В период инфляции центральный банк может повысить резервную норму. Обычно банки в ответ на это одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд. Понижение резервной нормы централь-ным банком переводит часть обязательных резервов в избыточное и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования, а значит, и предложение денег в стране.
При использовании такого инструмента денежно - кредитной политики следует учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объеме резервов, масштабе и структуре кредитных операций.
Наиболее важным инструментом контроля за денежным рынком являются операции на открытом рынке, которые центральный банк использует в качестве оперативного средства регулирования. Основным условием их применения является наличие в стране развитого рынка ценных бумаг.
Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке - продаже ценных государственных бумаг коммерческим банком, населению. При этом объектом покупки - продажи могут быть все виды ценных бумаг, но главную роль играют краткосрочные государственные бумаги. В процессе проведения операций на открытом рынке центральный банк воздействует прежде всего на величину денежной базы. При необходимости увеличить предложение денег центральный банк начинает покупать ценные бумаги.
Если необходимо сократить денежную массу, центральный банк продает ценные государственные бумаги коммерческим банкам, населению.
Для воздействия на денежную массу может быть использован и такой инструмент денежно - кредитной политики, как покупка - продажа центральным банком иностранной валюты. Такие операции, называемые интервенциями на валютном рынке, влияют прежде всего на величину денежной базы. Покупая иностранную валюту, центральный банк увеличивает свои валютные резервы и денежную базу. Продажа иностранной валюты, наоборот, ведет к уменьшению денежной базы и предложения денег.
Наряду с косвенными инструментами денежно - кредитного регулирования существуют и прямые методы контроля. В основном это лимиты, устанавливаемые на процентные ставки, и прямое лимитирование кредитов. Административный контроль над процентной ставкой может осуществляться путем определения величины ссудного процента или его предельного значения, процентной ставки по депозитам и сберегательным вкладам. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии (кредитного потолка). Общие (совокупные) кредитные потолки устанавливаются в отношении общей суммы кредитов, предоставляемых банковским сектором. Для всех коммерческих банков устанавливаются одинаковые ограничения для темпов или объемов роста кредита. В некоторых случаях ограничивается кредит только для определенных секторов экономики. Выборочный кредитный контроль еще называют селективным. К селективным методам денежно - кредитного регулирования можно отнести также установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков, ограничение потребительского кредита, контроль за ипотечным кредитом.
Виды денежно - кредитной политики. Как известно, основными промежуточными целями денежно-кредитной политики являются процентная ставка и денежная масса. Проблема в том, что центральный банк должен выбрать одну из них. Он не в состоянии одновременно достичь двух автономно определенных целей, ибо, как следует из анализа равновесия денежного рынка, каждой ставке процента соответствует определенная денежная масса и наоборот. Поэтому центральный банк должен определить, что он будет контролировать: ставку процента или объем денежной массы.
Различают виды денежно-кредитной политики в зависимости от ее конечных целей. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на сокращение Предло –
жения денег путем ужесточения условий и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.
В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля за приростом денежной массы, увеличении предложения денег.
Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.
Денежная система РФ. Виды денежных знаков.
Официальной денежной единицей РФ является рубль. Состоит из 100 копеек. В России 2 вида денежных знаков - банкноты и монета. Их подделка преследуется по закону. Банкноты и монета являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.
Эмиссия - такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы в обращении. Эмиссия бывает наличная (на нее в 1997 г. приходилось 15-20% всей эмиссии Банка России) и безналичная.
Функции Банка России по эмиссии денег:
n прогнозирование и организация производства, перевозки и хранения банкнот и монеты;
n утверждение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
n создание резервных фондов банкнот и монеты;
n установление признаков платежеспособности денежных знаков, порядка замены поврежденных денежных знаков и их уничтожение;
n определение порядка ведения кассовых операций.
С 1 января 1998 г. в 1000 раз изменилась нарицательная стоимость российских денежных знаков и масштаб цен. Причины деноминации заключались в необходимости сокращения издержек на печатание денег. К тому же употребление цен со многими нулями вызывало определенные неудобства.
