Рефераты. Государственное регулирование экономических отношений






Государственное регулирование экономических отношений

ДОНЕЦКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету «ПОЛИТЭКОНОМИЯ» на тему: «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

Выполнила: студентка 1 курса группы «А» заочного отделения ДЭГИ

Петрасюк Оксана Станиславовна

Научный руководитель ст. преподаватель Кузнецова В.Н.

Донецк – 2002

СОДЕРЖАНИЕ стр.

|Введение…………………………………………………………………… |3 |
|1. Сущность государственного регулирования экономики……………. |5 |
|1.1. Необходимость государственного вмешательства в экономику... |5 |
|1.2. Экономические функции государства…………………………….. |8 |
|2. Способы государственного регулирования экономики |10 |
|2.1. Классификация форм и методов государственного | |
|регулирования………………………………………………………………….. |10 |
|2.2. Социальное регулирование……………………………………….. |12 |
|2.3. Поддержание международной конкурентоспособности и | |
|оптимальной структуры производства………………………………… |15 |
|2.4. Обеспечение макроэкономической стабильности……………….. |16 |
|3. Государственное регулирование в условиях переходного |19 |
|периода... | |
|4. Особенности государственного регулирования экономики Украины |27 |
|Заключение………………………………………………………………… |35 |
|Список литературы………………………………………………………... |36 |
|Приложение 1. Формы и методы финансовой поддержки санации | |
|предприятия…………………………………………….. |37 |
|Приложение 2. Финансовое участие государства в санации | |
|приватизированных предприятий……………………………… |38 |

ВВЕДЕНИЕ

Формирование оптимальной макроэкономической структуры, обеспечивающей динамизм производительных сил и сбалансированность внутреннего рынка, предполагает наличие системы централизованного регулирования, в частности такого института, каким является государство. В условиях рыночных отношений важное значение имеет поддержание на необходимом уровне степени государственного вмешательства в экономику, достижение оптимальности правового регулирования общественных отношений, в том числе – отношений предпринимательства, во всех отраслях и сферах народного хозяйства.

Значимость государственного регулирования особенно актуальна в период трансформации от административно-командной системы к рыночной модели экономики, когда существенно усиливается потребность в жесткой координирующей структуре, оказывающей определенное влияние на формирование необходимых предпосылок становления конкурентной среды и развития совокупного рынка. В процессе формирования многоукладной рыночной модели экономики государство как регулирующий орган гарантирует стабильность воспроизводства, способствует устойчивой работе предприятий различного статуса как основных налогоплательщиков и непосредственных производителей материальных благ.

Участия в хозяйственной жизни общества раскрывается в работах многих экономистов. Еще А. Смит отмечал, что «видимая рука» правительства должна регулировать «невидимую руку» конкуренции. Проблемы государственного регулирования экономики раскрыты в трудах Дж.М. Кейнса, М. Фридмена,
В. Леонтьева, Д. Гелбрейта, А. Маршалла, П. Самуэльсона, Д. Норта и др.
Различия между концепциями сводятся к используемым методам государственного воздействия, вплоть до полного их отрицания.

Целью данной работы является исследование роли государства как институциональной структуры в экономике.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач: раскрытие сущности государственного регулирования, характеристика функций государства в управлении экономикой, методов и инструментов государственного регулирования, раскрытие особенностей государственного регулирования экономики в условиях ее рыночной трансформации, также рассмотрена специфика государственного регулирования в Украине.

В процессе написания работы использовались материалы периодической печати, экономическая литература.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и двух приложений.

1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

1. Необходимость государственного вмешательства в экономику.

Вопрос о роли государства в регулировании экономических отношений носит весьма проблематичный характер. Одни ученые-экономисты считают необходимым жестокое государственное регулирование всех отношений в сфере экономики, другие же – отбрасывают необходимость такого регулирования вообще. Отрицательными являются последствия как чрезмерного регулирования государством экономических отношений, так и полного невмешательства его в сферу экономики.

