Эластичность спроса – изменчивость спроса под влиянием изменения различных социально-экономических факторов.
Коэффициент эластичности – это %-е изменение результата признака, вызванного изменением факторного на 1%.
Ээмп=(у1-у0/х1-х0)/(у/х), где числитель – результат, знаменатель – признак.
Интенсивность изменения сравнивается с 1.
Э
Э>1 – сильноэласт.
Э=1 – унитарный спрос.
Э>0 – прямая зависимость (спроса от дохода) (+)
Спрос на потребительском рынке мгновенно реагирует на изменение цены и дохода.
Перекрёстной эластичностью – называется эластичность структуры спроса, вытеснением 1 товара другим под влиянием цены.
Товар - предмет или действие, обладающее полезными свойствами и предназначен для продажи.
Одноименные товары различаются:
Конкурентность товара – способность товара быть проданным на рынке в присутствии конкурентных товаров.
Тестирование – метод оценки качества и конкурентности товара :
1 Лабораторное (для проверки технологического качества).
2 Экспертное (для проверки потребительских свойств).
3 Опросное (соответствие качества запросам потребителей).
Различают скрытое и явное, разовое и периодическое тестирования.
Результат тестирования – сертификация.
Сертификат качества – документ, удостоверяющий соответствие продукта гос. стандартам.
Логотип – оригинальное начертание наименования фирмы, товара.
Торговый образ – персонифицированная марка товара, включая имя владельца фирмы или создателя товара.
Различают:
А) Расширение марочных границ.
Б) Многомарочный подход.
В) При переходе в новый сегмент марка может меняться или не меняться.
Марка регистрируется в государственных или патентованных органах и в виде марочного знака получает правовую защиту.
Марка пользуется международной юр. защитой, может быть предметом купли – продажи.
Цена марки = (доход от реализации – условный доход) * (сила марки) , где условный доход – это доход, который можно получить от реализации этого товара без марки.
В маркировке используется штриховая система (8 или 13 штрих линий). Могут так же наносить дополнительный штрих код, для внутреннего осмотра.
Товарная номенклатура – совокупность товаров, предложенных фирмой, состоящих из товарных групп, объединённые товарные единицы по признакам потребителей или технологической общности, по характеру сырья, отраслевому происхождению и т.д.
Товарная единица – min величина, на которую можно разделить товарную массу без потери её свойств.
Артикул – отличающая характеристика товарная единица.
Ассортимент – совокупность товарных позиций.
Ассортиментная группа – совокупность товарных видов, объединённых принципом функционирования, общностью продажи 1 потребителем через 1 торговую сеть в 1 диапазон цен.
Широта ассортимента – общая численность ассортиментных групп.
Глубина ассортимента – варианты каждого товара в рамках ассортиментной группы.
Гармоничность – степень близости внутри ассортимента.
Насыщенность ассортимента – общее фактическое число разных товаров.
Ложная широта – выпуск одинаковых товаров под различными названиями, в разных упаковках.
Основной ассортимент – товары приносящие большую часть прибыли.
Комплекс баз решений:
Вариация продукта – изменение прежних свойств товара
Дифференцирование – изменение свойств при условии сохранения старых товаров на рынке
Диверсификация – выпуск нового товара не связанного с основным производством
Товародвижение – перемещение товаров в экономическом и географическом пространстве.
Экономическое перемещение – переход товара от одного владельца к другому.
Физическое перемещение – транспортировка товара от места создания до места его конечного использования.
I. Окончательно определяют результат всех усилий предприятия по изучению рынка, производству товара, сегментации рынка
II. Сбытовая сеть приспособлена к запросам покупателя, может быть решающим инструментом в конкурентной борьбе
III. Сбытовая сеть берёт на себя подготовку товара, доработку его иподготовку к продаже (сортировка, сбор, распределение, подбор, фасовка)
IV. Значительную роль в маркетинговых иследованиях
V. Участвует в позицировании товара, даёт рекомендации по ассортименту для пр-ва
VI. Участие в системе продвижения
I. Поиск покупателя, установка контакта, работа со старыми клиентами
II. Формирование портфеля заказов
III. Организация обработки и выполнения заказов
IV. Заключение сделки, договора
V. Аккумуляция – накопление партии товара, годной по размеру и составу к транспортировке
VI. Отгрузка товара
VII. Транспортировка товара
VIII. Оплата заказа и смена собственника
IX. Операции по погрузке и разгрузке товара
X. Организация складирования
XI. Хранение и регулирование товарных запасов
XII. Упаковка, фасовка
А) Выбор способов привлечения клиентов
Б) Пути и типы товародвижения
В) Выбор складской сети
Г) Выбор типов организации торговли
Д) Типы продвижения товара
КТД – ряд ЮЛ или ФЛ занимающихся передвижением и обменом товара, т.е. путь от производителя к потребителю.
Длина КТД – число посредников во всей сбытовой цепочке.
Ширина КТД – число независимых участников сбыта на отдельном этапе КТД.
А) Высокий уровень затрат побуждает потребителя к оптимизации рыночной деятельности. Функции сбыта можно отдать, но нельзя исключить.
Б) Цель передачи функции сбыта состоит в том, чтобы они смогли выполнить их более эффективно с меньшими затратами.
А) В отсутствии посредников изготовитель должен был бы сбывать товары мелкими партиями, чтобы адаптироваться к объему заказов отдельных покупателей, создавать большие запасы. Посредник покупает большие партии товаров, обеспечивает их хранение, разбиение товаров на партии, удобные и выгодные и изготовителям и потребителям.
Б) Совмещение в одной организации 2-х видов деятельности (производства и сбыта) оптимальные масштабы которых различны, вынуждает предприятие один из них вести в неоптимальном масштабе. Это ведет к росту издержек.
А) До выбора КТД:
Б) После выбора КТД:
1. Интенсивная стратегия сбыта (жвачка, табак, пиво, газированная вода, хлеб)
Признаки:
2. Избирательный сбыт. Цель – сочетать престижный образ с хорошим объемом продаж.
Достоинства:
Трудности:
Виды посредников:
По стадии сбыта:
По наличию права собственности на товар: