Для решения вышеизложенных целей Управление Здравоохранения осуществляет следующие функции:
1. Подготавливает, разрабатывает и предоставляет на утверждение:
. Анализы, прогнозы тенденций состояния здоровья населения города, проекты, программы, предложения, обоснования по вопросам улучшения медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения, совершенствования производственной и экономической деятельности подведомственных учреждений, организаций и предприятий;
. Проекты нормативных документов;
. Предложения по развитию сети учреждений здравоохранения и фармацевтических организаций с целью приближения медицинской и лекарственной помощи к населению, повышение качества его обслуживания, обеспечению экономической эффективности работы системы здравоохранения, аптечной сети и развитию их материально – технической базы.
2. Оказывает организационно – методическую помощь муниципальным учреждениям здравоохранения;
3. Определяет потребность муниципальных учреждений здравоохранения в лекарственных средствах, медицинском оборудовании, продуктов питания и координирует деятельность по их лекарственному обеспечению.
4. Организует проведение комплексных и целевых проверок муниципальных учреждений здравоохранения, муниципальных аптечных и фармацевтических предприятий;
5. Согласовывает цены на платные услуги, оказываемые населению, предприятиям и организациям муниципального здравоохранения в соответствии с установленной системой ценообразования и контролирует их исполнение.
6. Принимает участие в работе областной комиссии по лицензированию и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности;
7. Осуществляет мероприятия по защите прав и экономических интересов, как системы здравоохранения и фармацевтической сети, так и отдельных их организации и работников.
8. Изучает и анализирует опыт работы учреждений здравоохранения и фармацевтических организаций в условиях рыночных отношений;
9. Взаимодействует с профессиональными ассоциациями, а также с другими общественными организациями. 10. Участвует в определении тарифов на медицинские услуги в соответствии со статьей 24 закона РФ от 28 июня 1991 года «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; 11. организует кадровое обеспечение учреждений здравоохранения, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и аттестацию медицинских и фармацевтических работников; 12. Ведет реестр муниципальных аптечных предприятий, муниципальных учреждений здравоохранения и учет врачей, работающих в муниципальной и частной системе здравоохранения. 13. Координирует работу по обеспечению социальной защищенности и создание здоровых и безопасных условий труда работников системы муниципального здравоохранения. 14. Создает территориальную информационную систему и систему статистики в области здравоохранения и фармацевтической деятельности. Осуществляет информационное обеспечение муниципальных учреждений здравоохранения, муниципальных аптечных предприятий, обеспечивает создание единого банка данных и единой справочное – информационной службы для учреждений системы муниципального здравоохранения.
Права Управления:
. Представлять и защищать интересы администрации города Воронежа в сфере медицинского обслуживания и обращения лекарственных средств, касающихся учреждений здравоохранения, фармацевтической службы и населения в пределах своей компетенции.
. Разрабатывать и вносить предложения по применению законодательства по вопросам, относящимся к организации и деятельности Управления и муниципальных учреждений здравоохранения.
. Вносить в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене нормативных актов и документов по вопросам здравоохранения, если они противоречат Конституции Российской
Федерации и федеральным законам;
. Запрашивать у органов государственной власти, организаций и учреждений необходимую для осуществления возложенных на
Управление задач, информацию;
. Участвовать в международном сотрудничестве в области охраны здоровья и лекарственного обеспечения граждан;
. Образовывать межведомственные советы по охране здоровья и постоянные комиссии по направлениям специализированной медицинской помощи;
. Разрешать муниципальным учреждениям здравоохранения оказывать платные медицинские, фармацевтические и иные услуги в установленном законом порядке.
. Пользоваться возможностями средств массовой информации для предупреждения жителей об угрозе их здоровью.
Структура Управления здравоохранения:
Управление Здравоохранения возглавляет начальник управления. Начальник управления и два его заместителя принимаются на должность и увольняются с должности распоряжением главы города.
Структурными подразделениями управления являются;
. Лечебный отдел
. Фармацевтический отдел
. Финансово – экономический отдел
. Сектор по работе с кадрами
. Сектор по специальной работе
. Производственный сектор
Глава 3. Рынок труда, управление им
3,1 Политика государства в области труда и занятости
Государственная политика занятости населения представляет собой систему мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей. Цели политики занятости отражают такое состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая в настоящее время проблемы. Для решения этих проблем органы занятости разрабатывают программы содействия занятости населения.
Программы содействия занятости населения нацелены на защиту граждан от безработицы и охватывают, прежде всего, две группы населения – работающих, но находящиеся под угрозой увольнения граждан, и безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения. Программа включает совокупность взаимосвязанных долгосрочных и краткосрочных мер, цель реализации которых – достижение эффективной, оптимальной занятости трудоспособного населения в регионе или в национальных масштабах в сочетании с необходимой социальной поддержкой безработных и смягчением отрицательных последствий долговременной безработицы.
Программа содержит обзор ситуации на рынке труда, анализ факторов, влияющих на динамику занятости, прогноз развития рынка труда и занятости, цели и программные задания. В программе предусмотрена координация усилий заинтересованных органов управления, ведомств и организаций и включены данные о финансовом и организационном обеспечении мероприятий.
Государственную политику занятости следует рассматривать как процесс, проходящий на трех уровнях: макроуровне, региональном уровне и местном уровне.
На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости, осуществляется следующее:
1. Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической, миграционной политикой. В этот блок входят:
V Пенсионная политика (регулирование численности трудоспособного населения);
V Образовательная политика (воздействие, таким образом, на качество рабочей силы, в первую очередь новой);
V Социальная политика (с точки зрения поддержки слабозащищенных групп: молодежи, женщин, инвалидов и других);
V Регулирование доходов, рассматриваемых как цена труда;
V Содействие занятости мигрантов, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев.
2. Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой. Это основной блок общегосударственного регулирования занятости, к которому относятся вопросы:
V Государственных, инвестиционных программ, дотаций, кредитов и налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства
(и рабочих мест) в приоритетных отраслях;
V Организация санации и банкротства предприятий с наименьшим ущербом для занятости;
V Государственных заказов и закупок продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного (авиационной, морской и другие виды транспорта, связь и прочее), экологического и социального назначения;
V Государственной поддержки развития фермерства, индивидуального, малого и среднего бизнеса.
3. Политику трудоустройства и социальной поддержке незанятого населения.
Основа данного блока – политика органов Государственной службы занятости на рынке труда.
Меры по реализации государственной политики занятости определенны Федеральной целевой программой содействия занятости населения, утвержденной постановлением Российской Федерации от 8 мая 1996 года № 570.
Основными мерами являются следующие.
Информация о рынке труда. Цель: улучшение функционирования рынка труда путем информирования граждан и работодателей о развитии рынка труда, перспективах трудоустройства и обучения.
Содействие в трудоустройстве. Цель: минимизация времени поиска гражданином работы, сокращения периода безработицы и периода заполнения вакансий на предприятиях.
Профессиональное обучение. Цель: предоставить возможность безработным приобрести новую профессию, повысить квалификацию для последующего трудоустройства.
Профессиональное консультирование. Цель: повысить обоснованность выбора гражданами деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда.
Молодежная практика. Цель: снизить уровень молодежной безработицы, предоставить возможность молодым людям приобрести профессиональные умения и навыки для получения постоянного рабочего места.
Временная занятость подростков. Цель: адаптировать несовершеннолетних к трудовой деятельности, предоставить возможность получения временной работы.
Общественные работы. Цель: предоставить незанятым гражданам на период активного поиска постоянного места работы, возможность для временной занятости, поддержать их доходы, сохранить мотивацию к труду лиц, имеющих длительный перерыв в работе.
Квотирование рабочих мест. Цель: расширение возможности гарантированного трудоустройства безработных граждан, которые не могут быть трудоустроены обычным путем.
Поддержка предпринимательства. Цель: создание дополнительных возможностей для трудоустройства безработных, способных открыть собственное дело.
Территориальное перераспределение рабочей силы. Цель: содействие географической мобильности рабочей силы.
Поддержка доходов безработных граждан. Цель: государственная поддержка (выплата пособий по безработице) доходов безработных в период активного поиска работы.
Компенсационные выплаты. Цель: сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающим неполный рабочий день (неделю) по независящим от них причинам.
На региональном уровне государственная политика занятости в основном осуществляется в тех же трех направлениях. Перечень составных элементов политики занятости сужен на уровне регионов по сравнению с общегосударственным уровнем. Регионы должны включать содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов осуществлять социальную политику.
