Рефераты. Цена и рентабельность во внешней торговле






Цена и рентабельность во внешней торговле

смотреть на рефераты похожие на "Цена и рентабельность во внешней торговле"

ЭСТОНО-АМЕРИКАНСКИЙ БИЗНЕС КОЛЛЕДЖ

Кафедра: Международные экономические отношения

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Цена и рентабельность во внешней торговле

Руководитель: Владимир Немчинов профессор ЕАВС

Студентка: Юлия

Шмойло

Группа: Е-201

Таллинн 1999
Введение ……………………………………………………………………...3
1. Внешняя торговля ……………………………………………………………….4

1. Внешняя торговля и ее специфика ………………………………………...4

2. Интернациональная стоимость и мировая цена …………………………..6

3. Причины различий интернациональной стоимости и мировой цены …...9
2. Цена ……………………………………………………………………………..12

1. Природа цены ……………………………………………………………...12

2. Формирование цен ………………………………………………………...13

1. Выбор метода ценообразования …………………………………….16

2. Виды цен ……………………………………………………………...20
3. Ценовая стратегия фирмы ……………………………………………………..24

1. Стратегии ценообразования ………………………………………………24

2. Ценовая политика фирмы ………………………………………………….28

1. Цели ценовой политики и ее роль …………………………………..29

2. Факторы, влияющие на решение по ценам ………………………...30

3. Конечная цена с учетом политики фирмы …………………………34
4. Рентабельность …………………………………………………………………39

1. Понятие рентабельности, способы ее расчета …………………………...39

2. Воздействие изменения цен на прибыль ………………………………....42

3. Определение рентабельности предприятия ……………………………...43
Выводы ……………………………………………………………………………..48
Приложение 1 ……………………………………………………………………...50
Приложение 2 ……………………………………………………………………...55
Приложение 3 ……………………………………………………………………...59
Приложение 4 ……………………………………………………………………...60
Перечень ссылок …………………………………………………………………..61
Использованная литература ………………………………………………………63

ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе я попыталась освятить тему цена и рентабельность во внешней торговле. Любая фирма, выходящая на международный рынок, или уже имеющая опыт работы там, должна знать принципы формирования цен на мировом рынке, что влияет на уровень цен, как правильно выбрать политику цен и разработать стратегию, для того, чтобы выдержать конкурентную борьбу, более сильную, чем на внутреннем рынке.

Работа состоит из четырех частей. В первой части освящается роль внешней торговли, ее специфика. Раскрываются понятия «интернациональной стоимости» и «мировой цены». Во второй части рассматриваются принципы формирования цен, выбор метода ценообразования, что играет немаловажную роль при выходе фирмы на международный рынок. Также представлены виды мировых цен и, показано, какое применение они имеют на практике. В третьей части работы речь пойдет о ценовой стратегии и ценовой политике. Дается определение факторов, влияющих на уровень цен. Для успешной деятельности фирмы требуется проведение правильной политики. Предлагается несколько альтернативных способов ее проведения таких как, например, завоевать часть рынка или укрепиться на нем. Четвертая часть дает понятие о рентабельности предприятия, здесь также изложен анализ различных факторов, влияющих на прибыль и методы учета ценовых факторов.

1. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

1. Внешняя торговля и ее специфика

В современных условиях небольшие государства не имеют возможности удовлетворить все многообразие общественных и индивидуальных потребностей своей промышленности за счет только собственного производства. Поэтому эту проблему решают в основном, используя многообразие внешнеэкономических связей, в которых главная роль принадлежит торговле.

Международная торговля представляет собой обмен товарами и услугами между государствами. Характер такого обмена определяется услугами производственными отношениями стран, участвующих в торговле.

Успеху во многом способствует международное разделение труда, развитие которого создает объективные предпосылки для устойчивости торговых отношений на всемирном рынке, расширение экономического сотрудничества.

В прошлом торговля в основном включала в себя практически только обмен товарами. Зато в настоящее время международный обмен увеличивается за счет достижений научно-технической мысли в форме международной торговли лицензиями ноу-хау. На динамику и структуру международной торговли оказывают влияние развитие производственных сил и структура мирового рынка.

