Из условий
достижения потребителем максимума функции полезности следует, что потребитель
при заданных ценах на товары (при ценах, независимых от потребителя),определенном
бюджете, отсутствии товарного дефицита и бесконечной делимости товаров
достигнет максимума удовлетворения, если он распределит свои средства на покупку
различных товаров так, что отношение предельной полезности товара к его цене
будет одинаковым по всем товарам.
Правило
максимизации полезности (условие равновесия потребителя) можно выразить с
помощью следующей формулы:
где λ -
средняя предельная полезность на одну единицу денежных затрат личного бюджета
потребителя или предельная полезность одной денежной единицы (1 рубля).
Данное
равенство достигается следующим образом: потребитель, имея информацию о ценах
на товары и оценив полезность каждого товара в ютилах, так распределяет свой
бюджет, чтобы купить такое количество каждого товара, которое позволит ему
получить максимум удовлетворения.
Повышение
цены на какой-либо товар при неизменности цен на остальные товары и бюджета
потребителя снизит объем спроса потребителя на этот товар. Чтобы восстановить
равенство, нужно увеличить предельную полезность этого товара, что достигается
за счет сокращения объема его потребления. Из аналогичных рассуждений следует,
что снижение цены товара ведет к увеличению спроса на него. В этом суть закона
спроса: объем спроса увеличивается при снижении и уменьшается при повышении
цены товара.
Если
при неизменных ценах растет бюджет потребителя, то он может увеличить общую
полезность за счет увеличения объема спроса тех товаров, у которых предельная полезность
больше нуля.
Указанное
равенство можно интерпретировать и следующим образом: отношение предельной
полезности товара (MUA ) к его цене (PA ) представляет
собой прирост общей полезности в результате увеличения расходов потребителя на
товар А на 1 рубль. В состоянии оптимума потребителя все подобные соотношения
для реально покупаемых товаров должны быть равны друг другу, и любое из них
может рассматриваться как предельная полезность 1 рубля. То есть 1 рубль,
потраченный на покупку любого товара, обеспечит одинаковую полезность
потребителю. Величина соотношения показывает, на сколько ютилов увеличивается
общая полезность при увеличении дохода потребителя на 1 рубль.
Правило
максимизации полезности и логически согласующуюся с ним кривую спроса
необходимо постоянно корректировать с учетом снижения цены. Это вызвано тем,
что при снижающейся предельной полезности каждого покупаемого товара снижение
цены выступает одним из способов, при помощи которого можно побудить
потребителя к последующим покупкам этого товара. Каждая последующая продажа
одного и того же товара возможна лишь при условии извлечения потребителем
дополнительной выгоды от снижающейся цены и при неизменном доходе, т.е. его
потребительском бюджете, а также сравнительно более высоких ценах
взаимозаменяемых товаров.
Ценность
данного правила потребительского поведения состоит в его логическом значении и
аргументации, основывающейся на здравом смысле. Этим правилом можно
пользоваться не только в сфере расходования денежного бюджета, но и бюджета
времени, а также при выборе других ценностных ориентаций. Во всех подобных
случаях решается одна и та же задача - распределение какого-либо ограниченного
ресурса между альтернативными сферами его использования. Перемещение ресурса из
сферы с низкой предельной полезностью в сферу с высокой предельной полезностью
будет осуществляться до тех пор, пока не будет достигнута точка равновесия,
соответствующая максимальной предельной полезности.
Количественная оценка полезности какого-либо товара или
товарного набора имеет исключительно индивидуальный, субъективный характер. В
основе количественного подхода лежит не объективное измерение полезности, а
субъективные оценки потребителей. Относительно способности индивида
количественно оценивать, хотя бы только для себя, полезность приобретаемых им
благ высказывались сомнения с момента появления этой теории.
Альтернативную
количественной порядковую теорию полезности предложили Ф.
Эджуорт, В. Парето, И. Фишер. В 30-х гг. ХХ
в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория
приобрела завершенную каноническую форму, стала общепринятой и наиболее распространенной..
Порядковая теория полезности основывается на менее жестких
предположениях, чем количественная. От потребителя не требуется умения измерять
полезность благ в каких-либо единицах. Достаточно лишь, чтобы потребитель был
способен упорядочить все возможные товарные наборы по их «предпочтительности».
Суть
порядковой теории полезности заключается в том, что здесь используется не
абсолютная, а относительная оценка полезности, показывающая предпочтение
потребителя или ранг потребляемого товарного набора, и не ставится вопрос о том,
насколько один товарный набор предпочтительнее другого.
Порядковая
теория базируется на следующих гипотезах.
1.
Гипотеза
полной упорядоченности: потребитель способен упорядочить все возможные товарные
наборы с помощью отношений предпочтения или безразличия. Это означает, что при
наличии двух различных товарных наборов потребитель всегда предпочтет один из
них другому или признает их равноценными (одинаково предпочтительными).