Рефераты. Экономическое учение У. Петти






      Итак, Петти, по существу, формулирует закон стоимости. Он понимает, что этот закон действует крайне сложным образом, лишь как общая тенденция. Это   выражается в следующих поистине удивительных фразах: “Я утверждаю, что   именно в этом состоит основа сравнения и сопоставления стоимостей. Но я   признаю, что развивающаяся на этой основе надстройка (superstructure)   очень разнообразна и сложна”.

      Между меновой стоимостью, величина которой определяется затратами труда, и     реальной рыночной ценой — множество посредствующих звеньев, которые  безмерно усложняют процесс ценообразования. С этим, кстати сказать,   постоянно сталкиваемся и мы, стремясь использовать закон стоимости для  конкретных целей ценообразования. Более того, с необычайной прозорливостью Петти называет некоторые ценообразующие факторы, с которыми приходится  считаться современным экономистам и плановикам: влияние       товаров-заменителей, товаров-новинок, мод, подражания, традиций   потребления.

      Петти делает первые шаги на пути анализа самого труда, создающего   стоимость. Ведь каждый конкретный вид труда создает только конкретное  благо, потребительную стоимость: труд земледельца — зерно, труд ткача —    полотно и т. д. Но как уже говорилось, в любом виде труда есть что-то   общее, делающее все виды труда сравнимыми, а эти блага — товарами,  меновыми стоимостями: затрата рабочего времени, как такового, затрата    производительной энергии работника вообще.    Петти был в истории экономической науки первым, кто стал прокладывать путь   к идее абстрактного труда, которая легла в основу марксовой теории   стоимости.   Было бы странно искать у зачинателя и первооткрывателя какую-то стройную и     законченную экономическую теорию. Опутанный меркантилистскими    представлениями, он еще не может отделаться от иллюзии, что труд в добыче     драгоценных металлов — это все же какой-то особенный труд, наиболее    непосредственно создающий стоимость. Петти не может отделить меновую  стоимость, которая наиболее наглядно воплощается в этих металлах, от самой  субстанции стоимости — затрат всеобщего человеческого абстрактного труда.    У него нет сколько-нибудь ясного понятия о том, что величина стоимости    определяется затратами общественно необходимого труда, типичными и  средними для данного уровня развития хозяйства. Затраты труда, превышающие  общественно необходимые, пропадают даром, не создают стоимость. Многое с точки зрения последующего развития науки можно признать у Петти слабым и     прямо ошибочным. Но разве это главное? Главное в том, что Петти твердо   стоит на избранной им позиции — трудовой теории стоимости — и успешно   применяет ее ко многим конкретным проблемам.   Мы уже видели, как он понимал природу прибавочного продукта. Но там речь    шла о простом товаропроизводителе, который сам присваивает произведенный   им же прибавочный продукт. Петти не мог не видеть, что в его время    значительная часть производства велась уже на капиталистических началах, с   применением наемного труда.

      Он должен был прийти к мысли, что прибавочный продукт производится не     только и не столько для себя, сколько для владельцев земли и капитала. О   том, что он пришел к этой мысли, свидетельствуют его соображения о  заработной плате. Заработная плата работника определяется и должна   определяться, по его мнению, только необходимым минимумом средств   существования. Он должен получать не более, чем необходимо, “чтобы жить,       трудиться и размножаться”. Петти понимает в то же время, что стоимость,   создаваемая трудом этого работника,— это совершенно иная величина, и, как  правило, значительно большая. Эта разница и является источником прибавочной стоимости, которая у него выступает в виде ренты.

      Хотя и в неразвитой форме, Петти выразил основное научное положение   классической политической экономии: в цене товара, определяемой в конечном  счете затратами труда, заработная плата и прибавочная стоимость (рента,   прибыль, процент) находятся в обратной зависимости. Повышение заработной   платы при одном и том же уровне производства может происходить лишь за  счет прибавочной стоимости, и наоборот. Отсюда один шаг до признания

      принципиальной противоположности классовых интересов рабочих, с одной     стороны, и землевладельцев и капиталистов — с другой. Таков последний   вывод, который сделает классическая политическая экономия в лице Рикардо.       Петти ближе всего подходит к такому взгляду, пожалуй, не в “Трактате”, а в    написанной в 70-х годах знаменитой “Политической арифметике”, хотя и там  мысль эта имеется лишь в зародыше. Но в целом увлечение политической арифметикой как-то помешало Петти     углубить свою экономическую теорию, понимание коренных закономерностей     капиталистической экономики. Многие гениальные догадки “Трактата” остались     неразвитыми. Цифры теперь увлекали его, они казались ключом ко всему. Еще   в “Трактате” есть характерная фраза: “Первое, что необходимо сделать,— это  подсчитать...” Она становится девизом Петти, каким-то заклинанием: надо   подсчитать, и все станет ясно. Создатели статистики страдали несколько    наивной верой в ее силу.