Внешнеэкономические связи являются важным фактором в развитии национальной экономики.

Некоторым странам внешняя торговля дает возможность получить тот или иной товар, не производимый в их пределах. Это не так существенно для больших экономически развитых государств. Но благодаря международному разделению труда, каждая страна имеет возможность сосредоточиться на производстве тех товаров, которые она может производить более эффективнее и дешевле, чем другие страны.

Если страны не будут использовать выгод международного обмена, то едва ли возможно достигнуть сколько-нибудь серьезных положительных результатов в экономическом развитии.

Благодаря внешней торговле, одни страны освобождаются от напряжения производства, а другие, наоборот, получают так называемый толчок для экономического прогресса.

Поэтому необходимо знать, что любое ограничение во внешней торговле оказывает отрицательное влияние на экономику страны.

Мировой опыт показывает, что выдающихся экономических результатов в короткие сроки добиваются страны, делающие ставку на разработку и внедрение комплексных экономических программ, которые основываются на создании благоприятных условий для развития бизнеса, всесторонней помощи со стороны государства в освоении внешних рынков, стимулировании многообразных форм внешнеэкономических отношений.

Расширение внешней торговли, прежде всего, удешевляет элементы постоянного и переменного капитала и таким образом способствует снижению издержек производства. Благодаря внешней торговле предприниматели имеют возможность приобретать из-за границы более дешевое сырье. Это происходит потому, что в ряде стран существуют благоприятные природные условия для его производства. Важным пунктом является и то, что развитые страны стремятся покупать сырье в тех странах, где в силу особенностей исторического развития существует крайне низкая стоимость рабочей силы.

Страны с более высокой производительностью труда могут получать на внешнем рынке высокие прибыли в силу особенностей ценообразования на мировом рынке.

2. Интернациональная стоимость и мировая цена

Интернациональная стоимость

Основываясь на теориях о «выгоде» классиков буржуазной политической экономии Д. Рикардо и А. Смита [1] можно сказать, что каждая страна располагает сравнительным преимуществом, то есть у нее всегда найдется такой товар, производство которого будет более выгодно при существующем соотношении издержек (если брать за точку отсчета установление торговых отношений), чем производство остальных. Именно этот товар она и должна экспортировать в обмен на другие [ ].

Теория Рикардо получила распространение под названием “Учение о сравнительных издержках производства”. Однако она не может рассматриваться в качестве универсальной теории внешнеё торговли.

Теория сравнительных издержек исходит из фактически существующих издержек производства определенных товаров, не обращая внимания на причины, которые вызывают различия (Рикардо обращал внимание лишь на природные условия). Хотя природные факторы являются одним из факторов, влияющих на уровень издержек.

Западные экономисты отказались от теории трудовой стоимости, на которой основывался Рикардо, и используют теорию факторов производства.

Основы современных представлений о том, чем определяется направление и структура международных торговых потоков, были заложены шведскими учеными
Эли Хекшером и его учеником Бертилем Олином (в 1919 – 1930 гг.).

Кратко смысл теории Хекшера-Олина заключается в следующем:

«страны экспортируют продукты интенсивного использования избыточных факторов (и импортируют продукты интенсивного использования дефицитных для них факторов)» [ ].

Под избытком факторов производства и интенсивного их использования понимается следующее:

. Страна считается в избытке наделенной рабочей силой, если соотношение между ее количеством и остальными факторами в ней выше, чем в остальном мире;

. Продукт считается трудоемким, если доля затрат на рабочую силу в его стоимости выше, чем в стоимости других продуктов.

Теория Хекшера-Олина начинается с определения причин международных отличий в ценах до установления торговых отношений. Они утверждали, что источником различия сравнительных издержек является соотношение факторов производства. Именно этим, по теории Хекшера-Олина, объясняется разница цен. И, согласно этой теории, именно различия в относительной обеспеченности факторами производства и в характеристиках их использования обуславливает экспорт и импорт товаров после установления торговых отношений.

