"Великая депрессия 30-х годов" привела к краху системы золотого стандарта. В целях разработки основ новой мировой валютной системы в 1944 году в Бреттон-Вудсе была созвана международная конференция союзных стран. В результате этой конференции была достигнута договоренность о создании регулируемых связанных валютных курсов, которую называют Бреттон-Вудсской системой. Новая система должна была сохранить преимущества прежней системы золотого стандарта (фиксированных валютных курсов), отмечая при этом ее недостатки. Далее на конференции был создан Международный валютный фонд (МВФ), призванный сделать новую валютную систему реальной и дееспособной. Эта мировая валютная система, базирующаяся на относительно фиксированных валютных курсах и управляемая через МВФ, просуществовала с некоторыми модификациями вплоть до 1971 года. МВФ продолжает и сейчас занимать важнейшее место в международных финансах.
Что представляла собой Бреттон-Вудсская система регулирования связанных валютных курсов? Что вызвало ее распад? Сохраняя традиции золотого стандарта, каждая страна - член МВФ была обязана установить золотое (или долларовое) содержание своей денежной единицы, тем самым, определяя валютный паритет между своей валютой и валютами всех других стран-участниц. Далее, каждая страна была обязана сохранять курс своей валюты неизменным. Страны, входившие в Бреттон-Вудсскую систему, обязаны вносить вклады в МВФ в зависимости от размеров их национального дохода, численности населения и объема торговли. Таким образом, страна могла бы взять краткосрочный заем, необходимый для вмешательства в функционирование валютных рынков, обеспечивая стабильность национальной валюты.
Бреттон-Вудсская система предусматривала использование в качестве международных резервов золота и доллара. Доллар был признан в качестве мировых денег по двум причинам. Во-первых, США вышли из второй мировой войны с наиболее сильной экономикой. Во-вторых, США аккумулировали громадное количество золота, и период с 1934 по 1971 годы проводили политику скупки и продажи золота иностранным финансовым органам по фиксированной цене 35 долларов за унцию. Таким образом, доллар переводился в золото по предъявлению; доллар стал рассматриваться как заменитель золота и поэтому считался "таким же хорошим, как золото". Но, к сожалению, рост золотых запасов отставал от быстрорасширяющихся масштабов международной торговли и финансов. Поэтому приобрел возрастающую по своей важности роль мирового валютного резерва. Страны мира получали доллар в качестве резервной валюты в результате дефицита платежного баланса США. По мере того, как количество долларов, находящихся на руках у иностранцев, стремительно росло, а золотые резервы США сокращались, другие страны неизбежно стали задавать вопрос: неужели доллар был действительно "так хорош, как золото"? Способность США сохранять обратимость доллара в золото становилась все более сомнительной. Для сохранения за долларом статуса резервного средства необходимо было устранить дефицит платежного баланса США; но ликвидация дефицита означала бы истощение источника дополнительных долларовых резервов для системы. Эта проблема встала во весь рост в начале 70-х годов. Столкнувшись с устойчивым и растущим дефицитом платежного баланса США, президент Р.Никсон 15 августа 1971 года приостановил конвертируемость доллара в золото. Новая политика разорвала связь между золотом и интернациональной стоимостью доллара, пустив доллар в "плавание" и позволив рыночным силам определять его стоимость. Свободное колебание доллара лишило Бреттон-Вудсскую систему фиксированных курсов поддержки.
Управляемые плавающие валютные курсы
Систему, возникшую с тех пор, можно определить, как систему управляемых плавающих валютных курсов. С одной стороны, общепризнано, что изменяющиеся условия экономических отношений между странами требуют постоянных изменений валютных курсов для избежания устойчивых отрицательных или положительных сальдо платежных балансов; валютные курсы должны иметь возможность плавать. С другой стороны, краткосрочные изменения валютных курсов, возможно усиленные спекулятивными операциями купли-продажи, могут вызвать частые и значительные их колебания, которые приводят к нарушению торговых и финансовых потоков. Поэтому имеется общая договоренность, что центральные банки разных стран должны покупать и продавать иностранную валюту для сглаживания подобных колебаний валютных курсов. Другими словами центральные банки должны "управлять" краткосрочными спекулятивными изменениями курсов валют своих стран, или стабилизировать их. Эти важнейшие моменты были зафиксированы в 1976 году ведущей группой стран, входящих в МВФ. Таким образом, в идеале новая система придаст не только долгосрочную гибкость валютным курсам, необходимую для выравнивания несбалансированных платежных балансов, но и обеспечит их достаточную долгосрочную стабильность в целях поддержания и стимулирования международной торговли и финансов.
