Рефераты. Финансовые аспекты управления оборотными средствами предприятия






p> Оптимальные кассовые остатки денежных средств рассчитываются:

[pic]

Оптимальное значение d определяется как 3z.

Средний остаток денежных средств приближенно рассчитывается как
(z+d)/3.

Пример 2.3.2

Предприятие хочет использовать модель Миллера-Ора. Исходные данные:

|Фиксированная стоимость сделки с ценными бумагами |10 грн. |
|Изменение ежедневных чистых притоков денежных |50 грн. |
|средств | |
|Дневная ставка процента по ценным бумагам |0,0003 |
|(10%/360) | |

Оптимальный остаток денежных средств, верхний предел необходимых денежных средств и средний кассовый остаток определяются:

[pic]

Оптимальный кассовый остаток равен 102 грн., верхний предел составляет
306 грн. (3 х 102 грн.), и средний остаток денежных средств равен (102 грн.
+ 306 грн.)/3 = 136 грн.

Когда достигается верхний предел в размере 306 грн., на 204 грн. будут закуплены ценные бумаги (306 грн. — 102 грн.), чтобы сумма на счете составляла оптимальный остаток в размере 102 грн.. Когда достигается нижний предел в ноль гривен, будут проданы ценные бумаги на сумму 102 грн., чтобы опять обеспечить оптимальный денежный остаток в размере 102 грн.

2.4. Взаимоотношения с банками.

Прежде чем предприятие воспользуется услугами банка, оно должно оценить его финансовую устойчивость, проверяя данные рейтинга, составленного финансовыми консалтинговыми организациям. Предприятие может ограничить предел своих общих депозитов в каком-либо банке суммой, не превышающей ту, которая гарантируется депозитной страховой компанией, особенно в тех случаях, когда банк находится в затруднительном положении.

Предприятие может также использовать различные банки для различных услуг. При выборе банка необходимо обращать внимание на его месторасположение (которое определяет систему арендованных банковских сейфов и пункты осуществления денежных выплат), виды и стоимость услуг и наличие капиталов.

Необходимо провести анализ банковского счета, сравнивая суммы денежных средств предприятия, размещенных в банке, со стоимостью предлагаемого банковского обслуживания. Банки могут представить информацию, если предприятие ее потребует. Необходимо тщательно ее изучить, чтобы убедиться, что она достоверна. Большинство чеков обрабатывается за один рабочий день
(обработка в течение трех и более рабочих дней — редкий случай). Необходимо строить финансовые отношения таким образом, чтобы получить возможность пользоваться денежными средствами в день их депонирования, осуществленного до прекращения обслуживания операций. Если депонирование выполняется передачей денежных документов банку через кассу, денежные средства могут быть получены не сразу. Если же депозит был сделан заранее, особенно через систему арендованных банковских сейфов, предприятие может вовремя получить деньги.
2.5. Инвестирование в ценные бумаги

Регулирование денежных операций требует знания объемов капиталов, которыми располагает предприятие для инвестирования, и продолжительности времени, на которое они могут быть инвестированы. Такие инвестиции обычно приносят доход предприятияю. Рыночные ценные бумаги это:

— срочные вклады (депозиты) — сберегательные счета, которые ежедневно дают процентный доход, долгосрочные сберегательные счета и депозитные сертификаты;

— инвестиционные фонды открытого типа, инвестирующие средства только в краткосрочные обязательства денежного рынка — управляемые портфели краткосрочных, первоклассных долговых документов, таких как векселя казначейства и коммерческие ценные бумаги;

— вклады до востребования с выплатой процентного дохода;

— казначейские ценные бумаги.

Автоматические краткосрочные инвестиции денежного рынка немедленно депонируют излишек денежных средств в ценные бумаги денежного рынка для получения дохода. Владение ценными бумагами служит защитой против ситуаций, когда испытывается дефицит денежных средств: компании с сезонными операциями могут покупать рыночные ценные бумаги, когда имеют избыточные капиталы, и продавать их при дефиците денежных средств; компании могут также вкладывать средства в рыночные ценные бумаги, когда временно придерживают капитал в ожидании краткосрочного экономического подъема. При формировании инвестиционного портфеля компания должна учитывать доход, риск неплатежа, конкурентоспособность и срок погашения.

Необходимо контролировать процентные поступления по ценным бумагам, чтобы убедиться в получении доходов, и поступления денежных средств от ценных бумаг, по которым наступил срок погашения или которые были проданы.

3. УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность предприятия и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

К приемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиска путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Предприятие также должно оценивать возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от неиспользования средств, вместо их инвестирования.

Управление дебиторской задолженностью связано с двумя видами резервов времени — на выписку счета-фактуры и отправку почтой.

Время на выписку счета — это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что предприятию следует отправлять счета одновременно с товаром.

