Рефераты. Экономический рост






Модели Харрода и Домара неплохо описывали реальные процессы экономического роста 1920 – 1950 гг., но для более поздних наблюдений (1950 – 1970 гг.) наиболее успешно использовалась неоклассическая модель Р. Солоу.

1.4.Факторы экономического роста.

 Экономический рост определяется рядом факторов. В экономической науке широ­кое распространение получила теория трех факторов производства,  родоначальником  которой был Ж.-Б. Сэй. Суть ее заключается в том, что в создании сто­имости продукта принимают участие труд, земля и капитал.

Позднее трактовка производственных факторов получила бо­лее глубокое и расширительное толкование. К ним обычно относят:

·        труд;

·        землю;

·        капитал;

·        предпринимательскую способность;

·        научно-технический прогресс.

Фактически это уже знакомые нам факторы производства (производственные факторы), они же экономические ресурсы, но называемые факторами роста в связи с тем, что при рас­смотрении экономического роста их анализируют под несколь­ко другим углом.

Факторы экономического роста взаимосвязаны и перепле­тены. Так, труд весьма производителен, если работник исполь­зует современное оборудование и материалы под руководством способного предпринимателя в условиях хорошо работающего хозяйственного механизма. Поэтому точно определить долю того или иного фактора экономического роста достаточно слож­но. Более того, все эти крупные факторы являются комплек­сными, состоят из ряда более мелких элементов, вследствие чего факторы можно перегруппировывать.

Так, по внешне- и внутриэкономическим элементам можно выделить внешние и внутренние факторы (например, капитал делится на поступающий в страну извне и на мобилизуемый внутри страны, а последний можно разделить на используемый внутри страны и на вывозимый за ее пределы и т.д.).

Распространено и деление факторов в зависимости от ха­рактера роста (количественного или качественного) на интен­сивные и экстенсивные. К экстенсивным факторам роста от­носятся:

·        увеличение объема инвестиции при сохранении сущест­вующего уровня технологии;

·        увеличение числа занятых работников;

·        рост объемов потребляемого сырья, материалов, топлю и других элементов оборотного капитала.

К интенсивным факторам роста относятся:

·        ускорение научно-технического прогресса (внедрение но­вой техники, технологий, путем обновления основных фонде и т.д.);

·        повышение квалификации работников;

·        улучшение использования основных и оборотных фондов;

·        повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет лучшей ее организации.

При преобладании экстенсивных факторов роста говорят об экстенсивном типе развития экономики, при преобладании ин­тенсивных факторов роста — об интенсивном типе.

      1.5. Типы экономического роста

При экстенсивном типе развития эконо­мический рост достигается путем количе­ственного увеличения факторов производ­ства, а при интенсивном — путем качественного их совершен­ствования и лучшего использования. Более того, в этом случае экономический рост возможен и при уменьшающихся темпах капитальных вложений, и даже при уменьшении их физического объема.

В условиях экстенсивного роста изменение соотношения между его факторами происходит сравнительно равномерно и достижение максимума производства продукции ставится в за­висимость главным образом от состояния экономических ре­сурсов, особенно от сочетания затрат труда и капитала, и лишь в определенной степени от научно-технического прогресса.

2. Государственное регулирование экономического роста.

2.1 Государственное регулирование экономического роста.

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

   1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем  совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как  средство  стимулирования капиталовложений. При  необходимости  финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем  чтобы  высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

   2. В  противоположность  кейнсианцам, сторонники “экономики  предложения”  делают упор  на  факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему  сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на  выплаты  по  процентам, это приведет  к  ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве  полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого  предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В  отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог  на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют  больше  внимания  краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения”  отдают  предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост  общественного  продукта  при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

   3. Экономисты  разных  теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы  стимулирования  экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют  индустриальную  политику, посредством  которой  правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных  отраслей и способствующие  перемещению  ресурсов из низко производительных  отраслей. Правительство  также  могло бы увеличить  свои расходы на фундаментальные  исследования  и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и  росту  производительности труда.