Деноминация денежных знаков была произведена путем постепенной замены денежных знаков через нормальные каналы денежного обращения (банки, места реализации товаров и услуг). Основной принцип деноминации - недопущение каких-либо потерь для владельцев денег.
Методы регулирования денежного обращения.
Регулирование денежного обращения в РФ возложено на Банк России. В соответствии с Федеральным законом «О центральном банке Российской Федерации» от 12 апреля 1995 г. основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России:
n процентные ставки по операциям Банка России;
n нормативы обязательных резервов;
n операции на открытом рынке;
n рефинансирование банков;
n депозитные операции;
n валютное регулирование;
n установление ориентиров роста денежной массы;
n прямые количественные ограничения.
Процентные ставки по операциям Банка России. Последний может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «репо» и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Примером могут служить депозитные операции этого банка, которые осуществляются с 1997 г. Свободные средства коммерческих банков принимались в депозит в январе-сентябре 1999 г. по фиксированной ставке - от 0,6 до 28 % годовых (средневзвешенная ставка составила 18,02% годовых). В 1999 г. депозитные операции осуществлялись на стандартных условиях на один день, на одну неделю, на дне недели. Банк России ежедневно объявляет рынку процентные ставки по привлечению средств в депозиты и заключает депозитные сделки.
Нормативы обязательных резервов - это беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России в процентах к обязательствам кредитных организаций. Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов.
В 1999 г. Банк России дважды принимал решение о повышении норматива обязательных резервов:
n в марте 1999 г. с 5 до 7% по привлеченным средствам юридических лиц;
n в июне 1999 г. с 7 до 8,5% по привлеченным средствам юридических лиц, с 5 до 5,5% - по привлеченным средствам физических лиц в валюте РФ.
С 11 января 2000 г. нормативы обязательных резервов снова были повышены:
n по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - 10%;
n по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады в валюте РФ, - в размере 7,0%.
Эти резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основное назначение нормативов обязательных резервов - регулирование денежного обращения.
Операции на открытом рынке - это купля - продажа Банком России государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением затем обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров. Несмотря на временное прекращение функционирования рынка ценных бумаг после августа 1998 г.
Банк России не отказался от этого метода регулирования денежного обращения. В сентябре 1998 г. Центральный банк РФ выпустил в обращение облигации Банка России и начал операции с ними.
В 1999 г. Банк России продолжил работу по развитию операций на открытом рынке. Целью этих операций было использование временно свободных денежных средств на межбанковском кредитном рынке для выдачи межбанковских кредитов без использования кредитов со стороны Банка России.
Рефинансирование банков - это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования. В 1996 г. ставка рефинансирования была снижена со 160 до 48% годовых, в 1997 г. - с 48 до 21%. В связи с финансовым кризисом ставка рефинансирования была увеличена в ноябре 1997 г. до 28% и в феврале 1998 г. до 42%. В мае 1998г. она достигла максимума - 150%, с июня 1998 г. действовала ставка в размере 60%, с 10 июня 1999 г. - 55%. Причины таких резких скачков ставки рефинансирования кроются в финансовом кризисе, начавшемся в ноябре 1997 г. Финансовый кризис сопровождался сбросом государственных ценных бумаг нерезидентами, их уходом с российского рынка ценных бумаг. Чтобы удержать нерезидентов, Банк России увеличивал доходность государственных ценных бумаг, повышая ставки рефинансирования, что в свою очередь привело к росту расходов по обслуживанию государственного долга и, в конечном счете к краху пирамиды государственных ценных бумаг. Выпуск ГКО и ОФЗ был приостановлен в июле 1998 г. и возобновлен в декабре 1999 г.
До середины июня 1998 г. Банк России выдавал коммерческим банкам три вида кредитов:
n ломбардные - под залог государственных ценных бумаг, включенных в Ломбардный список Банка России;
n внутридневные - предоставлялись банкам в течение операционного дня при наличии неисполненных платежных поручений;
n однодневные расчетные кредиты - предоставлялись для завершения расчетов в конце операционного дня путем зачисления кредита на корреспондентский счет банка в расчетном подразделении Банка России.
