Общество осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, за исключением запрещенных действующим законодательством, в соответствии с целью своей деятельности.
Ценообразование формируется в соответствии с действующим законодательством РФ. Уставный капитал Общества составляет 404020 тыс. руб. После регистрации Общество выпустило: а) обыкновенные акции 40401 штуку, номинальная стоимость акции составляет 10000 рублей; б) золотая акция- 1 штука. "Золотая акция" дает ее владельцу все права, предусмотренные для владельца обыкновенных акций, а также право "вето" при принятии собранием акционеров решений. Указанные права предоставляются комитету-владельцу "Золотой акции" на срок до 5 лет.
Каждый владелец обыкновенных акций имеет право присутствовать на собраниях акционеров лично или через полномочных представителей и вносить предложения на рассмотрение.
Каждый владелец обыкновенных акций, приобретенных на общих основаниях, имеет право продать свои акции без согласия других акционеров.
Каждая обыкновенная акция дает ее владельцу один голос на собрании акционеров.
В случае ликвидации Общества оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество распределяется между держателями обыкновенных акций.
Высшим органом управления Общества является собрание акционеров собираемое не реже 1 раза в год.
Чрезвычайные собрания акционеров созываются по инициативе генерального директора, либо по письменному заявлению акционеров, владеющих не менее чем 10% обыкновенных акций.
К исключительной компетенции собрания акционеров относятся следующие вопросы, решение по которым принимается, если за него проголосовали владельцы более 50% обыкновенных акций присутствующих на собрании.
1. Внесение изменений и дополнений в Устав.
2. Изменение уставного капитала.
3. Утверждение баланса, счета прибылей, убытков, ежегодного отчета правления, а также аудитора.
4. Утверждение размера дивиденда, выплачиваемого на обыкновенную акцию.
5. Назначение членов Ревизионной комиссии и независимых внешних аудиторов, а также определения сферы деятельности и вознаграждения.
6. Принятие решений о создании и прекращении деятельности филиалов, представительств, отделений Общества в соответствии с действующим законодательством.
7. Принятие решения об образовании дочерних предприятий и участие Общества в иных предприятиях, объединениях.
8. Принятие решений о продаже, сдаче в аренду, обмене или ином распоряжении имуществом Общества, составляющим более 10% его активов.
9. Принятие решений о ликвидации общества, создании ликвидационной комиссии и утверждении его отчета.
10. Принятие решений о слиянии, присоединении, преобразовании Общества в предприятие иной организационно-правовой формы.
II. Утверждение сделок и иных действий влекущих возникновение обязательств в отношении Общества, которые превышают полномочия предоставленные совету директоров.
12. Избрание генерального директора, членов Совета директоров.
Основной задачей членов совета директоров и членов правления является выработка политики с целью увеличения прибыльности общества.
Обязанности генерального директора Общества возлагаются на руководителя предприятия до первого собрания акционеров.
Председателем Совета директоров по должности является генеральный директор.
Члены совета директоров и члены правления несут ответственность перед обществом за ущерб, причиненный ему в результате неисполнения или небрежного выполнения ими своих функций. Совет директоров имеет следующие полномочия: - рекомендовать акционерам величину, условия и порядок увеличения или уменьшения размера уставного капитала;
- утверждать положение о Правлении Акционерного общества, предоставляемого Генеральным директором;
- принимать нормативные документы, регулирующие отношения внутри Общества;
- принимать правила и регламент проведения заседаний Совета;
- утверждать заключение или прекращение любых сделок, в которых одной из сторон выступает Акционерное общество, а другой стороной- любой акционер, владеющий пакетом акций, составляющим не менее 25% уставного капитала, член Совета директоров, член Правления или должностное лицо Общества;
- давать акционерам рекомендации относительно создания филиалов, представительств, отделений или дочерних предприятий,
- по согласованию с генеральным директором назначать, увольнять должностных лиц Правления Общества;
- определять порядок представления всех счетов, отчетов, заявлений, системы расчета прибылей и убытков, включая правила, относящиеся к амортизации;
- определять рекомендации о размере выплачиваемого акционерам дивиденда.
АО "АСТЕК" специализируется на выпуске следующих основных видах продукции: - емкости 200 л, 2 т, 10 т; - металлические ворота; - металлические гаражи; - оконные решетки; - антенные мачты; - автомобильные цистерны; - окна деревянные; - двери деревянные; - столы; - сейфы.
Данный ассортимент продукции не меняется на протяжении уже 3-х лет. Сравним объем выпуска продукции за отдельные периоды времени.
