Рефераты. Экономическая теория (макроэкономика)






 

 

 

Основные термины

Совокупный спрос (AD), совокупное предложение (AS); неценовые факторы AD, неценовые факторы AS; эффект процентной ставки; эффект богатства, эффект импортных закупок, равновесный уровень цен; модель макроэкономического равновесия AD — AS.

Литература

 

1. Долан Э. Макроэкономика/Э. Долан, Д. Линдсей. СПб.:Наука, 1994. — Гл. 4.

2. Макконнелл К. Экономикс:принципы, проблемы и политика. Т. 1/К.Макконнелл, С.Брю.-М.: Республика, 1992 — Гл. 11.

3. Фишер С. Экономика/ С.Фишер, Р. Дорнбуш, Р.Шмалензи.- М.:Изд-во МГУ, 1997 — Гл. 30.

4. Гайгер Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика/Л.Т.Гайгер. — М.:ИНФРА-М, 1996. — Гл. 10, 14.

5. Агапова Т. А. Макроэкономика: Учебник/ Т.А.Агапова, С.Ф.Серегина С. Ф. М.: Дело и сервис,1999. — Гл. 4.


Тема 3 Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия

 

Основные вопросы темы

1.  Классическая модель макроэкономического равновесия.

2.  Кейнсианская модель макроэкономического равновесия.


1. В мировой экономической науке существуют различные взгляды на механизм регулирования национального производства в рыночной системе. Представители классической теории исходят из положения, что рыночная система способна к автоматическому саморегулированию, нахождению макроэкономического равновесия AD AS. Роль государства в экономических процессах должна быть сведена к минимуму.

Классики утверждают, что экономика всегда стремится к естественному уровню реального ВНП при полной занятости ресурсов. Кривая AS является вертикальной. (См. рис. 6.) Предположим, что экономическое равновесие нарушается вследствие увеличения или уменьшения AD, тогда эластичность цен на конечные товары, услуги и производственные ресурсы автоматически поддержит функционирование экономики на уровне ее потенциального объема производства и естественной нормы безработицы. Согласно этой теории затяжных экономических кризисов не может быть. Так, безработица — это превышение предложения на рынке труда, вызванное высокой заработной платой. В соответствии с законами рынка превышение предложения ведет к снижению заработной платы. Иными словами, регулирование спроса на труд возможно через динамику заработной платы. Такие же механизмы, по их мнению, действуют и на других микрорынках, что и гарантирует макроэкономическое равновесие экономики в сочетании с полной занятостью.

Совокупный спрос является величиной динамичной. В нашем примере про­изошло уменьшение совокупного спроса (AD  AD1), автоматически снизился уровень цен (Р  Р1). Макроэкономическое равновесие вос­станавливается в точке Е1. Реальный объем про­изводства остается не­измен­ным на уровне Q.

Помимо гибких цен и заработной платы в экономике действуют гибкие процентные ставки, которые определяют динамику сбережений и инвестиций. При увеличении процентной ставки фирмы начинают больше сберегать и меньше потреблять. Рост сбережений приводит к сокращению производства и к снижению цен. Кредит удешевляется, а это в свою очередь ведет к увеличению инвестиций. Излишек сбережений приведет к понижению ставки процента. В этой ситуации сбережения начнут сокращаться, а инвестиции увеличиваться. В результате макроэкономическое равновесие восстановится на прежнем уровне объема производства, соответствующем полной занятости. (Подробнее см. К. Макконнелл, С. Брю «Экономика». Т. 1. Гл. 12.)

Классическая теория основывается на законе Ж.-Б. Сея, согласно которому весь созданный объем национальной продукции будет реализован в данных экономических условиях и общее перепроизводство станет невозможным.


2.  Кейнсианская экономическая теория отрицает саморегулирующийся рыночный механизм, когда равновесие экономики достигается в точке, соответствующей объему ВНП при полной занятости. Более того, экономика может быть сбалансированной и при значительном уровне безработицы и недоиспользования производственных мощностей, хотя это не будет оптимальным.

