Рефераты. Трансфертные платежи в республике Молдова






p> Регулирование подоходной дифференциации населения в приемлемых рамках предполагает осуществление мер, которые поддержали бы наиболее уязвимые социальные группы. При неокрепших пока государственных структу-рах эта задача крайне непростая. Тем не менее страте-гия государственного регулирования социального рассло-ения должна четко следовать логике более справед-ливого распределения бремени кризиса между социаль-ными группами и декларировать цели и методы ее осу-ществления.
В этой связи государственное регулирование подоходной дифференциации с целью ее уменьшения осуществляет-ся на основе проведения комплекса мер по увеличению доходов малообеспеченных групп населения в рамках системы их социальной защиты, с одной стороны, и пере-распределения высоких и сверхвысоких доходов состоя-тельных семей - с другой. При этом, как свидетельствует мировая практика и опыт нашей Республики, наиболее сильное влияние на снижение подоходной дифферен-циации оказывают меры по повышению доходов мало-обеспеченных групп населения.
В условиях крайне ограниченных финансовых ресурсов повышение доходов малообеспеченных групп населения Республики предполагается осуществить по двум основ-ным направлениям, ориентированным на принципиально различные категории населения: трудоспособных и не-трудоспособных (полностью илк частично), а также вре-менно не работающих. Действующая ныне государствен- ная система социальной защиты нацелена в основном на поддержку пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, других категорий населения, которые в силу различных причин не получают трудовых доходов. Однако сегодня бедность значительно "помолодела", переместилась в трудоспособные возрасты и потому социальной поддерж-кой должно быть охвачено все малообеспеченное насе- ление, включая и трудоспособную его часть.
Для трудоспособного населения предстоит создать наи-более благоприятные и разнообразные условия для тру-довой и деловой активности. Учитывая тот факт, что в перспективе, как и ныне, основным источником средств существования для большинства трудоспособного насе-ления останется наемный труд, главными направлениями системы его социальной защиты являются обеспечение стабильной занятости и регулирование оплаты труда.
В настоящее время процесс высвобождения рабочей си-лы носит стихийный и неуправляемый характер, а безра-ботица имеет ярко выраженную структурно- региональную окраску. Отсутствует государственная программа поэтап-ной ликвидации рабочих мест, согласованная в отрасле-вом и территориальном разрезах с задачами структурной перестройки экономики республики. Широкое распростра-нение получила скрытая безработица, когда на предприя-тиях практикуется сохранение рабочих мест с временной приостановкой оплаты труда или частичной оплатой, сок-ращение рабочего дня, недели.
Стабилизации положения на рынке труда будут способст-вовать государственные инвестиционные программы, связанные с созданием рабочих мест, регулирование заработной платы и доходов, рабочего времени, трудо-вых отношений внутри предприятий. Однако ограни-ченные финансовые возможности государства не позво-ляют полностью нейтрализовать проблему вынужденной незанятости.
Пособия по безработице не позволяют ку-пить товары, необходимые даже для минимального про-житочного уровня. В этой связи положительную роль в стабилизации рынка труда должен сыграть расширяю-щийся негосударственный сектор. Вместе с тем может и должна реализовываться эффективная политика, смяг-чающая социальные последствия сокращения рабочих мест. В целях минимизации времени поиска граждани-ном работы, сокращения периодов безработицы и запол-нения вакансий на предприятиях, продолжится предос- тавление гражданам комплекса услуг по содействий в трудоустройстве. Целевое поощрение трудоустройства должно быть ориентировано на повышение шансов под-бора рабочего места безработными, особо нуждающи-мися в дополнительной поддержке. Нужно расширить возможности гарантированного трудоустройства инвали-дов, лиц предпенсионного возраста, молодежи до 18 лет через квотирование рабочих мест. Особая роль в усло-виях структурных перемен в экономике, сопровождаю-щаяся изменениями потребностей в кадрах, отводится профобучению безработных граждан и незанятого на-селения. Его главной задачей является повышение кон-курентоспособности работников на рынке труда путем приобретения новых и углубления имеющихся профес-сиональных знаний и навыков.
Чтобы сформировался единый рынок труда с равными в его пределах условиями продажи рабочей силы, необхо-димо усиление договорного регулирования оплаты труда на всех уровнях социального партнерства. Это означает реальную ответственность за отступление от условий оп-латы, предусмотренных договорами, четкую проработку вопросов, связанных со сроками заключения соглашений.
Для нетрудоспособного населения, которое не может се-бя обеспечить и нуждается в социальной защите, требу-ется принятие комплекса специальных мер. Это каса-ется, в первую очередь, пенсионеров, численность кото-рых, из- за постарения населения имеет тенденцию к рос-ту. Принимаемые в рамках традиционных подходов меры не позволяют надеяться на радикальное улучшение их материального положения. В этой связи возникает объ-ективная необходимость в коренном реформировании системы пенсионного обеспечения.

