаров;
. отраслевой протекционизм — защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;
. коллективный протекционизм — проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
. скрытый протекционизм — осуществляется методами внутренней экономической политики.
Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей.
К инструментам внешнеторговой политики относятся:
1) тарифные ограничения (таможенные тарифы, таможенные пошлины, тарифные квоты);
2) нетарифные ограничения.
Таможенные тарифы — это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы. Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу государственного бюджета с товара, провозимого через границу, и могут быть следующими.
I. В зависимости от внешнеторговой операции:
• экспортные — данные виды пошлин не применяются в промышленно развитых странах, в РФ отменены с 1996 г. Но с 1999 г. введены экспортные пошлины на продукты нефтепереработки (бензин и мазут);
• импортные;
• транзитные.
II. По способу взимания:
• адвалорные — взимаются в процентах от цены товара;
• специфические — в виде определенной суммы денег, взимаемые с веса, объема или штуки товара;
• смешанные пошлины, при которых товар облагается и первой, и второй пошлинами. Например, пошлина взимается в размере 20% от стоимости ввозимого товара, но не больше 100 ЭКЮ. Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов. Их в мировой практике существует четыре.
1. В 1983 г. Советом таможенного сотрудничества (СТС) была разработана Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС). В ГС классификация осуществляется в соответствии со следующими признаками:
• происхождение товара;
• вид материала, из которого изготовлен товар;
• назначение товара;
• химический состав.
ГС служит основой для переговоров в рамках ГАТТ и является базой для увязки с системами классификации ООН. Классификация в ГС происходит по шестизначному коду: первые две цифры кода означают товарную группу; четыре цифры — товарную позицию; шесть цифр — товарную субпозицию.
2. В 1985 г. была принята Стандартная международная торговая классификация ООН (СМТК). Классификация на уровне групп осуществляется:
• по видам сырья, из которого изготовлен товар;
• по степени обработки товара;
• по назначению товара;
• по месту товара в международной торговле. Система кодирования: первая цифра — товарный раздел; --две цифры — товарная группа; три — товарная подгруппа; четыре — товарная позиция, пять — товарная субпозиция.
3. Классификация товаров по укрупненным экономическим группировкам (КУЭГ) — 1986 г., ООН. КУЭГ основан на товарах, включенных в ГС и СМТК. Все товары, перечисленные в этих классификациях, распределены по 7 группам в соответствии с их назначением, а внутри каждой группы — по степени обработки. Кроме того, некоторые товары объединены в группы по принципу промышленного или личного потребления, а некоторые — в зависимости от срока пользования.
4. Брюссельская Гармонизированная таможенная номенклатура (ГТН), принятая в 1988 г. ГТН включает в себя 97 товарных групп от животных до антиквариата.
Особенности конкуренции на различных этажах рынка определяют степень тарифной защиты государством своего внутреннего рынка. Наименьшего протекционизма требуют обычно рынки базовых ресурсов. Рынки полуобработанных продуктов защищаются в 2,5 — 3,6 раза сильнее, чем внутренние рынки сырья и топлива. Наиболее чувствительны к внешней конкуренции производители готовых изделий, поэтому рынки готовых изделий в 4,3 — 7,8 раза сильнее защищаются государством, причем внутри группы готовых изделий больше всего защищаются рынки транспортных средств, где сбываются не только автомобили, но и авиационная и космическая техника. Именно поэтому таможенные пошлины считаются средством структурирования производства, а также защиты молодых экспортных отраслей.
Например, средний уровень ставок таможенных тарифов в США, ЕС и Японии составляет в % соответственно: сырьевые товары — 1,8; 1,6; 1,4; полуфабрикаты — 6,1; 6,2; 6,3; готовые изделия — 7,0; 7,0; 6,4.
Средний уровень ставок тарифа в РФ составляет 14%. Уровень ставок на подавляющее большинство товаров находится в пределах от 5% до 30% (исключением являются предметы роскоши, оружие, спиртные напитки, ставки на которые превышают 30%; зерно и сахар-сырец, ставки на которые составляют 1%).