Отрицается эластичность цен, заработной платы, процентной ставки с помощью которых осуществляется саморегулирование. Коллективные договоры предотвращают падение заработной платы. Сокращению цен на товары и услуги даже в условиях падения спроса противостоят предприниматели. Следовательно, кривая AS принимает вид горизонтальной кривой. (См. рис. 7.)

Изменение совокупного спроса (ADAD1) в условиях негибкости цен и заработной платы приводит к увеличению реального ВНП (Q Q1) и полной занятости.

Следует обратить внимание на то, что кривая AS, достигнув уровня потенциального объема выпуска продукции, приобретает вид вертикальной кривой. Объем совокупного предложения зависит от величины совокупного спроса. Совокупному спросу в кейнсианской модели присущи нестабильность и изменчивость в отличие от классической теории, где совокупный спрос является относительно стабильным. Уровень производства и занятости в кейнсианской теории определяется платежеспособным спросом и его составляющими.

По мнению кейнсианцев, для стимулирования совокупного спроса необходимо государственное регулирование посредством увеличения государственных расходов, снижения налогов, расширения предложения денег и пр. Концепция, выдвинутая Д. Кейнсом, предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь.

 

Основные термины

Классическая экономическая теория, кейнсианская экономическая теория; закон Ж.-Б. Сея; эластичность цен и заработной платы, равновесный объем производства.

Литература


1. Долан Э. Макроэкономика/ Э. Долан, Д. Линдсей.- СПб.: Наука,1994. — Гл. 5, 6.

2. Макконнелл К. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.1/К.Макконнелл., С. Брю.- М.: Республика, 1992. — Гл. 12, 13.

3. Фишер С. Экономика/ С.Фишер, Р. Дорнбуш, Р Шмалензи.-М.: Изд-во МГУ, 1997.— Гл. 25.

4. Агапова Т. А. Макроэкономика/ Т.А.Агапова, С.Ф. Серегина.- М.: Дело и сервис, 1999 — Гл. 5, 7.


Тема 4 Потребление, сбережения и инвестиции в национальной экономике. Теория мультипликатора

 

Основные вопросы темы

1. Потребление и сбережения. Средняя и предельная склонности к потреблению и сбережению.

2. Инвестиции и их функциональная роль. Равенство сбережений и инвестиций как основа сбалансированного роста.

3. Теория мультипликатора. Парадокс бережливости.


1. Макроэкономическая модель равновесия Д. Кейнса предполагает эффективный совокупный спрос, оказывающий стимулирующее воздействие на производство, предложение товаров и услуг, а также на повышение уровня занятости. В самом общем виде совокупный спрос распадается на потребительский спрос и инвестиционный спрос. Доход, по Кейнсу, является основным фактором, определяющим потребление и сбережения. Отношение потребительских расходов к доходу носит название функции потребления. Отношение сбережений к доходу носит название функции сбережения, она является производной от функции потребления.

Потребление, как и сбережения, зависит от субъективного фактора — склонности людей к потреблению и сбережению, и от объективных факторов — уровня дохода и его распределения, от накопленного богатства, уровня цен, налогообложения и т.п. Потребление и сбережения зависят также от предельной склонности к потреблению (MPC) и сбережению (MPS).

,

где: Dс — прирост потребительских расходов;

D  — прирост дохода.

,

где: Ds — прирост сбережений;

D — прирост дохода.

Средняя склонность к потреблению (АРС) — это доля дохода, расходуемая на потребительские товары и услуги.

,

где: с — величина потребительских расходов;

  — величина дохода.

Средняя склонность к сбережениям (APS) — это доля дохода, расходуемая на сбережения.

,

где: s — величина сбережений;

— величина дохода.

Если c+s=, т. е. совокупный доход распадается на потребление и сбережения, то Dс+Ds=D.

Отсюда MPS+MPC=1.

.

