|
2.полное среднее
|
З.ПТУ
|
З.СУЗ
|
5. ВУЗ
|
||
Нефтедобывающая
|
47.4
|
68.9
|
87.9
|
113.9
|
175.2
|
370
|
Нефтеперерабатывающая
|
31.5
|
50.3
|
58.2
|
68.2
|
95.1
|
300
|
Нефтехимическая
|
16.6
|
24.5
|
29.2
|
34.4
|
53.4
|
320
|
Газовая
|
43.9
|
66.5
|
92.0
|
153.2
|
207.9
|
475
|
Угольная
|
67.2
|
69.9
|
72.8
|
81.2
|
86.7
|
130
|
Черная металлургия
|
38.4
|
46.2
|
58.3
|
69.9
|
83.1
|
215
|
Хлебопекарная
|
27.3
|
29.1
|
32.3
|
36.9
|
51.1
|
185
|
Мясная
|
20.9
|
24.1
|
28.9
|
34.8
|
48.4
|
230
|
Молочная
|
22.8
|
23.9
|
26.0
|
33.7
|
42.8
|
190
|
Средневзвешенная
|
36.5
|
45.1
|
54.2
|
66.8
|
88.1
|
240
|
Рассчитано по: Промышленность России. 2002. Госкомстат России. М., 2002. С. 115-118, 136-139.
Как видно из табл. 5, взаимосвязь заработков и уровня образования работников несмотря на существенные различия по отраслям в целом, достаточно устойчивая. Нетрудно заметить, что прирост заработков по образованию варьирует по отраслям в зависимости от трудоемкости производств: меньше там, где выше доля физического труда, и больше в тех отраслях, где доминирует машинный труд. Следует подчеркнуть также, что средний прирост заработков по образованию в отечественной промышленности почти в два раза меньше, чем в экономике США (240% в России против 460% в США).
Статистическая база Госкомстата не позволяет дифференцировать заработки по возрасту работающих, то есть определить прирост заработной платы по производственному опыту, поэтому мы вынуждены рассчитывать пожизненные доходы работающих без учета изменений в течение жизненного цикла. Это первое, и, по нашему мнению, самое сильное допущение (и упущение). Во-вторых, расчеты произведем по трем образовательным траекториям индивидуума (хотя их может быть больше): первая - очерчена ранним вхождением в систему профессионального образования (неполная средняя школа, ПТУ, вуз) и последовательным прохождением этих ступеней, вторая - с промежуточным средним профессиональным образованием (полная средняя школа, техникум, вуз), третья - традиционная (полная школа, вуз). В-третьих, индивидуальные издержки при получении профессионального образования рассчитываются в условиях проживания индивиду ума вне дома, стоимость обучения - среднегодовая величина между нормативом бюджетного финансирования и стоимостью внебюджетного обучения в ценах 2000 г. Данные для расчетов эффективности инвестиций представлены в табл. 6.
Таблица 6. Издержки и доходы накопления человеческого капитала в России в ценах 2000 г.
Уровень образования
Число лет обучения по образовательной траектории
Число
лет работы1
Среднегодовые издержки, тыс. руб./человек
Пожизненные доходы, тыс. руб.
Налоговые поступления, тыс. руб.
1
2
3
стоимость обучения
индивидуальные
косвенные
Неполное среднее общее
9
9
9
50
4.2
2.2
О2
1590
235
Полное среднее общее
2
2
48
4.8
2.8
31.7
1885
280
ПТУ
3
47
7.2
9.2
39.2
2215
330
СУЗ
3
45
9.3
15.2
39.2
2615
390
ВУЗ3
5
4
5
424
12.5
19.4
47.1
3240
480
Вуз по 2
41
12.5
19.4
58.1
3140
470
траектории
Вуз по 3
43
12.5
19.4
39.2
3300
490
траектории
С момента окончания соответствующего уровня по 65-ти летний возраст включительно. 2 Предполагается, что индивидуум начнет работу только после окончания 9-ти классов школы.
Расчеты проводятся на квалификацию специалиста. 4 Получение высшего образования по первой образовательной траектории.
Рассчитаем годовые нормы отдачи от накопленного человеческого капитала в зависимости от доли государственного участия в расходах на образование для всех трех образовательных траекторий индивидуума (табл. 7).
