Рефераты. Государственный бюджет России, проблемы преодоления его дефицита






 

3. Бюджеты районов об­ласти


2.1.Го­родские бюджеты

 

2.2. Бюдже­ты город­ских рай­онов

 

3.1. Район­ные бюдже­ты

 

3.2. Бюджеты городов рай­онного под­чинения

 

3.3. Сельские, поселковые и др. бюджеты



Рис.3. Структура консолидированного бюджета области

Остановимся на некоторых из них более подробно.

Принцип единства означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджет­ного процесса в РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней.

Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов расходов, точного обоснования дополнительного привлечения средств.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что оз­начает соблюдение следующих требований:

• предварительного обсуждения проектов бюджета на откры­тых заседаниях парламента;

• обязательного опубликования утвержденных бюджетов по­сле принятия закона о них, а также отчетов об исполнении бюд­жетов;

• сообщения о ходе исполнения бюджетов в течение года.

Правительство России исходит из того, что сохранение и укре­пление единого государства возможно только на основе самостоя­тельности федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, уча­стия всех территорий в финансировании расходов федерального правительства через применение единых подходов к формирова­нию доходной части федерального бюджета.

Однако анализ бюджетной работы свидетельствует о том, что принцип самостоятельности не получает достаточного практичес­кого подтверждения. Это относится и к региональным бюджетам субъектов Федерации, и к местным бюджетам.

Следующую регламентацию принципа самостоятельности пред­лагает ст. 31 Бюджетного кодекса. Предусматривается:

• право законодательных (представительных) органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления на каж­дом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

 • наличие собственных источников, доходов бюджета каждо­го уровня, определяемых в соответствии с законодательством РФ;

• законодательное закрепление регулирующих доходов бюд­жетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом и налоговым законодательством РФ;

• право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять направления расходования средств соот­ветствующих бюджетов;

• право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять источники финансирования дефицитов со­ответствующих бюджетов;

• недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм пре­вышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по Расходам бюджетов;

• недопустимость компенсации за счет бюджетов других уров­ней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением за­конодательства.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показа­телей прогноза социально-экономического развития соответ­ствующей территории и реалистичность расчета доходов и расхо­дов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что они выделяются в распоряжение конкретных полу­чателей с обозначением направления их на финансирование кон­кретных целей.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами мест­ного самоуправления.

Обобщая содержание принципов построения бюджетной сис­темы, получивших отражение в Бюджетном кодексе, можно ска­зать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.


Федеральное законодательство предусматривает обязательность финансового обеспечения функций, выполняемых органами го­сударственной власти и органами местного самоуправления через соответствующие бюджеты.

Важный вопрос — концептуальные подходы к разграничению доходов и расходов консолидированного бюджета РФ между фе­деральным уровнем и субъектами Российской Федерации.

В табл. 1 представлено распределение доходов консолидиро­ванного бюджета РФ между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в 1996-1997 гг. Как следует из данных таблицы, оче­видна тенденция перераспределения доходов «в пользу» бюджетов субъектов РФ. Общая сумма доходов консолидированного бюдже­та РФ в 1996-2000 г. распределялась практически поровну. В 2001 году планируется распределение 51,5% доходов в федеральный бюджет, и  48,5% в региональные бюджеты, хотя первоначально были предложения 60% в федеральный и 40% в региональные бюджеты, на лекции по экономической теории назывались цифры 70 % к 30%, но противники этого выиграли, немного уступив.

Анализ позволяет выделить две основные группы факторов, влияющих на эту тенденцию. Во-первых, значительная часть финансовых ресурсов аккумулируются в государственных внебюджетных фондах; значительно выросли затраты по обслуживанию государственного долга; велики расходы на оборону и содержание Правоохранительных органов и т.д. Во-вторых, объем и доля бюджетов субъектов РФ должны увеличиваться в связи с передачей им социальных и производственных объектов, ранее финансируемых из федерального бюджета (из-за перераспределения компетенции); передачей объектов социальной и производственной инфраструктуры приватизированных и акционерных предприятий а также предприятий военно-промышленного комплекса; др. причинами. Стратегия межбюджетных отношений должна строиться в соответствии с научно обоснованными критериями бюджетного федерализма, на что направлено и Постановление Совета Федерации Федерального собрания РФ «О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации» от 20.05.98 г. № 19" СФ а также «Предложения Совета Федерации по доработке проекта концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации на 1999 год и на период до 2001 года».