      Конечно, содержание главных экономических сочинений Петти не исчерпывается      сказанным. Оно гораздо богаче. Сумма его идей — это мировоззрение   прогрессивной буржуазии. Петти впервые исследует само капиталистическое    производство и расценивает экономические явления с точки зрения  производства. В этом его решительное преимущество перед меркантилистами.

      Отсюда его критическое отношение к непроизводительным слоям населения, из     которых он особо выделяет священников, адвокатов, чиновников. Он полагает,   что можно было бы значительно уменьшить число купцов и лавочников, которые    тоже “не доставляют никакого продукта”. Эта традиция критического   отношения к непроизводительным группам населения войдет в плоть и кровь   классической политической экономии.

      Стиль — это человек, как гласит старое французское изречение. Литературный  стиль Петти необычайно свеж и оригинален, даже симпатичен. И не потому,   что он владел какими-то литературными красотами и тонкостями. Наоборот,  Петти лаконичен, прям и строг. Смелые мысли он выражает в смелой,   безоговорочной форме. Он всегда говорит только главное и простыми словами.  Самая объемистая его работа не занимает в русском переводе и 80 книжных   страниц.

      Устав Королевского общества, одним из членов-учредителей которого был   Петти, требовал, чтобы “во всех отчетах об опытах... излагалась только   суть дела, без всяких предисловий, оправданий или риторических украшений”.  Это великолепное правило Петти считал применимым не только к естественным,   но и к общественным наукам и стремился следовать ему. Многие его работы и  напоминают “отчеты об опытах”. Правило это не мешало бы, впрочем, знать и   руководствоваться им также современным экономистам и представителям других  общественных наук.

      Простота не мешает видеть за строчками сочинений Петти его яркую личность,     неуемный темперамент, политическую страстность. Этот богатый помещик, с   его огромным напудренным париком и в роскошном шелковом кафтане (таков сэр  Уильям на одном из поздних портретов), во многом оставался грубоватым  простолюдином и слегка склонным к цинизму медиком. При всем своем  богатстве и титулах, Петти всегда неустанно работал — не только умственно,   но даже физически. Его страстью было кораблестроение, и он без конца       проектировал и строил необычные суда. В чертах его личности отчасти   заключается объяснение его антипатий: он нутром ненавидел бездельников и  паразитов. К самой королевской власти Петти относился строго. Заискивая    перед двором, оп в то же время писал вещи, которые никак не могли   понравиться королю и правительству: короли склонны к агрессивным войнам, и  самый лучший способ удержать их от этого — не давать им денег для ведения    войн.


3. У. Петти о налоговой политике государства.

Предположим, что различные виды государственных расходов снижены как только можно и что жители полностью удовлетворены и согласны платить свою справедливую долю того, что необходимо для управления ими и защиты их, а также для поддержания достоинства их государя и страны. Теперь надлежит показать различные пути и способы, посредством которых эти налоги можно наиболее легко, быстро и безболезненно собрать.

Допустим,  известное число людей, живущих на определенной территории, установили путем подсчета, что для покрытия государственных расходов требуется 2 млн. ф. ст. в год. Или же, подойдя к делу еще мудрее, они вычислили, что двадцать пятая часть дохода всей земли и труда должна составлять Exicisin или ту часть, которую надо выделить и использовать для покрытия государственных потребностей. Эта доля соответствует, вероятно, довольно близко тому, что мы имеем в условиях Англии.

Теперь вопрос в том, как взимать эту долю, исчисленную тем или другим путем. Первый путь, заключается в том, чтобы выделить самую землю в натуре, т.е. выделить из всех 25 млн. акров, имеющихся, как говорят в Англии и Уэльсе, столько земли in specie (в натуре), чтобы максимальная рента с нее достигала 2 млн. ф. ст.; это составит около 4 млн. акров, или около шестой части всей земельной площади. Эти 4 млн. акров следует превратить в коронную землю. Или же выделить в виде налога шестую часть ренты со всех земель. Из этих двух способов второй явно лучше, ибо он вернее обеспечивает доход короля, который в этом случае имеет дело с большим числом ответчиков, если только трудности и издержки по сбору этого универсального налога не перевешивают значительно других его преимуществ.

Этот способ был бы хорош в новом государстве при условии принятия его, как это имело  место в Ирландии, прежде чем люди вообще получили землю во владение. А поэтому кто бы после этого ни покупал земли в Ирландии, отступные ренты, которыми они обременены, так же мало задевают его, как если бы число акров было соответственно меньшим; здесь происходит то же, что с людьми, знающими, что с покупкой земли надо платить десятину. И, действительно, счастлива та страна, в которой по первоначальному соглашению учреждена в качестве резерва такая рента, из которой могут покрываться государственные расходы без непредвиденных и внезапных надбавок, в которых заключается истинная Ratio (причина) тяжести всех сборов и взысканий. Ибо в таких случаях, как было сказано раньше, платит не только собственник земли, но и каждый, кто съест хотя бы одно яйцо или луковицу, полученные с его земли, или кто пользуется услугами какого-либо ремесленника, питающегося от той же земли.

Но если бы это мероприятие предложено было провести в Англии, т.е. если бы у каждого земельного собственника удерживалась или урезывалась из ренты некоторая доля, тогда те земельные собственники, чьи ренты установлены и определены на много лет вперед, главным образом и несли бы тяжесть такого обложения, а другие получили бы от этого выгоду.

Другим способом является Excisium (вычет) из ренты, приносимой домовладениями, которые гораздо неопределеннее, чем рента с земли. Ибо дом имеет двойственную природу; одно дело, когда он является способом и средством производить затраты, и другое – когда он является инструментом или орудием для получения дохода. Ведь лавка в Лондоне, имеющая меньшие размеры и обошедшаяся дешевле при постройке, чем пышная столовая, находящаяся в том же доме, тем не менее будет иметь большую стоимость; то же самое применимо и к подвалу или погребу по сравнению с роскошно отделанной комнатой; ведь в одном случае мы имеем дело с расходом, а в другом – с прибылью. Обложение домов поземельным налогом как бы исходит из природы последнего, обложение же их акцизом – из природы первого.

Уильям Петти в «Трактате о налогах и сборах» сформулировал следующие статьи государственных расходов:

1. Военные расходы. Включают в себя расходы на оборону государства на суше и на море, расходы по обеспечению мира как внутри страны, так и вне ее, а также расходы на достойный отпор оскорблениям со стороны других государств. Военные расходы в обыкновенных условиях, как правило, не уступают по своим размерам никакой другой статье расходов, но в чрезвычайных условиях (т.е. во время войны или при угрозе войны) намного превосходят все остальные расходы.

2. Содержание правителей, главных и подчиненных. В эту же графу могут быть отнесены  расходы по отправлению правосудия как в делах частных лиц друг с другом, так и между государством или обществом в целом и отдельными членами его, а также как по исправлению наказанию уже содеянных несправедливостей и преступлений, так и по предупреждению их на будущее время.

3. Расходы на содержание пастырей человеческих душ и руководителей их совести. Можно было бы подумать (так как это касается иного мира и лишь частных интересов каждого человека в нем), что это не должно совершаться за счет государственных расходов в этом мире. Тем не менее, если учтесть, как легко обходить людские законы, совершать непредсказуемые преступления, подкупать свидетелей и опровергать свидетельские показания, искажать дух и значение законов и т.д., то можно понять необходимость ввести в государственные расходы средства на обучение людей законам Бога.

4. Расходы на школы и университеты в особенности, поскольку они учат больше чем чтению, письму и арифметике; последние приносят особую пользу каждому человеку, являясь опорой и заменой памяти и рассудка, причем счет выполняет эту роль для рассудка, а письмо и чтение – для памяти.

5. Расходы на содержание сирот, найденных и подкинутых детей, которые также являются сиротами, а также всякого рода немощных людей и, кроме того, таких, которые нуждаются в получении работы.

6. Расходы на дороги, судоходные реки, водопроводы, мосты, порты и другие предметы, нужные для блага пользования всех.

Подушный налог – это налог на людей, налагаемый либо просто на всех без исключения, либо в соответствии с некоторыми присвоенными им определенными титулами или признаками отличия, т.е. либо в связи с простым почетом, либо в связи с некоторыми должностями, которых добиваются или которые несут по назначению, либо в соответствии с занятием некоторыми промыслами и профессиями, независимо от того, приносят ли эти титулы, должности или профессии Богатство или бедность, доход или расход.

