Рефераты. Территориально-производственные зоны в Бурятии






Территориально-производственные зоны в Бурятии

смотреть на рефераты похожие на "Территориально-производственные зоны в Бурятии"

Восточно-Сибирский Государственный Технологический Университет

Кафедра Организации предпринимательства и менеджмента.

Территориально-производственные зоны в реформировании экономики Бурятии

Выполнил:
Дугаржапов З. Б


Дворянский В.В


Цыренжапов Б.В

Руководитель: к.э.н
Романова Т.Г

Улан-Удэ, 1998

ВВЕДЕНИЕ

До сих пор внимание Правительства Российской Федерации было сконцентрировано в основном на макроэкономической политике: подавлению инфляции, регулированию денежного обращения, приватизации государственной собственности и др., сферой так называемой макроэкономики, т.е. сферой предприятий занимались, скорее в режиме реагирования на "крики" о помощи, чем целенаправленной стратегической линии. Теоретически это обосновывалось идеей о невмешательстве государства в экономику, а также необходимостью и возможностью предприятий самим приспособиться к новым условиям - с одной стороны и надежда на "невидимую руку" рынка к саморегуляции с другой.

Некоторые предприятия действительно сами перестраивались, адаптировались, другие выживали или терпели крах.. Точнее ситуацию можно охарактеризовать так: старое не отмирает, новое растет крайне медленно.
Процесс структурной перестройки задерживается, а с ним и повышение эффективности, и рост доходов, на основе которых только и возможен экономический подъем.

В открытой экономике со всей остротой стал вопрос конкурентоспособности на основе повышения качества продукции, низких издержек и цен. Это возможно только на четкой организации управления производством, сбытом, финансами предприятий, учетом и контролем, стратегическим планированием. Можно сколько угодно сетовать на то, что государство не защищает отечественных производителей, но должно быть ясно, что защищать некомпетентность, бесхозяйственность следует прекратить.

Суть реформы предприятий в том, что государство делает три вещи. Во- первых, предъявляет определенные требования к реструктуризации предприятий: четкое разграничение прав собственников (акционеров) и управляющих; рыночная оценка основных фондов; внедрение современных стандартов бухгалтерского учета и обеспечение прозрачности финансово-экономического состояния предприятия для инвесторов, кредиторов и т.д. Во-вторых, стимулирует тех, кто удовлетворяет этим требованиям. В-третьих, создает для реструктуризации предприятий благоприятную среду и оказывает прямое содействие реформированию путем подготовки и переобучения кадров, вложения на долевых началах в проекты реструктуризации и инвестиции и т.д.

Процесс реформирования предприятий занимает определенный период, в течение которого большинство предприятий должно стать если не сразу эффективными и конкурентоспособными, то готовыми к принятию инвестиций и привлекательными для инвесторов.

Одним из способов проведения реформирования предприятий является создание специальных территориально-производственных зон свободного предпринимательства. Основной идеей создания зон является организация безналоговой производственной деятельности на территории низкоэффективных предприятий за счет загрузки неиспользуемых помещений и оборудования.

Концепция территориально-производственных зон направлена на привлечение российских и иностранных инвесторов для осуществления ими производственной деятельности на территории этих предприятий. При этом предоставляется возможность для использования имеющегося квалифицированного персонала и производственного потенциала предприятий.

Концепция реформирования предприятий всех форм собственности республики

Бурятия

1. Современное состояние предприятий республики

Среди стратегических задач среднесрочной программы до 2000 года центральное место занимает структурная перестройка экономики, одной из главных составляющих которой является реформирование предприятий. Специфика
Бурятии отправным пунктом имеет структуру, заложенную в условиях планово- распределительной системы, поэтому сохраняется угроза консервации депрессивной структуры экономики с преобладанием в ней сырьевых отраслей.
Для выхода из глубочайшего кризиса экономики требуется целенаправленная структурная и инвестиционная политика с использованием методов рыночной экономики.

Суть состоит в том, чтобы поддержать эффективные предприятия, реструктурировать и свертывать неэффективные, бесперспективные предприятия.
Смысл реформы состоит в переходе на выпуск востребованной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Подавляющее большинство предприятий республики имеет не просто устаревшие основные фонды, не только технологии периода индустриализации, но и не соответствующую новым требованиям систему управления на предприятиях накопилось множество проблем, часть из которых была унаследована от административно-командного периода управления промышленностью, часть возникла в последние годы. Для многих предприятий эти проблемы начинают приобретать воспроизводственный характер и ставят под угрозу существование трудовых коллективов.