В действительности нынешняя валютная система несколько сложнее. В то время как ведущие валюты, такие, как американский и канадские доллары, японская иена, британский фунт стерлингов, колеблются или плавают в соответствии с изменяющимися условиями спроса и предложения, большинство стран европейского "Общего рынка" пытаются привязать свои валюты друг к другу. Более того, многие слаборазвитые страны привязывают свою валюту к валюте какой-либо ведущей промышленно развитой страны. Так, например, около 40 наименее развитых стран привязали свои валюты к доллару. Наконец, некоторые страны привязывают стоимость своих валют к "корзине" или группе других валют.
Насколько хорошо работает система управляемых плавающих валютных курсов? Хотя опыт этой системы на историческом плане слишком непродолжителен и потому недостаточен для полной оценки, у системы имеются как сторонники, так и критики. Сторонники системы доказывают, что за время ее недолгого существования она функционировала хорошо, намного лучше, чем предполагалось. Однако до сих пор существуют веские аргументы в пользу системы, характеризующейся большей стабильностью валютных курсов. Те, кто выступают за фиксированные курсы, видят проблемы нынешней системы.
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОНТРОЛЬ ВАЛЮТНЫХ
ОПЕРАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
Правовая база внешнеэкономической деятельности
Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" разрешено предприятиям самостоятельно осуществлять экономическую деятельность. Указом Президента Российской Федерации "О либерализации внешнеэкономической деятельности" разрешено всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности осуществление внешнеэкономической деятельности без специальной регистрации. Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ для этих целей. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати. Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам. Перечень стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим постановлением Правительства РФ и содержит 13 позиций (топливо, электроэнергия, зерно и др.).
Предприятия могут осуществлять экспортно-импортные операции непосредственно или на договорной основе через внешнеэкономические организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата и др. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство. Управление внешнеэкономической деятельностью в Российской Федерации осуществляет Министерство внешнеэкономических связей, Государственный таможенный комитет. Регулирование валютных операций производят Валютно-экономическая комиссия Российской Федерации, Центральный банк России. Общее руководство возложено на Президента, Правительство и Министерство экономики Российской Федерации.
На территории Российской Федерации действует единый режим квотирования и лицензирования, основой которого являются единые перечни лицензируемых товаров, система установления и распределения квот и лицензий. Общие квоты экспорта из России отдельных товаров устанавливаются Министерством экономики по согласованию с соответствующими министерствами. Постановлением правительства РФ "О продаже экспортных квот, устанавливаемых для государственных нужд" разрешено МВЭС ежеквартально осуществлять на конкурсной или аукционной основе продажу не использованных предприятиями- изготовителями экспортных квот в случаях заключения ими договоров поставки продукции на экспорт для государственных нужд либо невыполнения ими указанных поставок.
Продукция, получаемая регионами в счет платы за пользование недрами, акваторией и участками морского дна, может быть реализована на экспорт в пределах установленных региональных экспортных квот. Реализация квот по нефти и нефтепродуктам региональными органами государственного управления осуществляется через нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия- производители указанной продукции. Квоты для аукционной продажи определяются Министерством экономики РФ с участием заинтересованных министерств и ведомств и доводятся до МВЭС в течение года. При аукционной продаже экспортные квоты подтверждаются сертификатами. Сертификат на квоту является документом, подтверждающим право его владельца на получение в установленном порядке лицензий на экспорт. Сертификаты подразделяются на два вида: "страновой" – с указанием конкретной страны-покупателя; "открытый" - без указания страны-покупателя. Производителям товара выдается только открытый сертификат. Срок его действия ограничивается кварталом.
Выдача сертификатов осуществляется уполномоченными МВЭС в регионах. Лицензии выдаются субъектам хозяйственной деятельности независимо от форм их собственности; не подлежит передаче другим юридическим лицам. Выдача лицензий производится на основании заявлений представленных на типовых бланках в соответствии с инструкцией, утверждаемой МВЭС и в соответствии с кодами товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Лицензии выдаются владельцам сертификатов при предъявлении договоров на поставку товаров, а также парафированных экспортных контрактов. Заявители отвечают за достоверность сведений, представляемых в заявлении на лицензию. Лицензии бывают генеральные и разовые. Лицензия выдается на один вид товара независимо от количества наименований товаров включаемых в контракт. В отдельных случаях допускается предоставление генеральной лицензии на несколько видов товаров, если они входят в одну товарную группу.
