Рефераты. Доходы населения и проблемы их распределения






p> Первый период - это время гиперинфляции, расцвета финансовых пирамид и высоких процентных ставок по вкладам. Второй период - с1994 г. по 1998 г. связан со снижением инфляции с 220% в 1994 г. до 11% в 1997 г., крушением финансовых пирамид, понижением процентных ставок на вклады. Очевидна реакция населения на изменение экономической ситуации: с 6,5% от общего объёма денежных доходов в 1994 г. до 1,1% в 1998 г. снизились расходы населения на сбережения во вкладах и ценных бумагах; продолжалось, характерное для первого этапа, снижение расходов на накопление наличных денег - с 4,5% в 1994 г. до 1,5% в 1998 г.; оставались высокими расходы на покупку валюты - в среднем за период они составили более 17% общего объёма денежных доходов населения. Третий, послекризисный период, характерен повышением доли расходов на сбережения во вкладах и ценных бумагах с 1,1% в
1998 г. до 5,1% в 1 кв. 2000 г. и снижением расходов на покупку валюты до
7,6% от общего объёма денежных доходов населения в 1 кв. 2000 г., что объясняется существенным снижением реальных доходов населения, уменьшением масштабов заграничного туризма и высокой стоимостью валюты. При этом 60% вкладов в сбербанке РФ - это простые и срочные вклады пенсионеров.

Приведенный анализ позволяет предположить, что объём валютных сбережений населения на руках в несколько раз превышает сбережения в виде вкладов и ценных бумаг, однако отсутствие на этот счёт официальных данных и недостаток достоверной информации для проведения расчётов не позволяет привести даже оценочную цифру.

В 1990 г. вклады населения в сберегательном банке РФ составляли 216,4 млрд. руб. (на конец года) . В 1991 г. в связи с развалом промышленности вследствие распада СССР рубль подешевел в 2,6 раза. Во столько же раз снизилось реальное содержание вкладов населения. Фактические потери составили в 1991 г. 61,6% общего объёма вкладов населения в сбербанке СССР или 133,3 млрд. руб. "Шоковая терапия" лета 1992 г. и последовавшая за ней либерализация цен, понизившие в 1992 г. покупательную способность рубля в
26,1 раза уничтожили 96% сбережений населения в сберегательном банке РФ, которые на конец 1991 г. составляли 372,3 млрд. руб.. Потери составили 358 млрд. руб. в ценах 1991 г. или 138 млрд. руб. в ценах 1990г. Если исключить двойной счёт, то общие потери сбережений населения в сбербанке РФ за 1991 и
1992 гг. - 216 млрд. руб.

Если принять во внимание, что в июне 2000г. общая сумма вкладов населения в сбербанке РФ равнялась 282,2 млрд. руб., то перспективы полной компенсации сбережений населения, обесценившихся в сберегательном банке РФ в 1991 - 1992 гг., даже в соотношении рубль на рубль, представляются весьма туманными (см. приложение табл. 8). Очевидна полная нереальность
"справедливой" компенсации вкладов, которая сохраняла бы их покупательную способность, т.е. в соотношении 1 рубль 1990 г. на 16,4 руб. 2000 г. При такой компенсации население должно было бы получить 3 542 млрд. руб. в ценах июня 2000 г. Правда, следует отметить начало выборочных компенсаций.
Так в соответствии с Указами Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 733, от 2 декабря 1997 г. № 1269 и постановлениями правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 677, от 20 мая 1999 г. № 553 и от 19 апреля 2000 г. № 352 Сбербанк
России произвёл компенсационные начисления из расчёта до 1 тыс. рублей вкладчикам до 1924 г. рождения включительно; наследникам первой очереди, родившимся по 1924 г. включительно; наследникам первой очереди, являющимся инвалидами 1 группы или участниками Великой Отечественной войны; инвалидам первой группы; участникам ВОВ; наследникам владельца гарантированных сбережений (без ограничения возраста) в случае его смерти на оплату ритуальных услуг за период с 10 июня 1996 г. по 1 июля 2000 г. включительно в сумме 11377,7 млн. руб.