Подушный налог, взимавшийся в последнее время, был чрезвычайно запутан. Некоторые богатые лица платили налог по самым низким ставкам, некоторые кавалеры, хотя и нуждавшиеся в самом необходимом, должны были платить по 20 ф. ст. Этот налог поощрял некоторых тщеславных людей платить по ставке эсквайров, для того чтобы их называли эсквайрами в расписках; он заставлял некоторых людей уплачивать 10 ф. ст. в качестве докторов медицины или юридических наук, хотя они не имели никакого дохода от своей профессии и не заботились о практике; он заставлял некоторых бедных купцов, вынужденных носить форменную одежду своей корпорации, платить больше, чем они были в состоянии; наконец, некоторые лица должны были платить в соответствии со своим имуществом, которое оценивалось теми, кто не имел о нем никакого представления, что давало возможность некоторым банкротам добиться в глазах людей кредитоспособности, соответствовавшей тому имуществу, по которому лица, накладывающие налог, обложили их по сговору с ними

Полностью отвергая этот запутанный способ обложения, У. Петти говорил о подушном налоге, организованном с большей определенностью, и в первую очередь о простом подушном налоге, накладываемом на каждого человека в одинаковых размерах. При этом приход уплачивает за тех, кто живет подаянием, родители – за своих малолетних детей и хозяева – за своих учеников.

Недостаток этого метода состоит в том, что налог при этом весьма неравномерен: лица, имеющие неодинаковые средства, платят все одинаково, и те, которым приходится нести наибольшие расходы на детей, платят больше всего, т.е. чем они беднее, тем сильнее облагаются.

Следующий способ взимания подушного налога состоит в обложении им каждого человека, но различая плательщиков по их чисто почетным титулам, независимо от какой бы то ни было должности или профессии, как то: герцогов, маркизов, графов, виконтов, баронов, баронетов, кавалеров, эсквайров, т.е. старших сыновей кавалеров из поколения в поколение, и джентельменов, если кто-либо себя таковым именует. Этот способ ведет к гораздо больше равномерности, чем предыдущий, поскольку титулованные лица по большей части в соответствующей степени богаты.

Если будут вестись точные и разнообразные подсчеты числа жителей, то этот налог можно также собирать легко, быстро и дешево. А поскольку имеется возможность предварительного подсчета его размеров, то его можно также приспособить к потребностям государя и взимать в соответствии с этими потребностями.

Когда население недовольно каким-нибудь одним видом налога, всегда найдется какой-нибудь прожектор, который предложит другой и добьется того, что его выслушают, утверждая, что вместо существующего способа он может предложить способ обложения, могущий покрыть все его общественные расходы. Например, если существующий и вызывающий недовольство способ есть поземельный налог и население хочет избавиться от него, то он предлагает обойтись без такого поземельного налога и принять подушный налог, или акциз, или введение новых должностей или монополий и таким путем заставляет тех или других людей прислушиваться к тому, что он говорит; а это особенно охотно делается теми, кто не занимает выгодных местечек, связанных с существующим видом налога, и кто надеется добыть себе службу при новой организации.

У. Петти перечисляет некоторые из менее значительных способов, которые наблюдаются в разных странах Европы.

Во-первых, в некоторых местах государство является общим кассиром для всех или для общей части денег, подобно тому как это имеет место там, где существуют банки, получая при этом в свою пользу проценты со всех тех денег, которые сданы ему на руки.

Во-вторых, иногда государство является общим кредитором: это имеет место там, где существуют ссудные банки и ломбарды. Это могло бы иметь место в более широких размерах и более эффективно там, где производится регистрация земель.

В-третьих, иногда государство является или могло ба бать общим страховщиком либо только от нападения врага на море, соответственно предполагаемой первоначальной цели наших пошлин в Англии, либо же от несчастных случаев, являющихся результатом действий врага, погоды, моря и корабля, взятых вместе.

В-четвертых, иногда государство имеет исключительное право продажи определенных товаров и получения выгод, связанных с этим, как, например, янтаря в стране герцога Бранденбургского, табака – в прежние времена в Ирландии, соли – во Франции и т.д.

В-пятых, иногда государство является коллективным нищим, как это имеет место в Голландии, где частная благотворительность, по-видимому, служит лишь для того, чтобы помогать лицам, скрывающим свою нужду, и уберечь их от стыда, который они испытывали бы, если бы им пришлось открыть свою бедность, и в меньшей степени – чтобы помогать при нужде, о которой заявлено и всем известно.