Таким образом, стоимость создаваемых товаров слагается из доходов на три фактора производства – заработной платы за труд, процента за капитал, земельной ренты. Страны неодинаково наделены факторами производства. Такие различия определяют цены этих факторов применительно к производству конкретного товара. Если страна в изобилии обеспечена одним из факторов производства, например трудом, и соответственно он имеет более низкую цену, то в этой стране товары, в производстве которых используется в большей мере этот фактор будут обходиться дешевле. В странах с изобилием капитала более дешевыми будут капиталоемкие товары.

Однако теория Хекшера - Олина не может объяснить развитие новых структур в международной торговле. В частности, она не объясняет причины развития международной торговли между странами с примерно одинаковыми издержками производства или с примерно одинаковыми ценами на факторы производства.

При определении стоимости товаров нельзя ограничиваться ценами только на основные факторы производства. Есть такие факторы, которые присущи только отдельным подотраслям или даже отдельным фирмам. Неоднородность проявляется на высших уровнях управления и в других редких профессиях.

Таким образом, исходя из вышеописанных причин развития внешней торговли, можно сделать вывод, что в каждой стране в основе цены за единицу продукции лежат индивидуальные затраты. Между тем, действие закона стоимости требует приравнивания различных индивидуальных затрат к общественным. Другими словами в основе международного обмена товарами лежит не национальная, а интернациональная стоимость.

Интернациональная стоимость – это общественно необходимые затраты труда на производство товара при среднемировых нормальных условиях производства и среднемировом уровне производительности и интенсивности труда. Она формируется преимущественно под влиянием производства в тех странах, которые являются главными поставщиками товара на мировой рынок, и лежит в основе формирования мировой цены [ ].

Мировая цена

Под мировой ценой понимается денежное выражение интернациональной стоимости реализуемого на мировом рынке товара. На практике мировая цена выступает как цена важнейших продавцов и покупателей либо основных центров международной торговли и устанавливается в ходе осуществления крупных и регулярных сделок с товаром.

Мировая цена характеризуется следующими признаками:

. Это цена, по которой производятся крупные экспортные и импортные сделки а условиях обычных для большинства товарных рынков, то есть она должна носить раздельный коммерческий характер. Исключаются товарообменные операции (бартер, компенсация и т.д.), поставки товаров в рамках государственной помощи, реализация продукции совместных предприятий;

. Это цена, используемая в регулярных сделках на важнейших рынках;

. Это цена товаров в таких сделках, платежи по которым ведутся в свободно конвертируемой валюте.

На отдельных рынках на один и тот же товар цена не обязательно должна быть одинаковой. На мировом рынке цены на одинаковый товар одно и то же время могут заметно различаться. На уровень мировых цен воздействуют валюты платежа, условия расчета, характер поставки, место и время продажи и многие другие экономические и неэкономические факторы.

Мировыми ценами считаются экспортные цены основных поставщиков конкретного товара и импортные цены в важнейших центрах этого товара. По сырьевым товарам мировую цену определяют страны – основные поставщики.
Совсем по-другому определяется мировая цена на продукцию готовых изделий.
Решающую роль здесь играют ведущие фирмы-производители, владеющие и экспортирующие определенные виды и типы изделий. Их цены могут быть использованы в качестве мировых.

Необходимо выбрать наиболее представительную цену, что бывает очень сложно, так как одинаковую продукцию часто производят десятки фирм. По сырью могут быть выбраны в качестве мировых цен цены 2-3 поставщиков, цены эти более или менее устойчивы и сопоставимы с учетом сорта, качества и других показателей.

Большую сложность представляет получение ценовой информации о рынке готовых изделий. Трудности упираются в недостаток справочных материалов, в отличие от сырьевых товаров, по которым имеется широкий круг публикуемых изданий, в которых дается подробная информация о мировых ценах.

1.3. Причины различий мировой цены и интернациональной стоимости

При выходе на внешний рынок предприятия устанавливают цены в ходе переговоров и за основу берутся цены мировых рынков. Ценообразование на международном рынке является более сложным, чем на национальном, по следующим главным причинам:

1) Различна степень государственного вмешательства в экономику;

2) Разнообразнее рынки;

3) Цены при экспортировании продукции возрастают;

4) Существуют расхождения в практике установления фиксированных и изменяющихся цен;

5) Имеются различия в стратегиях ведения конкурентной борьбы на международных рынках.

