Рефераты. Формы государственного регулирования экономики






       В большинстве стран, где применяется экономическое программирование, подобные программы носят рекомендательный, индекативный характер, но имеют строгую целевую направленность.[16, 15]

       Объектами целевых экономических программ являются отрасли, регионы, социальная сфера и её элементы, направления научных исследований. Примером среднесрочной целевой программы служит программа Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 1997 – 2000 годах».



2.3. Бюджетно – налоговая система.

       Бюджетно – налоговая система – одна из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в валовом внутреннем продукте (ВВП), создают реальные возможности влияния на социально – экономические процессы.

        Основным источником доходовой части бюджета являются налоговые поступления. Государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходной части бюджета. Учитывая, что налоги являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы, приведение её в соответствие с задачами социально – экономического развития страны.[2, 93]

        Переход к рыночным отношениям, разгосударствления и приватизации существенным образом изменили налогооблагаемую базу: центр тяжести перенесли на доходы предприятия частного сектора; изменилась структура доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая структура народного хозяйства – увеличилась сфера услуг, частной торговли. Корректировка налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйстве страны в большей степени будет служить эффективным средством формирования доходной части бюджета и тем самым  создавать большие возможности для государственного воздействия на экономику.[18, 46]

        Влияние налоговой системы на экономику связано с совершенствованием размеров налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного определения объектов льготного налогообложения.

Для оплаты государственных расходов и различных выплат населению государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить от государственного сектора экономики, а также путем сбора налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды.[26, 422]

Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие: [22,156]

·        Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весь совокупный общественный спрос.

·   В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения..

·   В рыночном хозяйстве выделяются такие основные группы налогов: [8, 17]

ü     налоги на доходы (налог на заработную плату, подоходный налог, налог на прибыль и др.);

ü     налоги на собственность (налог на имущество, на землю, на прибыль от капитала, в том числе на процент и др.);

ü     налоги на движение и прирост имущества (налог на наследство, на движение капитала, на покупку земли и т.д.);

ü     налоги с оборота (включая налог на добавленную стоимость);

налог с продаж и акцизный налог (являются «скрытыми» или косвенными налогами, поскольку обычно перекладываются с продавцов и производителей через более высокие цены на непосредственных потребителей).








2.4. Денежно – кредитная политика.


     Денежно–кредитная политика - является важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы, осуществляемой Центральным банком. Денежно – кредитная политика государства должна быть направлена прежде всего на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета, создания финансовых условий выхода из кризиса.. [24, 97]

       В процессе реализации денежно – кредитных способов регулирования экономики тесно переплетаются прямые экономические и косвенные методы.

     К инструментам прямого экономического воздействия относятся:

-         целевое кредитование;

-         установление кредитных «потолков»;

-         прямой контроль за установлением уровня процентных ставок.

     Меры , связанные с целевым кредитованием, выражаются в существовании специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам . Эти банки, как правило, пользуются определёнными льготами в своей деятельности. Кредитование осуществляется на строго установленные цели и в определённых размерах.

     Установление так называемых кредитных «потолков» есть не что иное, как ограничение объёмов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности.[11, 89]

     Прямой контроль за уровнем процентных ставок связан с установлением Центральным банком ставки рефинансирования ( нормы процента – платы за кредит, выдаваемый Центральным банком коммерческим банкам ), с определением нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в Центральном банке.

     Более широко используется косвенные методы денежно – кредитного регулирования:

-         регулирование минимальных резервных требований;

-         осуществление дисконтной политики ( регулирование учётных

         ставок по кредитам);

-         купля – продажа иностранной валюты;

-         регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков;

-         изменение курса национальной валюты;

-         эмиссия денег в обращение в рамках определённых нормативов;

продажа – скупка государственных ценных бумаг.  

        Большинство современных экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.[14, 18]

        Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП.

        Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т.д.

        В том или ином случае проводником монетарной политики является центральный банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении.

        Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средство обращения (иначе, деловой, операционный или спрос на деньги для совершения сделок) и как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).[6, 27]

Инструментарий кредитно-денежной политики [27, 57]

        В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:

·     операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг; политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка;

·     изменение норматива обязательных резервов.

        В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.

        Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.

        Политика учетной ставка (дисконтная политика). Учетная ставка - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные трудности.

        Учетную ставку устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения.

