Рефераты. Безработица в современной России






В структуре численности безработных по категориям рынка труда на 1 января 2005 года наибольшую долю составляют уволенные по причинам текучести кадров -35.9% (36.9%), высвобожденные - 29.6% (год назад - 38.9%), незанятое население -23.1%(13.6%) и выпускники - 9.9% (9.1%).

Состав безработных по категориям по сравнению с прошлым годом изменился в сторону увеличения доли незанятого населения и выпускников, в сочетании с не­значительным уменьшением доли уволенных по причинам текучести кадров и со­кращением удельного веса высвобожденных работников.

По состоянию на 1 января 2005 года 64.8% безработных имели этот статус менее 4 месяцев; 28.4% - от 4 месяцев до 1 года; 6.8% - более 1 года. По сравнению с предыдущим годом доля краткосрочной безработицы возросла с 55.5% до 64.8%, а удельный вес за­стойной и хронической безработицы снизился \с 33.6% до 28.4% и с 10.9% до 6.8% со­ответственно), при этом абсолютная численность безработных со стажем безработицы более года снизилась на 27.9% и составила 1244 человека.

Критический уровень хронической безработицы (15%) остается превышенным на 4-х территориях (из 38-ми): в Губахе - 44.6%, Гремячинске - 29.1%, Кизеле - 21.2% и Оханском районе.

Средняя продолжительность прерванной безработицы (распределение состоя­щих на учете безработных по продолжительности периода безработицы по состоянию на 1 января 2005 г.) составила 4.6 мес. (год назад - 5.6), что связано со снижением долей застойной и хронической безработицы и увеличением доли краткосрочной безработицы. Наиболее высокая средняя продолжительность прерванной безработицы отмечается в Гу­бахе (10.3 мес), Гремячинске (8.6 мес.) и Кизеле (6.7 мес).

На 1 января 2005 года численность зарегистрированных безработных, состоящих на учете в органах службы занятости населения, составила в целом по области 18.2 тыс.чел., т.е. возросла по сравнению с началом года на 15.4%. По г. Перми численность безработных увеличилась на 0.4%, по городам области возросла на 9.0%, по сельским районам увеличилась на 27.8%, т.е. наиболее высокими темпами численность безработ­ных возрастала в сельской местности.

На 31-й территории области по итогам 2004 года отмечен рост численности за­регистрированных безработных. Наиболее заметным он был в Красновишерском (441 чел.), Суксунском (231 чел.) и Осинском (186 чел.) районах.

Вместе с тем, снижение численности безработных по отношению к началу года отмечено на 7-ми территориях области, особенно значительным оно было в Вереща­гинском районе (116 чел.), Губахе (91 чел.), Березниках (81 чел.).

Уровень безработицы

В течение 2004 года уровень зарегистрированной безработицы в целом по области возрос и составил на конец отчетного периода 1.3% к численности экономически актив­ного населения.

По уровню безработицы на 1 января 2005 года можно выделить 3 группы террито­рий: с уровнем безработицы ниже среднеобластного - до 1.3%, выше среднеобластного менее чем в 2 раза - от 1.3 до 2.6% и выше среднеобластного более чем в 2 раза - свыше

2.6%.

На конец отчетного периода распределение территорий относительно среднеобла­стного уровня безработицы по сравнению с соответствующим периодом прошлого года изменилось в сторону увеличения количества территорий с уровнем безработицы выше среднеобластного более чем в 2 раза: на 1.01.2004 г. уровень безработицы ниже среднеоб­ластного имели 11 территорий, выше среднеобластного до 2 раз - 17 территорий, выше среднеобластного более чем в 2 раза - 10 территорий.

По итогам 2004 года уровень безработицы в Пермской области продолжает быть ниже среднероссийского и среднего по Приволжскому федеральному округу, среди областей и республик округа область находится на 3-м месте после Оренбург­ской и Нижегородской областей.

Конъюнктура рынка труда

В течение 2004 года в территориальные ЦЗН поступило 101.8 тыс. вакансий, общее же число вакансий, которыми располагали ЦЗЧ, с учетом имевшихся на начало года, со­ставило 108.3 тыс.единиц.

По формам собственности на предприятия государственного сектора приходилось 42.5% общего количества вакансий, заявленных в течение отчетного периода, на негосу­дарственный сектор - 57.5%.