В-шестых, в некоторых странах государство является единственным попечителем несовершеннолетних, сумасшедших и идиотов.

В-седьмых, в некоторых других странах государство организует и содержит игорные дома и публичные увеселительные предприятия, выплачивая жалованье актерам и удерживая себе основную массу прибыли.

В-восьмых, в некоторых странах государство страхует дома от огня, взимая небольшую ренту ежегодно с каждого дома.

В-девятых, в некоторых странах взимается плата за пользование мостами, плотинами и паромами, построенными и содержащимися за государственный счет.

В-десятых, в некоторых странах умершие должны оставлять известные суммы государству, в некоторых других местах это же практикуется в случае брака и возможно, что еще в других – в случае рождения.

В-одиннадцатых, в некоторых  местах иностранцы, в особенности евреи, облагаются специальным налогом. Это может приносить пользу в перенаселенных странах, но вредно в обратном случае.

В-двенадцатых, в наше время применялись способы обложения путем взимания определенной части имущества жителей, например пятой или двадцатой части их недвижимого имущества, даже их должностей и профессий, а также их воображаемого имущества. Этот способ дает большой простор разного рода мошенничествам, тайным соглашениям, угнетениям и беспокойствам.

 
4. Роль экономического учения для дальнейшего развития  экономической теории и практики.

  Впервые в работах У.Петти были сделаны попытки затратных трактовок стоимости товаров и услуг, им подчёркивалось приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в создании национального богатства в сфере материального производства, им впервые была сделана попытка оценки земель.

Эти и другие идей первых классиков были переняты и использованы учёными  последующих периодов развития классической школы.

   Марксисты и современные буржуазные авторы подходят к Петти по-разному. Для      нас он прежде всего зачинатель научного направления, которое стало одним    из источников марксизма. Буржуазные экономисты, признавая Петти большим   ученым и яркой личностью, нередко отказывают ему в роли предшественника Смита, Рикардо и Маркса. Место Петти в науке часто ограничивают лишь  созданием основ статистико-экономического метода исследований.  Шумпетер утверждает, что у Петти нет трудовой теории стоимости (и понятия       стоимости вообще), нет сколько-нибудь заметной теории заработной платы, а     следовательно, не может быть и намека на понимание прибавочной стоимости.   Своей репутацией он якобы обязан только “декрету Маркса, которым Петти был    объявлен основателем экономической науки”, а также восторгам некоторых    буржуазных ученых, которые, как намекает Шумпетер, так сказать, не     предполагали, на чью мельницу они льют воду.   В целом ряде работ буржуазных ученых Петти рассматривается только как один   из представителей меркантилизма, может быть, один из самых талантливых и   передовых, но не более того. В крайнем случае, ему ставится в заслугу  помимо открытия статистического метода трактовка частных экономических   проблем и вопросов экономической политики: налогообложения, таможенных   пошлин. Нельзя сказать, что эта точка зрения абсолютно господствует в    современной буржуазной науке. Высказываются и иные взгляды. Роль Петти в     экономической науке, его связи со Смитом, Рикардо и Марксом рассматриваются в более правильной исторической перспективе.

Первое серьезное экономическое сочинение Петти именовалось “Трактат о       налогах и сборах” и вышло в 1662 г. Пожалуй, это и важнейшее его       сочинение: стремясь показать новому правительству, каким путем можно       (несомненно, при его личном участии и даже под его руководством) увеличить       налоговые доходы, он также изложил наиболее полно свои экономические       взгляды.

      К этому времени Петти почти забыл, что он врач. Математикой, механикой,       судостроением он занимается лишь в редкие часы досуга или общения с иными       из старых ученых-друзей. Зато теперь его изобретательный и гибкий ум все       более обращается к экономике и политике. В его мозгу роятся проекты,       планы, предложения: налоговая реформа, организация статистической службы,       улучшение торговли... Все это находит свое выражение в его “Трактате”. Но       не только это. Может быть, “Трактат” Петти — самое важное экономическое       сочинение XVII столетия, как книга Адама Смита о богатстве народов       оказалась таким сочинением XVIII столетия.

      Через 200 лет Карл Маркс писал о “Трактате”: “В рассматриваемом нами       произведении Петти по сути дела определяет стоимость товаров сравнительным       количеством содержащегося в них труда”. В свою очередь, “от определения       стоимости зависит и определение прибавочной стоимости”. О Петти написано       много. Но в этих словах Маркса в самой сжатой форме выражена суть научного       достижения английского мыслителя.