Вместе с тем величина таможенных ставок зависит от торгового режима, предоставляемого этой стране. В международной практике различают три возможных вида торговых режимов.
1. Режим наибольшего благоприятствования — это нормальные условия торговли, при которых данная страна предоставляет другой стране такие же условия, как и любой из третьих стран, и таможенная пошлина равна базовой. Это главный принцип, зарегистрированный ГАТТ/ВТО, и страны- члены данной организации должны его автоматически соблюдать.
2. Режим преференциальный (льготный) предоставляется любым странам, но в основном развивающимся, и означает, что базовая таможенная пошлина должна быть для них уменьшена до 50%, а в России — до 75%. Данный режим введен ГАТТ в
60-е гг.
3. Беспошлинный режим — это режим свободной торгов ли, который может предоставляться любой стране, но, согласно ООН, обязателен для 47 наименее развитых государств (где ВНП на душу населения не более 100 долл. в год и удельный вес промышленности не более 10%).
Помимо тарифных инструментов внешнеторговой поли тики государства, после второй мировой войны получают развитие нетарифные барьеры. В конце 40- х начале 50-х годов многие страны использовали их в целях сохранения строгого контроля за платежами по международным сделкам в процессе восстановления послевоенной экономики.
Начавшиеся в этот период процессы либерализации МТ, затронувшие тарифы, привели к увеличению нетарифных барьеров, которых в настоящее время насчитывается более 50 видов. Многие из них имеют целью общее ограничение импорта; другие направлены на дискриминацию определенных стран посредством поощрения импорта из прочих государств; третьи ограничивают или субсидируют экспорт.
Распространение нетарифных ограничений в 18-ти ПРС отражают следующие статистические данные (см. табл. 3).
Таблица3. Нетарифные ограничения в ПРС
|Страны |Количестве|Техниче|Государств|Пограни|Внутренн|Субси|Всег| | |нные |ские |енная |чный |ие |дии |о | | |ограничени|барьеры|монополия |режим |налоги и| | | | |я | | | |сборы | | | |18 ПРС |527 |480 |213 |156 |390 |179 |1945| |в т.ч. | | | | | | | | |США |110 |124 |34 |3 |18 |10 |299 | |Япония |80 |33 |27 |6 |29 |45 |220 | |Германия |16 |31 |6 |13 |16 |8 |90 | |Великобрит|24 |36 |10 |3 |12 |17 |102 | |ания | | | | | | | | |Франция |26 |33 |25 |16 |26 |17 |143 | |Италия |28 |23 |8 |13 |45 |12 |134 | |Япония |80 |33 |27 |6 |29 |45 |220 | |Геомания |16 |31 |6 |13 |16 |8 |90 | |Великобрит|24 |36 |10 |3 |12 |17 |102 | |ания | | | | | | | | |Франция |26 |33 |25 |16 |26 |Ч |143 | |Италия |28 |23 |8 |13 |45 |12 |134 |
Наиболее часто нетарифные ограничения применяют в отношении: транспортных средств — около 15% всех нетарифных ограничений, химических изделий — около 10%, машин и оборудования — 7%.
Все нетарифные меры регулирования можно разделить на три группы.
• Внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства (более
1/2 всех мер): а) лицензирование (когда для ввоза/вывоза определенных товаров требуется получить установленный документ). Лицензии могут быть разовые (выдаваемые под осуществление конкретной одной экспортно- импортной сделки и содержащие подробную информацию о ней) и генеральные (выдаваемые на срок до года для осуществления нескольких сделок; предприятие вносится в государственный реестр); б) квотирование — это установление количественных ограничений на ввоз/вывоз товара в стоимостном или натуральном его виде.
