Рефераты. Финансово-промышленные группы (ФНП)






  Региональные ФПГ, являясь  элементом народнохозяйственного  комплекса региона, должны решать  двуединую задачу экономического развития производственных и финансовых структур региона, и, как следствие, комплексного развития  конкретной территории.

  Финансовый капитал  российских ФПГ  и банков должен  способствовать развитию  территории в случае, если их участник  расположен   на территории определенного региона. Однако процесс согласования  интересов приобретает  наиболее острый характер, когда управляющая  компания зарегистрирована  за пределами данного региона. Появляется возможность оттока  прибыли региональных предприятий в управляющую компанию. Помимо этого, отток финансовых ресурсов   из региона может  осуществляться  по банковским каналам  через размещение временно  свободных средств  на финансовых рынках  Москвы, через вывоз средств   в качестве процентов  за межбанковский кредит, балансовой  прибыли  банковских филиалов. Все это увеличивает  потенциальные потери  реального сектора данного региона.

  В России при переходе  на новую модель развития  каждый регион имеет  свои особенности. Успешность перехода   сопряжена  с административно-территориальными  реалиями  федеративного устройства  государства, разнообразием  природно-ресурсного  потенциала  и экологических условий, уровней  и возможностей социального  и экономического  развития, политических сил в регионе. Экономическая политика российских регионов  формируется, исходя  из утверждения о том, что изолированные  экономики исчерпали  потенциал развития и необходима  их структурная перестройка. Такими структурами становятся   в отдельных регионах ФПГ, ориентированные  на развитие  определенных  территорий   и области в целом, либо межрегиональные ФПГ, структурные  звенья которых  должны  строиться   с учетом  как корпоративных, так и  территориальных интересов. Организация работы  по выбору  и построению  модели региональной  финансово-промышленной  группы - это  не оформление документов, а длительное изучение  различных вариантов  возможного объединения   капиталов, проработка альтернативных сценариев,  которые в итоге  смогут повысить  управляемость   региональной экономикой  в целом на основе   согласования интересов   всех субъектов  хозяйствования в регионе.

  Д.Ф. Скрипнюк предлагает  следующие  основные  этапы  стратегии  создания ФПГ в регионе:

-оценка  экономического  потенциала  региона;

- определение  целей  и оценка полезности  создания  РФПГ на макро- и микро-уровне;

- анализ  и оценка  проектируемой  модели РФПГ;

- разработка  стратегии и методических  положений    по созданию  и контролю  за деятельностью РФПГ.

  При оценках  эффективности ФПГ с позиций регионов  Д.Ф. Скрипнюк также выделил ряд показателей:

-размер и динамика  поступлений   в региональный  бюджет от ФПГ  в сравнении с размером  и динамикой  общих  доходов  от производства  и реализации продукции ФПГ или  (в случае с  межрегиональными ФПГ), которые  расположены  в данном  регионе: размеры  капиталов, вывозимых из региона через ФПГ, и связанные с этим  потери регионального бюджета;

-уровень  рентабельности  инвестиций, полученных  предприятиями  ФПГ  от местной  администрации;

- показатели, определяющие  социальную устойчивость  региона.

  Следующим уровнем  оценки эффективности ФПГ  является оценка  с позиций  конкретных участников (в том числе и показатели интеграции).

  Для  Западно-Сибирского  региона идея  ФПГ связана, прежде всего, с необходимостью  стабилизации  и дальнейшего развития  отраслей  добывающей промышленности. Интересным исследованием по этому вопросу является  идея создания   ФПГ «  Тюменские  углеводороды»[5], поскольку такая ФПГ могла бы стать  организационно-экономическим центром региональной  промышленной политики на ближайшие десятилетия, способствовать  созданию  в южной зоне области  комплекса  нефте- и газохимических предприятий и тем самым  внести коренное  изменение  в структуру  промышленности региона.

  Важной причиной, тормозящей развитие ФПГ, по утверждению С.А. Гориной[6], является отсутствие  адекватной  законодательной базы (о государственных гарантиях, о залоге, о трасте), облегчающей  привлечение  частных  инвестиций  в проекты ФПГ.

  Сложности, возникающие  на стадии официальной регистрации, также не способствуют  созданию  ФПГ. Так, для  регистрации  группы  необходимо  иметь  неординарный  экономический  проект (организационный план). В нем  нужно обосновать  целесообразность  создания  и функционирования  ФПГ, показать  зримую  финансовую отдачу и доказать, что деятельность группы принесет большую  пользу народному хозяйству. Требуется  согласование  с Министерством  по антимонопольной  политике РФ  и Мингосимуществом России, а иногда  даже с Министерством обороны  и Минэкономразвития  России. Кроме того, могут потребоваться экспертные  заключения  компетентных  организаций  и специалистов.

Глава 2. Развитие  финансово-промышленных  групп  в мире и в России.

2.1 Развитие  финансово-промышленных компаний Тюменской области

  Одной из крупнейших  нефтяных компаний  России является компания «Сибнефть», которой в этом году  исполняется десять лет.

  Официальной датой создания  Сибирской нефтяной компании  принято считать  24 августа  1995 года. Именно тогда  Президент  РФ  Борис Ельцин издал  указ о создании  крупного холдинга, куда вошли  нефтедобывающее  предприятие  « Ноябрьскнефтегаз», омский  нефтеперерабатывающий   завод, разведочное  предприятие   «Ноябрьскнефтегазгеофизика» и сбытовое предприятие  «Омск-нефтепродукт». « Сибнефть» оказалась  фактически единственной компанией, куда вошли организации, долгое время работавшие  в тесном сотрудничестве, и это стало  ее стратегическим  преимуществом.

  Новая модель развития,  больше традиционная  для международных нефтяных компаний, позволила активно  развивать все направления деятельности: от разведки и добычи  нефти до производства  и реализации нефтепродуктов.

  В 2000 году была  развернута масштабная  программа по увеличению  нефтедобычи. Связана она главным образом  с использованием современных  методов управления   разработкой месторождений, повышением  эффективности  эксплуатации  и качества  строительства новых  скважин. Благодаря стратегическому  альянсу с международной сервисной  компанией  Schlumberger был сделан настоящий  технологический  прорыв.

   Первым  совместным проектом  стало проведение  гидроразрывов  нефтяных  пластов. В дальнейшем спектр  оказываемых  Schlumberger  услуг  расширился. Сегодня он включает  бурение  горизонтальных скважин  и зарезку боковых   стволов. До сих пор  « Сибнефть»  остается одним  из лидеров  в этих направлениях.

  Всего через год  в основной  ресурсной базе, коей являлся  Ямало-Ненецкий округ   Тюменской области, добавилась новая - в мае 2001 года   была получена первая  промышленная нефть на Крапивинском  месторождении в Омской области.

  С ростом нефтедобычи  появляется  потребность  в модернизации Омского  нефтеперерабатывающего  завода - крупнейшего  в России и одного из самых мощных в мире. В 2001 году  была построена установка  алкилирования. Она сменила  устаревшую   и позволила начать   производство   высокооктанового бензина АИ-98 в промышленных объемах. Была реконструирована  установка   каталитического  крекинга  и смонтирована  автоматическая  линия налива   автомобильных  масел, что превратило  ОНПЗ  во второго по величине  производителя масел  в России.

     Сегодня Омский  нефтеперерабатывающий  завод выпускает  более 130  наименований  продукции. Среди них  капролактам  и параксилол, широко  применяемые   при производстве   тканей, ковровых  покрытий и одежды. В пищевой промышленности используют инертный газ, углекислоту, в том числе и твердую- сухой лед. Очень ценится   полиэтилентерефлатан - полимер, необходимый  в производстве  полиэфирного  волокна.

  В свой  юбилейный год « Сибнефть» запускает  реконструированную  установку  миллионного  риформинга, что позволит   увеличить выпуск  экологически  чистых бензинов. Проект, в рамках  которого происходит  модернизация  Омского  нефтеперерабатывающего  завода, рассчитан  до 2015 года.

  Развитие же  сбытовой сети  « Сибнефти»  уже давно вышло  за пределы  Омской области. Бензины, дизельное  топливо, масла  реализуются  через  розничные  и оптовые сети  в Барнауле, Екатеринбурге, Ноябрьске, Кузбассе и других областях, в том числе - в Тюменском регионе.