2. Главным фактором стимулирования совокупного спроса Д. Кейнс считал инвестиции. Инвестиции означают расходы на производственные и капитальные товары. Факторы, определяющие динамику инвестиций — это ожидаемая норма прибыли, реальная ставка процента, уровень налогообложения, технологические изменения, наличный основной капитал, доход.

Важную роль играет, по мнению Кейнса, субъективный фактор — это склонность к инвестированию и принятие решения предпринимателей об инвестировании.

Кривая спроса на инвестиции показывает обратную зависимость между процентной ставкой и совокупной величиной инвестиционных товаров. (См. рис. 8.)

Равновесие в макроэкономической модели Д. Кейнса может осуществляться при равенстве сбережений и инвестиций, так как сбережения равны доходам минус потребление, а инвестиции равны совокупному спросу минус потребление. Если сбережения не равны инвестициям, то часть инвестиций переходит в товарно-материальные запасы, увеличивая их либо уменьшая, что и приводит к нарушению равновесия.

3. Важную роль в кейнсианской теории играет концепция мультипликатора. Д. Кейнс рассматривает мультипликатор (KМ) как показатель, выражающий взаимосвязь между приростом инвестиций и увеличением дохода.

,

где: DВНП — прирост ВНП;

DI — прирост инвестиций.

При росте инвестиций ВНП может дать многократный прирост и, наоборот, сокращение инвестиционных расходов может привести к значительному уменьшению ВНП. Теория Д. Кейнса предполагает стимулирование инвестиций со стороны государства, тем самым вызывая оживление производства и рост занятости.

Прирост ВНП, возникший от увеличения объема инвестиций, делится на личное потребление и сбережения. Мультипликатор и прирост потребления находятся в прямой пропорциональной зависимости. Мультипликатор и прирост сбережений находятся в обратно пропорциональной зависимости.

.

Парадокс бережливости означает, что попытки общества больше сберегать могут привести к снижению объема сбережений, особенно если они не сопровождаются приростом инвестиций.

Сбережения сокращают потребление и уменьшают доходы населения, что в свою очередь ведет к падению уровня сбережений и сокращению инвестиций. Особенно это проявляется в периоды экономических спадов и депрессий.

 

Основные термины


Потребительские расходы, сбережения, инвестиции, функция потребления, функция сбережения, предельная склонность к потреблению, предельная склонность к сбережению, средняя склонность к сбережению, средняя склонность к потреблению, парадокс бережливости; мультипликатор инвестиционных расходов, эффект мультипликатора.

 

Литература

 

1. Долан Э. Макроэкономика/ Э. Долан, Д. Линдсей.- СПб.: Наука,1994. — Гл. 5, 6.

2. Макконнелл К. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.1/К.Макконнелл., С. Брю.- М.: Республика, 1992. — Гл. 12, 13.

3. Фишер С. Экономика/ С.Фишер, Р. Дорнбуш, Р Шмалензи.-М.: Изд-во МГУ, 1997.— Гл. 25.

4. Агапова Т. А. Макроэкономика/ Т.А.Агапова, С.Ф. Серегина.- М.: Дело и сервис, 1999 — Гл. 5, 7.

 


Тема 5 Денежно-кредитная политика:
цели и инструменты

 

Основные вопросы темы

1. Цели и задачи денежно-кредитной политики. Инструменты денежно-кредитной политики.

2. Политика дорогих и дешевых денег.


1. Денежно-кредитная политика формируется и осуществляется центральным банком страны. Она представляет собой совокупность мероприятий, направленных на регулирование денежной массы в обращении, уровня процентной ставки и других экономических показателей денежного обращения в стране.

Главными целями денежно-кредитной политики выступают экономический рост, полная занятость, стабильность цен, устойчивый платежный баланс. Для осуществления этих целей центральный банк регулирует предложение денег путем воздействия на денежную массу, а также на денежный мультипликатор.

