смотреть на рефераты похожие на "Ценообразование на уровне предприятия"
1.ВВЕДЕНИЕ Ценообразование на уровне предприятия в современных рыночных условиях - такова тема этой работы. Из всего этого длинного словосочетания становится ясно, что речь пойдет о цене как об экономической единице, о роле ценообразования на предприятии и, конечно, о том как все это происходит в нашей стране на современном этапе.
Ключевым понятием в этой работе, естественно, является цена. Поэтому необходимо сразу дать четкое определение, что же такое "ЦЕНА".
"Словарь – справочник предпринимателя", Л. Лозовский, Б. Райзберг, изд-во "Ось", Москва 1997г
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Цена – фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, поэтому правомерно говорить о цене как денежной стоимости единицы товара. В случае, когда единица данного товара обменивается на определенное количество другого товара, количество становится товарной ценой данного товара. Говоря проще: Цена – это эквивалентная стоимость товара, как правило, выраженная в денежных единицах.
Но не стоит так упрощать, ведь цена, как таковая, играет очень важную роль в процессе товарообмена и в экономике в целом.
В условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность ценообразования состоит в том, что цена — категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.
Итак, возникает вопрос: Какую же роль играет цена в условиях рынка?
2. РОЛЬ, ФУНКЦИЯ ЦЕНЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Нельзя недооценить ту роль, которую играет цена в рыночной экономике. Хочу подчеркнуть, именно в РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ, так как, например, при плановой экономической системе роль цены значительно ниже. Обратимся к истории: Значение и формирование цен в социалистических странах имели тенденцию в ряде случаев обратную той, которая наблюдается в капиталистических странах. В самом деле, здесь проводился последовательный переход от связанного с централизованным планированием режима предопределения цен к более гибкой системе, вплоть до введения механизмов рыночной экономики. После революционных перемен 80-90-х годов страны Восточной и Центральной Европы, государства Балтии и СНГ постепенно продвигаются к смешанной системе, допускающей значительную либерализацию цен. Поэтому все происходившее ранее представляет (по крайней мере для Европы) лишь исторический и теоретический интерес. . Изначально и вплоть до 1960 года в социалистических странах существовал, за исключением особых случаев, волюнтаристский режим цен. Этот режим основывался одновременно на теоретической базе и на практической целесообразности: считалось, что закон стоимости, установленный Марксом, действовал лишь в условиях капиталистической экономики. Согласно этому закону, средняя цена производства товара стремится к равенству С + V =
Т, где С - часть стоимости постоянного капитала, израсходованная на это производство (промежуточное потребление и амортизация оборудования), V - переменный капитал, то есть заработная плата, Т -средняя норма прибыли по отношению к вложенному капиталу. В социалистической экономике этот закон мог действовать лишь частично, временно и как вспомогательный, в той мере, в какой существовал рынок товаров потребления, а в производственной сфере — необобществленные секторы (например, в сельском хозяйстве). Впрочем, допускалось, что, поскольку в социалистическом обществе сохранялось использование денег, система цен могла способствовать плановой организации экономики. Под этим углом зрения система цен приобретает особые характеристики:
. она больше не является механизмом автоматической координации решений по обмену между хозяйствующими субъектами (предложение и спрос), а становится средством воздействия органов планирования на процесс достижения целей, поставленных в плане;
. цены, в принципе, больше не являются результатом торга, но определяются в приказном порядке;
. цены больше не составляют систему связи между производством и потреблением. Однако они остаются инструментом ориентации спроса. На деле с завершением восстановительного периода дефекты этой системы мало-помалу становились все более очевидными:
. в сфере производства она выделяла ферменты склероза и неэффективности.
Действительно, практика ценообразования, сводившаяся к поддержанию низких оптовых цен на оборудование и сырье, приводила к тому, что убыточные предприятия, в частности в базовых отраслях, не заботились о результатах своей деятельности, рассчитывая на дотации государства.
Кроме того, такая система цен способствовала росту бесхозяйственности в промышленности;
. она не позволяла с достаточной гибкостью уравновесить спрос и предложение на предметы потребления. Некоторые полагали, что эти дефекты были вызваны плохим планированием. Другие пошли дальше и поставили под вопрос саму основу системы, исходя обычно из принципа, согласно которому марксистский закон стоимости может быть применен к социалистической экономике.
Среди этих последних одни предлагали устанавливать цены строго пропорционально стоимости произведенных товаров; другие предлагали определять цены стоимостью производства, увеличенной на норму прибыли, пропорциональную сумме инвестированного капитала; третьи предлагали даже сделать цены на средства производства пропорциональными их "предельной" производительности. . Эти разработки в разной степени оказали влияние на эволюцию, наблюдавшуюся с 60-х годов. Не отвергая полностью старых основ системы, выявились две новые ориентации:
. в странах, где планирование оставалось централизованным и императивным, возникла тенденция ввести некоторую внутреннюю рациональность в определение цен исходя из того, что в производственной сфере они должны быть инструментом оценки рентабельности и что, следовательно, они должны включать в себя некоторую социалистическую прибыль (которую экономисты-марксисты называют "средней нормой чистого прибавочного продукта");
. в странах, где планирование становилось более гибким, возникла тенденция, допускавшая разнообразие цен на некоторые товары, вплоть до возвращения к ценам свободного рынка, договорным или контролируемым.