  Сегодня  сеть АЗС « Сибнести» по югу Тюменской  области  насчитывает  более 80 автозаправочных  станций. Всего за четыре  года  было реконструировано 40 АЗС,  9 было  построено  « с нуля». 

В 2004 году ОАО « Сибнефтепродукт» начало программу  переоборудования  автозаправочных  станций  в многотопливные комплексы. Шесть МАЗС «Сибнефти»  в Тюменском регионе  реализуют  не только традиционные  автобензины и дизельное топливо, но и автомобильный  газ. Аккредитированная испытательная  лаборатория  предприятия позволяет  полностью контролировать  качества топлива, которое поступает  с Омского  нефтеперабатывающего завода. Кроме того, предприятие   проводит и природоохранные мероприятия по очистке сточных вод, системе  рекуперации паров, рекультивации  земель и других. Только в 2004 году  на экологию  было потрачено  около 12  миллионов  рублей.

  Являясь  частью  крупной  компании, ОАО  « Сибнефть-Тюменьнефтепродукт» поддерживает  высокие стандарты « Сибнефти».[7]

 2.2 Развитие финансово-промышленного автомобилестроения

  Крупнейшему  российскому производителю  автомобилей- АВтоВАЗу- летом  2005 года удалось  отыграть  свои позиции  на рынке.

  В июне 2005 года  компания  увеличила объем  продаж  в России относительно  соответствующего  периода предыдущего  года на 10%- до 55 360 автомобилей.

  Рост доходов населения  и большая масса  свободных денежных   средств  в обращении подстегивают  спрос и на иномарки, и на  Lada.

  Объем продаж  на  российском автомобильном рынке  по итогам первого  полугодия 2005 года вырос  на 2,5 % по  сравнению  с аналогичным периодом  2004-го. За первое  полугодие   выручка АвтоВАЗа составила  61,9 млрд. руб., что на 2 млрд. рублей больше, чем   за соответствующий период  прошлого года.

  Во  втором полугодии  борьба  между  новыми  иномарками  и АвтоВАЗом  станет  еще  более  ожесточенной:  ведь в продаже появились  новые модели – Renault  Logan и  Ford Forus II.

 Со стороны  российской   автопромоадекватный ответ на притязания иностранных производителей- это  Lada Kalina. До конца года   в торговые сети  поступит  около 20 000 автомобилей  данной модели.[8]

2.3 Развитие финансово-промышленного судостроения

  Крупнейшая  российская судоходная  компания  « Совкомфлот»  планирует  увеличить портфель  заказов  на перевозку  сжиженного  природного газа (СПГ). Пытаясь  закрепиться  на зарубежных рынках, перевозчик   одновременно заявляет, что главная ставка будет  сделана  на российскую добычу  газа.

  Выиграв  тендер  в рамках   индонезийского  проекта  « Тамгу», «Совкомфлот»  сейчас  готовится  к конкурсам  в Йемене и катаре. Руководитель  группы  маркетинга  и новых проектов   компании Дмитрий  Русанов  говорит, что  главная ставка в перевозке  СПГ  будет сделана  на российский рынок, однако зарубежные  контракты  сейчас необходимы, чтобы получить  достаточный опыт  в транспортировке газа.[9]

  Отсутствие опыта стало  причиной создания   совместного  предприятия   с японским партнером  в проекте « Сахалин-2». В октябре 2004г. перевозчик в альянсе  Yuson Kaisha ( NYK) выиграла  конкурс на строительство двух  газовозов и  транспортировку  СПГ на Сахалине. Но поскольку «Совкомфлот» не работал  с СПГ, его доля  в проекте  составила -40%, а у  NYK- 60%.

  Между  игроками  существуют договоренности  о  возможном  увеличении доли  российской  компании до 50%. При этом  за право участвовать  в транспортировке  СПГ  перевозчику пришлось  активно конкурировать  с мировыми игроками, несмотря на  то, что  проект  разрабатывается   на условиях  СРП (соглашения о разделе продукции).

  Участие  « Совкомфлота»  в проекте   в Финском заливе  позволит  компании увеличить   собственный портфель заказов. Кроме того, «Совкомфлот»  рассматривает  и возможные варианты  выхода   на публичные рынки капитала.