Мировой опыт экономической практики доказывает, что нет, и не может быть эффективной социально ориентированной рыночной экономики, основывающейся на современных научно-технических достижениях, без активной регулирующей роли государства. Реальная рыночная экономика никогда, даже на первых этапах ее становления не обходилась без вмешательства государства.
Менялись лишь задачи, формы, инструментарии такого вмешательства и его масштабы.

Экономическая роль государства еще в начале ХХ века была предельно ограниченной. Положение изменилось в период первой мировой войны, когда вначале в Германии, а затем в странах Антанты государство начало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь с целью мобилизации ограниченных ресурсов для достижения военной победы. Отмеченные меры носили, однако, чрезвычайный, военно-мобилизационный характер, а потому с окончанием войны государственное вмешательство в хозяйственную жизнь сошло на нет.

К началу 30-х годов среди западных экономистов господствовало мнение о том, что экономические спады (кризисы) объясняются случайными причинами, что механизм рыночного саморегулирования в принципе обеспечивает соответствие между совокупными спросом и предложением, следовательно, и автоматический выход экономики из кризиса и последующий ее подъем на базе обновления основного капитала и ликвидации нерентабельных предприятий.
Однако во время глубокого кризиса и затяжной депрессии 30-х годов стало очевидно, что механизм рыночного саморегулирования не справляется со своими функциями, не обеспечивает автоматический выход из кризиса, что требует перехода к активному государственному регулированию экономики. Такое регулирование на практике стало осуществляться в США с 1933г. командой президента Ф.Д. Рузвельта, разработавшей и реализовавшей так называемый
«Новый курс». Теория государственного регулирования была создана
Дж.М. Кейнсом и его последователями. Кейнс сделал справедливый вывод о том, что выход из глубокого кризиса, рост объемов производства и уровня занятости невозможны без активного участия государства. [6, с.37]

На современном этапе в преобладающем большинстве стран мира функционирование народного хозяйства характеризуется, в первую очередь, ростом регулирующей роли государства по отношению как к государственному сектору экономики, так и к частному, и к их взаимодействию, что обусловлено определенным уровнем осознания необходимости не только разграничения частных и публичных интересов в обществе, но и поддержания оптимального баланса между ними. В то же время всем хорошо известны последствия отказа публичной власти от регулирования экономических отношений в процессе перехода от административно-командной системы хозяйствования и управления к смешанной. Примеры Украины, России и других стран СНГ, скорее всего, войдут во все учебники и хрестоматии начала ХХI века, как яркие иллюстрации того, к чему может привести вытеснение государства на начальном этапе проведения рыночных реформ.

Особенно важно определение роли государства в регулировании экономики на так называемых «переходных» этапах его развития (подобных тому, какой переживает в настоящее время Украина, - когда осуществляется переход от административно-командного порядка общественной жизни к демократическому, когда в общественных интересах, ориентациях и мотивах поведения людей, социальных ценностях отражаются черты, присущие именно смешанной форме социально-экономических процессов и структур - от остаточных административно-командных до разнообразных частных). При определении роли государства необходимо учитывать состояние экономики, уровень ее зависимости от государства, социальный фактор и менталитет народа, особенно
– при переходе от командно-административной системы к рыночной экономике.

Особую актуальность в условиях трансформации общества приобретают проблемы реализации таких закономерностей, как сбалансированность экономических интересов и достижение адекватного этому процессу правового механизма их регулирования в направлении достижения оптимальности соотношения экономических интересов различных форм собственности и правовых норм, институтов государственной и частной собственности.

В странах, осуществляющих трансформацию к рыночной экономике (в еще большей мере, чем в странах с уже развитой рыночной экономикой), проявляется необходимость государственного регулирования экономики в этот период. Это объясняется тем, что самоорганизация (а рынок представляет собой классический образец самоорганизации) свойственна достаточно устойчивым системам и малоэффективна в период перехода от одной системы к другой. Важно иметь в виду, что в условиях социально-экономической трансформации принцип самоорганизации способствует усилению защитной функции, возврату экономики в предыдущее состояние, ускорению старых тенденций. А это очень опасно. К тому же, отсутствие каких-либо регулирующих основ в период трансформации приводит к нарастанию хаотических процессов, что можно проследить на примере Украины.

