Рефераты. Государственное регулирование цен в Республике Беларусь






Государственное регулирование цен в Республике Беларусь

Вариант 8.

 

Содержание

 

1. Государственное регулирование цен на внутреннем рынке  Республики Беларусь.

1.1. Формы государственного ценового регулирования………………………...3

1.2. Система государственного ценового регулирования в Республике

Беларусь………………………………………………………………………….…5

1. 3. Ценовое регулирование деятельности монополий в Республике

Беларусь………………………………………………………………………......12

1.4. Контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании………16

2. Анализ чувствительности покупателя к изменению уровня цен……….…23

3. Задача……………………………………………………………………..……29

Литература………………………………………………………………….……32

1. Государственное регулирование цен на внутреннем рынке  Республики Беларусь.

 

1.1.  Формы государственного ценового регулирования

 

Государственное регулирование цен в любой экономике по­зволяет с помощью законодательных, административных и бюд­жетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономи­ческой системы. Оно дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе и связанные с социальным нера­венством и неравномерным распределением доходов, рациональ­ным природопользованием и охраной окружающей среды, развити­ем сфер, необходимых обществу в целом (образование, наука и куль­тура, здравоохранение и др.).

Государственное регулирование цен обычно осуществляется с помощью косвенного и прямого регулирования.

К косвенному регулированию относятся меры, воздейству­ющие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факто­ры макроэкономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести такие средства по реформированию экономики и совершенствова­нию механизма хозяйствования, как принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосу­дарствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и др.

Прямое регулирование цен осуществляется в основном тре­мя способами: путем установления «ценового потолка» (максималь­ных цен), «ценового пола» (минимальных цен) и «коридора цен».

Наибольшее распространение получила политика «ценового потолка», которая используется в монополизированных отраслях (электроэнергетике, нефтегазовой промышленности, транспорте, коммунальном хозяйстве), в кризисных ситуациях (во время войны, в послевоенный период), при установлении цен на социально значи­мую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т.п.). Максимальные цены, устанавливаемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в эко­номике. Они формируют так называемый рынок продавца, дикту­ющего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке. В таких условиях государство часто вынуж­дено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низ­ким ценам, путем выделения различных дотаций, субсидий, что ведет к усилению разбалансированности экономи­ки, появлению новых проблем.

Практика использования политики «ценового потолка» в экономике республики, кроме указанных по­следствий, порождала и такие явления, как очереди, черный рынок, коррупция на государственных предприятиях.

Политика «ценового пола» используется обычно в интересах мелких фирм с целью недопуще­ния монополизации рынка и поддержания определенного уровня кон­куренции. Чаще всего она применяется на рынке сельскохозяйствен­ной продукции по отношению к фермерским хозяйствам. Однако установление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что в отличие от описанной выше ситуации формируется рынок покупателя. На таком рынке образуются излишки продукции, которые государство вынуждено скупать и затем ими распоряжаться (образовы­вать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т.п.).

Политика «коридора цен» заключается в том, что устанавли­ваются два предела цен: верхний и нижний. Цены, таким образом, одновременно ограничены максимальным и минимальным уровня­ми, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены. Если предложение превышает спрос настолько, что цены реальных сделок на рынке опускаются до их допустимого минимального предела, специальные органы начинают скупать излишки продукции в буферный запас. И наоборот, если спрос превышает предложение настолько, что цены реальных сделок по­вышаются до их допустимого максимального предела, специаль­ные органы начинают продавать продукцию из буферных запа­сов. Таким образом, политика «ценового коридора» позволяет со­четать как прямые, так и в определенной степени косвенные фор­мы регулирования цен, устраняя резкие колебания цен и изменения конъюнктуры рынка.

Помимо предельных цен в Республике Беларусь устанавли­ваются фиксированные цены, которые также являются регулируе­мыми ценами, устанавливаемыми в твердо выраженной денеж­ной величине[1].

Эффективность системы государственного регулирования цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования. Каждое государство в соответствии с проводимой экономической политикой и целями развития общества использует различные сочетания и способы ценового регулирования.


1.2. Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь

 

Переход от плановой экономики к рыночной предполагает проведение определенной государственной ценовой политики. Эта политика, может реализовываться  двумя путями:

1) в форме резкого перехода к рыночной экономике с помощью активной либерализации цен;

2) посредством плавного вхождения в рыночную экономику, сочетая постепенное высво­бождение цен по мере создания необходимых условий и конкурент­ной рыночной среды с системой государственного регулирования ценообразования.