В отраслевом разрезе вакансий, заявленных в течение отчетного периода, при­ходилось: 22.4% - на промышленность; на здравоохранение, социальное обеспечение, образование и науку - 21.1%; 11.5% - на торговлю и общественное питание; 9.0% - на строительство; управление - 5.7%; сельскохозяйственное производство - 5.7%, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения - 5.5%.

На 1 января 2005 года в СЗН области было зарегистрировано 7.2 тыс. вакансий. Около 65.5% вакансий, имеющихся в ЦЗН области на I января 2005 года, приходи­лось на рабочие профессии (год назад - 67.9%), а доля рабочих в общей численности об­ратившихся в ЦЗН в течение отчетного периода составила 43.8 % (год назад - 40.1%), т.е. профессиональный дисбаланс спроса и предложения на рынке труда сохраняется.

Объемы высвобождения работающих из экономики области составили в 2004 году 19.1 тыс.чел., что на 14.0% ниже соответствующего периода прошлого года.

Наибольшая численность высвобожденных в 2004 году приходится на промышлен­ность (8585 чел. или 47% общей численности). Динамика высвобождений из промышлен­ности по сравнению с соответствующим периодом прошлого года показывает замедление их темпов в большинстве подотраслей, однако в топливной промышленности они воз­росли в 1.6 раза, так же рост объемов высвобождения отмечается в пищевой промыш­ленности.

Эффективность использования (заполнения) вакансий (отношение числа трудоуст­роенных к общему числу вакансий, заявленных в отчетный период) составила в целом по области 71.8%. Это объясняется тем, что в службу занятости часто поступают вакансии с непривлекательными условиями труда (низкая заработная плата, отсутствие социальных гарантий работни­кам), а также вакансии, возникшие в результате структурной перестройки экономики области.

Показатель качества организации работы по учету вакансий (отношение трудоуст­роенных к количеству снятых в течение отчетного периода вакансий) составил в целом по области 76.9%.

Основные показатели деятельности Департамента ФГСЗН по Пермской области

Основой деятельности Департамента ФГСЗН по Пермской области в течение 2004 года является областная целевая программа содействия занятости населения Пермской области на 2003 — 2005 годы, утвержденная Законом Пермской области № 665-129 от 20.03.2003 г., и письмо Минтруда № 1082-МТ от 24.02.2004 г. «О контрольных показателях по численности участников мероприятий по содействию занятости населения и объемах финансирования пособий по безра­ботице и социальных выплат безработным гражданам на 2004 год».

На реализацию государственной политики занятости в 2004 г. Департаментом было израсходовано средств федерального бюджета на сумму 299,3 млн.руб., из них на реализацию программ активной политики занятости - 54,4 млн.руб., на социальную под­держку безработных граждан - 244,9 млн.руб. Кроме того, на реализацию основных ме­роприятий по содействию трудоустройству дополнительно было привлечено средств об­ластного, местных бюджетов и работодателей на сумму 22,5 млн.руб.

МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА БЕЗРАБОТНЫХ. В течение 2004 года посо­бие по безработице было назначено 46.9 тыс.чел. (2003 г. - 45.3 тыс.чел.), всего же в этот период (включая перешедших с 2003 года) право на получение пособия по безработице имели 60.3 тыс.человек.

По состоянию на 1 января 2005 г. из 18.2 тысяч безработных пособие по безрабо­тице было назначено 17.1 тыс.чел.; доля имеющих право на пособие ("истинно безработ­ных") с начала года возросла и составила 94.1%.

В декабре 2004 года 43.1% безработных получали пособие в минимальном размере (20% и 30% от прожиточного минимума - соответственно 537 и 805 руб.), т.е. доля этой категории безработных по сравнению с началом года существенно возросла (было 18.8%), что может быть связано с ростом в составе безработных удельного веса выпускников, ос­вобожденных из УИН и незанятого населения. На выплату пособий по безработице из­расходовано средств федерального бюджета 197,4 млн. руб.

ТРУДОУСТРОЙСТВО. В течение 2004 года при содействии службы занятости нашли работу (доходное занятие) 77.7 тыс.чел., из них 52.7 тыс.чел. - незанятые трудовой деятельностью. 24.5 тыс.чел. - учащиеся, желающие работать в свободное от учебы вре­мя, а 0.5 тыс.чел. - занятые трудовой деятельностью. По сравнению с аналогичным пе­риодом прошлого года объемы трудоустройства в целом снизились на 13.1%. а по незаня­тому населению- на 3.4%.