Генеральные и разовые лицензии являются разрешением на экспорт или импорт товаров в установленные в них сроки. Генеральная лицензия выдается сроком на один календарный год для совершения экспортных или импортных операций на основе долгосрочных межправительственных обязательств Российской Федерации. Экспортные или импортные операции по генеральной лицензии могут осуществляться по одной или нескольким сделкам. Разовая лицензия предоставляется заявителю сроком до 12 месяцев для экспортных или импортных операций по каждой отдельной сделке. По мотивированной просьбе заявителя срок действия лицензии может быть продлен. Продление ее подтверждается в письменной форме.
Решение о выдаче лицензий принимаются не позднее 25 дней с даты поступления заявлений. Решение об отказе должно быть мотивированным и отправляться заявителю в письменной форме. Экспортеры осуществляют отгрузку товаров для экспорта только после получения лицензии. В случае нарушения установленного порядка лицензирования Министерство внешнеэкономических связей может приостановить или аннулировать выданные лицензии. Льготы, предусмотренные для предприятий с иностранными инвестициями, по налогообложению и валютным отчислениям не распространяются на экспорт этими предприятиями продукции согласно приобретенным сертификатами.
Общий контроль за вывозом с территории Российской Федерации лицензируемых товаров возлагается на Государственный таможенный комитет. Транспортно-экспедиторским предприятиям и гражданам - владельцам транспортных средств запрещено принимать к отгрузке за пределы Российской Федерации товары без разрешения таможенных органов в товаросопроводительных документах. С владельцев транспортных средств, осуществляющих перевозку товаров без разрешения таможенных органов, взыскивается штраф в размере рыночной стоимости перевозимого товара органами федеральной налоговой службы, причем независимо от санкций, применяемых таможенными органами.
Валютное регулирование
Валютное регулирование включает порядок проведения валютных операций, формирования резервных фондов, валютный контроль; здесь действует российское законодательство о валютном регулировании и контроле. Порядок осуществления валютных операций во внутреннем обороте и международных расчетах Российской Федерации регулируется положениями, утвержденными Центральным банком России.
Операции на валютном рынке могут проводиться лишь через уполномоченные банки и по рыночному курсу рубля к валютам. Субъекты валютных отношений подразделяются на резидентов и нерезидентов.
К резидентам относятся: российские и иностранные граждане и лица без гражданства имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за границей; юридические лица с местонахождением на территории Российской Федерации и зарегистрированные в ней, в том числе предприятия с участием иностранных инвестиций; российские дипломатические, торговые и иные официальные представительства за границей, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительства и филиалы резидентов за границей.
Нерезидентами считаются: иностранные и российские граждане и лица без гражданства, имеющие постоянное местожительство за границей, в том числе временно находящиеся на территории Российской Федерации; юридические лица с местонахождением за границей, созданные и действующие в соответствии с законодательством иностранного государства, в том числе с участием российских предприятий и организаций; находящиеся на территории Российской Федерации иностранные дипломатические, торговые и иные официальные представительства, международные организации пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительства и филиалы нерезидентов.
Валютные операции охватывают операции, связанные с: переходом права собственности на валютные ценности; использованием в качестве средства платежа иностранной валюты, а также рубля при внешнеэкономической деятельности; вывозом и пересылкой из нее за границу валютных ценностей, а также международными денежными переводами. Валютные операции подразделяются на текущие операции, связанные с движением капитала.
Текущие валютные операции включают: операции по купле-продаже валютных ценностей, товаров и услуг, реализации прав на интеллектуальную собственность, расчеты по которым осуществляются на условиях без отсрочки платежа и не предполагающие предоставление или привлечение заемных средств; переводы средств за границу и из-за границы, процентов, дивидендов и иных доходов от банковских вкладов, кредитов, инвестиций и прочих финансовых операций; переводы средств неторгового характера, охватывая переводы зарплаты, пенсий, алиментов, наследств и другие аналогичные операции; получение и предоставление коммерческих и финансовых кредитов на срок не более 180 дней.