Таблица 1

 Доходы консолидированного бюджета РФ в 1996-1997 гг. (в % к итогу) 1

Виды
доходов

1996 г.

1997 г.

Консолидированный бюджет РФ

В том числе

Консолидированный бюджет РФ

В том числе

Феде­раль­ный бюджет

Бюджеты субъек­тов РФ

Феде­раль­ный бюджет

Бюджеты субъектов РФ

Удель­ный вес

Рост по сравнению с 1996г

Всего доходов

100,0

50,5

49,5

100,0

46,9

53,1

+3,6

Налоговые
поступления

100,0

46,2

53,8

100,0

42,5

57,5

+3,7

Неналоговые
доходы

100,0

73,7

26,3

100,0

66,4

33,6

+7,3

Доходы целевых бюджетных
фондов

100,0

74,4

25,6

100,0

71,7

28,3

+2,7


1 Составлено по: Бюджетная система Российской Федерации: Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2000. – C. 64


Объективная основа распределения доходов по уровням бюджетной системы – структура государственной и муниципальной собственности, разграничение собственности и предметов ведения – полномочий и ответственности – между органами государственной власти Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Бюджетный кризис, развивавшийся в течение последних лет, достиг своей вершины в 1998 г., и только принятие решительных мер позволит устранить его негативное влияние на экономику. Важнейшая задача в ближайшей перспективе – обеспечить ус­тойчивый экономический рост. Для этого необходимо ориентировать государственную политику на поддержку и стимулирование инвестиционной деятельности; создать обстановку максимально­го благоприятствования для частных капиталовложений; надежно гарантировать права собственника; добиться строжайшей эконо­мии расходов на всех уровнях управления.

Необходимо также достичь существенного снижения уровня материального неравенства, вывода из глубокого кризиса отрас­лей социального комплекса путем резкого упрощения всей систе­мы социальной поддержки, увязки предоставляемой государством помощи с реальный уровнем нуждаемости, перехода к адресной системе социальной защиты.

Основные причины бюджетного кризиса заключаются в зна­чительном снижении доли доходов бюджета из-за сокращения ва­лового внутреннего продукта и сохранения неэффективной структуры расходов бюджета, их частого нецелевого использования, промедления с давно назревшими реформами сфер бюджетного финансирования.

Оздоровление государственного бюджета необходимо осуще­ствлять по трем основным направлениям:

• увеличение его доходной базы;

• реструктуризация расходной части бюджета;

• упорядочение бюджетных процедур.


Несколько слов о тексте и структуре закона о федеральном бюджете 2001г. Проект закона о бюджете 2001г. ясно показывает основную проблему бюджетной реформы, связанной с принятием Бюджетного кодекса. Суть ее в том, что Кодекс не установил ясного описания объекта «бюджет», не сформулированы и требования к содержанию закона о бюджете. В результате, текст закона состоит из сумм утверждаемых расходов и учтенных доходов (приводимых в тексте закона и приложениях к нему в соответствии со структурой названной бюджетной классификации), а также из набора недостаточно взаимоувязанных текстовых статей, содержащих самые разнообразные нормы, выходящие за пределы темы закона.

Наиболее существенным недостатком такой хаотической организации является то, что значительная часть бюджетных расходов и доходов оказывается выведенной за пределы законодательного регулирования и даже вообще за пределы бюджетного учета. Например, таковы неясные суммы (десятки миллиардов рублей) «передаваемые в собственность» и/или «в управление». Такова и не контролируемая на регулярной основе кредиторская задолженность в пользу федерального бюджета (по выданным внутренним кредитам, что не учитывается в составе бюджетной классификации и создает условия для бюджетных потерь).

Желательно прояснение этих важных деталей в Бюджетном кодексе.

 Впервые за более чем десятилетие, в 2001 году, предлагается бездефицитный бюджет: расходы равны доходам. Бездефицитность, то есть экономическая сбалансированность бюджета, - в принципе важный позитивный сигнал агентам рынка в стране и за рубежом, повышающий доверие к экономической и финансовой политике государства, снижающий[6] кредитные риски.