Сокращение общего объема промышленного производства за пять лет реформ на 55 процентов, а по отдельным отраслям еще больше, происходило на фоне роста удельного веса в структуре валового регионального продукта топливно- сырьевых и энергетической отраслей (с 7 до 46%). В то же время машиностроительный комплекс сократил выпуск продукции на 78 процентов, а выпуск потребительских товаров в 1996 году составил всего 26 процентов от уровня 1990года.

Доля убыточных предприятий в 1996 году составила 68 процентов к общему числу предприятий.

Только в текущем году начался процесс стабилизации промышленного производства По итогам восьми месяцев т.г. объем промышленного производства составил 106,2 % к соответствующему уровню 1996 года.

Данный положительный факт скорее свидетельствует о достижении предприятиями промышленности нижнего порога спада, чем о начале реального роста.

Процесс экономического роста можно считать удовлетворительным лишь тогда, когда он имеет саморазвивающийся характер, может продолжаться на базе достаточной конкурентоспособности, без особой помощи со стороны государства. В республике конкурентоспособность продукции местных товаропроизводителей оставляют желать лучшего.

Важнейшим свидетельством тому служит показатель экспортной квоты
(соотношение между объемом экспорта и объемом валового внутреннего продукта). В данном понимании случае экспорт охватывает не только поставки за рубеж но и в регионы России, которая составляет всего 21 процент. Доля же ввозимых товаров составляет 88 процентов. Таким образом, отсутствующая
"экспортная" база означает не только не состоятельность промышленности республики сегментировать внешние рынки, но также угнетенность внутреннего рынка из-за господства на нем внешних оферентов.

Диагноз неудовлетворительной конкурентоспособности экономики республики подтверждается и такими фактами, как например, отсутствие спроса на основной и 'человеческий" капитал. Налицо нехватка "рыночного капитала".
Важно не только производство конкурентоспособной продукции, но и умение ее сбывать.

Негативным моментом является стремительный процесс ликвидации рабочих мест. Число официально зарегистрированных безработных на (1 июня 1997г.
-10,3 тыс. чел.) не отражает реальный дефицит рабочих мест, т.к. скрытая безработица на эту дату составила 85 тыс. чел.

Для стимулирования внутреннего спроса Правительство Республики Бурятия оказывает различные виды помощи предприятиям путем размещения государственного заказа ссуд, льготных кредитов, налоговых льгот, инвестиций, но этих мер явно недостаточно для коренного перелома в динамике производительных сил республики. Нужны внутренние реформы у самих товаропроизводителей. В совокупности государственной поддержки и внутрипроизводственных реформ возможна реальная структурная реформация всего реального сектора экономики Республики Бурятия. В конечном итоге производство перейдет на режим экономического роста без содействия со стороны государства.

В конечном счете преодоление отставания в сфере конкурентоспособности
- ключевая задача предпринимателей, а не государства.

К числу характерных внутренних проблем, препятствующих наиболее эффективному функционированию предприятий, относятся:

. слабое влияние собственников (акционеров) на решения, принимаемые аппаратом управления предприятий, в том числе и на тех, где имеется государственная доли собственности;

. медленные темпы приватизации земельных участков, на которых расположены предприятия;

. отсутствие "прозрачной" информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для собственников .кредиторов, поставщиков, инвесторов, фискальных государственных служб;

. неадаптивная к спросу структура производства и управления.

Функции государства в реформировании предприятий сводятся к следующему:

во-первых, оно определяет требования к реформе предприятий;

во - вторых, стимулирует тех, кто соответствует этим требованиям;

в - третьих, создает для реформы предприятий благоприятную среду и оказывает прямое содействие.

Если на первых этапах реформы основным направлением государственной политики было изменение внешней среды функционирования предприятий, то действия Правительства Республики Бурятия на предстоящую среднесрочную перспективу должны быть сконцентрированы на стимулировании внутренних преобразований на предприятиях.

2. Цели и задачи реформирования предприятий

Реформирование предприятий направлено на повышение эффективности функционирования предприятий в условиях рыночной конкурентной Среды, исходя из их современного состояния.

Для выработки концептуальных позиций по реформе предприятий проведен обширный экономический анализ крупных и средних предприятий. Осуществлено сплошное исследование на 140 предприятиях. Выборочная совокупность составила 91% от всего количества предприятий, что свидетельствует о репрезентативности результатов анализа. Объективно все предприятия распределились на 3 группы по критериям дееспособности и эффективности в рыночной среде функционирования материального производства.

Предприятия, производственный и рыночный потенциал которых при надлежащем менеджменте обеспечивает их нормальное функционирование. выделены в первую группу, куда вошли 55 предприятий.

Ко 2 группе отнесены предприятия, потенциал которых обеспечит нормальную работу при определенных внутренних преобразованиях и государственной поддержки. К этой группе отнесены 71 предприятие.

Неэффективные и бесперспективные предприятия, характеризующиеся низким производственным и рыночным потенциалом, составляют третью группу.

Для относительно благополучных предприятий по сравнению с другими цель реформирования заключается в повышении их конкурентоспособности по ценам и качеству выпускаемой продукции, работ, услуг.

Реформирование предприятий 2 группы состоит в оптимизации производственной и организационной структуры для поэтапного расширения сегмента товарного рынка и формирования самовоспроизводящейся системы.

Для предприятий 3 группы реформирование состоит в реструктуризации
(перепрофилировании), либо в их ликвидации.

Обшей целью реформирования для предприятий всех трех групп является повышение технологической структуры производства и качества управления.
Реализация названных целей реформирования требует решения следующих задач:

. создание законодательной и нормативной базы, позволяющей государству более целенаправленно осуществлять свои функции регулирования;

. разработка методической базы для проведения реформы и создания достаточной интеллектуальной и финансовой базы;

. осуществление мониторинга за процессами реформирования предприятий, прежде всего - пилотных.

Сопутствующими задачами реформы предприятий, позволяющими реализовать главные цели являются:

. защита прав акционеров, участников, собственников,

. четкое разграничение ответственности собственников и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к эффективным собственникам;

. обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий;

. обеспечение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для собственников, инвесторов, кредиторов - поставщиков;

. создание эффективного механизма управления предприятиями.

3. Основные направления реформирования предприятий и формы его регулирования

3.1. Передача независимому регистратору ведения реестра акционеров

Ведение реестра акционеров независимым регистратором позволит защитить права в первую очередь мелких держателей акций путем создания системы регистрации прав собственника, а также регистрации прав пользования, владения и распоряжения имуществом.

Фонду республиканского имущества Республики Бурятия, Бурятской дирекции Комиссии по ценным бумагам РФ необходимо принимать меры (через механизм лицензирования) по дальнейшему укрупнению независимых регистраторов в целях достижения прозрачности за движением ценных бумаг и адекватному реагированию на изменение количества и состава собственников.

3. 2.Пересмотр устава предприятия и уточнение контракта с руководителем предприятия.

В условиях недостаточного контроля собственника за деятельностью управляющих (исполнительных директоров), необходимы меры по повышению ответственности руководителей предприятий за принимаемые управленческие решения, сохранность и эффективность использования имущества предприятия, финансово-хозяйственные результаты его деятельности. В этих целях предлагается:

. установить, предусмотренную законодательством полную материальную ответственность руководителей предприятий за причиненные убытки,

. предусматривать в контрактах упрощенную процедуру расторжения договора между исполнительным руководителем и организацией;

. при заключении контрактов с руководителями предприятий устанавливать разрешительный порядок совместительства, в целях ограничения сложившейся практики одновременной работы на руководящих должностях в разных организациях;

. в связи с тем, что процесс продажи акций предприятий держателями мелких пакетов и переход мелких акционеров в категорию наемных работников приняли массовый характер необходимо включение в устав предприятия целесообразность представительства наемных работников в руководстве предприятием.

3. 3. Реализация прав собственности на землю.

