Источник: Плисецкий
Е.. Л.. Коммерческая география и мировой рынок. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2002.
– 176 с.
Рис.1. Внешняя
торговля России (2002 г.)
По действующей международной классификации к
странам ЦВЕ относят все европейские страны, входившие ранее в социалистический
лагерь, а также Прибалтийские государства.
Россия, по существу, утратила традиционные рынки
сбыта продукции машиностроения в Восточной Европе и, как следствие, понесла
заметные валютные потери. Основными причинами этого стали: спад отечественного
производства, низкая конкурентоспособность поставляемых изделий по сравнению с
западными аналогами, несоответствие их международным требованиям безопасности и
экологических норм, отсутствие сервисной и ремонтной службы и др. В результате
спрос на многие российские товары, в том числе автомобили, бытовую технику,
несмотря на более низкие цены, на рынках восточноевропейских государств заметно
сократился, а предпочтение отдается аналогичным товарам из стран Европы,
Японии, Южной Кореи и других стран.
В российском импорте из восточноевропейских стран
возрос удельный вес продовольствия при абсолютном и относительном снижении
доли машин, оборудования и потребительских товаров.
В то
же время удельный вес промышленно развитых государств Запада в торговле с
Россией увеличился в 1,5 раза, превысив половину всего внешнеторгового оборота
страны. Экспортно-импортные операции России с развивающимися странами
сохранились на прежнем уровне — 10-15%.
Сегодня среди стран дальнего зарубежья к ведущим
торговым партнерам Российской Федерации относятся ФРГ (в 2000 г. на ее долю
приходилось около 10% всего внешнеторгового оборота России), Италия (6%), США
(5%), Китай (5%), Великобритания (4%), Польша (4%), Нидерланды (4%), Швейцария
(3%), Финляндия (3%), Турция (3%), Япония (2 %) и Франция (2%). На них приходится
половина всего объема внешней торговли Российской Федерации (#"1.files/image002.gif">
Рис.
2. Внешняя торговля Ставропольского края в сравнении с регионами-соседями.
Внешнеторговая активность региона характеризуется также «степенью
концентрации» ВЭД, т.е. числом организаций, зарегистрированных в качестве ее
участников. На протяжении 1997 2000 гг. число региональных (Юг России)
предприятий и организаций - участников ВЭД постоянно и значительно
сокращалось: с 7 890 (1997 г.) до 5 222 (1998 г.), 4 024 (1999 г.) и 2 281
(2000 г.). В итоге, за три года число участников ВЭД сократилось здесь почти в
4 раза, наиболее значительно - после кризиса 1998 г. Одновременно происходил
рост объема операций (концентрация) сделок участников ВЭД, поскольку объем
экспорта и импорта не изменялся столь значительно.
Таблица 8.
Юг России
в мировой торговле (экспорт/импорт на душу населения, 2002)