По проекту доходы и расходы федерального бюджета составят 1 трлн. 193,483 млрд. рублей. Налицо рост бюджета в реальном выражении (то есть даже с поправкой на инфляцию[7]) на 12%. Доля бюджета в ВВП растет[8] с 14,24% до 15,40%, то есть вес бюджета в ВВП увеличивается на 8%. Этим бюджет-2001 укрепляет финансовую роль государства.

В то же время бюджетный маневр выглядит довольно осторожным: доходы по проекту-2001 всего на 3% больше, чем ожидаемое исполнение доходов в 2000г., скорректированное на инфляцию. Это можно объяснить двумя соображениями:

- очень сильное изменение общей структуры доходов (большее, чем структуры расходов) вызывает у Правительства желание «подстраховаться» на случай возможных сбоев;

- кроме того, при распоряжении дополнительными доходами, не учтенными в законе о бюджете, Правительство обладает гораздо большей самостоятельностью, что также делает его заинтересованным в как можно более скромной предварительной оценке бюджетных поступлений.

Однако столь осторожная оценка государственных доходов и, следовательно, расходов, обязательно вызовет требование увеличить размер бюджета. В свою очередь увеличение налоговой нагрузки создаст риск снижения темпов роста ВВП, что может поставить под угрозу начавшееся оживление в народном хозяйстве.

Доходы бюджета

Доходы бюджета это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Налоги — императивные денежные отношения, в процессе кото­рых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту на­лога какого-либо эквивалента. Первый сущностный признак нало­га — императивность. Императивность предполагает отношение власти и подчинения. Применительно к налогам это означает, что субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности — внесения оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении обязательств применяются соответствующие санкции.

Смена собственника – второй признак налогов. Посредством налогов доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной, при этом образуется централизованный денежный фонд – бюджетный фонд. Налоги поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Поэтому налоги -, отношения не целевые. Этим налоги отличаются от сборов — де­нежных отношений, в процессе которых образуются целевые де­нежные фонды. Это, например, сбор на содержание правоохра­нительных органов, сбор на нужды образовательных учреждений, курортный сбор.

Важный отличительный признак налогов – безвозвратность и безвозмездность, иными словами, налог никогда не возвращаюся плательщику налога, и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных опера­циях, ни права пользования материальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо действия (ввоза, вывоза това­ров), ни документа. Этот признак различает налоги и пошлины (денежные отношения, в процессе которых образуется бюджет­ный фонд, при этом субъект пошлины получает право на осуще­ствление каких-либо хозяйственных операций (вывоз, ввоз това­ров), получает какое-либо свидетельство, документ).

Взносы в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. Фонд обязательного ме­дицинского страхования и Фонд занятости) не относятся к нало­гам, так как не обладают указанными выше признаками. Взносы вносятся на определенные цели; возвратны и при этом не посту­пают в бюджетный фонд.

Роль налогов (т.е. результат их практического использования) значительно шире, многообразнее. Прежде всего налоги играют важную роль в перераспределении чистого национального про­дукта (ЧНП) между хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) и государством, в распоряжении кото­рого концентрируется более одной трети ЧНП.

Существенна регулирующая роль налогов. Так, например, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот, налоговых кредитов способствует повышению деловой активнос­ти хозяйствующих субъектов, трансформации сбережений в инвестиции, со всеми сопутствующими экономическими процессами. При повышении налоговых ставок, а следователь­но, сокращении доли денежных средств, находящихся в распо­ряжении частного сектора, снижаются темпы экономического роста.

Известно, что для того чтобы переложить налог на потребите­ля, производитель включает его в цену товара. Но налог будет пе­реложен только в результате реализации товара. Однако продажа товара по более высокой цене (с налогом) требует и более высо­кого качества товара. Так, налоги играют определенную роль и в повышении качества производимых товаров.

Таким образом, налоги могут способствовать ускоренному раз­витию приоритетных отраслей хозяйства, отдельных экономичес­ких территорий, или замедлять их развитие; играть антимонополь­ную и антиинфляционную роль; регулировать доходы отдельных групп населения; стимулировать определенную экономическую Деятельность или заставляют отказаться от нее.

С 1 января 1992 г. вступил в силу Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В законодательстве реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы:

• единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также на за­щиту законных интересов всех налогоплательщиков;

• четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.