При  всей  многочисленности и сложности  возможных методов стимулирования экономического  роста  большинство  экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, - капиталоемкость и склонность  к  сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.


2.2 Фискальная политика государства

Фискальная (лат. fiscalis — казенный) политика — со­вокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расхо­дов. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как. например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика определяет основные направле­ния использования финансовых ресурсов государства, методы финан­сирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые мето­ды регулирования экономики.

К прямым относятся способы бюджетного регулирования. Средст­вами государственного бюджета финансируются: а) затраты на расши­ренное воспроизводство; 6) непроизводительные расходы государст­ва; и) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.: г) проведение структурной политики; е) содержание военно-промышленно­го комплекса и т.п.

С помощью косвенных методов государство воздействует на финан­совые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потре­бительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложе­ния. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., госу­дарство стремится добиться возможно более устойчивых темпов эконо­мического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд. Так, в ФРГ в начале 70-х годов по ряду отраслей промышленности на амортизацию разрешалось списывать до 20—30% стоимости основного капитала в год. В Великобритании в первый год введения в эксплуата­цию нового оборудования можно было отчислять в фонд амортизации 50% стоимости новых орудий производства.

Однако в этих случаях амортизация списывается в размерах, зна­чительно превышающих действительный износ основного капитала, вследствие чего повышаются цены на производимую с помощью этого оборудования продукцию. Если ускоренная амортизация расширяет финансовые возможности бизнесменов, то одновременно она ухудша­ет условия реализации продукции и сокращает покупательную способ­ность населения.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики госу­дарства: а) дискреционную и б) недискреционную.

2.3. Дискреционная фискальная политика

Дискреционная (лат. discrecio — действующий по своему усмотре­нию) политика означает следующее. Государство сознательно регули­рует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономичес­кого положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между финан­совыми переменными величинами.

Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого воз­растает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Важно учесть, что государственные расходы влияют на совокупный спрос так же, как и инвестиции (действуют как мультипликатор инвес­тиций, который разработал Дж. Кейнс): мультипликатор государст­венных расходов МG показывает, насколько возрастает валовой нацио­нальный продукт D ВНП в результате увеличения этих расходов DG:

DВНП=DG ´ MG

Естественно, что при уменьшении государственных затрат G сокращается  объем ВНП.

Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Изменение налогообложения дает мультипликационный эффект. Между тем мультипликатор налогов меньше мультипликаторов инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что каждая единица прироста инвестиций (и государственных расходов) прямо воздейству­ет на увеличение объема ВНП. При уменьшении же налогов растет располагаемый доход, однако, часть его идет на потребление, а оставшаяся доля расходуется на сбережения.

Указанные функциональные зависимости используются в дискреционной политике государства для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на разных фазах цикла.

Например, при кризисе проводится политика экономического роста. В интересах роста ВНП увеличиваются государственные расходы, снижаются налоги, причем рост расходов сочетается с уменьшением налогов так, чтобы мультипликационный эффект государственных затрат был больше мультипликатора налогов. Итогом является уменьшение спада производства.

Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вы­званный избыточным спросом), правительство проводит политику сдер­живания деловой активности — сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. Эти меры сочетаются таким образом, чтобы мультипликационный эффект уменьшения расходов был больше, чем мультипликатор роста налогов. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.

2.4. Недискреционная, фискальная политики

Второй вид фискальной политики — недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор ­– экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах дело­вого цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются нало­говые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.

На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономи­ческий рост.

На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьша­ются и тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолению спа­да экономики.

Из сказанного видно, сколь большое место занимает налогообложе­ние в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики государства яв­ляется совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.

Возьмем для примера наиболее важную разновидность налогов — подоходный налог, который устанавливается на доходы физических лиц и на прибыль фирм. Как определяется величина этого налога?

Сначала подсчитывается валовой доход – сумма всех доходов, по­лученных физическими и юридическими лицами из разных источни­ков. Из валового дохода по законодательству обычно разрешается вы­читать: а) производственные, транспортные, командировочные и рек­ламные расходы; б) различные налоговые льготы (необлагаемый ми­нимум доходов; например, в США в 1990 г. этот минимум составил 2050 долл.; суммы пожертвований, льготы для пенсионеров, инвали­дов и др.). Таким образом, облагаемый налогом доход — это разница между валовым доходом и указанными вычетами.

Важно установить оптимальную налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различаются следующие ставки налога:

·        твердые, которые устанавливаются на единицу объекта незави­симо от его стоимости (например, автомашину);

·        пропорциональные, т.е. единый процент уплаты налогов незави­симо от размеров доходов;

·        прогрессивные, возрастающие с увеличением доходов.

Практика показывает, что при чрезвычайно высоких ставках нало­гов подрываются материальные стимулы к труду и новаторству. Непо­мерное возрастание в 60—70-е годы в западных странах налогового бремени привело к отрицательным последствиям. Оно вызвало «нало­говые бунты», широкое уклонение от налогов, способствовало утечке капиталов и бегству получателей высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообложения.

Как известно, в 70-е годы неоконсерваторы выдвинули теорию пред­ложения. Ее авторы установили, что рост налогообложения оказывает неблагоприятное воздействие на динамику производства и доходов. Увеличение налогов за счет повышения их ставок на определенном этапе не компенсирует сокращения поступлений в государственный бюджет из-за быстрого сужения налогооблагаемых доходов, а затем это может сопровождаться также сокращением общей суммы бюджетных доходов. В итоге высокие налоги оказывают сдерживающее воздействие на предложение капитала, труда и сбережения.

Основной задачей хозяйственной политики представители теории предложения считают определение оптимальных ставок налогообло­жения и налоговых льгот и выплат. Снижение налогов рассматривается в качестве средства, способного обеспечить долгосрочный экономичес­кий рост и борьбу с инфляцией. Оно усилит стремление получать боль­шие доходы, окажет стимулирующее влияние на рост производства и увеличит покрытие денежной массы товарами.

Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подо­ходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера.

Группа А. Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% Ro является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов TM. При ставке налога выше Rо резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую эко­номику. При R, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.

Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50—70%. Американцы говорят, что при столь высокой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике.

Эмпирические исследования теоретиков предложения в какой-то мере подготовили налоговые реформы в США и других странах. В течение 80-х — начале 90-х годов в ведущих странах Запада проводились радикальные налоговые реформы. Цели этих реформ — ввести более равномерное налогообложение равных по величине доходов, уменьшить налог на прибыли компаний, снизить прогрессивность налогообложения, ликвидировать ряд налоговых льгот. Все стороны налогообложения ре­гулируются едиными исчерпывающими законами, которые принимают национальные парламенты.

С начала экономических реформ в России Правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм (все виды федеральных и местных налогов и взносов в различные фонды доходят до 85—90%), что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно ответной реакцией является активное развитие теневой эко­номики. В итоге Правительство Российской Федерации не в состоянии собрать в доходную часть бюджета и половины предусмотренных на­логовых поступлений.


3. Условия стабильности экономического роста.

3.1 Условия стабильности экономического роста

Общество, как правило, заинтересовано в стабильном экономическом росте. Как можно обеспечить такую устойчивость?

Первое условие. Макроэкономика должна постоянно создавать со­вокупный общественный продукт (СОП) в объеме, который соответст­вует реально сложившимся потребностям (точнее: платежеспособному спросу) всех граждан страны,

Второе условие. СОП должен состоять из двух видов благ:

а) средств производства, необходимых для продолжения производства материальных благ:

б) предметов потребления.

Третье условие. Все материальное производство делится на два под­разделения;

а) I подразделение — производство средств производства. Сюда вхо­дят отрасли национального хозяйства и предприятия, добывающие нефть, уголь, железную руду и создающие станки, грузовые машины строительные механизмы, трактора и т.п.;

б) II подразделение — производство предметов потребления (хлебозаводы, мясокомбинаты, трикотажные фабрики и т.п.).

В итоге в масштабе макроэкономики возникает два потока (непре­рывного движения) материальных благ:

1.      поток средств производств;

2.      поток предметов потребления.