Программой перехода к рынку в Республике Беларусь пер­воначально предусматривалось три этапа введения свободных цен на протяжении 1990 - 1992 гг. Однако осуществить такие серьезные преобразования в сжатые сроки оказалось нереальным.

Еще в составе бывшего СССР с ноября 1990 г. предприяти­ям было разрешено формировать свободные цены на ряд товаров, не оказывающих существенного влияния на жизненный уровень населения (ювелирные изделия, изделия из натурального меха, ков­ры и ковровые изделия, изделия из хрусталя и др.)[2].

Следующий шаг в направлении перехода к свободным ценам был сделан в апреле 1991 г., когда правительство значительно рас­ширило перечень товаров и услуг, на которые могли применяться свободные (договорные) цены. На 50% продукции производствен­но-технического назначения и 25% товаров народного потребления предприятия устанавливали цены самостоятельно. С этого време­ни в сфере государственного контроля и регулирования остались только розничные цены и тарифы на важнейшие социально значи­мые товары народного потребления и услуги, оказываемые насе­лению: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочнокислая продукция, детское питание, мясо и мясопродукты, сахар, электро- и теплоэнергия, топливо бытовое, услуги пассажирского транспор­та, связи, квартирная плата и некоторые другие.

Государственное регулирование было сохранено также на структурообразующую продукцию производственно-технического назначения, определяющую общий масштаб цен: нефть, газ при­родный и сжиженный, моторное и котельное топливо, теплоэнергия, перевозки грузов железнодорожным транспортом, основные услу­ги связи.

С 1 марта 1993 г. началась реализация населению по свободным ценам таких продуктов питания, как баранина, мясо птицы, ликеро-водочные изделия (кроме водки белой, на которую до сих пор действует фиксированная цена). В мае-июне этого же года на сво­бодные цены были переведены основные продовольственные товары: свинина, говядина, вареные колбасные изделия, мясные по­луфабрикаты, масло животное, мягкие сыры, сахар, которые до этого времени регулировались государством.

Либерализация цен имела своей целью ликвидацию ценовых диспропорций и более полное удовлетворение спроса предприятий и населения в товарах и услугах за счет стабилизации и роста объе­мов их производства. Однако после резкого скачка цен в 1992 г. они продолжали расти высокими темпами. Инфляционные процессы при­вели к падению производства, поскольку предприятия получили воз­можность достигать своих целей не за счет увеличения выпуска продукции, а за счет повышения цен.

В результате проводимых в 90-е годы преобразований в сис­теме ценообразования были сглажены имеющиеся ранее диспро­порции в ценах по отраслям экономики и отдельным группам това­ров и услуг. Так, наиболее высокими темпами росли цены на про­довольственные товары и потребительские услуги, которые длитель­ное время были искусственно занижены. Опережающим ростом отличались цены на промышленную продукцию, транспортные услуги.

Основные направления ценовой политики в республике на краткосрочную и долгосрочную перспективу нашли отражение в разработанной и принятой правительством в 1999 г. Концепции це­нообразования в Республике Беларусь[3]. Целью совершенствования системы ценообразования являлось создание такого механизма, который бы обеспечивал условия для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализа­ции приоритетов государственной экономической политики при од­новременном сохранении равновесия на рынке и повышения на этой основе жизненного уровня населения.

В целом за период действия Концепции, принятой в 1999 г., произошли следующие позитивные изменения:

1)                значительно снижены темпы роста потребительских цен (с 351% в 1999 г. до 114,4% в 2004 г.);

2)                отпала необходимость учета в ценообразовании множества курсов национальной валюты;

3)                произошло укрепление белорусского рубля, что связано с динамическим развитием национальной экономики;

4)                осуществлены меры по сокращению объемов перекрест­ного субсидирования по газу и электроэнергии;

5)                значительно сократились объемы бартера, снизилась ост­рота проблемы ценообразования на продукцию, поставляемую по товарообменным операциям;

6)                возросла конкуренция на внутреннем рынке товаров и ус­луг, что благоприятно сказалось на ценовой ситуации в стране;

7)                сформированы организационные и институциональные осно­вы, позволяющие стабилизировать ценовые процессы в республике.

