Существует два принципиальных пути развития и экономического роста – сырьевой экспортноориентированный и наукоемкий технически прогрессивный. Первому пути по своему характеру больше соответствует экстенсивный способ экономического развития, второму – интенсивный. Известно, что Россия – ведущая страна по своему энергетическому потенциалу. Она устойчиво занимает первое место в мире по добыче и экспорту газа и второе – по добыче и экспорту нефти. Это во многом предопределяет ее роль в мировой экономике. Не рискуя впасть в излишнее преувеличение, можно сказать, что экономику России в последние 15 лет спасли по сути дела экспорт нефти, газа, леса, черных и цветных металлов, минеральных удобрений. Не будь этого, усилиями радикал-монетаристов наступил бы просто коллапс.
В то же время, экономическое развитие и рост за счет широкого использования технически прогрессивных наукоемких производств фактически прекратился и лишь сейчас намечаются робкие попытки его восстановления. За это время мировое научно-техническое развитие ушло далеко вперед и догнать его нам в стратегической перспективе 20-30 лет вряд ли удастся. Видимо поэтому властями сделан выбор стратегии развития в пользу экспортноориентированного пути через наращивание прежде всего поставок газа и нефти как на Запад, так и на Восток. Как оценить этот выбор и что он сулит России в перспективе?
В зависимости от идеологических пристрастий возможна двоякая трактовка экспортноориентированной стратегии:
а) как закрепление России в качестве сырьевого придатка высокоразвитых зарубежных экономик;
б) как занятие Россией своего места, или ниши, в мировом разделении труда.
Так или иначе, такая стратегия может обеспечить более или менее устойчивое развитие и экономический рост в течение ближайших 15-20 лет, но по мере истощения невосполнимых природных ресурсов она исчерпает себя. И тогда придется менять стратегию на преимущественное развитие высокотехнологичных наукоемких производств. Но чтобы к тому времени совсем уж безнадежно не отстать, неплохо бы уже сейчас начать одновременное активное движение по двум стратегическим направлениям – сырьевому экспортноориентированному и высокотехнологичному наукоемкому.
После распада СССР Россия оказалась далеко отодвинутой вглубь материка - на северо-восток. В результате этого большая часть железнодорожных и автомобильных магистралей, трубопроводов, авиатрасс проходят по территории иностранных государств, что существенно ухудшает экономическую ситуацию для России.
Учитывая то обстоятельство, что 70% территории РФ располагается в зонах с суровыми климатическими условиям и только 35% российских сельскохозяйственных угодий получают достаточно солнечного тепла для вызревания зерновых культур, выявилась достаточно слабая обеспеченность страны продовольствием из-за резкого снижения урожайности и валового сбора зерна.
Россия унаследовала 60% экономического потенциала СССР. Однако в результате последующего длительного недофинансирования важнейшая его часть: основные производственные фонды (особенно активная их часть - машины и оборудование) изнашивались. В результате ко второй половине 90-х годов около 70% основных фондов имели срок службы 20 и более лет, т.е. нуждаются в немедленной замене.
Российская Федерация унаследовала примерно 70% внешнеэкономических связей СССР. Однако необходимо отметить, что дальнейшего их развития не последовало. Выходом из создавшегося положения в новых для России условиях может быть развитие мирохозяйственных связей и интеграция в мировую экономику.
Место и роль любой страны в мировом хозяйстве, международном разделении труда и интернационализации хозяйственной жизни зависят от многих факторов. Однако основными из них являются: уровень и динамика развития национальной экономики, степень ее открытости и вовлеченности в МРТ, прогрессивность и развитость внешнеэкономических связей (ВЭС), умение национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом для себя направлении (взаимодействие с международными финансово-кредитными и экономическими организациями), наличие транснациональных корпораций.
Опыт западноевропейской интеграции и некоторых других успешно развивающихся экономических группировок говорит о том, что основа этого процесса складывается на микроуровне, в виде взаимовыгодного сотрудничества конкретных компаний, банков, финансово-промышленных групп, их совместных инвестиционных проектов, создания смешанных предприятий и т.п.
При множестве точек зрения относительно путей включения России в мировые глобализационные процессы несомненно то, что успешное решение этой проблемы будет в конечном счете зависеть, во-первых, от оздоровления экономики страны на путях ее структурной перестройки и перехода к рыночным условиям хозяйствования, а во-вторых, от создания действенных законодательных, организационных, материальных и технических предпосылок для этого.