До 1990 г. квотирование и лицензирование были очень популярной мерой защиты российского внутреннего рынка: им подвергалось до 70% всех товаров. В настоящее время только 12% товаров, импортируемых в
РФ, подлежат квотированию и лицензированию; в) антидемпинговые пошлины — направлены против занижения цены экспортного товара и предусмотрены 6 статьей ГАТТ.
В 1993—1994 гг. было начато 812 расследований по обвинению в демпинге, в т.ч. США — 262, ЕС. — 94, Австралией — 112. Демпинг — это продажа товара по цене ниже нормальной в рыночных странах, а его худший вариант — продажа товаров по цене ниже себестоимости. В указанные цифры входят и 14 расследований, начатых в ЕС в отношении российских экспортеров. Например, в 1993 г. США ввели антидемпинговую пошлину в размере 80% на российские изделия из титана, в 1994 г. США была установлена антидемпинговая пошлина в размере 163% на продукцию, поставляемую Запорожским и Никольским ферросплавными заводами. В ЕС
1% всех экспортируемых в эти страны российских товаров облагается антидемпинговыми пошлинами: например, в 1996 г. были введены антидемпинговые пошлины на российские бесшовные трубы (32,9%), трансформаторный лист (40,1%), ферросилиций (74%) и т.д.; г) компенсационные (направленные против экспортных субсидий) пошлины. Соглашение по субсидиям и компенсационным пошлинам ВТО определяет субсидию как прямой финансовый вклад, а так же как, не востребованные правительством части своего дохода (например, налоговые льготы). Все субсидии делятся на: запрещенные (экспортные и направленные на замещение импортных товаров отечественными); дающие основания для принятия компенсационных мер; разрешенные.
Компенсационные пошлины используются довольно широко и носят адресный характер. В 1993—1994 гг. было начато 125 расследований в отношении субсидий с целью использования компенсационных мер; д) специальные пошлины, или временные защитные меры, используемые, когда в результате непредвиденных обстоятельств, включая тарифные уступки, какой-либо товар импортируется в таких возросших количествах и при таких условиях, что это причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям. В период с 1950 по 1993 гг. защитные меры применялись 151 раз. Специальные пошлины устанавливаются на срок, не превышающий 4 года.
Введению антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин всегда предшествует расследование, в ходе которого доказывается необходимость и обоснованность применения указанных мер; е) «добровольное» ограничение экспорта (ДОЭ) — это форма самоограничения поставок, фактически навязываемое иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер.
Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышения цен;
Наиболее широко ДОЭ используется в США. Так, в январе 1957 г. японское правительство выступило с пятилетней программой
«добровольного» ограничения экспорта хлопчатобумажной продукции на американский рынок. В 1961 г. не только Япония, но и ряд PC взяли на себя обязательство в рамках ГАТТ ограничить вывоз текстильных изделий на рынки других стран. Подобные соглашения заключались и продлевались вплоть до современного времени. Их участниками являются 50 стран.
Вслед за текстильными изделиями «добровольные» ограничения экспорта стали развиваться в международной торговле другими товарами. В 1968 году США усилили нажим на Японию и страны ЕЭС, добиваясь введения
«добровольных» ограничений на экспорт проката черных металлов в США.
С 1969 года на мировом рынке металлов начала действовать система
«добровольных» контингентов на поставки черных металлов, распространившаяся почти на 2/3 мирового экспорта этих товаров. Затем дипломатический и экономический нажим США переключился на продукцию радиоэлектронной промышленности, автомобили и некоторые другие товары.
• Административные формальности: а) паратарифные меры. К их числу относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров; различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы, акцизы.
Так, в РФ с 1993 г. были введены НДС в размере 20% (для сравнения в
Канаде НДС составляет 7%, в Аргентине —16%) и акцизы, ставки по которым на различные товары колеблются от 10 до 250% (например, спирт этиловый — 250%). В Аргентине существует так называемый фрахтовый сбор в размере 0,5% (для развития Национального Флота Аргентины). В
Дании взимается сбор на охрану окружающей среды с посуды одноразового пользования в размере 50%. Во многих странах взимается сбор на развитие торговли; б) технические стандарты включают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам, нормам безопасности и качества.