Четвертое условие. Каждое подразделение использует создаваемые им потоки благ для удовлетворения собственных потребностей и для нужд другого подразделения.

Так, I и II подразделения имеют совокупный капитал (капитал всех своих предприятий), состоящий из средств производства. Последние ежегодно расходуются (основной капитал частично, оборотный капи­тал полностью). Поэтому на следующий очередной период оба подраз­деления нуждаются в восстановлении утраченных вещественных усло­вий производства. В связи с этим поток средств производства разделя­ется на две части: а) одна часть остается внутри I подразделения (для восстановления израсходованных в предыдущем году вещественных условий производства); б) другая часть потока направляется во II под­разделение (для возобновления потраченных средств производства).

В результате такого разделения потока средств производства в I под разделении действуют два подотдела:

1.      подотдел производства средств производства для I подразделения (сюда относятся базовые отрасли промышленности, создающие материальные факторы для всей сферы производства: уголь, нефть, металл и т.д.)

2.      подотдел производства средств производства для II подразделения.

В свою очередь, работники I и II подразделений потребляют про­дукцию II подразделения — жизненные блага. Поэтому поток продукции II подразделения делится на два направления: а) одна часть исполь­зуется для работников самого II подразделения и б) остальная часть идет работникам I подразделения.

В итоге П подразделение имеет два подотдела:

1.      подотдел произ­водства предметов потребления для II подразделения

2.      подотдел производства предметов потребления для I подразделения.

Правда, в качественном отношении продукция этих подотделов ничем не разли­чается. Между тем деление потока предметов потребления па две части важно для учета его общего объема и предназначения.

Структурный анализ подвел к вопросу: при каких количествен­ных пропорциях может обеспечиваться нормальное — устойчивое — развитие I и II подразделений.

Сначала рассмотрим простое общественное воспроизводство, при котором объем совокупного общественного продукта — по его нату­ральной форме и по стоимости — не возрастает.


I подразделение

I1 — средства производства для I подразделения

I2 — средства производства для II подразделения


II подразделение

II1 — предметы потребления для I подразделения

II2 — предметы потребления для II подразделения

Рис 2. Схема структуры материального производства

Схема структуры материального производства (рис. 2) показыва­ет, во-первых, что часть всей продукции будет реализована внутри тех подразделений, которые ее создали. Это касается средств производства, изготовленных для самого I подразделения (I1), а также предметов потребления, которые достанутся работникам II подразделения (II2). Во-вторых, из I подразделения во II идет часть средств производства, изготовленная для II подразделения (I2). А из II подразделения направ­ляются предметы потребления для работников I подразделения (II1).

Совершенно ясно, что в условиях рыночной экономики обмен про­дукции I подразделения (I2) на продукцию II подразделения (II1) дол­жен быть эквивалентным. Значит, главным условием реализации СОП при простом общественном воспроизводстве является сбалансирован­ность при обмене продукцией между двумя под­разделениями: I2 = II1 .

Иначе говоря, I подразделение поставляет II сродства производства на такую сумму стоимости, на которую II подразделение дает ему пред­меты потребления.

Это равенство можно использовать для соответствующей подста­новки в формуле структуры I подразделения (I = I1 + I2). После взаим­ного обмена продукцией между подразделениями (I2 = II1) I подразде­ление будет иметь такой вид:

I = I1 + II1,

т.е. I подразделение после реализации части своей продукции во II под­разделении обеспечивает себя необходимым количеством средств про­изводства (I1) и приобретает для своих работников соответствующий объем предметов потребления (II2).

Используя указанную подстановку в формуле состава II подразде­ления (II = II1 + II2), можно преобразовать ее в иной вид:

II = I2 + II2.

Тогда оказывается, что в результате взаимного обмена продукцией между двумя подразделениями II подразделение приобретает потреб­ное для простого воспроизводства количество средств производства (I2), а также самообеспечивает своих работников предметами потреб­ления (II2).

Таковы условия сбалансированного простого воспроизводства макроэкономики.

Каково же главное условие обмена продукцией между I и II подразделениями при расширенном воспро­изводстве?