2.4 Холдинговые компании России

  Что касается   организационных объединений типа  холдинга, то их  привлекательность пока невысока и составляет  всего 6% от  общего количества  зарегистрированных групп. Наиболее показательными  примерами  ФПГ  холдингового типа  являются ФПГ «РОССТРО», «Сибагромаш» и др.

 Так, ОА « РОССТРО»  -головная  компания  холдинга и одновременно  центральная компания   одноименной  ФПГ, владеет  пакетами  акций предприятий и организаций, в совокупности образующих  имущественно-правовой  инвестиционно-строительный комплекс предприятия, входящие  в ФПГ, обеспечивают  управление  проектами, выполнение  всего комплекса  работ и услуг по  подготовке  строительства,  производству   строительных материалов, проектированию  объектов, их строительству и коммунальному обслуживанию.

  Создание  холдинговой компании  возможно также путем   передачи в  трастовое  управление центральной  компании ФПГ акций предприятий-участников, временно закрепленных  за  государством.[10]

  По данным Мингосимущества России, это группы: « Русхим», «Тяжэнергомаш», « Восточно-Сибирская группа».

  Так, Русхим» получил  в траст 12% акций Дзержинского  ОАО « Заря», 20%- Березниковского ОАО « Сода», 30% акций  Славгородского  ОАО «Алтайхимпром».

  ФПГ «Восточно-Сибирская группа» имеет  в трастовом  управлении пакеты  акций трех предприятий: « Кедр» (51%), «Иркутскэнерго» (20%) и « Разрез Туловский».

  В марте  1998г. Мингосимущество  России заключило  договор  о передаче  в доверительное  управление центральной  компании ФПГ « Тяжэнергомонтаж» акции  таких  предприятий, как ОАО « Гипротяжмаш» (20,5%), « Турбомоторный завод» (25%), « Электростальский  завод тяжелого машиностроения» (36,3%), « Ясногорский  машиностроительный завод» (5%), « Тульский  завод  электроприводов» (10,7%).[11]

  Аналогичное постановление  существует  и по группе « Точность».[12]

2.5  Финансово-промышленная деятельность нефтяных и химических комплексов  за рубежом и в России

  Практически во всех сферах  деятельности нефтяных компаний наблюдается  рост  капитальных  вложений.

  Преобладающая  часть  капитала  вкладывается  в разведывательное  и эксплуатационное  бурение, затраты на которые  возрастут с 46,7 млрд. долл. в  2003г. до 43,8 млрд. долл. в 2005 году. На географические и геологические  поисковые работы  в этих  затратах  приходится  примерно  7,1 млрд. долл. в год.

 Число действующих  буровых  платформ  в США  увеличилось  с 1032 в 2003г. до 1192 в 2004г. и 1276 в 2005г.[13]

  Капиталовложения  нефтегазовых  компаний США, млн. долл. рассмотрены в приложении, в таблице № 3.

  Возросшая потребность  в моторном  топливе  с пониженным содержанием  серы  и жесткие  экологические требования  по выбросам  серы  в атмосферу  вызвали резкое  увеличение спроса  на катализаторы  для   капитального крекинго-флюид в  США.

  Крупнейшей  компанией  по выпуску  катализаторов  для  каталитического крекинга является «Грейс», обеспечивающая  40% рынка США. Ее заводы  размещаются  в Лейк-Чарльзе и Балтиморе (США), а  также  в Вормсе (Германия). 30% рынка  этих катализаторов  держит  компания  «Энгельгард» и 25%-« Албемарл».

  Последняя  приобрела  в 2004г. производство катализаторов  голландской  компании « АКЗО Нобель».

  В первом  квартале  2005г. все три  крупнейшие  компании катализаторов  в США  повысили  цены  на них на 7-9%. Это связано с удорожанием кремнезема, каустической соды, силикатов натрия, минеральных  кислот и других исходных  продуктов  для производства катализаторов.[14]

  В 2004г. масса  прибыли  большинства  американских  нефтяных  компаний  значительно  превысила  уровень 2003г., что связано  с удорожанием  нефти и увеличением спроса  на  автомобильный  бензин.

  Чистая прибыль  крупнейших  компаний  и источники ее  получения  показаны  в таблице № 4 приложения.