Технические барьеры подразделяются на следующие группы:
1) стандарты; в т.ч. стандарты, основанные на нормах здравоохранения и требованиях безопасности (применяются чаще всего), стандарты промышленные (только в США действует более 20 000 промышленных стандартов; примерно такое же число промышленных стандартов действует в Западной Европе) и стандарты фармацевтические. В 70-е годы в Швейцарии при импорте «Жигулей» требовалось в обязательном порядке пройти экологический контроль и получить сертификат. Эту операцию производили только в одном техническом центре, и стоила она около 500 швейцарских франков. В то же время регулировка карбюратора в тех же целях других марок автомашин стоила около 100 франков. Другими словами, экологический контроль осуществлялся таким образом, что создавал дополнительный скрытый барьер в торговле, эквивалентный дополнительной таможенной пошлине в 7% к цене «Жигулей». С 1992 г. в большинстве стран ЕС обязательным стало оснащение автомобилей специальным оборудованием для очистки выхлопных газов и соответственно был запрещен импорт автомобилей без этого оборудования. Кроме того, любой автотранспорт в ЕС, зарегистрированный после 1 октября 1990 г., должен быть пригоден для использования бензина, не содержащего свинца. Уровень шума для грузовиков в ЕС с 1995 г. не должен превышать 80 децибелл;
2) требования к маркировке и упаковке. Так, в 1993 г. в ЕС вступила в действие Директива, согласно которой изготовитель должен информировать покупателя о всех возможных рисках, связанных с потреблением его изделия, в инструкциях, при маркировке, на этикетке;
3) требования к товаросопроводительным документам. При ввозе живого скота и мясных продуктов необходимо представить документы, что фермеры не применяли гормоны, ускоряющие рост животных;
4) система измерений. Большинство технических барьеров (60%) приходится на промышленные товары, в т.ч. 19% — на машины и оборудование, 10% — на химические товары, 5% — на средства транспорта и 13% — на пищевые товары.
В 1979 году появилось первое многостороннее соглашение по техническим барьерам в торговле, а в 1993 году — второе, вошедшее в рамки ВТО, а также Соглашение о применении санитарных фитосанитарных мер; в) государственная монополия, когда государство устанавливает монополию на внешнюю торговлю отдельными товарами. Например, во
Франции и в Греции существует государственная монополия на импорт спичек.
• Меры экономического стимулирования экспорта, которые проводят специально создаваемые экспортно-импортные банки и другие организации. Эти меры включают в себя: а) государственное субсидирование;
6) льготное кредитование. Экспортное кредитование применяют прежде всего при поставках значительных по стоимости товаров и охватывает
12—20% всего объема экспорта промышленно развитых стран; в) страхование играет важную роль в современной международной торговле. Новые правила допускают страхование до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование политических, военных и других рисков.
Международная торговая политика в рамках ГАТТ/ВТО
Важную роль в регулировании МТТ, в устранении препятствий для ее развития играют международные экономические организации, и, в первую очередь, Генеральное Соглашение по тарифам и торговле / Всемирная торговая организация (ГАТТ/ВТО).
Договор о создании ГАТТ был подписан в Женеве 23 странами 30 октября 1947 г. и вступил в силу с 1 января 1948 г. С 1 января 1995 г. начала действовать Всемирная торговая организация, которая включила в свою работу ГАТТ. Однако это были две различные организации, и до конца 1995 г. они существовали параллельно — шло вступление членов ГАТТ в ВТО. С 1 января 1996 г. функционирует только ВТО. В настоящее время ГАТТ/ВТО регулирует 90—95% всей мировой торговли.
ГАТТ/ВТО — это многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. По состоянию на декабрь 1997 г., в ВТО состоит 131 государство; еще 50 государств, включая и международные организации, имеют статус наблюдателей. РФ как правопреемница СССР является в ГАТТ наблюдателем с 1991 г. В 1993 г. Россия подала заявку о вступлении в ГАТТ и до сих пор ведет переговоры.