Система социальной поддержки наиболее уязвимых сло-ев населения, финансирование которой осуществляет
Социальный фонд, охватывает значительную часть насе-ления республики.
Однако численность получателей по-собий за последнее время существенно снизилась. Ми-зерным остается размер выплачиваемых пособий. Поэто-му для поддержания уровня материальной обеспеченн-ости нуждающихся семей необходимо осуществить:

- четкое разграничение социальных выплат, различных по своей сущности и назначению;

- создание для каждого вида социальных выплат соот-ветствующего механизма реализации с разделением ис-точников их финансирования;

- адресность социальной помощи путем выплаты пособия лишь тем категориям населения, которые в этом реально нуждаются;

- выбор наиболее приемлемой для получателя формы оказания помощи (денежные выплаты, натуральное обес-печение, чеки на приобретение определенных товаров, оплата коммунальных услуг и т.д.);

- гарантированность социальных выплат со стороны государства;

- улучшение системы социального обслуживания преста-релых, инвалидов, многодетных семей и др.

В целях усиления социальной защиты беднейших слоев населения целесообразно ввести новый вид целевого со-циального пособия - пособие по бедности. Оно будет но-сить доплатный характер и определяться как разница между стоимостной оценкой потребления продуктов, то-варов и услуг на уровне черты бедности и совокупным среднедушевым доходом семьи получателя помощи.
Установление черты бедности будет производиться в соответствии с разработанным Законом “О прожиточном минимуме”.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ ПЕНСИОНЕРОВ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

Состояние действующей системы пенсионного обеспече-ния в Молдове представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем в период перехода страны к рыночным отношениям. Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно при-звано предоставлять пожилым людям, инвалидам, дру-гим нетрудоспособным лицам достаточные материаль-ные средства для их жизнедеятельности. Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах социального обеспечения, имеет четкую тенденцию к росту и состави-ла на 1 января 1997 г. 754,6 тыс.чел. На каждые
1000 чел. населения в республике приходится 218 пенсионе-ров, т.е. каждый пятый житель, республики является пен-сионером. Таким образом, пенсионеры составляют зна-чительную часть общества, и государство должно посто-янно уделять внимание их социальному самочувствию.[2]

Особенно интенсивно увеличилась численность пенси-онеров по инвалидности.
Более высокие темпы роста численности получателей этого вида пенсий были обус-ловлены, в первую очередь, ухудшением качества жизни в целом, результатом чего стало значительное увеличе-ние заболевания населения с полной или частичной по-терей трудоспособности. Численность пенсионеров, став-ших ими вследствие общего заболевания возросла на 12,2%.

Рост численности пенсионеров по возрасту (старости) был предопределен усилившимся в последнее время процессом старения населения (доля населения старше трудоспособного возраста увеличилась в Молдове с 13,8% в 1980 г. до
15,4% в 1990 г. и 15,9% в 1996 г.). Увеличение численности пенсионеров по инвалидности и по возрасту (старости) сопровождалось уменьшением численности получателей социальных пенсий и по случаю потери кормильца.

- ВСЕГО ПЕНСИОНЕРОВ

- ПО ВОЗРАСТУ

- РАБОТАЮЩИЕ

Неодинаковые темпы и разная направленность измене-ния численности пенсионеров оказали воздействие на структуру получателей пенсий по их видам. За период 1991-1996 гг. доля пенсионеров по инвалидности в общей численности пенсионеров увеличилась на 2,9 процен-тных пункта, в то время как удельный вес получателей социальных пенсий, а также пенсий по возрасту
(старо-сти) сократился на 1,0 процентный пункт, по случаю по-тери кормильца
– на 0,6 процентных пункта.

Современное состояние экономики Молдовы не могло не отразиться на качестве пенсионного обеспечения ее граждан.

В докризисный период оно осуществлялось полностью за счет средств государства. При относительно стаби-льных ценах государство имело возможность проводить целенаправленную политику в области пенсионного об- служивания: устанавливать не только минимальный раз-мер пенсии, но и уровень его повышения в плановом пе-риоде, дифференцировать размеры пенсий в зависимо-сти от различных факторов (величина заработка, трудо-вого стажа и т.п.). Однако либерализация цен, проведен-ная в 1992 г., привела к тому, что влияние этих факторов было сведено практически к нулю. Компенсационные ме-ры, призванные смягчить последствия роста цен, при-вели к резкому сокращению дифференциации в пенсион-ном обеспечении. Значительно увеличилась численность пенсионеров, получающих пенсию по возрасту
(старости) в минималь-ном размере: если в декабре 1991 г. их нас-читывалось
87,2 тыс.чел., или 16,3% от общего количес-тва получателей указанного вида пенсий, в декабре 1993 г. -222,2 тыс.чел., или 39,5%. Положение усугубилось еще и тем, что при установлении размера минимальной пен-сии было проигнорировано требование о его ориентации на величину, по крайней мере , физиологического прожи-точного минимума. Обострению ситуации способствовал и тот факт, что высокая инфляция обесценила сбереже-ния населения, значительная часть которых предназна-чалась для поддержания материального положения лю-дей после ухода на пенсию.