  Увеличению прибыли  способствовал рост  объема  переработки  в стране  и увеличение продаж  малосернистого  моторного топлива. Коэффициент  использования  мощностей  только  на  нефтеперерабатывающих  заводах  компании «Коноко-Филлипс» поднялся до 94%.[15]

  Результаты  деятельности  крупных  и  средних  предприятий  химической  и нефтехимической  промышленности РФ в январе-сентябре 2004г. достаточно  полно иллюстрируют  сохранение  тенденций  последовательного  улучшения  финансово-экономической  ситуации на большинстве  предприятий  отрасли, сформировавшихся в 2003 году. Прибыль от  производства продукции  (работ, услуг) в  химическом комплексе в январе-сентябре 2004г. по сравнению с 2003г. увеличилась на 14,0 млрд. руб. или  на 74,5% и составила 32,8 млрд. руб.[16]

    Одна из крупнейших  Аравийских компаний  « Арамко» (Аравийско-Американская компания) создана  в 1933г. как частная компания по добыче  нефти в Саудовской  Аравии. В 1939г. она начала  экспорт ее из страны. В 1973г. правительство  Саудовской Аравии начало  выкупать акции  этой  компании и в 1980г. компания  « Арамко»  стала полностью  государственной. На внешнем и внутреннем  рынке интересы  ее защищает  министр нефтяной  промышленности Саудовской Аравии. С 90-х годов  «Арамко»  стала государственной  монополией также  в добыче  жидких газов  из природного газа.

  В настоящее время (2004г.) она сосредоточила в своих руках запасы нефти -35534 млн. т и природного газа- 663,6 млрд.м. куб.  В 2004г. компания добыла 452 млн. т нефти, 7127 млн.м. куб. природного газа и 55,1 млн. м. куб. жидких  газов из природного газа. Экспорт нефти  из Саудовской  Аравии составлял  в 2003г. 323,3 млн.т., нефтепродуктов- 21,6 млн. т и жидких газов из  природного газа- 41,96 млн. м. куб.

  Компании  принадлежит  7 нефтеперерабатывающих  заводов в Саудовской Аравии (Рабих, Танбу, Рас-Танура, Джубайл, Ямбу, Риад и Ядах) общей мощностью  93,9 млн.т. в год, нефтехимическая компания « САБИК» (70%), а также  доли акционерного капитала в нефтяных компаниях США, Южной Кореи, Филиппин и Греции.

  В 2005г. компания  начала  освоение  гигантского месторождения нефти и природного газа  в г. Курсаниях (недалеко от г. Джубайл). Уже в 2008г. здесь будет добываться  около  25 млн. т. нефти и построен завод этана и жидких  газов из природного газа мощностью  50 тыс. м. куб. в сутки. Для строительства  завода жидких  газов создан специальный  консорциум.[17]

   Что же касается российских предприятий, то  убытки  неэффективно  работающих  крупных  и средних предприятий  отрасли  в январе-сентябре 2004года  по сравнению с аналогичным периодом 2003 года  снизились на 2,6 млрд. руб. (на 30,2%) и составили 6,0 млрд. руб.

  Задолженность  по полученным  кредитам  и займам  на крупных  и средних предприятиях химической и нефтехимической   промышленности в 2004г. увеличилась на 21,1 млрд. рублей., а  просроченная  задолженность  по полученным  кредитам  и займам  снизилась  на 0,4 млрд. рублей (на 7,3%) и составила 5,1 млрд. рублей.

  Внешнеторговый оборот  химической и нефтехимической продукции   увеличился относительно  2003 года на 4,8 млрд. долл. или на 42%.

  В результате  превышения  экспорта  баланс  внешнеторговых  операций  в 2004 г. был  положительным, при этом сальдо возросло  по сравнению с 2003г. на 1,3 млрд. долларов.

  Российская  и нефтехимическая  продукция  реализуется  на рынках почти  100 стран  мирового сообщества. Вместе с тем крупнейшими   покупателями   является Китай, Финляндия, Белоруссия, Украина: в 2004г. на эти страны  приходилось 42,1% экспорта.

  Крупнейшие  нефтяные компании - МХК « Еврохим» и холдинг « Акрон»,  «Уралкамит»  и « Сильвшин», в Приволжском  федеральном округе – ОАО «НИИТЭХИМ».