Итак, из приведенных выше доводов мы видим, что при плановой экономике цены в основном устанавливаются директивным путем и поэтому не могут выполнять ряд функций, которые обычно им присущи .
В рыночной экономике цены на товары и услуги устанавливает рынок. Путеводителем обычно выступает спрос. На рынке действует так называемый закон спроса, состоящий в том, что объем покупок обратно пропорционален уровню цен. При понижении цен сделать покупку может больше , а при понижении цен – меньше потребителей.
Взаимосвязь цен и спроса можно изобразить на графике:
Мы обратили внимание на начальную зависимость между спросом и ценами. В свою очередь, и это не менее важно, спрос реагирует на изменение цен. Реакция эта при сопоставлении разных групп товаров оказывается достаточно неравномерной.
3.ВИДЫ ЦЕН И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ЦЕНАХ
3.1. Виды цен и их регулирование В условиях рыночной экономики цены различаются по особенностям купли продажи товаров. Представим наиболее общее представление о практикуемых ценах.
"Базисная цена" используется для определения сорта или качества товаров (услуг) и согласовывается на переговорах между покупателем и продавцом.
"Фактурная цена" (цена купли-продажи), определяется условиями поставки, согласованными в контракте; различают следующие фактурные цены: - "Ex works", когда продавец обязан поставить товар в распоряжение покупателя на своем заводе (или складе); - "FOB", когда товар поставляется продавцом на борт судна в порту, указанном в контракте; - "CAF", когда продавец обязан оплатить все расходы по фрахту до места назначения товара; - "CIF", т. е. цена CAF. дополняемая обязательством продавца заключить договор страхования от риска гибели или порчи товара при перевозке.
" Мировая цена ", определяемая в зависимости от вида товара: по одним товарам - уровнем цен стран-экспортеров, по другим - ценами бирж (аукционов), а по готовым изделиям - ценами ведущих фирм мира.
" Номинальная цена" - денежные цены товаров, публикуемые в прейскурантах, справочниках и биржевых котировках.
" Оптовая цена" - цена, по которой товар поставляется крупными партиями.
" Договорная цена" , которая устанавливается по согласованию сторон на определенные объемы продукции и сроки ее поставки, в течении которых цена не должна меняться.
В Российской Федерации переход к рынку предопределил радикальные изменения и в механизме ценообразования. Введенная в1992 г. система ценообразования базируется на ведущей роли свободных рыночных цен. Основными документами, определяющими порядок ценообразования явились: Постановление правительства РФ "О мерах по либерализации цен" и "Временное положение о порядке применения свободных (рыночных ) цен и тарифов на продукцию производственно - технического назначения, товаров народного потребления и услуги". Тем не менее в России все еще нет закона о ценообразовании ( данные на момент 1995 года ) , который бы создавал законодательную базу реализации основ ценовой политики.
Согласно названному выше " Временному положению ", свободные оптовые цены на продукцию производственно - технического назначения устанавливаются изготовителем по согласованию на равноправной основе с потребителями продукции (услуг). Они применяются с учетом налога на добавленную стоимость при расчетах изготовителей со всеми потребителями (кроме населения) , в том числе с посредниками (включая снабженческо- сбытовые, торгово-закупочные предприятия и организации).
Структура "свободной оптовой цены предприятия" на продукцию производственно - технического назначения ( СОЦППТН) имеет следующий вид:
СОЦППТН = С + П + НДС + СН, где : С - себестоимость изделия, П - прибыль от реализации изделий НДС - налог на добавленную стоимость СН - специальный налог.
Отметим, что " специальный налог " предназначен для формирования бюджетного фонда финансовой поддержки отраслей экономики ( в первую очередь - сельского хозяйства и угольной промышленности). В настоящее время налоги составляют 45% от СОЦППТН..
Выделяют цены на материальную продукцию и на услуги. Цены на материальную продукцию, в зависимости от того, какой оборот совершает продукция, бывают: закупочные, оптовые, отпускные и розничные. Закупочные цены устанавливают на сельскохозяйственную продукцию, оптовые — на продукцию производственно-технического назначения, отпускные — на товары народного потребления. Закупочные цены - это цены на продукцию, поставляемую через посредников ( торгово-закупочные и снабженческие организации).Они определяются исходя из СОЦППТН и " снабженческо-сбытовой надбавки", уровень которой устанавливается по согласованию сторон (между посредником и потребителем, в том числе и торгующими организациями), но не более 25% (с НДС) к свободной отпускной цене.
Оптовые и отпускные цены на промышленную продукцию определяются предприятиями-изготовителями этой продукции.
Розничные цены устанавливаются на товары народного потребления и на некоторые виды продукции производственно-технического назначения, реализуемые населению.
Цены на услуги называют тарифами, которые подразделяются на транспортные, бытовые, коммунальные.