Время почтовой доставки — между подготовкой счета-фактуры и получением его покупателем. Время почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки
(используя службу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи).
3.1. Кредитные условия

Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода. Но рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. Сроки дебиторской задолженности следует либерализировать, когда предприятие желает избавиться от избыточных товарно- материальных запасов или устаревшей продукции либо если оно работает в отрасли промышленности, товары которой предназначены для сезонных продаж
(например, купальные костюмы). Если товар является скоропортящимся, предприятие должно использовать краткосрочную дебиторскую задолженность и по возможности практиковать оплату при поставке.

При оценке платежеспособности потенциального покупателя следует учитывать честность покупателя, финансовую устойчивость и имущественное обеспечение. Кредитную надежность покупателя можно оценить количественными методами: анализ регресса, который рассматривает изменение зависимой переменной, имеющей место при изменении независимой (информативной) переменной. Этот метод особенно полезен, когда требуется оценить большое количество некрупных покупателей. Следует тщательно оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если компания продает товары многим покупателям и длительное время не меняет свою кредитную политику.

Следует иметь в виду, что продление кредита влечет за собой дополнительные расходы: административные расходы деятельности кредитного отдела, компьютерной службы, а также комиссионные, выплачиваемые специальным агентствам, определяющим кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг.

Достаточно полезна информация, полученная от кредитных бюро розничной торговли и профессиональных кредитных справочных служб. Например, в США отчеты компании «Дан энд Брэдстрит» (D&B) содержат информацию о характере бизнеса компаний, производственных линиях, управлении, финансовом положении, количестве работников, выполнении предшествующих платежей по сообщению поставщиков, о текущих долговых обязательствах (включая любые просроченные), условиях продаж, заключении аудитора, судебных исках, страховом покрытии, арендных договорах, уголовном преследовании, взаимоотношениях с банками и учетной информации (например, текущие банковские ссуды), месторасположении и, если требуется, изменениях сезонной конъюнктуры. В нашем государстве также имеет место необходимость создания такого рода компаний. Это давало бы значительное уменьшение проблем, в большинстве своем информационных.
3.2. Контроль дебиторской задолженности

Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери: составление счетов, перепродажу права на взыскание долгов и оценку финансового положения клиентов.

Выставление счетов.

При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на А, могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца; тем, чьи фамилии начинаются на Б, счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени составления.

Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Во всяком случае, вы должны выставлять счета на крупные суммы немедленно.

Когда бизнес развивается пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления счетов: вы предлагаете продление срока платежей для стимулирования спроса среди покупателей, неспособных произвести платежи раньше, чем в конце сезона.

Процесс оценки покупателя.

Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Имеют место попытки избегать высокорискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Нужно быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первых двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете).
Если необходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежных средств с неподчиняющихся покупателей.

Необходимо классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты
(расположить их по времени, истекшему с даты выставления счета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя (например, отрасли промышленности). Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний.

Защита страхованием.

Также можно прибегать к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, предприятие оценивает ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность предприятия противостоять этим потерям и стоимость страхования.

Факторинг.

Целесообразно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако необходимо должны отдавать себе отчет в том, что при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

При предоставлении коммерческого кредита следует оценить конкурентоспособность предприятия и текущие экономические условия. В период спада кредитную политику следует ослабить, чтобы стимулировать бизнес.
Например, предприятие может не выставлять повторно счет покупателям, которые получают скидку при оплате наличными, даже после того, как срок действия скидки истек. Но имеет смысл ужесточить кредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такие периоды предприятие, как продавец, имеет возможность диктовать условия.
3.3. Определение инвестиций в дебиторскую задолженность.

Для определения гривенной инвестиции в дебиторскую задолженность применяется расчет, который учитывает годовые объемы продаж в кредит и срок неоплаты дебиторской задолженности.

ПРИМЕР 3.3.1

Предприятие продает на условиях нетто/30 (необходимость выполнить платежи в течение 30 дней). Счета в среднем просрочены на 20 дней.
Ежегодные продажи в кредит составляют 60000 грн. Вложение денежных средств в дебиторскую задолженность определяется следующим образом:

[pic]

Капиталовложения в дебиторскую задолженность представляют стоимость, вложенную в эту задолженность, включая себестоимость продукции и стоимость капитала.

ПРИМЕР 3.3.2

Себестоимость продукции составляет 30 процентов от продажной цены. В среднем счета оплачиваются через четыре месяца после продажи. Средние продажи составляют 7000 грн. в месяц.