К валютным операциям, имеющим отношение к движению капитала, относятся: инвестиции, в том числе приобретение и продажа ценных бумаг; предоставление и получение коммерческих и финансовых кредитов на срок более 180 дней; привлечение и размещение средств на счета и во вклады; все иные валютные операции не являющиеся текущими валютными операциями.
Купля-продажа иностранной валюты может осуществляться на внутреннем валютном рынке страны. Операции на валютном рынке России проводятся резидентами через уполномоченные банки по рыночному курсу рубля к иностранным валютам в форме межбанковских сделок, сделок на валютных биржах и аукционах. Полномочия органов власти и функции банковской системы следующие.
Общее руководство валютной политикой осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации, которые принимают законодательные акты в области валютной политики, обеспечивают их соблюдение, распределяют полномочия и функции по управлению валютной сферой внутри страны. Конкретные направления валютной политики определяет Валютно-экономическая комиссия, которая принимает нормативно-законодательные акты в области регулирования валютными операциями и управления валютными ресурсами.
Главным исполнительным органом валютного регулирования является Центральный банк России, а конкретным исполнителями – уполномоченные коммерческие банки, предприятия организации и граждане. Банк управляет валютными операциями. Выдает коммерческим банкам лицензии на осуществление операций в валюте на территории Российской Федерации и за границей, т.е. предоставляет этим банкам статус уполномоченного банка.
Центральный банк России вводит ограничения для коммерческих банков на объемы привлечения кредитов из-за границы; устанавливает им максимальные размеры валютного, процентного и курсового рисков; управляет валютными резервами находящимися на его балансе; определяет сферу и порядок обращения иностранной валюты на территории страны; проводит все виды валютных операций; регулирует валютный рынок; регулирует курс рубля к иностранным валютам; осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков, вводит единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций; готовит и публикует статистику валютно-финансовых операций Российской Федерации по принятым международным стандартам. При недобросовестном выполнении уполномоченным банком своих функций Центральный банк России может лишить их лицензии на выполнение операций с валютными ценностями и банковское обслуживание расчетов в валюте.
Уполномоченные банки осуществляют валютные операции в соответствии с лицензией и контроль за соблюдением клиентами валютного законодательства и представлением ими отчетности о проводимых операциях .
Валютное регулирование включает порядок владения пользования, пользования и распоряжения валютными ценностями. Валютные ценности на территории Российской Федерации могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов. Право собственности на валютные ценности на территории Российской Федерации гарантируется и защищается государством наряду с другими объектами собственности. Валютные средства резидентов должны иметь легальное происхождение. Источниками их являются: валютная выручка от внешнеэкономической деятельности; взносы в уставный капитал; валютные кредиты от уполномоченных банков и финансовых учреждений и других иностранных юридических лиц; валюта приобретенная на внутреннем валютном рынке за рубли через уполномоченные банки; благотворительные фонды.
Валютные средства предприятий и организаций хранятся на валютных счетах и во вкладах в уполномоченных банках и используются ими самостоятельно. Предприятия и организации в праве объединять свои валютные средства на добровольной основе для решения общих задач.
Российские и иностранные граждане могут иметь в собственности валютные ценности, ввезенные, переведенные или пересланные в Российскую Федерацию из- за границы, полученные или приобретенные на территории Российской Федерации в законном порядке, хранить на счетах или вкладах в уполномоченных банках и использовать для целей, не запрещенных законом.
Порядок осуществления валютных операций юридическими лицами-резидентами следующий. Юридические лица-резиденты могут самостоятельно использовать принадлежащие им валютные ресурсы на цели, не противоречащие действующему законодательству. Резиденты осуществляют текущие валютные операции без ограничений, а операции, связанные с движением капитала,- в порядке, установленном Центральным банком России. Расчеты за товары между резидентами за проданные товары не разрешаются, за исключением случаев, разрешенных Центральным банком России. Расчеты между резидентами и нерезидентами могут производится как в валюте, так и рублях. Валютная выручка юридических лиц-резидентов от внещнеэкономической деятельности подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках Российской Федерации. Юридические лица могут хранить средства в иностранной валюте на счетах и во вкладах в иностранных банках. Условия такого хранения устанавливаются Центральным банком России. Юридические лица-резиденты, имеющие валютные счета за границей, обязаны представлять уполномоченным банкам информацию об операциях по этим счетам.