Без собственности на землю, где размещается предприятие невозможно вести политику повышения ликвидности предприятия, его инвестиционной привлекательности и задействования механизма ипотеки. Поэтому реформа предприятия предусматривает в первую очередь рекомендовать внедрение в практику выкупа земельных участков под приватизированными предприятиями, руководствуясь при этом Указом Президента РФ от 16.05.1997г. М485 "О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами''. Постановлением
Правительства РБ от 31.10.1995г. №60 "0 продаже земельных участков, занимаемых приватизированными объектами, находившимися в федеральной собственности и государственной собственности Республики Бурятия", а также дополнением к вышеуказанному постановлению, в соответствии с п.4 настоящего постановления, предоставляющим рассрочку при выкупе земельных участков под приватизированными предприятиями (приложение № 2).

3.4. Инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия

Рост конкурентоспособности предприятий прежде всего лежит на пути сокращения условно-постоянных расходов.

Исходя из тенденции роста ставок налога на недвижимость совершенствование производственной структуры предприятия должно вестись путем выведения из баланса предприятия избыточных производственных мощностей и площадей на основе списания, создания новых (дочерних) юридических лиц, создания ТПЗ свободного предпринимательства и т.д.

Параллельно следует завершить передачу объектов социально-бытового и культурного назначения в ведение местных органов исполнительной власти, в соответствии с порядком передачи.

3.5.Рыночная оценка активов предприятия.

Рыночная оценка активов предприятий - залог привлечения портфельных инвестиций на основе эмиссии акций на фондовых рынках страны и за рубежом.
Важнейшей задачей государства в лице Правительства является формирование независимого института оценщиков имущества.

В свою очередь задача предприятий - увеличивать оценочную привлекательность (ликвидность) имущества.

3.6. Усиление положения предприятия на товарном рынке, его финансового потенциала и эффективности управления.

Переход от политики сбыта продукции по разнарядкам к маркетинговой концепции сегментации товарных рынков является ключевым в системе совершенствования управления. Для этого на всех реформируемых предприятиях следует создавать специализированный маркетинговый центр ведущего агрессивную товарную политику, включающую в себя:

. общую характеристику положения предприятия на рынке, выработки государственной политики и подготовки (обновления) нормативных актов применительно изменяющейся конъюнктуры рынка, объема импорта и экспорта аналогичной продукции и потребляемого сырья, производства и импорта продукции-заменителя; сегментации рынка; по степени (эластичности спроса сложившихся цен, потенциальной и реальной емкости рынка, его насыщенности);

. выявление конкурентов и анализ их деятельности (общая информация о конкурентах, сильные и слабые стороны конкурентов по качеству выпускаемой продукции, ценовой политике, продвижению товара, сбытовой политике, после продажному обслуживанию, формам осуществления расчетов, определение уровня конкуренции в секторе товара выпускаемой продукции);

. составление оптимистического, пессимистического и средневзвешенного прогноза развития рынка;

. анализ эффективности существующей стратегии сбыта;

. анализ эффективности использования различных каналов сбыта товара (прямые связи, розничная продажа, биржевая или аукционная продажа, дистрибьюторская и дилерская схема сбыта);

. анализ эффективности существующей системы снабжения;

. анализ эффективности использования различных каналов снабжения (прямы связи ,через биржевую сеть, через посредников и т.д.);

. анализ развития рынка потребляемых видов сырья и материалов, выявление более выгодных поставщиков;

. анализ существующей организации производственных процессов, снабжения и сбыта по каждому виду выпускаемой продукции;

. анализ эффективности производства каждого вида выпускаемой продукции, в том числе на основе определения прямых затрат, а также затрат по организации снабжения и сбыта, структуры затрат по производству и сбыту, в том числе в разрезе постоянных и переменных издержек;

. подготовка предложений по оптимизации ассортимента выпускаемой продукции, с учетом требований сертификации продукции и антимонопольного законодательства.

Анализ сильных и слабых сторон предприятия относительно своих конкурентов проводится по следующим направлениям : маркетинг, производство,
НИОКР, финансы, персонал, управление и организация производства, наличие и масштабы непроизводственной деятельности.

. информационное обеспечение маркетингового центра с применением новейших технических средств и высокого качества персонала.

3.7. Разработка конкретной программы мер по ликвидации задолженности по оплате труда

Реализация этого направления реформирования предприятия позволит восстановить стимулирующую роль заработной платы, улучшить социально- психологический климат на предприятии, что является важнейшим фактором повышения производительности труда.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.