На уровне регионов в интересах политики занятости возможно также осуществление следующих программ:
V Жилищного, транспортного и производственного строительства;
V Государственных (в том числе муниципальных) закупок продукции для экологических, социальных и других нужд;
V Предоставление предприятиям кредитов и налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства и рабочих мест в приоритетных отраслях экономики.
На региональном уровне меры поддержки во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном. Например, поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса.
Задачи политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах те же, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в основном выполняются органами службы занятости в регионах за счет региональных фондов занятости, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти.
На местном уровне политика занятости включает финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальных сектор) и домохозяйств (семей). На данном уровне ведется вся практическая работа, которую предусматривают мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и так далее.
Регулирование занятости на всех уровнях должно осуществляться на основе общеэкономической концепции социально-орентированной рыночной экономики и отражать стремление общества к полной, эффективной, свободно избранной занятости.
Основной практической целью политики занятости в условиях спада производства последних лет явилось упреждение массовой хронической безработицы и смягчение ее социальных последствий. Стабилизация ситуации в сфере занятости требует пересмотра подходов к регулированию занятости в общегосударственном масштабе. Эффективная перспективная стратегия содействия занятости населения может быть реализована только в том случае, если стабилизация занятости будет, является одним из основных приоритетов государственной социально-экономической политики.
3,2 Характеристика рынка труда
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.
Рынок труда представляет собой элемент рыночной экономики, экономическую категорию, которая характеризует систему социально-трудовых отношений по поводу удовлетворения потребности экономики в рабочей силе и реализации гражданами права на труд, осуществляемых на основе спроса, на рабочую силу и предложения рабочих мест. В узком смысле под рынком труда понимается сфера обращения рабочей силы.
Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития.
Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и, в целом рынок труда, актуальны для экономики страны и актуальны для рассмотрения.
Занятость населения. Среднесписочная численность работающих на предприятии и организации составила 332,8 тысяч человек или более 36,8% общей численности населения.
В ходе экономических реформ изменилось и структура распределения численности по отраслям.
Таблица 11
[22,стр. 40]
Распределение численности работающих по отраслям
В процентах | |2001 год |2002 год | |Всего по городу |100,0 |100,0 | |Промышленность |34,1 |33,4 | |Сельское хозяйство |1,0 |1,1 | |Лесное хозяйство |0,2 |0,2 | |Транспорт |6,4 |6,2 | |Связь |4,3 |4,3 | |Строительство |5,2 |4,9 | |Торговля и общественное питание |4,5 |4,8 | |Материально – техническое снабжение |0,7 |0,4 | |Заготовки |0,0 |0,0 | |Информационно – вычислительное обслуживание |0,2 |0,2 | |Операции с недвижимостью |0,1 |0,1 | |Общая коммерческая деятельность по |0,1 |0,1 | |обеспечению функционирования рынка | | | |Геология |0,2 |0,2 | |Прочие виды деятельности сферы материального|1,8 |1,8 | |производства | | | |Жилищно-коммунальное хозяйство |5,0 |5,1 | |Непроизводственные виды бытового |0,4 |0,4 | |обслуживания населения | | | |Здравоохранение и физическая культура и |10,9 |11,1 | |соцобеспечение | | | |Образование |11,6 |11,7 | |Культура и искусство |1,6 |1,6 | |Наука и научное обслуживание |11,3 |4,3 | |Финансы, кредит, страховое и пенсионное |2,1 |2,3 | |обеспечение | | | |Управление |5,0 |5,4 | |Общественные объединения |0,3 |0,4 |
Из таблицы видно, что структура распределения численности работающих, кроме науки и научного обслуживания, где численность снизилась на 7% , заметно не изменилась.
Общее число замещенных рабочих мест на крупных и средних предприятиях, являющееся суммой численности работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско- правового характера, в 2002 году составило 5,3 тысячи человек , что 0,7 тысячи человек меньше, чем в 2001.
[pic]
Рисунок 3. Изменение числа замещенных рабочих мест в 2002 году
[22,стр. 41]
Из рисунка видно, что общая численность работников за 2002 год по сравнению с 2001 годом уменьшилась, тогда как структура замещенных рабочих мест изменилась в незначительной степени.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5