Кредиты выдавались в пределах лимитов, определенных Банком России. С марта 1998 г. коммерческим банкам стали выдаваться только обеспеченные кредиты - под залог государственных ценных бумаг.
После 17 августа 1998 г. Центральный банк РФ стал предоставлять кредитным организациям кредиты следующих видов:
n кредит банку - санатору, осуществляющему санацию кредитной организации (до 1 года);
n кредит в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками (до 6 месяцев);
n кредит на поддержку ликвидности (от 1 - 2 месяцев до 1 года);
n кредит в поддержку мер по повышению финансовой устойчивости банка (до 1 года);
n стабилизационный кредит (до 1 года);
Депозитные операции. Это операции по привлечению в депозиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок. В 1999 г. Банк России начал привлекать денежные средства банков РФ на более длительные сроки - на 1 - 3 месяца. С августа 1999 г. Банк России начал проводить депозитные операции «спот» с датой привлечения депозита: «спот - некст», «спот – 1
неделя», «спот - 2 недели». С ноября 1999 г. Банк России приступил к проведению депозитных аукционов со сроками депозитов 1 неделя, 2 недели, 1 месяц.
Валютное регулирование осуществлялось с помощью валютной интервенции, под которой понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, суммарный спрос и предложение валюты. Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк России продавал валюту из своих золотовалютных резервов.
Если предложение валюты превышало спрос, то Банк России покупал валюту. Эти операции стали возможными благодаря значительным накоплениям валютных ресурсов у Банка России. Валютные резервы должны соответствовать мировому уровню, равному финансированию трехмесячных объемов импорта.
Установление ориентиров роста денежной массы. Банк России устанавливал минимальные и максимальные границы прироста денежной массы на контрольный срок. Начиная с 1995 г., Банк России устанавливал ежегодно две промежуточные цели - предельные темпы прироста М2 и предельные границы девальвации обменного курса рубля на доллары США.
Прямые количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Примером могут служить ограничения на проведение валютных операций. Валютные операции могут производить только уполномоченные банки, получившие от Банка России лицензию на проведение таких операций.
Наличное и безналичное денежное обращение.
Налично-денежный оборот, представляющий совокупность платежей за определенный период времени, отражает движение наличных денег как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа. Сфера использования наличных денег в основном связана с доходами и расходами населения.
Налично-денежный оборот между предприятиями незначителен, так как основная часть расчетов совершается безналичным путем.
Статьи 140, 861-885 Гражданского кодекса РФ предусматривают применение на территории Российской Федерации платежей в наличной и безналичной формах и раскрывают сущность и порядок осуществления основных форм безналичных расчетов.
Установлен различный порядок расчетов с участием граждан в зависимости от связи этих платежей с их предпринимательской деятельностью. С участием граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью, разрешено осуществлять расчеты как наличными деньгами без ограничения сумм, так и в безналичной форме. Однако расчеты с гражданами, связанными с предпринимательской деятельностью, должны производиться, как правило, в безналичном порядке.
В настоящее время юридические лица вправе рассчитываться между собой наличными деньгами, если суммы по одному платежу не превышают 10 тыс. руб., а с предприятиями потребительской кооперации - если суммы не выше 15 тыс. руб. Платежи между юридическими лицами сверх указанной суммы должны осуществляться в безналичном порядке.
Важную роль в стабилизации денежного обращения в нашей стране сыграло утверждение Банком России 5 января 1998 г. Положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».
В соответствии с этими правилами организации, предприятия, учреждения не зависимо от организационно-правовой формы (далее - предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Денежная наличность сдается ими непосредственно в кассы учреждений банков через объединенные кассы на предприятиях. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.
Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями предприятиями. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности.
Предприятия должны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Они могут хранить в кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендии не более 3 рабочих дней.
Важное значение имеет согласование предприятиями с обслуживающими учреждениями банков сроков выдачи денежной наличности на заработную плату, выплаты социального характера и на стипендии. Для равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денежных средств в учреждениях банков ежегодно составляется календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера
и стипендии на основании сведений предприятий о размерах и сроках выплаты зарплаты.