Очевидно, что расширение производства (особенно при его экстен­сивном типе) требует увеличения применяемого количества средств производства- Поэтому I подразделение к уже имевшемуся у него в прошлом году объему средств производства добавляет (за счет накап­ливаемой части прибыли) дополнительную сумму новых средств про­изводства (I + DI). Тогда в этом подразделении будет больше вещест­венных факторов: (I1 + DI1) + (I2 +DI2), т.е. станет возможным увеличить два подотдела I подразделения: производство средств производства для I подразделения (I1 + DI1)  и производство средств производства для II подразделения (I2 +DI2).

В таком случае I подразделение сможет дать средств производства II подразделению больше, чем было при простом воспроизводстве. Глав­ное условие реализации СОП при расширенном воспроизводстве при­мет другой вид:

(I1 + DI1) > II.

Выходит, что I подразделение создает возможность для того, чтобы II подразделение тоже вступило на путь расширенного воспроизводства. Однако для этого нужно увеличить объем предметов потребления, поступающих в обмен на продукцию I подразделения (за счет фонда накопления): (II1 + DII1). Чтобы обеспечить эквивалентность и сбалан­сированность взаимного обмена продукцией между I и II подразделе­ниями при расширенном воспроизводстве необходимо соблюдать ра­венство

(I2 +DI2) = (II1 + DII1)

При соблюдении этого равенства произойдет полностью сбалансированное расширение I и II подразделений. I под­разделение будет иметь возросшую величину средств производства (I1 + DI1) и большее количество предметов потребления для работни­ков (II1 + DII1). Аналогичным образом увеличится производство пред­метов потребления.

Следовательно, чтобы обеспечить стабильность экономического роста, требуется соблюдать следующее условие. Поток благ, идущих из I подразделения во II и в обратном направлении должен быть сбалансирован.

Этот вывод имеет полную силу и при более детальном рассмотрении взаимосвязи всех отраслей национальной экономики.


Заключение

   Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Экономический рост можно определить как рост реального ВНП или рост реального ВНП

на душу населения. Он обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем.

2. Экономический рост определяется следующими факторами: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии.

3. При экстенсивном экономическом росте достигается сокращение уровня безработицы, достижения полной занятости, которая позволяет увеличить темпы роста. Но это явление  временно, т.к. состояние полной занятости не  может  восполняться  ежегодно и  на  следующий год темп роста будет такой же.

4. При экстенсивном типе развития многие работнике не являются высококвалифицированными.

5. Экстенсивный путь  развития  носит  застойный  характер, фактически  нет  технического прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды, снижается фондовооруженность работников.

6. Государство может играть значительную роль в экономическом росте при правильной налоговой политике и политике инвестирования.

Рассмотрев  выше  изложенные  проблемы, мы  приходим к выводу, что экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся, экономические отношениях он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство  на путь  интенсивного развития. Однако не следует забывать, что экстенсивный путь дал почву для рождения нового типа развития - интенсивного. Создав базис для развития новых экономических отношений, экстенсивный путь внес огромный вклад в развитие национального хозяйства всего мира.

Список используемой литературы

1.      Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юрист, 1997. —568 с.


2.      Самуэльсон П. Экономика. В 2-х т. Т. 2. — М.: Машиностроение, 1997. — 414 с.


3.      Фишер С., Дорнбун Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. — М.: Дело, 1998. — 864 с.

        

4.      Экономика: Учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 1997. — 816 с.


5.      Агапова. Т.А., Серегина  С.В. Макроэкономика. Учебник/под редакцией профессора, д.э.н. Сидоровича  А.В 2-е издание, переработанное и дополненное – М: Издательство «Дело и Сервис», 1999. – 416 с.


6.      «Экономикс» ,том 1-ый,Кемпбелл Р. Макконнелл ,Стэнли Л. Брю ,М.,1992


7.       Эдвин Дж. Долан Макроэкономика: Пер. с англ.  В.В. Лукашевича,  Б.М Ярцева- Санкт-Петербург: АО «Санкт-Петербург оркестр», 1994. – 402 с. 


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.