В связи с ростом цен на потребительские товары и тарифов на услуги была осуществлена индексация пен-сий (за исключением пенсий работающих пенсионеров). Проведенные мероприятия привели к тому, что средний размер назначенной месячной пенсии наконец 1996 г. вы-рос по сравнению с соответствующим периодом 1991 г. более чем в 187 раз и составил 78,67 лей.
За тот же пе-риод минимальный размер пенсии повысился в 155 раз,а максимальная ее величина увеличилась в 205 раз.

Рост номинального размера пенсии происходило на фоне высоких темпов инфляции. Особенно стремительно росли цены и тарифы на потребительские товары и оказывае-мые населению платные услуги в 1992-1993 гг. За ними не могли угнаться темпы повышения размеров пенсии, в результате чего произошло
«обвальное» падение уровня жизни пенсионеров.

В декабре 1994 г. реальное содержание средней пенсии сократилось по сравнению с аналогичным периодом 1992 г. года более чем на 50%. И хотя в последующий период темпы падения реальных размеров пенсии значительно уменьшились, ситуацию в области уровня жизни пенсио-неров можно вполне обоснованно характеризовать как близкую к катастрофической. В декабре 1996 г. средний размер получаемой пенсии по своей покупательной спо-собости составлял всего лишь 26,5% от уровня 1990 г., т.е. уменьшился почти в 4 раза (рис.3).

В 1995-1996 гг. темп роста потребительских цен составил в среднем 24%. За
1995-1996 гг. тарифы на элек-троэнергию увеличились на 44,4%, снабжение водой - на 30,4%, газом - на 26,6%. Таким образом, по показателю реального содержания средней пенсии Молдова оказалась отброшенной на несколько десятилетий назад. Критическое материальное положение пенсионеров находит свое выражение и в том, что пенсия не выполняет функции воспроизводства жизненных условий ее получателей.
Расчет величины прожиточного

минимума пенсионера показал, что соотношение среднего размера пенсии с величиной прожиточного минимума не превышало в последние два года 40%, а минимального размера трудовой пенсии - 33%. Однако мизерные денежные доходы
- не самый главный фактор принципиального изменения социального статуса пенси-онеров за последние годы.

Очень болезненный удар нанесли по этой категории на-селения следующие процессы:

- РЕАЛЬНАЯ ПЕНСИЯ (ПРОЦЕНТАХ)

- ИПЦ

- НОМИНАЛЬНАЯ ПЕНСИЯ

. обесценение вкладов. Применительно к пенсионерам это имело особое значение, так как поставило их благосостояние в прямую зависимость только от текущих доходов, которые у этой категории объек-тивно значительно ниже, чем у работающей части населения;
. запаздывающая индексация доходов, которая даже в условиях невысокой инфляции наиболее неблагопри-ятно сказывается на получателях фиксированных социальных выплат;
. значительные задержки в выплате пенсий, принявшие массовый характер и вынуждающие людей, для которых пенсия является единственным источником доходов, жить практически впроголодь (на 1 января

1996 г. задолженность Социального фонда пенсионерам составляла 127,9 млн лей, на 1 июня - 224,86, на 1 октября -265,0 млн лей, на 1 января 1997 г. - 324,1 млн лей);
. повышение платы за жилье и коммунальные услуги. Это заставляет часть пенсионеров урезать расхода на самое необходимое и, в первую очередь, на приобре-тение продуктов питания;
. высокие расценки на услуги и тарифы, отсекающие значительную часть пенсионеров не только от осуществления междугородных поездок, посещения концер-тов и выставок, но и не дающие возможности пользо-ваться услугами ателье, химчисток, парикмахерских служб ремонта бытовой техники;
. распад социальной сферы, свертывание выплат из так называемых общественных фондов потребления, коммерциализация здравоохранения, создающие се-рьезные финансовые ограничения для нормального лечения и покупки лекарств и медикаментов, что для пожилых людей является особенно важным;
. напряженность на рынке труда, оставляющая пенсионерам небольшие шансы на возможность полу-чения стабильной и нормально оплачиваемой работы.