Территориальные учреждения Банка России на основании получаемых от учреждений банков материалов ежегодно составляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии по республике, краю, области (по месяцам) и в срок до 29 марта и 29 сентября высылают Банку России для свода в целом по РФ.
Выдачи наличных денег предприятиям производятся, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций. Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня.
В целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий учреждения банков не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.
Территориальные учреждения Банка России контролируют работу учреждений банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с указанным выше Положением.
Безналичный денежный оборот. В России установлено несколько форм безналичных расчетов, которые предприятия могут выбирать по своему усмотрению. Это расчеты платежными поручениями, платежными требованиями - поручениями, аккредитивами, чеками и векселями.
Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение - это поручение хозяйствующего субъекта о перечислении определенной суммы с его счета на счет другого хозяйствующего субъекта.
Платежное поручение действительно в течение 10 дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается). Поручения принимаются банком только при наличии средств на счете. Расчеты платежными поручениями используются при равномерных и постоянных поставках товаров, при авансовых платежах, частичных платежах по крупным сделкам, для перевода денежных средств через предприятия связи (пенсии, заработная плата и т.п.), по нетоварным операциям (платежи в бюджет, погашение банковских ссуд и т.п.) и др.
Расчеты платежными требованиями - поручениями. Платежное требование - поручение - это расчетный документ, содержащий требование продавца к покупателю оплатить стоимость поставленных по договору товаров на основании направленных ему расчетных и отгрузочных документов.
Расчеты аккредитивами. Аккредитив - условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу продавца, по которому банк - эмитент может произвести платеж продавцу при выполнении им условий аккредитива. Аккредитивы бывают документарные и денежные. Денежный аккредитив - именной документ, адресованный банком - эмитентом другому банку и содержащий приказ о выплате денег в определенный срок. Документарный аккредитив используется для расчета за товары.
Расчеты чеками регламентируются Положением о чеках, утвержденном постановлением Верховного Совета РФ от 13.02.1992 г. Расчетный чек - документ, содержащий приказ владельца счета банку о выплате указанной в
нем суммы определенному лицу. Чек обязательно должен иметь покрытие. Чек является ценной бумагой.
Чеки действительны в течение десяти дней, не считая дня выписки. Чек, выписанный в иностранном государстве, подлежит оплате на территории России в течение 70 дней, а чек, выписанный на территории государств - членов СНГ, - в течение 20 дней.
Расчеты векселями. Операции с векселями регламентируются Положением о переводном и простом векселе, утвержденным постановлением ЦИК и СНК СССР «О введении в действие Положения о переводном и простом векселе» от 7.08.1937 г. №104/1341 и Федеральным законом «О переводном и простом векселе» от 11.03.1997 г. №48-ФЗ.
Вексель - это ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя выплатить векселедержателю определенную сумму при наступлении предусмотренного векселем срока.
Вексель может быть выписан в любой валюте. Если он выписан в иностранной валюте, то попадает в разряд валютных ценностей.
Заключение.
Видимое благополучие макроэкономических показателей порождает оптимистические прогнозы и надежды на скорое выздоровление российской экономики и ее быстрый рост. Они могут оправдаться при осуществлении правильной политики, опирающейся на понимание закономерностей экономической динамики и учитывающей опыт прошлых ошибок. Но если политика государства останется пассивной, то вполне вероятно повторение траектории развития 1996-1998 гг.
Денежное обращение в России, разумеется, нуждается в оздоровлении, без этого не добиться реального экономического подъема. Но не следует в нынешних условиях проводить каких-либо радикальных денежных реформ, включая и возврат к золотому стандарту.
С традициями радикализма укрепить доверие экономических субъектов и всего населения к деньгам весьма затруднительно. Укрепление же этого доверия и является главной задачей денежной политики в России.
Нужны аккуратные, но твердые меры, направленные на постепенное вытеснение бартера, зачетов, денежных суррогатов, сокращение общей суммы внутренней задолженности. Система расчетов в России стала каким-то вариантом финансового рынка, она приносит крупные доходы, а не простые минимальные комиссионные, как в цивилизованном обществе. Все это должно быть устранено. Сдерживание инфляции и снижение уровня процентных ставок во всех секторах финансового рынка - важнейшее условие укрепления российских денег. Из других мер на макроуровне следует назвать повышение показателя «монетизации», регулирование валютного курса рубля и борьбу с «бегством» капитала, сокращение долларизации внутреннего оборота с перспективой полного вытеснения доллара из этой сферы. Все это хорошо известно, но ситуация улучшается очень медленно, а иногда и ухудшается. Вот это и есть главная проблема: диагноз давно поставлен, но лечение запаздывает. Денежная реформа для данной обстановки не является подходящим методом оздоровления, разговоры о ней только отвлекают внимание от названных вопросов.
Список использованных источников и литературы:
1. Базылева Р.Г., Гурко А.С. «Макроэкономика»// учебное пособие, М., 2003 г.
2. Дробозин Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. и др. «Финансы, денежное обращение. Кредит»// учебник для ВУЗов, 1999 г.
3. Ковалева А.М. «Финансы»// учебное пособие., М., 2002г.
4. Козырев В.Ш. «Основы современной экономики»// учебник для ВУЗов, М., 2002 г.
5. Колпакова Г.М. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»// учебное пособие, М., 2003 г.
6. Кравцова Г.И. «Деньги. Кредиты. Банки»// учебник для ВУЗов, М., 1999 г.
7. Лаврушин О.И. «Деньги, кредиты, банки» учебник для ВУЗов, С-Пб 2003г.
8. Лукашевич В., Ярцев М. «Деньги, банки и денежно-кредитная политика»// учебник для ВУЗов, С-Пб, 2001 г.
9. Нуреев Р.М. «Деньги, банки и денежно-кредитная политика»// учебное пособие, М., 1999 г.
10. Тренев Н.М. «Управление финансами»// учебное пособие, М., 2002г.
11. Десницин Е.С. «Новая денежно-кредитная политика//Финансы», №4 2003 г.
12. Лушин С.И. «О денежных реформах в России//Финансы», №5, 2001 г.
13. Белоусов В.Г. «Деньги, денежное обращение. Инфляция»// учебное пособие, С-Пб, 2003 г.
14. «Грядет ли новый финансовый кризис в России// Вопросы экономики», №6, 2000 г.
15. Журнал «Деньги» № 29 (135), 13 августа 2003г. еженедельник Издательского дома «Коммерсантъ». - М.:ЗАО «Издательство «Коммерсантъ».
16. Журнал «Деньги» № 46 (152), 10 декабря 2003г.: еженедельник Издательского дома «Коммерсантъ». – М.:ЗАО «Издательство «Коммерсантъ».
17. Журнал «Деньги» № 6 (160), 25 февраля 2004г.: еженедельник Издательского дома «Коммерсантъ». - М.:ЗАО «Издательство «Коммерсантъ».
18. Журнал «Деньги и Кредит» № 8/2003г.: ежемесячный научно-практический журнал. Учредитель Банк России. - М.:Финансы и статистика.
19. Журнал «Деньги и Кредит» № 9/2003г.: ежемесячный научно-практический журнал. Учредитель Банк России. - М.:Финансы и статистика.
20. Журнал «Деньги и Кредит» № 11/2003г.: ежемесячный научно-практический журнал. Учредитель Банк России.- М.:Финансы и статистика.
21. Журнал «Деньги и Кредит» № 1/1998г.: ежемесячный научно-практический журнал. Учредитель Банк России. - М.:Финансы и статистика.
22. Курс экономической теории: Учебник / под общей ред. проф.М.Н.Чепурина, проф. Е.А.Киселевой. – Киров: Издательство «АСА», 1999г.
23. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / под ред.проф. Л.А.Дробозиной. – М.:Финансы, ЮНИТИ, 1999г.
Страницы: 1, 2, 3