Вместе с тем в сфере ценообразования остались нерешен­ными следующие вопросы:

1)                достаточно высокий уровень инфляции (в 2004 г. самый высокий среди стран СНГ);

2)                опережающие темпы роста цен на промышленную продук­цию по сравнению с темпами роста цен на потребительские товары;

3)                высокий уровень субсидирования жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта;

4)                наличие меж- и внутриотраслевого перекоса в ценах на от­дельные товары и услуги;

5)                недостаточный контроль за уровнем и динамикой себесто­имости товаров (работ, услуг), отсутствие механизма, стимулиру­ющего сокращение себестоимости продукции предприятиями;

6)                недостаточно эффективное и тесное соотношение ценооб­разования с налогово-бюджетной политикой, высокий уровень на­логовой нагрузки;

7)                большое количество принимаемых республиканскими орга­нами государственного управления нормативно-правовых актов, имеющих ограниченный срок действия;

8)                несоответствие отдельных положений антимонопольного
регулирования международным стандартам.

Вследствие этого возникла необходимость появления Концеп­ции, принятой в 2005 г., где были уточнены подходы и механизмы регулирования ценообразования в контексте внутриэкономических и внешнеэкономических изменений.

Концепцией 2005 г. были определены главные составляющие политики цен на ближайшую и долгосрочную перспективу. Концеп­ция не предполагает коренного изменения действующей систе­мы ценообразования, однако намечается совершенствование цено­образования в целях повышения обоснованности системы цен и усиления их воздействия на повышение эффективности националь­ной экономики.

В качестве принципов ценообразования определены:

1)                сочетание свободных и регулируемых цен;

2)                разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;

3)                установление регулируемых цен на уровне, обеспечиваю­щем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснован­ных затрат и получение достаточной для расширенного воспроиз­водства прибыли при необходимости с предоставлением государ­ственных дотаций и других мер государственной поддержки;

4)                осуществление государственного контроля за соблюдени­ем законодательства о ценообразовании, за формированием и при­менением цен (тарифов).

Правовые основы государственной политики в области цено­образования в стране, сфера применения свободного и регулируе­мого ценообразования, полномочия государственных органов, осуще­ствляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, отра­жены в Законе Республики Беларусь «О ценообразовании» (1999 г.). Этим же документом установлены права, обязанности и ответствен­ность субъектов ценообразования, к которым отнесены предприя­тия с правом юридического лица, предприниматели, республиканс­кие и местные органы государственного управления.

Республиканские органы государственного управления уста­навливают цены на целый ряд товаров и услуг. В частности, Мини­стерство экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнергию, отдельные со­циально значимые товары, продукцию оборонного значения, постав­ляемую по оборонному заказу, спирт, водку, квартплату, торговые наценки и некоторые другие товары и услуги. Правом утверждения и контролирования цен наделены также министерства транспорта и коммуникаций, связи, здравоохранения, культуры, жилищно-комму­нального, лесного хозяйства и некоторые другие.

Государственное регулирование и контроль за ценообразова­нием в Республике Беларусь на текущий момент осуществляют:

1)                                  Совет Министров Республики Беларусь - регулирует цены и тарифы на важнейшие социально значимые услуги для населения и товары, имеющие стратегическое значение для страны;

2)                                  Министерство экономики:

a)                 осуществляет формирование основ государственной поли­тики в области ценообразования в пределах предоставленных ему полномочий и обеспечивает ее реализацию;

b)                определяет формы и способы государственного ценового регулирования, порядок установления и применения цен (тарифов);

c)                осуществляет методическое руководство ценообразовани­ем и координацию работы других органов управления в области ценообразования, что обеспечивает единство ценовой политики на всей территории страны;

d)                осуществляет регулирование цен (тарифов) и государствен­ный контроль за соблюдением ценового и антимонопольного зако­нодательства;

e)                 принимает решения о применении экономических санкций за нарушение антимонопольного и ценового законодательства.

Облисполкомы и Минский горисполком обеспечивают госу­дарственную политику в области ценообразования в пределах ад­министративно-территориальных единиц. Возможность ограничи­вать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства.

В последние годы в Беларуси использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:

1)                установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невоз­можности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразова­ния или вышестоящих органах;

2)                определение предельных отпускных цен на перечень соци­ально значимых товаров;

3)                обязательное обоснование цен отечественными пред­приятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;

4)                установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;

5)                установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алко­гольные напитки, экспортируемые товары) цен;

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.