Инструменты, которыми пользуется центральный банк, делятся на инструменты прямого и косвенного регулирования. К первым относят лимиты кредитования, прямое регулирование ставки процента. Постепенное построение рыночной системы ведет к ослаблению прямых инструментов регулирования, а затем и вытеснению их косвенными инструментами регулирования.

К инструментам косвенного регулирования денежно-кредитной политики относят: операции на открытом рынке, изменение нормы резерва, изменение учетной ставки.

Покупая ценные бумаги на открытом рынке, центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков, что ведет к росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг центральным банком ведет к уменьшению резервов коммерческих банков и, следовательно, к уменьшению предложения денег. Операции на открытом рынке являются наиболее важным инструментом, посредством которого регулируется денежная масса в стране.

В настоящее время существует обязательная норма резервов, устанавливаемая центральным банком. Установленные резервы служат средством, с помощью которого можно воздействовать на объем денежной массы страны.

Установление повышенной нормы обязательных резервов ведет к уменьшению средств для активных операций коммерческих банков и сокращению денежного предложения. И наоборот, снижение нормы обязательных резервов увеличивает денежное предложение. В России требования к норме резервов находятся в пределах от 15% до 20% в зависимости от срока депозита.

При выдаче кредита коммерческие банки устанавливают цену за пользование деньгами — учетную ставку, которая зависит от учетной ставки (ставки рефинансирования) центрального банка. При увеличении учетной ставки сокращается возможность предоставления кредита фирмам и населению, что может привести к снижению деловой активности и денежной массы. Повышение учетной ставки является также приемом борьбы с инфляцией. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

Манипулирование учетной ставкой со стороны центрального банка является традиционным рычагом воздействия денежно-кредитной политики. Необходимо иметь в виду наличие субъективного фактора, влияющего на принятие решений в вопросах кредитования коммерческими банками. Многое зависит от экономической конъюнктуры, прогнозов.


2. В зависимости от экономической ситуации центральный банк проводит политику дорогих и дешевых денег.

Политика дорогих денег имеет своей целью сокращение денежного предложения. Обычно она проводится в период усиления инфляции. Кредит делается дорогим и труднодоступным.

Сокращению денежного предложения способствует продажа центральным банком ценных бумаг на открытом рынке, увеличение первичных требований и учетной ставки.

Политика дешевых денег проводится, когда в экономике имеет место недоиспользование производственных мощностей, безработица. Проведение политики дешевых денег наиболее характерно для периодов спада. Кредит в этом случае становится дешевым, легкодоступным. Увеличению денежного предложения способствует покупка ценных бумаг центральным банком на открытом рынке, понижение резервной нормы, уменьшение учетной ставки. Увеличение денежного предложения вызывает рост инвестиций и повышение деловой активности, но может усилить инфляционные процессы.

Политика центрального банка оказывает самое непосредственное влияние на состояние финансов в стране. Особенно велика роль центрального банка в предотвращении кризисов в деятельности коммерческих банков. (Об основных направлениях денежно-кредитной политики и ее особенностях в Российской федерации см. М.К. Бункина. Национальная экономика. Гл. 10.)

 

Основные термины


Цели денежно-кредитной политики, инструменты денежно-кредитной  политики, обязательные резервы, операции на открытом рынке, изменение учетной ставки, изменение нормы обязательных резервов, учетная ставка центрального банка (ставка рефинансирования), политика дорогих денег, политика дешевых денег.

 

Литература


1. Долан Э. Макроэкономика/ Э. Долан, Д. Линдсей.- СПб.: Наука,1994. — Гл. 8-10.

2. Макконнелл К. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.1/К.Макконнелл., С. Брю.- М.: Республика, 1992. — Гл. 17, 18.

3. Фишер С. Экономика/ С.Фишер, Р. Дорнбуш, Р Шмалензи.-М.: Изд-во МГУ, 1997.— Гл. 26,

    27.

4. Агапова Т. А. Макроэкономика/ Т.А.Агапова, С.Ф. Серегина.- М.: Дело и сервис, 1999. — 

    Гл. 8, 12.