ГАТТ имеет двойной статус: с одной стороны, — это международная организация; с другой, — многостороннее соглашение об основных принципах, нормах и правилах международной торговли и государственного регулирования торговли стран-участниц. Отличительная черта ГАТТ от других международных организаций — это гибкий характер, так как его члены всегда выступают как договаривающиеся стороны. Вступая в ГАТТ, государства берут на себя прежде всего обязательство перестроить свои торговые системы.
Правовой механизм ГАТТ/ВТО основывается на ряде принципов и норм:
• недискриминация в торговле, которая предусматривает взаимное представление, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования, а с другой — национального режима, т. е. равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил; регулирующих внутреннюю торговлю;
• использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка;
• прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов;
• взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
• разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров.
В течение первых трех десятилетий существования ГАТТ его деятельность была почти полностью сосредоточена на либерализации МТТ путем взаимного снижения уровня таможенно-тарифной защиты. Так, уровень импортных тарифов ПРС снизился с 40—50% в конце 40-х годов до 8— 10% к началу 70-х и до 4—5% к началу 90-х годов.
Деятельность ГАТТ осуществляется посредством многосторонних переговоров — раундов. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов. Наибольшее значение в сфере регулирования МТ имел Уругвайский раунд 1986—1994 гг., на котором были приняты следующие соглашения:
1) Соглашение об образовании ВТО;
2) Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС);
3) Соглашение по торговым аспектам инвестиционной деятельности (ТРИМ);
4) Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС);
5) Меморандум об урегулировании споров.
В рамках дальнейшей либерализации МТТ к «ГАТТ-47» после Уругвайского раунда добавились еще 12 новых многосторонних соглашений, Марракешский протокол по результатам тарифных уступок и другие документы. Выработанные новые соглашения обобщенно назвали «ГАТТ-94».
Согласно Марракешскому протоколу 1994 г., промышленно развитые страны обязались снизить в течение 5 лет импортные тарифы на промышленные товары (исключая топливо) на 38%, в т.ч. США и Япония — на 33%; ЕС — на 38%; Канада — на 45%. Кроме того, предполагается устранение пошлин по 11 товарным группам (строительное, сельскохозяйственное и медицинское оборудование, медикаменты, черные металлы, бумага, пиво и др.).
В ходе Уругвайского раунда была достигнута договоренность об отказе от применения нетарифных мер в отношении так называемой «серой зоны» (текстиля, сельскохозяйственной продукции, стали, авиатехники).
Достигнутые в ходе Уругвайского раунда договоренности по торговле сельскохозяйственными товарами изложены по трем направлениям:
1) доступ к рынкам предусматривает снижение тарифа в среднем на 36% в течение 6 лет для промышленно развитых и на 24% в течение 10 лет для развивающихся стран;
2) поддержка внутренних товаропроизводителей предусматривает снижение государственной поддержки сельского хозяйства на 20% в течение
1995—2000 гг.;
3) экспортные субсидии должны быть сокращены за 6 лет на 36%.
Кроме того, в соглашении ГАТТ/ВТО предусматриваются возможности и правила применения различных инструментов внешнеторговой политики, рассмотренных в предыдущем вопросе.
Таким образом, МТТ является ведущей формой МЭО не только с точки зрения оценки масштабов и динамики современного развития, но также с точки зрения наличия и апробированности правового регулирования этого процесса и согласованного движения субъектов мирового хозяйства по пути реализации принятых правовых норм.
Литература
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. — М.: ИВЦ
«Маркетинг», 1999. 2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. — М.:
Финансы и статистика, 1997. 3. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. — М.: Прогресс, 1992. 4. Ломакин В.К. Мировая экономика. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. 5. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения/ Под ред.
Красавиной Л.Н.-М.: Финансы и статистика, 1994.
Страницы: 1, 2