        Среди инструментов монетарной политики политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке. [9, 357]

        Изменение нормы обязательных резервов банков. Механизм этого инструмента кредитно-денежной политики таков:

·     если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного предложения;

·     при уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение предложения денег.

        Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.

 

              

 

 

 

 3.Объекты и цели государственного регулирования                       экономики.  

        Объекты государственного регулирования-первичные звенья сферы производства и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, то есть то ,на что направлено внимание государственных органов для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

        Основными объектами,на которые направлено воздействие государства в сфере экономики,являются:[4, 236]

   -  процессы разгосударствления,приватизации,демонополизации;

   -  структура форм собственности;

   - социальная, отраслевая, секторная, региональная и воспроизведённая структура народного хозяйства;

   -  экономический цикл,процесс воспроизводства;

   -  государственный сектор экономики;

   -  условия и источники накопления капитала;

   -  денежное обращение;

   -  цены,антиинфляционные процессы;

   -  конкурентная среда;

   -  предпринимательство;

   -  инвестиции, НИОКР;

   -  социальная сфера,трудовые отношения,механизм защиты населения;

   -  занятость,кадры;

   -  платежный баланс;

   -  внешнеэкономическая деятельность страны;

   -  окружающая среда

     Определяя объекты своего воздействия,государство формулирует и цели,которые оно ставит перед собой. Множество объектов воздействия обуславливает и множество целей,разнообразных по своему характеру.

        Совокупность целей представляет собой определенную систему, включающую основную,генеральную цель,а также конкретные цели,связанные с реализацией того или иного экономического,социального процесса и способствующие достижению главной цели. Взаимообусловленная совокупность главной и конкретных целей получила название «дерево целей».

        Основной,главной целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе. Непосредственным следствием этой главной цели выступает формирование стартовых условий и потенциала экономического роста,а на этой основе-повышение благосостояния народа. Данная цель более конкретно трансформирует всеобщую главную цель.

«Дерево целей»:[5, 36]

        1)Обеспечение экономической стабильности,выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний:

       -  регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики;

       -  обеспечение экономического роста;

       -  поддержка устойчивости национальной валюты;

       -  обеспечение полной занятости;

       -  внешнеэкономическое равновесие.

         2)Обеспечение рамочных условий функционирования народного хозяйства:

       -  обеспечение территориальной целостности;

       -  обеспечение правовой основы функционирования экономики;

       -  поддержка внутреннего порядка.

         3)Обеспечение социальной стабильности:

       -  социальная обеспеченность различных слоев населения;

       -  предоставление социальных услуг;

       -  обеспеченность населения общественными благами.

         4)Координация хозяйственной деятельности:

       - обеспечение информацией о конъюнктуре рынка, перспективах развития народного хозяйства;

       -  разработка мотивационного механизма,системы поощрения и санкций.

         5)Поддержка конкурентной среды:

       -  создание экономических, правовых условий, правил системы

конкурентных отношений, защита конкурентной среды;

       -  борьба против недобросовестной конкуренции;

       -  борьба с монополизмом;

       -  разработка стратегических и тактических мер развития пред-принимательской активности(финансовых,налоговых,таможенных и др.);

       -  поддержка мелкого среднего предпринимательства.

         6)Управление государственным сектором в экономике:

       -  управление государственными предприятиями;

      -  управление государственной собственностью(разведанными полезными ископаемыми, государственными ценными бумагами, пакетными акциями,государственными кредитными средствами). [20, 60].

 

 

 

 

 

 

 

 

                  4. Экономические функции государства.

 

        Конкретные для каждой страны условия, вызывающие необходимость государственного вмешательства в экономику, а также его цели определяют и формируют содержание. Есть общие для всех стран факторы, которые исторически определяют экономические функции государства. К таким факторам относятся:

1.     тип экономической системы;

2.     цели развития экономически данной системы;

3.     экономический потенциал и система отношений собственности;

4.     степень развития рыночных отношений;

5.     характер межнациональных отношений и уровень развития регионов;

     6   место данного государства в мировом хозяйстве и международном           разделении труда


        К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие:

·     создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

·     антимонопольное регулирование;

·     проведение политики макроэкономической стабилизации;

·     воздействие на размещение ресурсов;

·     деятельность в сфере распределения доходов;

·     деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

        Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Рассмотрим эти функции государства:

Создание и регулирование правовой основы
функционирования экономики

        Прежде всего на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.[8, 15]

Антимонопольное регулирование.

        Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

        Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

Макроэкономическая стабилизация

        Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

        Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика.[10, 121]

        Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.

Размещение ресурсов.

        Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.


Перераспределение доходов

        Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.[12, 25]


Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений

        Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности.

.  В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.

        Значительный вес в государственной собственности составляют смешанные корпорации, где государственное участие в капитале может и не быть подавляющим (составлять менее 50%), однако оно обеспечивает общественный контроль за деятельностью компании.

        Источником формирования государственной собственности выступают национализация и собственно государственное предпринимательство т.е. строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.

 

                                    Заключение.

        Выше были рассмотрены основные инструменты: государственное экономическое прогнозирование, государственное экономическое программирование, бюджетно – налоговая система, денежно – кредитная политика, объекты и цели государственного регулирования экономики.

Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. Минимально необходимые границы регулирования  реального  рынка определяются организацией  денежного обращения,  производством общественных товаров и устранения внешних эффектов.  Максимально  допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов,  обеспечением некоторого уровня занятости,  противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.

Государство выполняет свои функции,  применяя экономические  и административные методы.  Они  взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму..

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

 Многие экономисты признают, что государственное регулирование экономики – это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.


                                                                  Приложение.

                                                                                                      Таблица 1.

Факторы, обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики.[4, 234]

Группа факторов

    Содержание   факторов

1.Факторы,связанные с разрешением проблем рыночного сектора экономики, сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма.

 


1.Ограничение стихийности ры-

ночных процессов.

2.Обеспечение эффективного сово-

купного спроса,рыночной конъюк-

туры.

3.Обеспечение производства обще-

ственных потребностей и нужд.

4.Поддержка конкурентности ,

открытости рынка.

5.Усиление конкурентности на

мировом рынке.

2.Факторы,обеспечивающие

экономическую стабильность,

процесс расширенного воспроизводства.


1.Создание общих условий разви-

тия экономики,обеспечение эконо-

мической эффективности функцио-

нирования совокупного капитала,

необходимость определения «пра-

вил игры» хозяйствующих объектов

2.Обеспечение антициклического

развития экономики.

3.Стимулирование долгосрочного

экономического роста, деловой

активности.

4.Формирование оптимальной

структуры народного хозяйства.

5.Поддержка макроэкономического

равновесия.

6.Обеспечение эффективного уп-

равления государственным сектором экономики.

7.Потребность в государственных

инвестициях малорентабельных с

точки зрения частного капитала.

8.Регулирование денежного обращения.

9.Содействие развитию науки,

научно-технического прогресса.

3.Факторы,связанные с реше-

нием социальных проблем.

1.Обеспечение рационального пере-

распределения доходов.

2.Обеспечение экономической основы социальной стабильности,

социальной напряженности.

3.Обеспечение полной занятости

населения.

4.Формирование условий расширенного воспроизводства рабочей силы, проявление

 интеллектуальных способностей человека (развитие  здравоохранения,образования,пере-

подготовка кадров и т.д.)

                                                                                       

                                                                                                   Таблица 2

Инструменты государственного регулирования экономики

                         ФОРМЫ И МЕТОДЫ. [4, 244]

ПРЯМЫЕ

КОСВЕННЫЕ

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

--Принятие законодательных актов,

нормативных документов,положений

--Управление государственной собсвен-

ностью,в том числе:

-управление предприятиями государтвен-

ного сектора

-организация производства и труда

-госзаказ

-государственные инвестиции

-государственные кредиты

-субсидии

--Лицензирование и квотирование

--Применение санкций

--Охрана окружающей среды

--Индикотивное планирование

--Целевое програмирование

--Регулирование налоговой системы

--Кредитно-денежные инструменты:

-регулирование денежной массы

-антиинфляционные меры

-регулирование процентной ставки

по операциям ЦБ

-рефинансирование комерческих банков

-регулирование нормативов обязательных резервов комерческих банков

-операции на рынке ценных бумаг

--Формирование и использование

бюджета

--Формирование налоговой политики

--Формирование амортизационной

политики

--Определение нормы банковского

резерва

--Установление минимальной зарплаты

--Регулирование цен на некоторые виды

товаров и услуг

--Антимонопольная политика,защита

конкуренции

--Валютные рычаги:

-стабилизация национальной валюты

-операции на открытом валютном рынке

-девальвация,ревальвация национальной валюты

-привлечение иностранного капитала

-создание совместных предприятий

--Социальная политика:

-социальные программы

-обеспечение занятости населения

-социальная защита населения

-регулирование доходов

-контроль за динамикой цен и зарплаты

-налоги

-трансфертные платежи

-деятельность в сфере образования,здравоохранения,культуры

--Внешнеэкономические формы воздействия:

-регулирование внешнеэкономической деятельности

-таможенные тарифы

-валютное регулирование

-налоги

-субсидии


-



                                        Список литературы


1. Албегова И.М., Емцова Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика.Глава 1.М.Дело и сервис,1998, стр. 89

2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/М. В. Романовский. 2-е издание исправленное и переработанное. Москва. «Юрайт», 2000, стр. 93

3. Борисов Е.Ф. «Основы экономики» «Юрист» М : 1998, стр. 102

4. Государственное регулирование экономики : Учебник для вузов/Под общей редакцией Кушлина  В.И.,Волгина Н.А.;-М:ОАО     <НПО>Экономика>,2000, стр. 232-263.

5. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие. – М.: Дело, 2001, стр. 36

6. Гуськова М.Ф., Стерликов П.Ф., Стерликов Ф.Ф. «Экономика 100 вопросов» «Владос» М : 1999, стр. 27

7. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник/ Архангельский В. П., Будорина А. В. и др.; под общей редакцией В. И. Кушлина – 2-е изд, доп. и перер. – М.: РАГС, 2003, стр. 345

8. Гутман Г. В. и др. Правовое государство, как атрибут рыночного хозяйства и самоуправления/ Г. В. Гутман, Б. К. Коробков, А.И. Тяжов; МО РФ, КГТУ – Кострома: КГТУ, 2002, стр 15

9. Государственное рыночной экономики: Учебник/ Рос. акад. гос. Службы при президенте РФ; Под общей ред. В.И. Кушлина, Н. А. Волгина – М.: Экономика,2000, стр. 357

10. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник – 2-е изд., доп. – М: Дело, 2002.Стр 121.

11. Курс экономической теории. 4-е изд./Под ред. М. Чепурина, Е. Киселёвой. Гл. 16. Киров, 1999, стр.89.

12. Матлин А. М. Деньги и экономические решения. М., 2001, стр. 25

13. Об экономическом росте и разамерах государства/ В. Тамбовцев// Вопросы экономики – 2003 – номер 6, стр. 119-121.

14.Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие – М: Юристъ, 1999, стр18

15. Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики(в вопросах и ответах) : Учебное пособие – М.: ИНФРА – М, 2000. стр 37

16. Роль государства в экономике: американский опыт/ Супян В.// Проблемы теории и практики управления. – 2002 – номер 4, стр 14-17

17. Размеры государства и экономический рост: Вопросы теории/ А. Илларионов, Н. Пивоварова//  Вопросы экономики – 2002 – номер 9, стр. 18-45

18. Рыночная экономика и самоуправляемое общество/ Кениг В., Коробов Б. К., Мейер А., Тяжов А.И.. – Постдам – Кострома: Постдамская ремесленная палата, 2002, стр. 46

19. Справочник "Социально-экономические проблемы России"
Ответственный редактор П.С. Филиппов, Редакторы Т.М. Бойко, А.В. Островский © ФИПЭР   Изд-во "Норма",Санкт-Петербург,1999, стр. 53

20. Управление государственной собственностью/ Под ред. В.И. Кошкина, В.М. Шупыро. М: Инфра – М,1997, стр. 60

21. Финансовое право: Учебник/ответственный редактор Н. И. Химичева. 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва. «Юрист», 2000, стр. 75

22. Финансы. Кредит/ Под редакцией профессора РАЕН Л. А. Дробозиной   Издательство «Юнити», Москва, 2000, стр. 156

23. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: основы взаимодействия: Учебник для вузов – М.: Экономика, 2000, стр. 34

24. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства(Политическая экономика).Гл.11.М.:Финансовая академия при Правительстве РФ,1997, стр. 97.

25. Экономическая теория: Учебник для вузов. Под редакцией А. И. Добрынина. 3-е издание, дополненное и исправленное «Питер», 1999, стр. 135

26. Экономическая теория/Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб:тИзд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2002., стр. 422

27. Якобеон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для экон. спец. вузов. – М.: ГУВШЕ, 2002, стр 57



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.