5. Лифшиц А. Введение в рыночную экономику./Ред. А.Лифшиц, И.Никулина. – М.: Высш. шк., 1995.- Гл. 7-8.



Тема 6 Фискальная (бюджетно-налоговая) политика

 

Основные вопросы темы

1. Сущность фискальной политики, ее цели, методы и инструменты.

2. Мультипликатор государственных расходов. Мультипликатор налогов.

3. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы.


1. Поддержание равновесного уровня национального производства достигается не только с помощью рыночных инструментов, но и с помощью государственного регулирования экономики: изменения величины государственных расходов и налоговых отчислений. Воздействуя на них, государство может подтолкнуть совокупный спрос к расширению или придержать его, тем самым оказывая влияние на макроэкономическую ситуацию.

Система регулирования экономики посредством изменения государственных расходов и налогов носит название фискальной или бюд­жет­но-налоговой политики. Фискальная политика направлена на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного валового национального продукта, на стимулирование экономического роста.

Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов.

Фискальная политика является довольно сильным инструментом, влияющим на ход циклического развития экономики. Главная цель фискальной политики — сгладить недостатки рыночного развития путем воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение.

Эффективность фискальной политики зависит от времени между принятием решения и его воздействием на экономику, от пристрастия к политике, а также, если экономика носит открытый характер, от непредвиденных международных шоков.

Стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) имеет своей целью преодоление спада экономики, увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирования этих мер.

Сдерживающая фискальная политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение подъема экономики, снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.


2. Меры фискальной политики сопровождаются мультипликационными эффектами. Мультипликатор государственных расходов (Rг.р.) показывает приращение ВНП относительно приращения государственных расходов, потраченных на покупку товаров и услуг.

,

отсюда DВНП=Rг.р. ´ D государственных расходов,

где: Rг.р. — мультипликатор государственных расходов;

D государственных расходов — прирост государственных расходов.

Государственные расходы могут оказывать воздействие в мультипликационном эффекте как на сокращение, так и на рост ВНП в периоды спадов и подъемов.

Аналогичное мультипликационное воздействие на уровень ВНП оказывают налоги. Увеличение налогов приводит к снижению доходов населения и, следовательно, отражается на ВНП и занятости населения. Поскольку доход распадается на две части — потребление и сбережение, то снижение доходов отразится не только на потреблении, но и на сбережении на каждом уровне ВНП.

Мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов. Это является следствием того, что государственные расходы — одна из составляющих совокупных расходов, а налоги не входят в состав совокупных расходов и оказывают воздействие только через потребление. Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Так, например, при преодолении циклического спада увеличиваются государственные расходы, что дает сильный стимулирующий эффект. Снижение же налогов приводит к ограничению государственного сектора и дает на этой фазе относительно небольшой стимулирующий эффект.


3. Дискреционная фискальная политика осуществляется через государственные закупки товаров и услуг, государственные трансферты, налоги посредством специальных решений правительства, направленных на изменения объемов производства, темпов инфляции, занятости. Примером может служить решение правительства о закупке товаров и услуг на крупную сумму или введение нового налога, не зависящего от величины валового продукта.

Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое изменение налоговых поступлений в государственный бюджет и государственных трансфертов в зависимости от динамики ВНП, оказывая таким образом стабилизирующее воздействие на экономику.

К встроенным стабилизаторам относится налоговая система, прежде всего, прогрессивные налоги. По мере роста ВНП в периоды экономических подъемов налоговые поступления автоматически возрастают и тем самым сдерживают экономический подъем. И, наоборот, в периоды спадов налоговые поступления автоматически сокращаются и смягчают экономический спад.

Действие трансфертных платежей имеет прямо противоположное значение. Все выплаты сокращаются в периоды экономических подъемов и возрастают во время спада производства. Тем самым трансфертные платежи сокращают потребительские расходы во время экономического подъема, а во время спада увеличивают их.