Таблица № 1: Объёмы выпуска продукции по годам.
|Вид |Объём выпущенной продукции |Абсолютное | |продукции |(штук) |Отношение | | | |+/- | | |1997г. |1998г. | | |1.Ёмкости 200л. |50 |53 |+3 | |2.Ёмкости 2т. |34 |12 |-22 | |3.Ёмкости 10т. |22 |18 |-4 | |4.Ворота |48 |70 |+22 | |металлические | | | | |5.Гаражи |21 |11 |-10 | |металлические | | | | |6.Решётки |43 |54 |+11 | |оконные | | | | |7.Антенные мачты|2 |7 |+5 | |8.Авто- |11 |9 |-2 | |цистерны | | | | |9.Деревянные |38 |25 |+13 | |окна | | | | |10.Деревянные |Н/у |Н/у |Н/у | |двери | | | | |11.Столы |36 |4 |-32 | |12.Сейфы |15 |18 |+3 |
Таблица № 1 (Продолжение.)
Из таблицы 1 видно, что в 1997 г. количественные изменения произошли по всем видам выпускаемой продукции. Относительное небольшое увеличение выпуска продукции произошло по таким наименованиям, как емкости 200 л (+3), ворота металлические (+22); решетки оконные (+11); антенные мачты (+5), сейфы (+3). Незначительно сократился, по сравнению с 1996 годом, выпуск емкостей 10 т (-4) и автомобильных цистерн. Что касается остальных наименований выпускаемой продукции, то здесь мы видим сокращение выпуска продукции по каждому виду более, чем на 50%. Среди данной группы изделий обращает на себя внимание выпуск деревянных окон, дверей и столов (соответственно- 13;- 57;- 32).
Руководство предприятия такое положение дел объясняет тем, что в настоящее время повышенным спросом у населения и различных организаций и учреждений пользуются метало- пластиковые и другие окна и двери. Однако, следует отметить, ^то на АО "Астек" имеются возможности для выпуска металлических дверей (которые также пользуются большим спросом у населения). Тем не менее здесь пока еще ни в организационном, ни в технологическом плане ничего не сделано для того, чтобы наладить выпуск этого вида продукции.
Сравнивая объемы выпуска продукции в 1 квартале 1997 и 1998 гг. (Таблица 2), то видно, что здесь наблюдаются незначительные изменения как в большую, так и в меньшую сторону. Количественно остался неизменным выпуск столов ( 1 и 1). Из таблицы № 2 также видно, что с 1996 г. до конца 1 квартала 1998 г. ассортимент выпускаемой продукции продолжает оставаться неизменным.
Численность работников ППП АО "Астек" на конец П квартала 1998 г. составила 154 чел. Из них- работники аппарата управления-- 34 человека, или 24%. В 1997 г. численность работников предприятия была соответственно 197 человек и 52 человека или 18 %. Сравнивая эти данные видно, что численность работников в этом году сохранилась почти вдвое (Таб.3). Такое положение дел объясняется сокращением объема работ в связи с уменьшением количества заказав на продукцию предприятия. Это повлияло и на размер такого показателя, как прибыль.
Если в I квартале 1997г. прибыль составила 28010 тыс. рублей, то в I квартале 1998г. – 6018 тыс. рублей, т.е. в 4,5 раза меньше, чем в 1997г.
Таблица № 2: Объёмы выпуска продукции по годам(I кварт.).
|Вид |Обём выпущенной продукции |Абсолютное | |продукции |(штук) |Отношение | | | |+/- | | |Iкварт.1997г. |I кварт.1998г. | | |1.Ёмкости 200л. |12 |9 |-3 | |2.Ёмкости 2т. |3 |5 |+2 | |3.Ёмкости 10т. |5 |7 |+2 | |4.Ворота |22 |19 |-3 | |металлические | | | | |5.Гаражи |3 |5 |+2 | |металлические | | | | |6.Решётки |21 |19 |-2 | |оконные | | | | |7.Антенные мачты|1 |3 |+2 | |8.Авто- |2 |1 |-1 | |цистерны | | | | |9.Деревянные |5 |8 |+3 | |окна | | | | |10.Деревянные |7 |6 |-1 | |двери | | | | |11.Столы |1 |1 |0 | |12.Сейфы |4 |3 |-1 |
Таблица № 2(Продолжение).
Таблица № 3: Динамика численности работников предприятия.
|Категории |Ед. |Численность работников по |Отношен| |работников |Изм.|годам. |ие | | | | |+/- | | | |II квар.1997г. |II квар.1998г.| | |Всего ППП |Чел.|297 |154 |-143 | |Рабочие |Чел.|238 |114 |-124 | |Руководители |Чел.|12 |8 |-4 | |Специалисты |Чел.|29 |18 |-11 | |Служащие |Чел.|11 |8 |-3 | |МОП |Чел.|2 |1 |-1 | |Охрана |Чел.|2 |2 |- | |Ученики |Чел.|- |- |- |
Сравнивая отношение численности работников управления к численности остальных работников предприятия на конец II квартала 1998г. и 1997г. можно сделать вывод, что в 1997г. на каждого работника управления приходилось 3.7 работника предприятия, а на данный момент эта цифра возросла до 4.5. При этом численность работников аппарата управления сократилась почти вдвое.