Некоторые ученые, отмечая необходимость государственного регулирования экономики, подчеркивают необходимость его ограничения, подчиненности рыночному саморегулированию. Направление государственного регулированию экономики должно, во-первых, отражать границы переходного периода и не быть определяющими, во-вторых, оно должно быть подчинено цели ограничения методов государственного регулирования экономики, методам ее рыночного регулирования. [6, с.39]

Преобладающее большинство ученых признают необходимость государственного регулирования экономики. Отличия в их позициях заключаются в определении степени и форм такого регулирования и его соотношения с рыночным саморегулированием.

2. . Экономические функции государства

В системе «свободного» рынка нельзя обойтись без государства. Оно берет на себя функции, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Это по крайней мере три функции:
1) обеспечение экономики нужным количеством денег;
2) регулирование так называемых «внешних» (или побочных) эффектов;
3) удовлетворение потребностей в «коллективных благах» (или в «общественных товарах»).

Указанные выше функции – это максимум того, что может делать государство в условиях свободного рынка, и одновременно минимум того, что оно делает в реальной рыночной экономике.

Государственное вмешательство в экономику связано с ограниченностью самого рыночного механизма. Обычно в учебниках «Экономикс» выделяют три глобальные функции государства: эффективность, справедливость и стабильность. [11, с.129]

Эффективность. Государство призвано создать такой экономический «фон», используя различные экономические инструменты, который обеспечил бы эффективное функционирование производства. В частности, большое значение имеет антимонопольная деятельность государства, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма, активизации конкуренции. Современное государство оказалось «встроенным» в рыночную систему хозяйствования. Поддержание действия конкуренции – его важнейшая функция.

Справедливость. Рынок признает лишь один критерий распределения доходов: итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми будут считаться как высокие доходы тех, к то преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. В конце концов государство взяло на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п. Кроме того, рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественной считается безработица до 6%) [11, с.129], поэтому регулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных – это тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому же должно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень их потребления через минимальную зарплату.

Стабильность. Государство вовлекается в макроэкономическую функцию поддержания экономической стабильности, сглаживания циклической формы развития экономики. Проводит оно и антиинфляционную политику.

Помимо этих глобальных задач, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; компенсацию негативных сторон рынка; поддержку малого и среднего бизнеса; проведение фискальной политики – изъятия части доходов хозяйствующих субъектов с целью формирования государственного бюджета; обеспечение развития фундаментальных научных исследований стимулирует развитие таких направлений НТП, которые требуют вложения очень больших средств, длительных сроков окупаемости и связаны с большим риском. Это же касается развития новых отраслей с неясными перспективами. Государство также берет на себя решение региональных проблем.

2. СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

2.1. Классификация форм и методов государственного регулирования

В литературе понятие «государственное регулирование» не определено, однако ученые называют его разнообразные формы и методы. Так, экономисты считают, что государственное регулирование осуществляется путем социально- экономического регулирования прогнозирования через антимонопольную политику и развитие конкуренции, государственную стандартизацию, метрологию и сертификацию, систему налогообложения, другие формы регулирующего влияния государства. Вместе с нормативно-правовым регулированием соответствующих сфер хозяйствования, для экономической деятельности государства характерна разработка комплексных и региональных программ. [6, с.39]

Государственное регулирование, наряду с планированием
(программированием) организационной деятельности, стимулированием и контролем, государственными мониторингом и протекционизмом (поддержкой частного предпринимательства), правовой организацией государственного сектора рыночной экономики, является одним из направлений государственного влияния на развитие экономических процессов.

Для обоснования существования многочисленных и разнообразных видов деятельности, попадающих под понятие государственного регулирования экономики, необходимо дать их классификацию.