Что касается оздоровления экономики и структурной перестройки, то это требует усилий, времени и ресурсов. Значительно меньше усилий требует создание необходимого законодательного поля и благоприятных условий для непосредственного вовлечения России в международные интеграционные процессы.
Как показывает анализ проблем интеграции в мировое хозяйство других стран, основным условием создания жизнеспособной экономики переходного периода является ее открытость. В условиях открытой экономики цены мирового рынка прямо или косвенно определяют цены на отечественную продукцию и делают это намного эффективнее, чем любой государственный орган. Это условие является необходимыми для российской экономики, поскольку в этом случае у российских производителей останется один легальный путь к процветанию - повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение ее производства при сокращении издержек. Естественно, переход к экономике открытого типа - процесс целенаправленный, осуществляемый поэтапно таким образом, чтобы внешняя конкуренция не превратилась из фактора созидания в фактор разрушения российской экономики.
Важным преимуществом открытой экономики является ее значение для борьбы с монополизмом. Отмечая роль мирового рынка как мощного средства борьбы с монополизмом и решения проблемы эффективного функционирования народного хозяйства в переходный период, необходимо исходить из того, что делать экономику страны открытой следует только при условии экономической оценки и экономической защиты ее ресурсов. Только в этом случае можно избежать рисков негативных проявлений в экономике под воздействием ее открытости и получить положительные результаты воздействия мировой экономики и мирового рынка на российскую экономику в этих условиях.
Практика показывает, что в настоящее время в силу прежде всего географических причин, настоятельной становится необходимость более масштабного участия России в решении глобальных проблем человечества (освоение Мирового океана, проблема окружающей среды, регулирование мирового хозяйства и т.д.).
В этом случае подход России с глобальных позиций к участию в мировых делах должен стать основной частью национального интереса. Однако активное участие России, как и любой иной страны, в решении глобальных проблем через национальный интерес требует полнокровного участия в работе международных многосторонних структур, в число которых входят финансово-кредитные, экономические, специализированные и региональные организации ООН, например Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), региональные экономические комиссии.
Представляется также необходимость активного участия России в таких всемирных по сфере своего проявления организаций, как Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и региональные государственные образования (Европейский Союз - ЕС, Европейская ассоциация свободной торговли - ЕАСТ, организация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР и др.).
В условиях перехода к открытой экономике для России жизненно важное значение приобретает проблема выбора стратегии и тактики эффективного участия в мирохозяйственных процессах. В стратегическом плане Россия придерживается деполитизации международных экономических отношений и их развития на принципах экономической целесообразности. Такого рода прагматический подход предполагает реальную оценку (переоценку) и создание предпосылок для эффективной перестройки всей системы внешнеэкономических связей России как со странами дальнего, так и ближнего зарубежья, прежде всего со странами СНГ, так как степень экономической взаимозависимости с ними остается весьма значительной.
В сложившихся сегодня условиях требуют более глубокого анализа и осмысления принципиальные вопросы экономических взаимоотношений России и с развивающимися странами. При этом в первую очередь Россия заинтересована в тех регионах, страны которых близки по месту в системе мирохозяйственных связей, имеют близкие показатели экономического развития и т.д.
В основе развития внешнеэкономических связей России лежит ряд специфических внутренних и внешних факторов. Среди внутренних центральное место занимает снижение спроса как на инвестиционные, так и на потребительские товары. В этих условиях многие предприятия и даже целые отрасли оказались на грани банкротства, и активизация работы на внешних рынках оказалась для них важным средством выживания. Успехи ряда отраслей промышленности, достигнутые за счет усиленной ориентации на внешние рынки, во многом определили общую тенденцию к некоторой стабилизации промышленного производства в стране в целом.
В части внешних факторов, содействовавших за последнее время расширению российского экспорта, послужили благоприятные конъюнктурные условия на мировых рынках: с конца 1993г. экономика большинства промышленно развитых стран находится с стадии экономического подъема, что создает благоприятные условия для реализации на рынках этих стран многих товаров российского экспорта.
Будущее России напрямую зависит от того, насколько и как наша страна сможет принять участие в ключевом глобализационном процессе, ведущем к образованию единой планетарной цивилизации. Следует ожидать, что нынешний – четвертый – цикл поддержки продлится до 2015 – 2025 г.г. Это и есть тот критический срок, который отведен России для самоопределения и выбора ею пути развития.