В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов (франкировки товаров) могут быть следующие виды франко:
—франко (до) показывает до какого места пути следования товара транспортные расходы включены в цену;
—франко—станция отправления показывает, что транспортные расходы включены в цену до станции отправления, а все остальные расходы оплачиваются сверх цены;
— франко — станция назначения показывает, что в цену товара включены транспортные расходы до выгрузки его из вагона.
Могут быть и другие виды франко: — франко-вагон — станция назначения; — франко-вагон — станция отправления; — франко-вагон — склад поставщика; — франко— склад покупателя.
В зависимости от порядка установления цены делятся на регулируемые и свободные.
Свободные цены устанавливаются по согласию сторон на основе спроса и предложения.
Регулирование цен осуществляется на основе экономических и административных методов.
Экономическое регулирование цен осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику.
Административное регулирование цен проводится на основе следующих методов:
установление фиксированных цен и тарифов; установление предельных цен и тарифов; установление предельных коэффициентов изменении установление предельного уровня рентабельности.
Декларирование цен осуществляется путем сообщения в органы ценообразования, местные органы о повышении цен с соответствующей мотивацией и калькуляцией.
Со 2 января 1992 года административное регулирование цен на базе повышающегося коэффициента было введено на основные продукты питания (хлеб, молоко, кефир, творог нежирный, соль. сахар, масло растительное), спирт, водку, спички, лекарства, а также основные виды услуг. Объем этих товаров составлял всего 10% в товарообороте страны.
Местным органам власти разрешалось изменять эти коэффициенты.
С марта 1992 года были отпущены цены на многие товары. Регулирование цен в 1992 и 1993 годах осуществлялось на основе предельного уровня рентабельности. В розничной торговле он был определен в размере 8% к розничному товарообороту. в оптовой — 3% к оптовому товарообороту, а в отдельных отраслях промышленности — в пределах 25-50% к затратам.
Структура свободной оптовой и свободной отпускной цены состоит из следующих элементов: себестоимость, прибыль предприятия-изготовителя товара, акциз и НДС (до 1.01.96 г. включался спецналог).
Цены на продукцию и товары, поставляемые через посредников (снабженческо- сбытовые организации, оптовые организации) розничным предприятиям торговли, помимо элементов свободной оптовой (отпускной) цены включают снабженческо- сбытовую, оптовую и торговую надбавки, каждая из которых включает издержки обращения и прибыль соответствующего звена, а торговая надбавка еще и НДС.
Структура свободной цены при поставке товара от производителя непосредственно в розничную торговлю состоит из следующих элементов: отпускная (оптовая) цена плюс торговая надбавка.
При поставке товара через оптовое звено структура свободной розничной цены принимает такой вид: свободная отпускная цена плюс оптовая надбавка. Это цена, по которой розничная торговля рассчитывается с оптовой торговлей, плюс торговая надбавка.
Если товар в розничную торговлю поступает через посредника (снабженческо- сбытовую организацию), то структура свободной розничной цены будет такой:
свободная отпускная цена плюс снабженческо-сбытовая надбавка. Это будет цена закупки плюс торговая надбавка.
При движении товара в розничную сеть через посредника (снабженческо- сбытовую организацию или оптовую организацию) структура розничной цены будет такой:
свободная отпускная цена плюс снабженческо-сбытовая надбавка. Это цена закупки плюс оптовая надбавка, т. е. цена, по которой розничная торговля рассчитывается с оптовой торговлей. Плюс торговая надбавка.
Снабженческо-сбытовые и оптовые надбавки устанавливаются к свободной отпускной цене без НДС, а торговые надбавки — с НДС.
7 марта 1995 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в котором отмечается: «... не применять государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения и товары народного потребления, кроме указанных в этом постановлении».
В перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется Правительством РФ и Федеральными органами исполнительной власти, входят:
газ природный (кроме реализуемого населению и жилищностроительным кооперативам), другие виды газа (кроме реализуемого населению);
продукция ядерно-топливного назначения; электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией; перекачка, перевалка и налив нефти; продукция оборонного значения; драгоценные металлы, драгоценные камни; протезно-ортопедические изделия;
перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
перевозки пассажиров, багажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);
обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;
отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ Российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утвержденному Правительством РФ.
Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляется органами исполнительной врасти субъектов РФ, включает:
газ — населению и жилищно-строительным кооперативам; электроэнергия и теплоэнергия;
топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;
перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта); оплата населением жилья и коммунальных услуг; ритуальные услуги;
услуги систем водоснабжения и канализации; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
услуги почтовой и электрической связи по перечню, утвержденному Правительством РФ;
перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок;
снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые на Крайнем Севере и в приравненных к ним районах;
наценки на продукцию (товары), реализуемые в предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
торговые надбавки к ценам на продукты детского питания; перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении по согласованию с МПС, железными дорогами и при условии возмещения убытков за счет местных бюджетов;
перевозки пассажиров и багажа автотранспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси;
перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, речным транспортом в местных сообщениях и на переправах;
перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах;
Страницы: 1, 2, 3, 4