Петти оставил заметный след в истории экономической науки, хотя единой       точки зрения на его научный вклад до сих пор не существует. Одни авторы       рассматривают его как выдающегося представителя меркантилизма, другие       видят его основную заслугу в создании основ статистико-экономического       метода исследований и экономической статистики, третьи считают основателем       нового направления в науке, из которого впоследствии выросла английская       классическая политическая экономия.

      Среди основных трудов Петти – Трактат о налогах и сборах (A Treatise of     Taxes and Contributions, 1662); Слово мудрым (Verbum Sapienti, 1665);

      Политический обзор, или анатомия Ирландии (Political Survey or Anatomy of  Ireland, 1672); Разное о деньгах (Quantulumcunque Concerning Money, 1682);    и Эссе о политической арифметике (Essays in Political Arithmetick, 1683).       В Трактате Петти рассуждал о стоимости, ренте, заработной плате,    разделении труда и деньгах. Одним из первых высказал идею о существовании    в экономике объективных закономерностей, которые называл естественными законами, фактически сформулировал закон стоимости, близко подошел к   понятиям прибавочной стоимости и прибавочного продукта, проанализировал  некоторые ценообразующие факторы, изложил свои соображения относительно     эффективности разделения труда.

      Политическая арифметика стала первым трудом, в основе которого лежал статистико-экономический метод исследования. Петти доказывал необходимость  создания государственной статистической службы и исчисления национального богатства и национального дохода, произвел подсчет этих показателей для   Англии и, таким образом, заложил основу современной системы национальных   счетов.

Стоя на позициях трудовой теории стоимости, Петти трактует деньги как особый товар, выполняющий функции всеобщего эквивалента. Стоимость его,  как и всех товаров, создается трудом, а меновая стоимость количественно   определяется размерами трудовых затрат в добыче драгоценных металлов.  Количество необходимых для обращения денег определяется размерами   торгово-платежного оборота, т. е. в конечном счете количеством реализуемых       товаров, их ценами и частотой обращения денежных единиц в разных сделках    (скоростью обращения). Полноценные деньги могут быть в известных пределах    заменены бумажными деньгами, выпускаемыми банком.     Теория денег и кредита в течение последующих двух столетий во многом    развивалась в рамках идей, высказанных здесь (и в некоторых других       сочинениях) Уильямом Петти, или в полемике с этими идеями.    Однако вместе с тем это скромное сочинение, где многие мысли лишь    конспективны и эскизны, показывает, какие возможности теоретического    мышления были заключены в этом человеке. Он сделал лишь какую-то часть     того, что мог бы сделать. И хотя подобную вещь можно, вероятно, сказать о       любом человеке, в отношении Петти это особенно применимо и особенно важно.

Эта небольшая по объему работа имела огромное значение и   определила направление развития теории денег и кредита на последующие два   столетия.

      В последние годы жизни Петти занимался преимущественно вопросами       народонаселения, его роста, размещения, занятости и наряду с Джоном     Граунтом может быть причислен к основателям демографической статистики.

 

Заключение.

Петти оставил заметный след в истории экономической науки, хотя единой   точки зрения на его научный вклад до сих пор не существует. Одни авторы   рассматривают его как выдающегося представителя меркантилизма, другие   видят его основную заслугу в создании основ статистико-экономического   метода исследований и экономической статистики, третьи считают основателем нового направления в науке, из которого впоследствии выросла английская   классическая политическая экономия.

      Среди основных трудов Петти – Трактат о налогах и сборах (A Treatise of       Taxes and Contributions, 1662); Слово мудрым (Verbum Sapienti, 1665);     Политический обзор, или анатомия Ирландии (Political Survey or Anatomy of   Ireland, 1672); Разное о деньгах (Quantulumcunque Concerning Money, 1682);   и Эссе о политической арифметике (Essays in Political Arithmetick, 1683).   В Трактате Петти рассуждал о стоимости, ренте, заработной плате,       разделении труда и деньгах. Одним из первых высказал идею о существовании   в экономике объективных закономерностей, которые называл естественными   законами, фактически сформулировал закон стоимости, близко подошел к   понятиям прибавочной стоимости и прибавочного продукта, проанализировал   некоторые ценообразующие факторы, изложил свои соображения относительно   эффективности разделения труда. У.Петти затронул еще одну             проблему, связанную с определением цены земли.

Список литературы.

  1. Антология экономической классики. В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. Москва. «Эконов»-«Ключ»,1993 г.
  2. История экономических учений. Москва. «Высшая школа», 1993 г.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.