Очень мощной в развитии российского общества и становлении ее государственности оказалась азиатская тенденция. Многие нынешние наши «государственники» считают, будто только эта тенденция и обусловливает специфику российской модели развития. Один из лидеров нынешних евразистов, Дугин, говорит, что с приходом к власти Путина получили развитие их идеи: «Сближение с Белоруссией, экономический союз со Средней Азией, противостояние Западу...». Соответственно, признание «евразийскости» России диктует и ее геополитический путь - он не в фарватере США и Западной Европы.
В развитии России наблюдается одна закономерность: глобализация идёт «скачками». Реформы осуществляются на неподготовленной для этого почве, поскольку мы всё время стараемся догнать Запад. Тоже самое происходит и сейчас. На основе всего вышеизложенного я могу сказать, что Россия на данный момент объективно участвует в процессах глобализации, но субъективно не готова к этому, что в свою очередь и не позволяет ей занять достойное место среди лидеров.
Процессы глобализации непосредственно затрагивают национальную экономическую политику, ограничивая ее возможности. Международная экономика, оказывающая все большее влияние на положение отдельных стран, находится вне юрисдикции национальных правительств, министерств, центральных банков и их экономической политики. Поэтому обычные средства этой политики (в денежно-кредитной, бюджетной, налоговой сфере, даже сфере трудового или антимонопольного законодательства) действуют ныне в ослабленной форме, а то и вовсе не работают или приводят совсем не к тем результатам, на которые рассчитаны. Международные факторы снижают эффективность государственных решений и мер, осуществляемых в национальных рамках. Чем шире и глубже развертываются процессы глобализации, тем сильнее ощущается это противоречие.
Отсюда объективная необходимость координации экономической политики отдельных стран, в том числе и России. Международная экономика, которая становится все более «единой и неделимой”, требует единой или во всяком случае согласованной (в большей или меньшей мере) экономической политики. Современная рыночная экономика невозможна без многообразных мер государственного регулирования (с применением экономических и административных рычагов). Однако на основе многолетнего и во многом негативного опыта мир уже усвоил, что разнобой и хаос в регулировании, при котором каждая страна преследует лишь свои узкие национальные, а точнее сказать эгоистические интересы, в конечном счете наносят ущерб всем.
С началом рыночных преобразований, Россия предприняла ряд попыток включиться в мировые интеграционные процессы, что должно способствовать ускорению вхождения России в мировое сообщество на правах страны с рыночными отношениями. Однако существенным препятствием для интенсификации этого процесса является тяжелое современное состояние российской экономики.
Успешное решение проблемы включения России в мировые интеграционные процессы будет в конечном счете зависеть от оздоровления экономики страны на путях ее структурной перестройки и перехода к рыночным условиям хозяйствования, а также от создания действенных законодательных, организационных, материальных и технических предпосылок для этого.
Необходим подход России с глобальных позиций к участию в мировых делах, который должен стать основной частью национального интереса: полнокровное участие в работе международных многосторонних структур. Кроме того, необходимо активное участие России во всемирных по сфере своего проявления организациях, таких как: Всемирная торговая организация, Международная Финансовая Корпорация, Международное агентство по гарантии инвестициям, Всемирная организация интеллектуальной собственности и региональные государственные образования (Европейский Союз, Европейская ассоциация свободной торговли, организация экономического сотрудничества и развития и др.).
Важным направлением постепенной интеграции России в мировую экономику может быть участие в многосторонних международных экономических проектах, число которых с участием России постоянно увеличивается.
Решение проблемы ускорения интеграции России в мировую экономику невозможно без решения ряда внутрироссийских задач, прежде всего:
¾ реструктуризация промышленности;
¾ осуществление налоговой реформы, которая бы позволила стабилизировать доходы государства, обеспечить стимулирование отечественного экспортоориентированного производства;
¾ обеспечение жесткого контроля над бюджетными расходами;
¾ обеспечение роста валютной составляющей доходов;
¾ осуществление гибкой таможенной политики.
Для реализации данной стратегии России необходимо предпринять беспрецедентные усилия по всем направлениям. Наиболее сложным и болезненным является вопрос о территориальной глобализации и месте в ней России. Вся совокупность проблем территориальной глобализации сводится, в принципе, к вопросу о том, в какую континентальную территориальную структуру должна войти страна на этапе, переходном к единой сверхцивилизации. Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов и должен определяться путем глубокой научной проработки.