Эффективность трудоустройства - доля трудоустроенных в общей численности состоящих на учете ищущих работу граждан - составила 61 %, в общей численности неза­нятых граждан - 51.7%. а безработных -41.1%.

До присвоения статуса безработного было трудоустроено 26.9 тыс. человек или 51.1% от общей численности трудоустроенных незанятых граждан (год назад - 49.8%). т.е. возможности трудоустройства ищущих работу незанятых граждан в первые 10 дней после обращения в службу занятости улучшились. Наиболее эффективно органи­зована работа по трудоустройству незанятого населения до присвоения статуса безработ­ного в Кунгуре (в этот период нашли работу 59.0% от числа обратившихся незанятых граждан), Соликамске (52.2%) и Чайковском (52.0%).

Эффективность трудоустройства безработных по территориям наибольшей бы­ла в Кишертском (59.8%), Сивинском (57.9%) и Ильинском (57.7%) районах.

Из общего числа трудоустроенных работу на условиях временной занятости по­лучили 33.9 тыс. чел., из них несовершеннолетних граждан в возрасте 14-18 лет 24.5 тыс. чел. Израсходовано средств федерального бюджета на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан 9,2 млн. руб., привлечено средств област­ного и местного бюджетов, а так же средств работодателей на сумму 5.7 млн. руб.

ПЕРЕОБУЧЕНИЕ. В течение 2004 года областной службой занятости было на­правлено на профессиональное обучение 9448 чел. (15.1% от общей численности безра­ботных). В целом численность направленных на переобучение оказалась на 14.8% меньше соответствующего периода прошлого года. Основными категориями направленных на профобучение, как и ранее, являлись женщины (65.3%) и молодежь в возрасте 16-29 лет (65.1%). Закончили переобучение по направлениям СЗН (в т.ч. начавшие обучение в предыдущий период) 9408 человек. (2003 год - 11013 чел., снижение на 14.6%).

Среди территорий, как и ранее, выделяются Пермь (направлено на переобучение 3069 человек), по городам области - Березники (565 чел.), Кунгур (463 чел.), а по сельским районам - Чернушинский (312 чел.), Пермский (281 чел.), Оханский (197 чел).

Лишь 0.6% закончивших профобучение были вынуждены вновь обратиться в служ­бу занятости и вторично получили статус безработного. Поэтому повышение профес­сиональной мобильности безработных по-прежнему имеет наиболее высокую зна­чимость среди направлений деятельности службы занятости и является одним из приоритетных направлений деятельности службы занятости на ближайший период. На финансирование профессионального обучения израсходовано средств феде­рального бюджета на сумму - 30.9 млн. руб.

Кроме того, специалисты Департамента и территориальных ЦЗН оказали услуги по профессиональной ориентации 60.9 тысячам граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Израсходовано средств федерального бюджета 557.0 тыс. руб.

ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И САМОЗАНЯТОСТИ На обу­чение основам предпринимательства было направлено 1901 человек (2003 г. -2234 чел.).

Закончили обучение 1916 человек. Участниками программы содействия самозанятости стали 249 безработных. Израсходовано средств федерального бюджета 736,0 тыс.руб., привлечено средств регионального и местного бюджетов на сумму 1.1 млн. руб.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ. В целом по области в организованных органами самоуправления и предприятиями совместно со службой занятости общественных рабо­тах приняли участие 9698 человек, что ниже соответствующего периода прошлого года на 29.3%. Из них в соответствии с действующим законодательством для 1479 человек обще­ственные работы являлись подходящей работой, в связи с чем они были сняты с учета как трудоустроенные, 8219 человек были направлены на общественные работы без снятия с учета, т.е. с сохранением статуса безработного. Особенностью проведения общественных работ в отчетном году по сравнению с предыдущим было увеличение периода участия в них безработных граждан, поэтому при увеличении общих объемов финансирования дан­ной программы отмечено сокращение численности ее участников. Наиболее массовый характер имели общественные работы в Перми (в них участвовало 2445 чел.), Березни­ках (444 чел.), Краснокамске (323 чел.), а по районам - в Ильинском (353 чел.), Кишерт-ском (326 чел.), Карагайском (286 чел.). На проведение общественных работ израсходо­вано средств федерального бюджета 7,7 млн.руб., привлечено средств регионального и местного бюджетов, а также средств работодателей на сумму 12.5 млн. руб.