Капиталовложения в дебиторскую задолженность по данной продукции составляют:
|Дебиторская задолженность (4 месяца х 7000 грн.) |28000 грн |
|Инвестиция в дебиторскую задолженность [28000 грн. |11200 грн. |
|(0,30 + 0,10)] | |

Пример 3.3.3

Дебиторские задолженности составляют 70000 грн. Средняя заводская себестоимость равна 40% от продажной цены. Маржинальный доход до налогообложения составляет 10%. Затраты на хранение товарно-материальных запасов равны 3% от продажной цены. Торговые комиссионные — 8% от объема продаж. Инвестирование в дебиторскую задолженность равно:

[pic]

Среднюю инвестицию в дебиторскую задолженность можно найти, умножив среднюю дебиторскую задолженность на отношение Стоимость/Продажная цена.

ПРИМЕР 3.3.4

Если продажи в кредит, осуществляемые компанией, составляют 12000 грн., период поступления платежей равен 60 дням и себестоимость представляет 80% от продажной цены, то каковы, во-первых, средний баланс дебиторской задолженности и, во-вторых, среднее капиталовложение в дебиторскую задолженность?

Оборачиваемость дебиторской задолженности

[pic]

Средняя дебиторская задолженность: [pic]

Среднее капиталовложение в дебиторскую задолженность [pic]

3.4. Политика скидок и изменение кредитной политики

Для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.

ПРИМЕР 3.4.1.

Исходные данные:
|Текущий годовой объем продаж в |1400000 грн.|
|кредит | |
|Сбор денежных платежей |3 месяца |
|Условия |нетто/30 |
| |дней |
|Минимальная норма прибыли |15% |

Компания разрабатывает предложение 3/10, нетто/30 со скидкой (то есть если покупатель заплатит в течение 10 дней с даты продажи, он получит скидку в размере 3%. Если платеж будет выполнен по истечении 10 дней, скидки не будет. Оплата всей суммы должна быть произведена в течение 30 дней). Компания рассчитывает, что 25 процентов покупателей воспользуются предоставленной скидкой. Время взыскания денежных платежей сократится до двух месяцев.

Как показывают нижеследующие расчеты, скидку следует предоставить.

Преимущество скидки

Увеличение рентабельности:

Средний остаток дебиторской задолженности до изменения политики:

[pic]

Средний остаток дебиторской задолженности после изменения политики:

[pic]

|Уменьшение среднего остатка дебиторской задолженности |111666 х |
|Норма прибыли |0,15 |
|Доход |17500 грн|
|Недостатки скидки | |
|Сумма скидки 0,30 х 0,25 х 1400000 грн |10500 грн|
|Чистое преимущество скидки |7000 грн |

Для того чтобы решить, следует ли предприятияю давать кредит малоэффективным покупателям, надо сравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками, связанными с дебиторской задолженностью. Если у предприятия есть резервные производственные мощности, дополнительный доход является маржинальной прибылью с новых продаж, так как постоянные затраты в этом случае не меняются. Дополнительные расходы по дебиторской задолженности объясняются возможным увеличением безнадежных долгов и вложением денежных средств в дебиторскую задолженность на более продолжительный период времени.

Пример 3.4.2
|Продажная цена за единицу продукции |12 грн. |
|Переменные затраты на единицу продукции |8 грн. |
|Фиксированные затраты на единицу продукции |1.5 грн. |
|Годовой объем продаж в кредит |60000 грн. |
|Сбор денежных платежей |1 месяц |
|Минимальный доход |16% |

Если предприятие либерализует кредитную политику, планируется, что:

— объем продаж увеличится на 40%;

— период сбора денежных средств по всем счетам увеличится до двух месяцев;

. безнадежные долги на увеличенной продаже составят 5%.

Предварительные вычисления:
|Текущее количество единиц продукции (60000 грн/12 |5000 |
|грн) | |
|Дополнительное количество единиц продукции |2000 |
|(5000х0,4) | |
|Преимущество изменения политики Дополнительная | |
|рентабельность: |2000 единиц |
|Увеличение объема продаж х Маржинальная прибыль на| |
|единицу | |
|(Продажная цена - Переменные затраты) 12 грн - 8 |4 грн |
|грн | |
|Увеличение рентабельности |8000 грн |
|Недостаток изменения политики Увеличение |24000 грн |
|безнадежного долга: Увеличение количества единиц х| |
|Продажная цена (2000 х 12 грн) | |
|Процент безнадежного долга |0.05 |
|Дополнительные безнадежные долги |1200 грн |

Первый этап в определении возможной стоимости инвестиции, помещенной в дебиторскую задолженность, представляет расчет новой средней себестоимости единицы:
| | | |Себестоимость|Общая |
| |Единицы |х |Единицы |= стоимость|
|Текущее количество единиц |5000 |х |9,5 грн. |47500 грн. |
|Дополнительное количество |2000 |х |8 грн. |16000 грн. |
|единиц | | | | |
|Итого |7000 | | |63500 грн. |

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.