Порядок осуществления валютных операций гражданами-резидентами следующий: ввоз, перевод, пересылка из-за границы в Россию иностранной валюты и иных валютных ценностей гражданами-резидентами с соблюдением таможенных правил не ограничиваются; средства граждан-резидентов в иностранной валюте подлежат свободному зачислению на валютные счета в уполномоченных банках; средства в иностранной валюте, включая находящиеся на счетах граждан-резидентов в уполномоченных банках, могут быть проданы ими за рубли уполномоченному банку, переведены, а также перевезены или переведены из России с соблюдением таможенных правил при выезде владельца счета за границу; допускается на период пребывания граждан-резидентов за границей открытие ими валютных счетов и вкладов в иностранной валюте за границей.
Сделки с валютными ценностями между гражданами-резидентами, а также гражданами-резидентами и гражданами-нерезидентами на территории Российской Федерации запрещены, за исключением случаев: купли-продажи валютных средств гражданами-резидентами на внутреннем валютном рынке России через уполномоченные банки; передачи в дар валютных ценностей государству, фондам, организациям на благотворительные цели; дарения валюты супругу и близким родственникам; завещания валютных ценностей и получения их по праву наследования; приобретения, продажи и обмена в целях коллекционирования единичных иностранных денежных знаков и монет, в том числе из драгоценных металлов, в порядке, установленном действующим законодательством. Вывоз гражданами-резидентами иностранной валюты и других валютных ценностей допускается при соблюдении требований таможенного законодательства.
Порядок осуществления валютных операций на территории Российской Федерации нерезидентами (юридическими лицами и гражданами) состоит в следующем. Нерезиденты могут беспрепятственно ввозить, переводить и пересылать из-за границы в Россию, а также вывозить, переводить и пересылать за границу валютные ценности, если указанные валютные ценности были ранее ввезены, переведены и пересланы в Россию из-за границы или приобретены на территории России на законном основании. Средства нерезидентов в иностранной валюте, переведенные или ввезенные в Россию с соблюдением таможенных правил или приобретенные нерезидентами в установленном порядке на ее территории, подлежат свободному зачислению на счета и во вклады в уполномоченных банках и могут без ограничения переводиться через уполномоченные банки за границу. Нерезиденты осуществляют валютные операции, в том числе по куплю-продажу валютных ценностей, только через уполномоченные банки. Средства нерезидентов в рублях, полученные в результате продажи иностранной валюты уполномоченному банку, могут быть проданы обратно за иностранную валюту, а выручка от продажи беспрепятственно переведена или вывезена за границу.
Контроль за правомерностью валютных операций производится Центральным банком России и Федеральной службой валютного и экспортного контроля. Уполномоченные банки осуществляют также валютный контроль в пределах своей компетенции. Контроль за полнотой и своевременностью перечисления валютной выручки в Россию и обоснованностью платежей за границу по внешнеэкономическим операциям обязаны совершать также органы Федеральной Налоговой службы России. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении операций с валютными ценностями.
Основными направлениями контроля является проверка: соответствия проводимых операций действующему валютному законодательству и наличия необходимых для них разрешений; выполнения резидентами обязательств по продаже валюты государству; особенности платежей в иностранной валюте; полноты и объективности учета, отчетности и документации по валютным операциям.
В случае нарушения предприятиями, банковскими и иными финансовыми учреждениями валютного законодательства и нормативных актов Центрального банка Федеральная служба валютного и экспортного контроля может применять следующие санкции: наложение штрафа в размерах, установленных валютно- экономической комиссией; лишение банковских и иных финансовых учреждений лицензий на проведение операций в иностранной валюте; лишение предприятий полученных ими лицензий на экспорт и импорт товаров (работ, услуг); привлечение должностных лиц и граждан, совершивших нарушение или не принявших надлежащих мер для соблюдения норм валютного регулирования, к уголовной и административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Функционирование валютного механизма в зоне совместного предпринимательства имеет свои особенности.
Список литературы:
1. К.Р. Макконел, С.Л. Брю "Экономикс" , М. "Республика" 1992 2. Ю.А. Григорьев "Практика внешнеэкономической деятельности" , М. "Паимс"
1993 3. И.Т. Балабанов "Валютные операции", М. "Финансы и статистика" 1993 4. Зайдель. Х , Теммен.Р Основы учения об экономике. М.: Дело ЛТД. 1994 5. Робинсон. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. 1986
Страницы: 1, 2, 3