ДОСРОЧНЫЕ ПЕНСИИ. На досрочную пенсию в течение 2004 года было выве­дено 948 человек (2003 г. - 506 чел.). Наибольшее количество безработных выведено на досрочную пенсию в Перми (302 чел.) и Кунгуре (52 чел.). Израсходовано средств феде­рального бюджета га выплату пенсий 17,8 млн. руб.

В программе социальной адаптации приняли участие 2225 безработных, испыты­вающих трудности в поиске работы. Израсходовано средств федерального бюджета 143,1 тыс.руб.

В целом итоги 2004 года показали, что напряженность на регистрируемом рынке труда области несколько возросла, причиной чего является сохранение низ­кого уровня жизни значительной части населения на фоне постоянного роста цен, в особенности коммунальных услуг. Основным контингентом клиентов ЦЗН по-прежнему являются низкоконкурентные слои населения, однако в отчетном году отмечено значительное увеличение доли лиц, возвращающихся в состав экономиче­ски активного населения после длительного периода незанятости. Сохраняется дифференциация территорий по уровню безработицы и напряженности на рынке труда. Основные усилия Департамента ФГСЗН по Пермской области и территори­альных ЦЗН в 2004 году были направлены на повышение эффективности взаимо­действия с работодателями но программам трудоустройства безработных и незаня­того населения, развитие программ повышения конкурентоспособности населения на рынке труда и привлечение дополнительных источников финансирования меро­приятий по содействию занятости населения.

Заключение

Безработица выступает как сложное социально-экономиче­ское явление. Ее история очень длительна. Она фактически поя­вилась, когда собственники рабочей силы были отделены от соб­ственности на вещественные условия труда.

Хозяйственная практика показывает, что безработица - по­стоянный спутник рыночной экономики. Ее нельзя упразднить, как об этом иногда заявляют в прессе. В лучшем случае ее мож­но свести к "естественному уровню", имея в виду фрикционную и структурную безработицу.

Изучение безработицы в России весьма затруднительно. Официально она была признана только в начале 1990-х годов. Информация о численности безработных появилась еще позже. В 1991 г. Государственной службой занятости была организована регистрация безработных, со всеми вытекающими последствия­ми (пособиями по безработице, оказанием услуг в трудоустройст­ве и т.д.). Регулярные статистические обследования стали прово­диться только с конца 1992 г. Соответственно этому статистиче­ская история безработицы очень короткая. Это существенно за­трудняет изучение проблемы.

Наше исследование показало, что в целом можно признать определенный успех в решении проблем безработицы в России. Если за 1992 (окт.) - 1999 (фев.) гг., т.е. практически за девять лет, безработица возрастала в среднем за месяц на 88 тыс. чел., то в 1999 (фев.) - 2002 (нояб.) гг. она сокращалась в среднем за месяц на 14,6 тыс. чел. Следовательно, "скорость" ликвидации безработицы превышала "скорость" ее сокращения на 30,2%. За 1999-2002 гг. численность безработных сократилась с 9,1 млн чел. до 6,1 млн, т.е. в 1,5 раза.

В то же время можно утверждать, что государство, да и сам человек, пока еще не готовы полностью противостоять безрабо­тице. Доказательством этому может служить тот факт, что в России за 1999-2002 гг. рост занятости населения происходил только за счет двух групп работающих: по найму и работодате­лей. Это свидетельствует о том, что в стране все еще не сформи­ровались полностью рыночные методы занятости.

Несмотря на значительное сокращение численности безра­ботных, ее уровень еще достаточно велик. Фактический уровень безработицы сегодня существенно превышает ее естественный уровень. При этом надо отметить, что с начала века разрыв этих показателей увеличивается. И причина этому - ускорение темпов роста численности циклической и структурной безработицы.

Преодоление этих тенденций предполагает прежде всего рас­ширение информационной базы о безработице. Сегодня мы рас­полагаем достаточной информацией о численности безработных, ее структурах, продолжительности и, что особо надо отметить, информацией о распределении безработных по занятиям, по от­раслям экономики, по видам деятельности, по последнему месту работы. Следовательно, сегодня хорошо известны очаги безра­ботицы. Такие данные представляет Госкомстат РФ ежеквар­тально.