При этом уже сегодня становится очевидным, что роль и место России в любом из территориальных объединений будет зависеть от состояния 4 «критичных «ресурсов – «ментальной» сферы, демографической ситуации, степени глобализации управления и «силового» блока. Чем выше качество каждого из этих ресурсов, тем весомее и значительнее будет место нашей страны в глобальных блоках. Исходя из этих 4 факторов стратегия развития России в 21 веке должна предусматривать одновременное развитие всех указанных элементов.
На данный момент мир больше заинтересован в России как торговом партнере, чем она в нем. Происходит не интеграция нашего хозяйства в мировую экономику на взаимовыгодной основе, а приспособление его к чужим потребностям.
Нынешняя система взаимодействия с мировым рынком ущербна для России. Глобализация дает больше козырей нашим партнерам, нежели нам. Благодаря ей они компенсируют свои геополитические недостатки, в то время как Россия утрачивает свои сравнительные преимущества. Конечно, глобализация - объективный процесс, и его не остановить. Но он благоприятствует сильным. Силу же, в том числе и военную, обеспечивает странам собственное сложное производство, а не опустошение подземных кладовых.
Задача же России в данной ситуации состоит не в том, чтобы принести земному шару всеобщее счастье и выступать в роли пожарного, а в том, чтобы способствовать движению реальных противоречий в мире в направлении, отвечающем ее собственным интересам.
В заключение курсовой работы можно сделать выводы.
Важнейшей тенденцией современного мира, является глобализация всех экономических и политических процессов, противостоять которой сейчас не в силах ни одно национальное государство.
В конце XX в. перед мировым сообществом со всей очевидностью встала задача эффективной координации всех глобальных процессов - глобальной экономики, глобальной экологии, политической структуры мирового сообщества, проблем бедности и богатства, войны и мира, прав человека и суверенитета национальных государств.
Сейчас уже нет никаких сомнений в том, что глобализация станет доминирующим фактором цивилизационного развития мира в первой четверти нового века, когда процесс общемировой консолидации фактически завершится образованием мировой федерации[7].
Глобализация характеризуется увеличением потоков товаров, услуг, капиталов, информации, рабочей силы через национальные границы, что приводит к взаимопроникновению как отдельных рынков, так и экономики в целом. Глобализация — процесс планетарного масштаба с участием субъектов, действующих на общемировой сцене. По самым осторожным оценкам, в экономической деятельности процессами глобализации затронуто около 40 % мирового производства. Она оказывает воздействие приблизительно на 60 % мирового ВВП. В сфере торговли этот показатель еще выше и достигает 70—80 %.
Глобализационные тенденции в мировой экономике ассоциируются с революционными изменениями в электронике, компьютерной технике и связи. Другими словами, прогресс науки и техники лежит в основе глобализации.
Глобализация экономики приносит выгоды, но имеет и недостатки. Наиболее очевидные преимущества — экономический рост, более высокая производительность, распространение передовых технологий не только в финансовой сфере, но и в области фундаментальной и прикладной науки. Установлено, что открытая экономика в совокупности с прозрачной политикой приводит к быстрому экономическому росту. Снижение тарифных и нетарифных барьеров обеспечивает ежегодное увеличение мирового ВВП на 100-300 млрд долл. Кроме того, глобализация способствует усилению международной координации. Она вызвала переоценку основных видов рисков и методов их ограничения, облегчила и увеличила эффективность и рациональность размещения вкладов инвесторов.
Положительный или отрицательный вектор будет у изменений в национальной экономике под воздействием глобализации, зависит от уровня развития экономической системы и позиции страны в мировом хозяйстве. Позитивное воздействие глобализации сопровождает и отрицательный эффект. Так, глобализация конкуренции нередко вынуждает производителей снижать себестоимость продукции, сокращая затраты на защиту окружающей среды или выносить производство в страны с менее жесткими экологическими стандартами[8].
Процессы глобализации мировой экономики постепенно охватывают все сферы общественной жизни стран: производство (в форме транснациональных компаний), торговлю, включая фондовые и инвестиционные рынки. Эти процессы определяются тремя основными факторами:
¾ отход от государственного регулирования в пользу рыночных механизмов;
¾ преодоление национальных границ в ходе интеграции отдельных экономики;
¾ развитие информационных технологий.