Учитывая тот факт, что объём выпуска продукции почти не изменился, а численность работников управления уменьшилась, то можно сказать, что эффективность управленцев повысилась. Но с другой стороны прибыль предприятия уменьшилась и составила лишь 21% от былой прибыли, при уменьшении численности управленцев на 30%. Прибыль приходящаяся на одного управленца в I квартале 1997г. составляла 28010/52=538тыс. руб., а в I квартале 1998г. составила 6018/34=177тыс. руб.
Такие же расчёты можно сделать и в отношении прибыли к численности рабочих:
28010/145=193,1 тыс. руб. - в II квартале 97г.
6018/120=50.1 тыс. руб. – в II квартале 98г.
Здесь спад более заметен, что является признаком снижения эффективности управления МП «АСТЕК».
Проследив за динамикой средней заработной платы за 96,97 и I квартал 98г. можно заметить её некоторое повышение, несмотря на существенное понижение прибыли. Это говорит о том , что руководство предприятия ведёт работу по поддержанию материального благосостояния работников, что служит хорошим методом стимулирования труда как в аппарате управления так и всего предприятия в целом.
На АО "Астек" заработная плата претерпела следующие изменения. Это видно из данных таблицы № 4.
Таблица № 4: Динамика средней заработной платы по годам.
|Годы |Единицы |Средняя заработная плата | | |Измерения | | | | |В целом по |Аппарат | | | |предприятию |управления | |1996г. |Руб. |518 |437 | |1997г |Руб. |590 |498 | |I кварт. 1998г.|Руб. |738 |641 |
Из таблицы видно, что средняя заработная плата как в целом по предприятию, так и у работников аппарата управления с 1996 г. повысилась; в целом по предприятию на 210 тыс. руб., а у работников аппарата управления на 204 тыс. руб. Это свидетельствует о том, что руководство предприятия постоянно ведет работу по изысканию путей и средств поддержания материального благосостояния своих работников. Несмотря на большую работу, которую проводит руководство "Астек" здесь еще имеются резервы для улучшения его деятельности. И большие резервы хранятся именно в совершенствовании управления деятельностью предприятия.
Возглавляет АО "Астек"- генеральный директор. В линейною его подчинении находятся главный инженер, главный бухгалтер и юрист. Главному инженеру подчиняются: отдел кадров; плановый отдел; отдел охраны труда и техники безопасности и отдел организации производства и управления. Численность работников аппарата управления составляет 34 человека или 24% от численности ППП, т.е. на каждые 4,5 человека работников АО приходится 1 работник аппарата управления, что, на наш взгляд является нерациональным.
Анализ качественного состава работников аппарата управления выявил следующую картину 13 человек (38%) имеют высшее образование; 19 (56%) имеют среднее специальное образование и 2 человека (6%)- среднее. Как видно, среди них есть и руководители подразделений и ведущие специалисты: главный бухгалтер, 6 человек отдела организации производства и управления. Повышение образовательного уровня управленческого персонала является одним из резервов улучшения его деятельности. Анализ также показал, что часть работников аппарата управления имеют непрофильное образование. Например, в плановом отдел 1 человек имеет техническое образование (инженер-строитель); в отделе организации производства и управления 1 человек имеет высшее педагогическое образование и т.д. Подобные просчеты в подборе и расстановке кадров могут привести к недостаткам в управленческом процессе.
В процессе изучения деятельности АО и в частности функционирования аппарата управления этого предприятия выяснилось, что единственным документом, регламентирующим работу предприятия в целом и его некоторых подразделений является Устав предприятия. До настоящего времени не разработаны положения об отделах и должностные инструкции. Отсутствие этих документов является недопустимым упущением в организации управления предприятием и негативно сказывается как на деятельности аппарата управления, так и на результатах деятельности АО в целом. Как следствие- неизбежно дублируются отдельные функции, а другие направления работы остаются без должного внимания. Отсутствие четких требований снижает чувство ответственности; не соблюдаются квалификационные требования при подборе и расстановке кадров. Из вышеизложенного видно, что данный участок работы в АО нуждается в самом пристальном внимании руководства предприятия. Решение этого вопроса прямо повлияет на повышение эффективности управления, станет залогом успешной деятельности предприятия в целом. Этим объясняется наше повышенное внимание к вопросам разработки нормативной документации в Ш главе дипломного проекта.