Таблица 7. Годовые нормы отдачи в зависимости от доли участия государства и личности в накоплении человеческого капитала в России, %
Уровень образования |
Государственное участие в оплате стоимости обучения |
||||||
0 |
10 |
30 |
50 |
70 |
90 |
100 |
|
Социальная норма отдачи |
|||||||
Полное общее |
¥ |
95.7 |
31.9 |
19.1 |
13.7 |
10.6 |
9.6 |
ПТУ |
¥ |
92.5 |
30.8 |
18.5 |
13.2 |
10.3 |
9.2 |
СУЗ |
¥ |
87.1 |
29.0 |
17.4 |
13.4 |
9.7 |
8.7 |
Вуз по 1 траектории |
¥ |
57.1 |
19.0 |
11.4 |
8.2 |
6.3 |
5.7 |
Вуз по 2 траектории |
¥ |
38.4 |
12.0 |
7.7 |
5.5 |
4.3 |
3.8 |
Вуз по 3 траектории |
¥ |
78.5 |
26.2 |
15.7 |
11.2 |
8.7 |
7.9 |
Частная норма отдачи |
|||||||
Полное общее |
7.9 |
8.0 |
8.2 |
8.4 |
8.6 |
8.9 |
9.0 |
ПТУ |
8.0 |
8.1 |
8.3 |
8.6 |
8.8 |
9.1 |
9.2 |
СУЗ |
8.5 |
8.6 |
8.9 |
9.2 |
9.5 |
9.8 |
9.9 |
Вуз по 1 траектории |
6.0 |
6.1 |
6.3 |
6.2 |
6.8 |
7.0 |
7.2 |
Вуз по 2 траектории |
3.5 |
3.6 |
3.7 |
3.8 |
3.9 |
4.0 |
4.1 |
Вуз по 3 траектории |
9.2 |
9.4 |
9.7 |
10.1 |
10.5 |
11.0 |
11.2 |
Анализируя полученные данные (табл. 7), сразу обнаруживаем более высокую эффективность накопления человеческого капитала по двухступенчатой траектории (полное среднее, затем высшее образование). Это объясняется тем, что промежуточное профессиональное образование (начальное, среднее) увеличивает совокупные издержки инвесторов, снижая в дальнейшем социальные и частные нормы отдачи. Такая же картина будет наблюдаться по всем другим не прямолинейным траекториям, например, среднее обра-зование-ПТУ-СУЗ-вуз и др.
Следовательно, наиболее эффективными способами накопления человеческого капитала будут траектории без промежуточных звеньев: неполное среднее образование-ПТУ, неполное или полное среднее образование-СУЗ, полное среднее образование-вуз. Это обстоятельство следует обязательно учитывать и личности, и государству как солидарным инвесторам. На рис. 3 представлены зависимости норм отдачи от степени государственного участия в образовательных расходах, при этом выбраны наиболее эффективные способы накопления капитала (высшее образование по 3 траектории).
На всех уровнях накопления человеческого капитала, как и в США, наблюдаются устойчивые зависимости: для частной нормы отдачи - прямая линейная, для социальной - обратная гиперболическая от степени государственного участия (см. рис. 3).
Рис.3 Эффективность государственных и частных инвестиций в накопление человеческого капитала по уровням образования в России.
Решая уравнение 6, получаем соблюдение принципа равных доходов (на рис. 3 обозначено стрелками с пометкой "оптимум") на уровне полного среднего образования при 108% государственного участия в образовательных расходах (8% должно быть отнесено на компенсацию индивидуальных издержек - питание, учебники), в начальном профессиональном - при 100, в среднем профессиональном - при 89 и высшем - при 74.5% участия государства.
Таким образом, наиболее эффективной будет модель накопления человеческого капитала, предполагающая по мере повышения уровня образования увеличение (до 25% оплаты стоимости обучения в высшем образовании) инвестиционного участия самого индивидуума. Проанализируем издержки сторон при соблюдении принципа равных доходов (табл.8).
Таблица 8. Издержки сторон при накоплении человеческого капитала с соблюдением принципа "равных доходов" в России
Уровень образования
Годовая норма отдачи, %
Годовые издержки, тыс. руб./человек
Доля в совокупных издержках, %
частная
социальная
индивидума
государства
индивидума
государства
Полное среднее
9.10
9.10
34.88
5.18
86.1
12.9
Начальное профессиональное
9.20
9.20
48.40
7.20
86.1
12.9
Среднее профессиональное
9.75
9.75
55.42
8.28
87.0
13.0
Высшее профессиональное
10.63
10.63
61.79
9.31
86.9
13.1
Как видно из табл. 8, доля государства в совокупных издержках накопления человеческого капитала составляет примерно 13%, то есть соответствует доле, изымаемой государством из будущего прироста заработков индивидуума по образованию. При использовании прогрессивной шкалы налогообложения, как в США (см. табл. 4) при повышении человеческого капитала (числа лет обучения) доля государства в совокупных издержках увеличивается, при "плоской" шкале - остается неизменной. Таким образом, правило оптимального участия инвесторов в данном процессе, сформулированное нами выше (формула 7), верно.