В этих условиях естественно изменяется и роль государства, поскольку в результате международной конкуренции существенным образом ограничиваются (за счет вынужденной открытости экономики) возможности для государственного произвола при усилении контроля за денежной и фискальной политикой не только со стороны международных организаций, но и со стороны финансовых рынков. Глобализация экономической деятельности является одной из главных тенденций в развитии современного мира, не только оказывающей громадное влияние на экономическую жизнь, но и влекущей за собой далеко идущие политические (внутренние и международные), социальные и даже культурно-цивилизационные последствия. Эти последствия все больше ощущают на себе практически все страны и среди них, конечно, Россия, вполне осознанно, активно и целеустремленно движущаяся по пути интеграции в мировую экономику. Поэтому анализ этого всемирного процесса имеет не только теоретическое, но и сугубо практическое, и причем чрезвычайно важное, значение для России, для ее внешнеэкономической, а в более широком смысле – всей экономической политики.
Негативные аспекты глобализации связывают с потенциальными конфликтами, которыми она чревата, хотя их можно смягчить путем развития глобального сотрудничества на основе соглашений политического характера или создания новых международных институтов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алябьева А.М. Мировая экономика, - М.:Гардарика, 2006. – 593с.
2. Антикризисное управление: учебник. под ред.проф. Э.М. Короткова, - М.: Инфра-М., 2006. – 620с.
3. Бандурин В. В., Рацич Б. Г., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия. – М.: Буквица, 1999. – 279 с
4. Беяк У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма – ответы на глобализацию. – М.: Прогресс-традиция, 2001. – 301 с.
5. Кетова Н.П. Макроэкономика, - РнД.:Феникс, 2004. – 384с.
6. Леусский А. И., Тарасевич Л. С., Гребенников П. И. Макроэкономика, - М.:Юрайт. 2006. – 654с.
7. Луссе А.В. Макроэкономика, - СПб.: Питер, 2001. – 240с.
8. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экон. специальностей/Э.А. Лутохина и др, под ред. Э.А. Лутохиной, - М.: ИВЦ Минфина, 2005. – 400с.
9. Мировая экономика: социально ориентированный подход: учеб.пособие для студентов экон.специальностей/В.В. Козловский, Э.А. Лутохина; под ред. Э.А. Лутохиной. – М.: ИВЦ Минфина, 2005. – 352с.
10. Прогнозирование и планирование экономики: учебник/под ред. Г.А. Кандауровой, В.И.Борисевича. – Мн.:Современная школа, 2005. – 476с.
11. Рудый К.В. Международные валютные, кредитные и финансовые отношения, - М.: Новое знание, 2007. – 427с.
12. Теория финансов: Учеб. пособие/Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко и др., под ред.проф.Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, - Мн.: БГЭУ, 2005. – 351с.
13. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. – М.: Логос, 2001. –с. 253
14. Яковец Ю.В. Глобализация и трансформация рыночной экономики - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - 404с.
15. Яковец, Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / Яковец, Ю. В.; Ю.В.Яковец; Междунар. ин-т Питирима Сорокина-Николая Кондратьева. - М.: Экономика, 2001. - 346с.
[1] Теория финансов: Учеб. пособие/Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко и др., под ред.проф.Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, - Мн.: БГЭУ, 2005. С.331
[2] Алябьева А.М. Мировая экономика, - М.:Гардарика, 2006.с.45
[3] Мировая экономика: социально ориентированный подход: учеб.пособие для студентов экон.специальностей/В.В. Козловский, Э.А. Лутохина; под ред. Э.А. Лутохиной. – М.: ИВЦ Минфина, 2005.с.108
[4] Яковец Ю.В. Глобализация и трансформация рыночной экономики - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.с.12
[5] Мировая экономика: социально ориентированный подход: учеб.пособие для студентов экон.специальностей/В.В. Козловский, Э.А. Лутохина; под ред. Э.А. Лутохиной. – М.: ИВЦ Минфина, 2005.с.124
[6] Макеева Т. Макроэкономика, - М.: Новое время, 2005. С.45
[7] Яковец Ю.В. Глобализация и трансформация рыночной экономики - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - с.45
[8] Рудый К.В. Международные валютные, кредитные и финансовые отношения, - М.: Новое знание, 2007. – с.323
Страницы: 1, 2, 3