Деятельность по государственному регулированию экономики может быть классифицирована в зависимости от того, в чью пользу оно осуществляется.
Так, некоторые виды регулирования нацелены на защиту групп предпринимателей
(например, запрет дискриминации среди конкурирующих субъектов предпринимательской деятельности, защита малого и среднего предпринимательства), другие – на защиту потребителей (например, регулирование безопасности товаров) или общественных интересов в целом
(например, защита окружающей среды).

Классификация регулирования возможна по масштабам его влияния – либо на отдельную отрасль экономики, либо на экономику в целом, то есть имеет ли узкоотраслевую направленность или общеэкономическую. Некоторые виды влияния могут касаться только отдельных отраслей, тогда как большинство типов регулирования влияет на экономику в целом.

Государственное регулирование экономики также можно разделить на два типа: в зависимости от того, нацелено оно на замену конкуренции или является дополнением к рыночным механизмам и предназначено для достижения других специфических целей.

Классическим примером первого типа регулирования является естественная монополия. Она существует в отраслях, связанных с большим объемом продукции, где в силу технологических особенностей производства наиболее эффективное удовлетворение спроса достигается при отсутствии конкуренции, функционировании одного субъекта предпринимательства. Предоставление коммунальных услуг – типичный пример такой монополии, а регулирование доступа на рынок, цен и доходов субъектов предпринимательства – это пример государственного регулирования.

Второй тип регулирования отличается тем, что он не заменяет конкуренцию, а является дополнением к рынку и предназначен для достижения специфических целей. Он действует в тех случаях, когда нерегулируемый рынок не обеспечивает определенные общественные интересы (например, при недостаточной информации о ценах на рынке). [6, с.40]

Государственное регулирование также можно разделить на виды в зависимости от методов, применяемых при оказании влияния на экономику. Так, регулирование может осуществляться как административными, так и экономическим методами.

Административные методы управления наиболее характерны для планово- административной экономики и следуют из самой сути государственного регулирования, предусматривающего властность одних и подчиненность других.
В этом случае через соответствующую систему органов и должностных лиц государство как субъект и собственник имущества осуществляло необходимые функции в экономической сфере. В основу административных методов положено, прежде всего, принятие государством обязательных решений для осуществления прямого влияния на объект регулирования путем одностороннего определения задач, а в ряде случаев – путей и средств их решения. В свое время таким весомым инструментом было государственное планирование.

Однако более приемлемыми и демократичными методами государственного управления экономикой являются экономические методы. В их основу положено использование таких экономических рычагов и стимулов, как цена, кредит, прибыль; их содержание не предусматривает прямого влияния на подчиненные объекты регулирования, а лишь создает для них такую экономическую ситуацию, которая бы диктовала им соответствующее поведение с целью достижения положительных экономических результатов, то есть стимулировала экономическую заинтересованность.

2.2. Социальное регулирование

Доминирующий и почти неуклонный рост доли ассигнований идет на социальное обеспечение и социальное страхование. Речь идет о пенсиях по старости и инвалидности, пенсиях ветеранам войн, пособиях по безработице, на приобретение жилья, продовольственной и иной помощи нуждающимся. Доля таких трансфертов повышается во всех развитых странах и к середине 90-х гг. составила в среднем около 35% всех государственных расходов.

Увеличение расходов на социальное обеспечение обусловлено рядом причин. Во-первых, повышением в индустриальную и постиндустриальную эпоху роли «человеческого капитала» как главной движущей силы экономического роста и накопления национального богатства. К концу ХХ века забота о человеке от его рождения до глубокой старости становится не только условием процветания всего общества, но и важнейшей нормой морали.

Во-вторых, повышение доли социального обеспечения обусловлено демографическими факторами. С одной стороны увеличение общей численности населения, а следовательно, и количества тех граждан, которые нуждаются в поддержке со стороны общества. С дугой стороны, изменениями в возрастной структуре населения: чем выше уровень жизни, тем больше ее средняя продолжительность, тем больше удельный вес численности пожилых и престарелых людей. Сочетание первой и второй демографической закономерностей ведет к тому, что все большая часть национального дохода должна перераспределяться между работающей частью населения и теми, кто уже внес свой вклад в создание национального богатства и уже не может работать в пользу последних.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.