По оценкам экономистов, в США встроенные стабилизаторы в состоянии уменьшить колебания национального дохода приблизительно на треть. (О роли фискальной политики в государственном регулировании России см. М.К. Бункина. Национальная экономика. Гл. 9, § 2.)

 

Основные термины


Фискальная политика; мультипликатор государственных расходов, мультипликатор налогов; дискреционная фискальная политика, недискреционная фискальная политика; встроенные автоматические стабилизаторы экономики, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

 

Литература


1. Долан Э. Макроэкономика./ Э.Долан, Д.Линдсей.— СПб.: Наука, 1994. — Гл. 7.

2. Макконнелл К. Экономикс: принципы, проблемы и политика Т.1/ К.Макконнелл, С.Брю. — М.: Республика, 1992. — Гл. 8, 14.

3. Фишер С. Экономика./С.Фишер, Р.Дорнбуш , Р.Шмалензи. — М.: Изд-во МГУ, 1997. — Гл. 28.

4. Бункина М. К. Национальная экономика. — М.: Высш. шк.,1997. — Гл. 9.

5. Агапова Т. А. Макроэкономика/ Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина.— М.: Изд-во МГУ, 1997. — Гл. 6.


Тема 7 Макроэкономическое регулирование экономики

 

Основные вопросы темы

1. Сравнительная характеристика кейнсианского и монетаристского подходов к вопросу макроэкономического регулирования экономики.

2. Макроэкономическое регулирование с позиций сторонников теории рациональных ожиданий и теории экономики предложения.


1. Подходы к макроэкономическому регулированию различны со стороны разных экономических школ. Общим методологическим подходом кейнсианцев является концепция активной макроэкономической политики в целях стабилизации экономики, где активную роль играет государство. Основным уравнением в кейнсианской модели является

,

где: GNP валовый национальный продукт;

потребительские расходы;

инвестиции;

G — государственные расходы;

Xn — чистый экспорт.

Для стимулирования эффективного спроса Кейнс предлагает увеличить государственные расходы, государственные инвестиции и государственные закупки товаров. Причем увеличение расходов государства должно компенсироваться налоговыми поступлениями за счет деловой активности.

Денежно-кредитную политику как инструмент макроэкономического регулирования кейнсианцы не отрицают, но рассматривают ее как вторичную. Особое внимание уделяется регулированию процентной ставки. Снижение процентов на кредиты приводит к увеличению прибыльности капиталовложений. Это положение кейнсианской денежной политики активно использовалось правительствами многих стран при практическом воздействии на экономику. Однако при увеличении предложения денег возникает опасная для экономики ситуация нарушения связей между рынками денег и товаров, которая выражается через недостаточное товарное покрытие. Она носит название ликвидной ловушки. Таким образом, снижение нормы процента не безгранично, оно может привести к нулевому эффекту проводимой денежной политики и вызвать инфляционные процессы. (Подробнее см. Введение в рыночную экономику/Под ред. А. Лифшица, И. Никулиной. Гл. 7.)

Классическая школа, в том числе и монетаристы, утверждает, что экономика внутренне стабильна и рыночный механизм в состоянии самостоятельно обеспечить долгосрочное равновесие и эффективное развитие экономики. Цены выполняют роль главного рычага, обеспечивающего корректировку в случае нарушения равновесия. Государственное вмешательство ведет к экономической нестабильности. Приоритетность денежных институтов — один из основных факторов, по мнению монетаристов, влияющих на экономическую стабильность как главную цель макроэкономического регулирования. Основным уравнением равновесной макроэкономической модели классики считают уравнение обмена И. Фишера:

M´V=P´Q.

Роль фискальной и денежно-кредитной политики у представителей монетарной теории второстепенна. Более того, по их мнению, проведение фискальной и денежно-кредитной политики может усилить экономическую нестабильность и подтолкнуть инфляцию. Основное правило монетаристов — поддержание постоянного темпа роста денежной массы в соответствии с ростом реального ВНП. Предположим, что под влиянием денежного фактора происходит рост совокупного предложения (AS — AS1), вызванный вовлечением в производство дополнительных ресурсов или совершенствованием технологий, который приведет к смещению кривой совокупного спроса (AD → AD1). Уровень ВНП возрастает с Q1 до Q2, цены же останутся на прежнем уровне, что гарантирует их стабильность. Отсюда монетаристы делают вывод о темпах роста денежного предложения. Денежное предложение и ежегодный темп роста реального ВНП должны устойчиво возрастать на 3 — 5% в год.