1) В каждой стране есть законы, касающиеся цен на потребительские товары, однако эти законы могут по-разному влиять на виды продукции в определенные периоды. Ограничения могут препятствовать фирме в использовании оптимальных для нее стратегий;

2) Несмотря на то, что у фирмы существует много способов разделения внутреннего рынка на сегменты и назначения разных цен в рамках каждого сегмента, имеющееся разнообразие международных рынков по странам создает еще большее число естественно складывающихся рыночных сегментов.

В отдельных странах фирма может столкнуться с большим числом конкурентов, в результате чего будет лишена возможности свободно формировать цены. Однако в других странах она может насладиться монополией либо благодаря тому, что ее продукция находится на нужной стадии жизненного цикла, либо за счет особых прав на производство, которых нет у конкурентов, но которые предоставлены ей правительством данной страны;

3) Если стандартные надбавки на издержки производства используются в рамках каналов распределения, удлиняя их или увеличивая издержки внутри системы производства, то это повлечет за собой увеличение цен для потребителя в значительно большем размере, чем можно предположить. При реализации продукции на экспорт могут возникнуть два обстоятельства, которые приведут к увеличению цен на товары для потребителя. Во-первых, каналы распределения, как правило, оказываются длиннее из-за больших расстояний, а также из-за привлечения организаций, знакомых с производителями-экспортерами и практикой организации сбыта на зарубежном рынке. Во-вторых, транспортные тарифы, и без того составляющие дополнительные затраты, могут быть перенесены на счет покупателя в значительно увеличенном размере.

Возрастание цен имеет рад последствий. Многие экспортные товары из-за высоких цен оказываются за границей неконкурентоспособными. Кроме того, чтобы обрести конкурентоспособность за границей, фирмы иногда вынуждены продавать свою продукцию посредникам по более низким ценам, с тем чтобы снизить уровень роста цен в целом;

4) При анализе условий разных стран отмечается заметное разнообразие в степени участия производителей в установлении цен при розничной торговле.
Например, в ряде стран большинство потребительских товаров должны иметь цену, напечатанную на ярлыке производителя, в то же время в других странах считается незаконным, если производитель станет предлагать розничную цену или укажет ее на ярлыке. Заметно также расхождение в вопросе о том, торгуются ли покупатели для достижения согласованной цены;

5) До тез пор пока фирма имеет дело с местными конкурентами, не обладающими ресурсами для расширения своих рынков до международного уровня, решения в области установления цен в конкурентном месте вряд ли способны оказать серьезное потенциальное воздействие на цены в каком-либо месте. С выходом на международный рынок расширяются возможности столкновения с одними и теми же потенциальными конкурентами. В таком случае решения по ценообразованию следует рассматривать в рамках стратегии глобальной конкурентоспособности.

2. ЦЕНА

1. Природа цены

Как устанавливают цены? Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимоприемлемой цене.

Установление единой цены для всех покупателей - идея сравнительно новая.
Распространение она получила только с возникновением в конце XIX в. крупных предприятий розничной торговли.

Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться неценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.

Ценообразование является одним из главных вопросов предпринимательства.
При помощи цены определяются размеры доходов и прибыль предприятия.

Прибыль = цена х количество проданной продукции – затраты на ее производство и реализацию [3].

Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких, цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам. Но и здесь высшее руководство определяет общие установки и цели политики цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями нижних эшелонов.

2. Формирование цен

Ценообразованием называется процесс установления цены на конкретный товар. Процесс ценообразования начинается с калькуляции цены, представляющей процесс исчисления затрат на производство и реализацию единицы или определенной совокупности единицы продукции, услуг, а также прибыли от их реализации.

Помимо этого расчета реальная цена реализации продукции или услуг зависит не только от ее калькуляции, но и от соотношения между спросом и предложением степени насыщенности рынка видом продукции или услуги, типа рынка.

Можно выделить четыре типа рынка.

Первый из них, рынок чистой конкуренции. Этот рынок характеризуется рядом признаков:

1) На таком рынке присутствует очень большое число предприятий- продавцов.

2) Стандартизированная продукция. При определенной цене потребителю безразлично, у кого покупать продукт – все они аналоги. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.