ГЛАВА III : НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Радикальная перестройка системы управления экономикой одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятии, положение которого в рыночной экономике изменилось коренным образом. Став объектом товарно- денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке. При этом следует учитывать, что по сравнению с той системой управления, до сих пор действующей на многих предприятиях, в новых условиях появляются функции, которые прежде были не нужны. В рыночной экономике предприятие само принимает решения; самостоятельно формирует цели и задачи; разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников; приобретает оборудование и материалы; решает множество структурных вопросов, в том числе и такие, как создание, ликвидация, слияние или наоборот разделение подразделений и филиалов, вхождение в состав ассоциаций и других объединений; реорганизация производственной и перестройка организационной структуры управления и многие другие.
Короче говоря, предприятия приобретают все черты самостоятельности, характерные для работы в условиях рынка. А это требует значительного расширения сферы управления и самоуправления, увеличения объема и усложнения характера выполняемых менеджерами работ. Существенно возросла и ответственность за своевременность и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг. Научно-технический прогресс превращается в одно из орудий управленческих нововведений, направленных на создание условий для эффективной работы. Все большее значение приобретает и решение вопросов, связанных с управлением персоналом, занимающим в новых условиях ключевое положение в ресурсном потенциале и по существу предопределяющим успех организаций в достижении ее целей. В связи со всем этим, менеджмент предприятия, работающий в рыночной среде предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала, от которого зависит эффективность управленческой деятельности, а, следовательно, и, эффективность деятельности всего предприятия.
Во 2 параграфе данного дипломного проекта мы показали, что в настоящее время вопрос оценки эффективности управленческой деятельности не решен однозначно. Существуют различные подходы к решению этого вопроса. Как было отмечено, одни экономисты предлагают проводить оценку эффективности управленческой деятельности на основе нескольких показателей деятельности как самих управленцев, так и всего предприятия в целом. Другие оценку проводят на основе одного обобщающего показателя. В связи с этим, как было сказано ранее, мы присоединяемся к мнению первой группы авторов и в числе показателей оценки эффективности управленческой деятельности на предприятии внесли показатель эффективности организационной культуры. А сейчас попытаемся объяснить взаимосвязь между организацией культуры предприятия и эффективности управленческой деятельности.
Организационная культура- это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Другими словами, под организационной культурой понимают целостную систему выработанных в организации и свойственных ее членам моделей поведения, обычаев, нравов и ожиданий.
Любое предприятие, представляя собой целенаправленную систему, состоит из элементов- людей, имеющих собственные целевые установки, и одновременно являющихся частью одной или более целенаправленных систем. Качество функционирования и эффективность предприятия зависят от характера влияния на него как составляющих элементов, так и систем, в которые оно входит. Поэтому необходимое условие эффективного управления заключается прежде всего в максимальном достижении согласованности действий всех работников предприятия. Используемые управленцами для этого средства могут широко варьировать в зависимости от культуры данного предприятия и принятого в соответствии с ней стиля управления Другими словами, эффективность организационной культуры опосредованным образом находит свое проявление в эффективности управляющей подсистемы предприятия. Управляющая подсистема, в свою очередь, существует и функционирует лишь во взаимосвязи с управляемой подсистемой, в результате чего создается конечный продукт всей системы управления (системы производства). Следовательно, эффективность системы управления в определенной степени зависит от эффективности функционирования управляющей подсистемы, в том числе и организационной культуры, и вместе с тем характеризует ее. В связи с этим, мы считаем, что для оценки эффективности системы управления, а значит и эффективности организационной культуры, конечной целью которой является создание и реализация на рынке продукции (услуг), может быть в полной мере использован ресурсный показатель эффективности- модифицированный показатель ресурсоотдачи, учитывающий наряду с другими факторами рыночные финансово-кредитные отношения и инфляционные процессы. Кроме основного обобщающего показателя эффективности для более полной оценки организационной культуры следует применять ряд вспомогательных показателей, таких как уровень производственных связей, диапазон управления, степень стабильности кадров и др. Для выработки мероприятий по повышению уровня организационной культуры следует определять относительную эффективность. Дело в том, что возможность измерения эффективности организационной культуры еще не означает, что ее формирование идет в направлении к идеалу. Решить эту проблему можно на основе проверки соответствия существующей и желаемой организационной культуры, используя специальный показатель- индекс культуры, отображающий взаимосвязь власти, правил поведения и ценностей в данной организации. В данном случае организационная культура выступает в качестве социальной стороны показателя эффективности управленческой деятельности предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4