Однако только такой информации недостаточно. Для ускоре­ния работ по сокращению численности безработных необходимы сведения об их движении: межотраслевом, внутриотраслевом, межпрофесспональном, впутрипрофесснональном, после пере­подготовки или без нее, получение новой работы после переезда в другой населенный пункт со сменой или без смены профессии и т.п. Такая информация может быть получена в результате рас­ширения программы обследования населения по проблемам за­нятости, которая реализуется Госкомстатом РФ. Это могло бы существенно повысить качество разрабатываемых программ по трудоустройству безработных.

Не менее важным является и информированность населения о вакантных рабочих местах. Сегодня эта деятельность государ­ства не соответствует требованиям рынка труда. Безусловно, их развитие потребует больших финансовых и трудовых затрат. Однако они могут достаточно быстро окупиться. Расчеты пока­зывают, что сокращение времени поиска работы хотя бы на 1 % может при сложившейся производительности труда увеличить объемы производства ВВП в стране как минимум на 2,1% ВВП1. В решении проблем безработицы, как показало исследова­ние, очень велика роль общеобразовательной школы. Она сего­дня не учит детей и подростков тому, как надо себя вести на рын­ке труда, как и о чем надо договариваться с работодателем, как это юридически правильно оформить и т.д. Эти знания нужны не только тем школьникам, которые после окончания общеобразо­вательной школы сразу идут работать, они будут необходимы и тем, кто окончит профессиональные учебные заведения. Орга­низовать эту работу должно государство и его органы.

В новых условиях хозяйствования оно обязано организовать и профессиональную подготовку школьников, поскольку не все выпускники общеобразовательных школ поступают в професси­ональные учебные заведения. Многие из них сразу выходят на рынок труда, не имея профессиональной подготовки, и оказыва­ются не нужными производству. При этом профессиональная подготовка школьников должна соответствовать рыночной эко­номике, сложившейся структуре по статусу занятости населения в экономике страны, имея в виду, что юноши и девушки могут стать не только наемными работниками, но самостоятельно за­нятыми членами производственных кооперативов и, может быть, даже работодателями.

Аналогичная работа должна проводиться и для уже работаю­щих граждан, но в силу определенных обстоятельств оказавших­ся безработными. Такая работа проводится, но ее масштабы яв­но не соответствуют грандиозности задач. Только таким путем можно создать предпосылки для развития нестандартных форм занятости и уменьшения безработицы.

Весьма перспективным направлением решения этой задачи является и развитие малого предпринимательства. Однако эта организационная форма пока не заняла подобающего ей места. Численность малых предприятий за 1992-2002 гг. выросла, одна­ко суммарная численность их работников сократилась, к тому же их доля в общей численности занятых существенно ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Такое положение объяснить только организационно-финансовыми причинами, как об этом пишут, нельзя. Не менее, а более важным фактором раз­вития малых предприятий, самозанятости является готовность человека, желание, потребность в таком роде деятельности. Из­менить ситуацию коренным образом пока не удалось, но, как по­казывает опыт Москвы, это вполне возможно. Для этого необхо­димы совместные усилия органов власти, финансово-кредитных учреждений и отдельных граждан.

Оценивая деятельность государства в целом по сокращению безработицы, нельзя не отметить, что его действии практически направлены на ликвидацию безработицы, т.е. оно сегодня пыта­ется "догнать" события. А это, как известно, всегда требует за­трат больших, чем их предупреждение. Задача должна стоять в упреждении события - безработицы.



Список используемой литературы

  1. Бреев Б.Д. Безработица в современной России:- М.:Наука, 2005
  2. Токсанбаева М.С. Самозанятость и ее противоречия//Экономическая наука в современной России. 2000
  3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика- М.: «Дело ЛТД», 1993
  4. Безработица в Пермской области, информационный бюллетень, 2005
  5. Мэнкью М. Г. Макроэкономика. М., 1996
  6. Хасин Г.А. Безработица. М., 2000
  7. Костин Л.А. Занятость, зароботная плата и инфляция // Человек и труд. 2000


Использованные сайты в Интернете:

1.      www.gks.ru

2.      www.economika.info



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.