  За пять  месяцев 2005г. по сравнению с  соответствующим  периодом  2004 года объем  переработки  нефти   увеличили 19 из 27  нефтеперерабатывающих  предприятий России, а также  ОАО « Газпром». Наибольший прирост  наблюдался на небольших по  мощности  НПЗ: ЗАО «Краснодарэконефть», ОАО « Ярославский НПЗ» и ООО « Афипский НПЗ», но  на этих предприятиях  есть резерв  повышения  объема  переработки нефти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  В заключение работы на основании изученной литературы, а также поставленной цели и задач можно сделать следующие выводы:

1. Создание новых форм  промышленной  организации  хозяйства, таких, как  промышленные холдинговые компании и финансово-промышленные предприятия, способствует  дальнейшему развитию  рыночных  отношений, производству  конкурентоспособной  продукции на мировом рынке  и повышению  эффективности развития  всего хозяйственного комплекса России.

2.Финансово-промышленные группы - это добровольный  производственно-финансовый союз  самостоятельно-хозяйствующих субъектов.

3. Финансово-промышленные группы - системы  инвестирования промышленности, способные   к саморазвитию в  современных экономических условиях.

4. Основной  целью  создания ФПГ  является  технологическая или  экономическая интеграция  для реализации  инвестиционных  проектов  и программ, направленных  на повышение  эффективности  производства, создание новых рабочих мест, а также  рост конкурентоспособности и расширение рынков  сбыта товаров  и услуг.

5. ФПГ  допускает   многовариантность своего  образования  при следующих условиях:

- ФПГ-совокупность  юридически самостоятельных  хозяйствующих субъектов;

-обязательно  наличие  в ее составе  кредитно-финансовой структуры;

-отношения собственности между членами  группы дополняются реальным  контролем  и воплощаются   в реализации единой стратегии.

6.Основными  этапами  стратегии создания ФПГ в регионе являются:

-оценка  экономического потенциала  региона;

- определение целей   и оценка  полезности  создания РФПГ на макро- и микро-уровне;

-анализ и оценка  проектируемой  модели  РФПГ;

- разработка  стратегии и   методических положений  по созданию  и контролю  за деятельностью РФПГ.

7. Состав ФПГ  формируется  на базе взаимовыгодности  финансово-экономических отношений между  группой  банков и группой промышленных предприятий, т.е. между  двумя структурными элементами. Внутри ФПГ  осуществляется  взаимное кредитование под более  низкий процент, чем в других действующих  банках. При этом банки, осуществляя  внутри ФПГ льготное  кредитование предприятий, в свою очередь участвуют в распределении дохода, полученного от производственной деятельности.

8. Крупнейшими  ФПГ  в России являются: компания « Сибнефть», МХК «Еврохим», «Уралкамит», в Приволжском федеративном округе- «НИИТЭХИМ»; российский производитель автомобилей –АВТОВАЗ, российская судоходная компания « Совкомфлот» и др.

  За рубежом - крупнейшая  компания  по выпуску  катализаторов «Грейс» (США), « Коноко-Филлипс», Аравийская  компания « Арамко»  (компания по добыче нефти), нефтехимический комплекс « САБИК».

9. Анализ, результаты функционирования ФПГ за период 1995-2005г. с точки зрения  роста  и улучшения  динамики  основных  показателей  деятельности, включая  прибыль, показывает, что в целом группы можно  оценить  как экономически эффективные.

10. Анализ  существующих  ФПГ  показывает многообразие  вариантов  их организационного строения и управления. При этом  ориентация  на ту или иную форму  интеграции  в рамках  ФПГ  в существенной степени  зависит  от избранной  целевой стратегии предприятия или группы  взаимодействующих предприятий. 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Закон « О финансово-промышленных группах» от 30.11.1995г. «190-ФЗ

2. Постановление Верховного Совета РФ «О введении в  действие  Государственной  программы приватизации государственных  и муниципальных  предприятий  в РФ на 1992 год» от 11.07. 1992г.

3. Постановление Правительства РФ от 24.07.1997г. №949 «  О закреплении в  федеральной собственности акций акционерных обществ-участников  Финансово-промышленной группы тяжелого и энергетического машиностроения и передаче их в доверительное управление».