Это монетарное правило иллюстрирует следующий график:

Рис. 9. Графическая иллюстрация монетарного правила

Данная концепция применяется на практике с начала 80-х годов во многих развитых странах, особенно для борьбы с инфляцией в условиях отсутствия глубокого спада экономики и падения курса национальной валюты. В странах с переходной экономикой, таких как Россия, монетарная модель может быть применима при наличии развитого рынка и рыночных институтов.


2. В концепции теории рациональных ожиданий, относящейся к неоклассическому направлению, основными моментами являются следующие: гибкие цены и заработная плата, конкурентные рынки. Рыночный механизм автоматически поддерживает экономику в состоянии равновесия. Экономические агенты — потребители, предприниматели — осмысливают информацию о шоковых ситуациях AS и AD и понимают стабилизационную политику, проводимую правительством. Принимая собственные решения относительно ожидаемых результатов стабилизационной политики, можно прийти к нулевому эффекту, тогда никакого роста объема реального выпуска продукции не произойдет, а рост совокупного спроса (AD → AD') приведет лишь к росту цен.

Неэффективность такой экономической политики иллюстрируется с помощью следующего графика (рис. 10):

Рис. 10. Графическая иллюстрация теории рациональных ожиданий

Термин «теория экономики предложения» возник в 70-е годы для рекомендаций в области экономической политики, нацеленной на ускорение экономического роста посредством усиления стимулов для производителей.

Сторонники данной концепции считают, что экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса (AD), неэффективна и должна быть заменена экономической политикой, стимулирующей совокупное предложение (AS), а это, прежде всего, — поддержка программ занятости, стимулирование конкуренции, проведение налоговых реформ в сторону снижения налогов, доступность кредита для производителей, защита государством прав собственника.

Сторонники теории, ориентированной на предложение, заявляют, что большая часть налогов перекладывается на потребителей и тем самым вызывает ускорение инфляции издержек и, соответственно, рост цен на товары. Появляется так называемый «налоговый клин» или разница между издержками производства и ценами товаров, которая по мере увеличения смещает кривую совокупного предложения в сторону уменьшения. Все это оказывает негативное влияние на стимулы к труду и инвестированию. Поэтому одним из основных источников стимулирования деловой активности, по мнению сторонников теории экономики предложения, является сокращение налоговых ставок на получаемые доходы, на сбережения.

Сторонники данной теории выступают также против государственного вмешательства в экономику в форме регулирования.

 

Основные термины


Кейнсианская модель макроэкономического регулирования экономики, классическая модель макроэкономического регулирования экономики, монетарная модель макроэкономического регулирования экономики; монетарное правило, теория рациональных ожиданий; теория экономики предложения; налоговый клин.

 

Литература


1. Долан Э. Макроэкономика./ Э.Долан, Д.Линдсей.— СПб.: Наука, 1994. — Гл. 5, 6,7, 11.

2. Макконнелл К. Экономикс: принципы, проблемы и политика Т.1/ К.Макконнелл, С.Брю. — М.: Республика, 1992. — Гл. 18.

3. Фишер С. Экономика./С.Фишер, Р.Дорнбуш , Р.Шмалензи. — М.: Изд-во МГУ, 1997. — Гл. 4,28.

4. Агапова Т. А. Макроэкономика/ Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина.— М.: Изд-во МГУ, 1997. — Гл. 11, 12.

5. Лифшиц А. Введение в рыночную экономику./Ред. А.Лифшиц, И.Никулина. – М.: Высш. шк., 1995.- Гл. 7.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.