Если ранее неработающие пенсионеры имели просто бо-лее низкий, чем занятая часть населения, уровень жизни, то в настоящее время по совокупности социальных тягот пенсионеры стали заложниками экономического положе-ния в стране. Именно эта категория населения приняла на себя основной удар переживаемого страной эконо-мического кризиса. Пенсионеры превратились в потен-циальных (если есть какая-то недвижимость и матери-альная помощь детей и внуков) и реальных (если таких возможностей нет) нищих. Процесс обнищания пенсио-неров происходит на фоне сокращения дифференциации в пенсионном обеспечении. Если в конце 1993 г. макси-мальный размер пенсии превосходил минимальный бо-лее чем в 5 раз, то в 1996 г. - лишь в 2,6 раза.
Хотя доля лиц, получающих минимальную пенсию, в общей числен-ности пенсионеров по возрасту сократилась с 39,5% в 1993 г. до 5,2% - в 1998 г.
Оценивая приведенный факт положительно, как характеризующий процесс некоторого улучшения материального положения значительной части пенсионеров, отметим и негативную сторону дан-ного явления. Она заключается в том, что сокращение дифференциации было осуществлено в основном за счет усиления уравнительности размеров получаемых пенсий в диапазоне от минимальной до средней пенсий. Одной из главных причин нарастания уравнительных тенденций в размерах получаемых пенсий является то, что сущес- твенно ослабла связь уровня пенсионного обеспечения с прошлым трудовым вкладом. Последний характеризуется размером заработной платы, получаемой пенсионером во время его выхода на пенсию, и продолжительностью его трудовой деятельности. Указанная тенденция выра-жается в заметном снижении роли заработной платы при исчислении пенсии. Так, согласно ст. 46 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Республике Молдова» за основу расчета пенсии по возрасту прини-мается заработок в сумме, не превышающий десяти ми-нимальных месячных заработных плат. При этом часть заработка, не превышающая шести минимальных зара-ботных плат, учитывается при исчислении пенсии полно-стью, а каждая последующая часть заработка учитыва-ется в следующем размере:

в пределах седьмого минимума заработной платы - 85%, восьмого – 70%, девятого - 55%, десятого - 40%. Таким образом, максимальный месячный заработок, из которого может быть исчислена пенсия в настоящее время равня- ется всего 153 лея (108,0 + 15,3 + 12,6+ 9,9 +7,2 лей), что составило лишь
51,6% от уровня средней заработной платы декабря 1996 г.

Искусственно установленный «верхний потолок» расчет-ного размера заработка является мощным антистимулом в стремлении нынешних работников за счет высокой заработной платы обеспечить себе достаточные мате-риальные условия жизни в старости. Кроме этого, размер пенсии не в полной мере учитывает продолжительность трудового стажа. Согласно ст. 20 Закона пенсия по воз- расту назначается в размере 55% от заработка, но не ни-же минимального размера пенсии. При этом , за каждый полный год работы сверх 25 лет мужчинам и 20 лет жен-щинам, пенсия, в том числе минимальная увеличивается на 1% заработка. Однако это увеличение производится в пределах лишь 20% заработка, т.е. трудовой стаж у муж-чин, превышающий 45 лет, а у женщин -
40 лет, при наз-начении пенсии не принимается в расчет. Такой порядок исчисления пенсий по возрасту объективно обуславли-вает их небольшие размеры, что вынуждает государст-во, в целях оказания социальной поддержки пенсио-неров, прибегать к неоднократному повышению пенсий, введению различного рода компенсационных выплат, проведению индексации пенсий.

Одна из главных задач социальной политики -сближение уровня жизни пенсионеров и работающего населения. По расчетам специалистов условия для этого появляются тогда, когда размер средней пенсии составляет примерно 75% средней заработной платы в экономике страны. В Молдове наблюдается четкая тенденция ухудшения данного соотношения: с 60.3% в 1993 г. до 42,4% в 1998 г.

- МАКСИМАЛЬНАЯ

- МИНИМАЛЬНАЯ

РИС. 4

Таким образом, современное состояние пенсионной си-стемы можно характеризовать как кризисное и оно прояв-ляется, во-первых, в низком уровне размеров пенсий, и, во-вторых, потерей, связи между размером пенсии и про-шлым трудовым вкладом их получателей. В этих усло-виях преодоление кризисных явлений может быть осу-ществлено лишь путем глубокого реформирования сис-темы пенсионного обеспечения.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В последние годы в сфере пенсионного обеспечения были осуществлены определенные изменения. В част-ности был реализован переход от формального к реа-льному страхованию трудовых пенсий. В прежней плано-вой системе государство было единственным работо-дателем для наемных работников.
Трудовые отношения регулировались единым для всех их участников законо- дательством и предполагали обязательное государствен-ное социальное страхование каждого работающего. Пе-ремены в сфере пенсионного обеспечения, начавшиеся в 1991 г., в основном заключались в выделении системы социального страхования из сферы бюджетного финан-сирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.