Кроме того, разные системы обобществления части прироста заработков индивидуума по-разному влияют на стимулирование инвестиций в наращивание интеллектуального капитала. Изъятие большей части с большего прироста заработков в целом дестимулирует человека увеличивать свой капитал (обратная линейная зависимость равновесных норм отдачи от роста объема человеческого капитала, изображенная на рис. 2), в то время как схема фиксированной доли изъятия с больших приростов заработков приводит к стимулированию процессов увеличения своего капитала (прямая линейная зависимость, представленная на рис. 46).
Число обучения после неполной средней школы, лет
Россия США
Рис. 4. Эффективность государственных инвестиций в накопление человеческого капитала при: А) 100%-ой оплате стоимости обучения государством. Б) соблюдении принципа равных доходов.
Повышающиеся равновесные нормы отдачи при увеличении числа лет обучения (см. табл. 8) заставляют иначе взглянуть на закон снижающейся предельной отдачи при наращивании человеческого капитала. Несмотря на то, что данный закон в целом действует - это хорошо видно по изменению социальной нормы отдачи при 100% участии государства в образовательных расходах (рис. 4а), мы предполагаем, что в условиях функционирования системы накопления человеческого капитала (системы образования) по принципу "равных доходов" возможно существенно видоизменить эту зависимость (рис. 46): от значительного сдвига вправо, но с сохраняющимся уменьшением норм отдачи, как было показано раньше для прогрессивной шкалы налогообложения (США), до незначительного увеличения норм отдачи для "плоской" шкалы (РФ).
ВЫВОД
Итак, эффективности российской и американской систем образования как основных производителей человеческого капитала практически идентичны, но с некоторыми вариациями: равновесные нормы отдачи российского среднего образования ниже американского, в то время как в высшем образовании ситуация прямо противоположная.
Нельзя не заметить также сходство выводов об оптимальном участии государства в образовательных расходах на разных уровнях образования: на уровне полной средней школы - 102 в США и 108% в РФ; на уровне высшей школы -80 в США и 75% в РФ. Таким образом, можно с высокой степенью вероятности утверждать, что данные соотношения четко воспроизводятся в разных социально-экономических системах и достаточно устойчивы, что позволяет использовать их при выработке политики инвестиций в человеческий капитал.
США и особенно Россия значительно отклонились от оптимальной схемы накопления человеческого капитала на уровне высшего образования в сторону повышения социальной нормы при соответствующем снижении частной нормы отдачи. Это создает предпосылки для возникновения конфликта интересов личности и государства. Например, при сегодняшней структуре 50%-ного государственного финансирования высшей школы социальная норма отдачи в России 15.7, в то время как частная - только 10%.
При ответе на вопрос, как должны быть распределены эти 25% стоимости обучения в заведениях высшего образования (между всеми студентами поровну, то есть четвертая часть их будет полностью оплачивать свое обучение), следует исходить из того, что государству экономически целесообразнее инвестировать средства в студентов, обладающих большими способностями. Учащиеся с меньшими способностями, а также любые сложные образовательные траектории должны наращивать свой капитал преимущественно частным способом.
В социальном плане приоритетная государственная поддержка способных, а не бедных всегда вызывает общественный протест. Поэтому государство должно стремиться к созданию системы, повышающей вероятность получения высшего образования бедными, но способными гражданами путем различных схем оказания финансовой помощи, компенсирующими на льготной, возвратной основе значительную часть индивидуальных издержек. Возвратная система дополнительной финансовой помощи государства в этом случае более предпочтительна, так как индивидуум находится на низшей социальной ступени достаточно кратковременно. После получения высшего образования он постепенно перемещается вверх по социальной лестнице и соответственно обретает возможность компенсировать обществу те дополнительные инвестиции, которые были затрачены им (обществом) на такое перемещение.
Следовательно, в сфере высшего образования, по нашему мнению, должна доминировать государственная поддержка по способностям индивидуумов, критерий же социального статуса должен быть вторичным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Becker G.S. The economics of crime // Cross Sections. 1995. Fall. P. 8 - 15. или в Интернете по адресу: #"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] См.: Учись, капитал! //Поиск. 2001. № 12. С. 8.
[2] Львов Д.С. Что дальше? (Размышления о перспективных проблемах экономики и экономической науки) // Экономическая наука современной России. 2002. № 3. С. 1.
[3] Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // МЭ и МО. 2001. № 12.
[4] Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб., 1994. С. 83.
[5] Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека. М., 1995. С. 14.
[6] Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инвестиционном воспроизводстве. СПб., 1996. С. 28.
[7] Давыдов А.Ю. Образовательный фактор в формировании и развитии человеческого капитала. Кандидатская диссертация. 08.00.01. Пятигорск, 2001. С. 81.
[8] Гринэуей Д., Хаунес М. Оценка выгод для общества от системы высшего образования // Экономика образования. 2002. № 3. С. 64.
[9] Марцинкевич В.И. Структура и источники развития сферы образования в США // Экономика образования. 2001. №1. С. 26.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.