4. Постановление  Правительства РФ от 13.10.1997г. №1308 « О мерах  государственной поддержки  деятельности  транснациональной  ФПГ «Точность».

5. Васин А.С. Механизм взаимовыгодного  распределения дохода между участниками ФПГ.// « финансы и кредит» № 25-2004 С.19

6. Вестник химической промышленности. Вып.1 (33) – 2005г.

7. Горина С.А. « Проблемы  стратегического взаимодействия ФПГ и государства./\ « Финансы  и кредит» № 29-2004г. С.29

8. « Опыт с газом»// « Компания» № 26-2005г.

9. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова. 2-е изд., перераб и доп.- М.: ЮНИТИ, 2000

10. Региональная  экономика: Учебник  для вузов/ Т.Г. Морозова.-3-е изд., пер. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

11.Состояние  российского и мирового рынков  нефти, продуктов нефтепереработки, нефтехимии и химии. Научно-информационный  сборник. 2005. №7.

12.Скрипнюк Д.Ф. Индустриальные финансово-промышленные группы// «Налоги, инвестиции, капитал».№5-6, 2001г.

13.Креданская Г. «Юбиляру-10 лет»// « Аргументы и факты в Западной Сибири» №-38-2005г.

14. Финансово-промышленные  группы: проблемы становления, функционирования, моделирования / Под ред. В.В. Титова, З.В. Коробковой.- Новосибирск: ИЭиОППСО РАН, 1996.

15. Цветков В. Финансово-промышленные группы: тенденции развития/ Промышленные ведомости.№14-июль 2001г.

16.Oil and Gas Journal..- 2005.- Vol. 103, №13.- P.21

17.Chemical Week .-2005.- Vol. 167, №11.- P.37

18.Petroleum Economist.-2005.- Vol.72, №4.- P.9

19. Petroleum Review.-2005.- Vol.59, №700.- P.6

20.Hydrocarbon processing.-2005.- Vol .84, №3.- P.21,23


[1] Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова.-3-е изд., изм.  пер. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 140

Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова. 2-е изд., пер. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2000. С. 116-118

[2] Д.Ф. Скрипнюк. Индустриальные финансово-промышленные группы.// « Налоги , инвестиции, капитал» №. 5-6 2001г. С. 125

[3] Цветков В. Финансово-промышленные группы: тенденции  развития/ Промышленные ведомости. №14, июль 2001г.- С. 3-4

[4]  Д.Ф. Скрипнюк. Индустриальные финансово-промышленные группы.// «Налоги, инвестиции, капитал», №5-6 2001г. С. 127

[5] Финансово-промышленные  группы: проблемы становления, функционирования, моделирования/ Под ред. В.В. Титова, З.В. Коробковой.- Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1996.- 176с.

[6] С.А. Горина . Проблемы стратегического взаимодействия ФПГ и государства.// «Финансы и кредит» №29-2004г. С. 29

[7] По материал статьи Г.Креданской  « Юбиляру -10 лет»// «Аргументы и факты» в Западной Сибири» №38, 2005г. С.6


[8] «Компания» №31-15 августа. 2005г.

[9] «Опыт с газом».// « Компания» №26-2005. С. 6-7

[10] ст.15 Федерального закона от 30.11.1995г. №190-ФЗ « О ФПГ»

[11] Постановление Правительства РФ от 24.07.1997г. №949 « О закреплении в федеральной  собственности  акций  акционерных обществ-участников  финансово-промышленной группы тяжелого  и энергетического машиностроения и передаче  их в доверительное управление».

[12] Постановление  Правительства РФ  от 13.10.1997г. №1408 «  О мерах государственной поддержки  деятельности транснациональной  ФПГ « Точность».

[13] Состояние российских и  мировых рынков нефти. Научно-информационный сборник.2005. №7 С.19

Oil and Gas  Journal ..-2005.-Vol . 103, №13.-  P.21

[14] Chemical Week.-2005.- Vol.167, №11.-  P.37

[15] Hydrocarbon processing.-2005.-  Vol.84, №3.- P.21, 23.

[16] Вестник химической промышленности. Вып.1(33) 2005г. С.11

[17]  Petroleum Economist.- 2005.-  Vol. 72, №4.- P.9

Petroleum Review.- 2005. - Vol .59, № 700.- P.6


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.