3.5 Покупательная способность денежных доходов в России

3.5.1. Товарооборот и инфляция

За период с 1990г по второй квартал 2000г. инфляция составила
1640000%, т.е. рубль подешевел в 16400 раза. Если принять во внимание деноминацию 1998 г., то покупательная способность рубля во втором квартале
2000 г. в 16,4 раз ниже, чем в 1990 г. Розничный товарооборот включая общественное питание в 2000 г. составит 2115 млрд. руб. или в сопоставимых ценах 79% от объёма розничного товарооборота в 1992 г. (более ранние данные по товарообороту отсутствуют). Максимального объёма в сопоставимых ценах -
83% от уровня 1992 г. розничный товарооборот достиг в 1997 г. Следствием финансового кризиса 1998 г. стало падение физического объёма розничного товарооборота в 1998 г. до 66% от уровня 1997 г. (55% от уровня 1992 г.). В
1999 г. физический объём товарооборота вырос на 30 %, а в 2000 г. должен увеличится ещё на 11%.

Среднедушевой денежный доход в первом полугодии 2000 г. составлял в РФ
1939 руб. в месяц, что соответствовало примерно 1,7 прожиточных минимума, если ПМ исчислялся по новой методике, или - 1,96, если ПМ исчислялся по старой методике. В 1990 г. на среднедушевой денежный доход в 215 руб. в месяц можно было приобрести 3,52 ПМ (ПМ=61руб.). Таким образом, покупательная способность среднедушевого дохода в первом полугодии 2000 г. составила 48% (при исчислении ПМ по новой методике) и 56% (при исчислении
ПМ по старой методике) от покупательной способности среднедушевого денежного дохода 1990 г. Последняя величина полностью соответствует соотношению реального содержания среднедушевых денежных доходов в первом полугодии 2000 г. и в 1990 г.

Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения определяется их реальным содержанием. Как было показано в разделе 3.1, реальный среднедушевой доход населения в апреле 2000 г. составлял 81% от его величины в апреле 1998 г. и 108% от уровня апреля 1999 г., т.е. среднедушевой денежный доход апреля 2000-го года мог обеспечить в среднем покупку 108% физического объёма товаров и услуг по сравнению с возможностью их покупки в апреле 1999 г., но только 81% физического объёма товаров и услуг, покупаемых в апреле 1998 г. Однако, покупательная способность среднедушевого денежного дохода по отношению к различным товарам может существенно различаться. Одни товары становятся менее доступными, другие более доступны.

Так, например, яйца куриные и мороженая рыба стали почти на треть
(29%) более доступными (см. Социально-экономическое положение России.
Январь - май 2000 г., V), чем в апреле 1999 г. (см. Таб. 2), но еще не достигли доступности этих товаров апреля 1998 г. (97% и75% соответственно).
Наоборот, доступность хлебобулочных изделий, уменьшившись на 16% по сравнению с их доступностью в апреле 1999г., сравнялась с их доступностью в апреле 1998 г. (99%). (см приложение табл. 6)

3.5.2 Динамика цен на платные услуги населению

Удельный вес платных услуг в потребительских расходах населения с 1990 г. по 1997 г. постоянно возрастал и увеличился за это время почти в 5 раз - от 5% в 1990 г. до 24% в 1997 г. . В 1998 г. эта доля понизилась до 23 %, а в 1999 - до 20%. Ориентируясь на тенденцию роста стоимости платных услуг в
1-м полугодии 2000 г. можно ожидать повышения удельного веса платных услуг в 2000 г. до 22%-23%. Очевидно, что периоды роста доли платных услуг в потребительских расходах населения свидетельствуют о более высоком росте средних цен на услуги по сравнению с ростом цен на иные товары и блага, если физические объёмы изменяются в одинаковых пропорциях.

Прогнозное значение розничного товарооборота, включая общественное питание, в 2000 г. - 2115 млрд., что в сопоставимых ценах составляет 82% от розничного товарооборота в 1994 г. (более ранние сопоставимые данные по физическому объёму услуг отсутствуют). Физический объём платных услуг в
2000 г. ( прогноз по тенденции 1-го полугодия) составляет 92% от уровня
1994 г. Такое соотношение физических объёмов розничного товарооборота и платных услуг в 2000 г. по отношению к их уровням в 1994 г. при предположении о равенстве за данный период времени индексов потребительских цен по этим двум направлениям потребительских расходов могло увеличить удельный вес платных услуг в потребительских расходах с 14% (доля платных услуг населению в 1994 г.) только до 15,4%. Для того, чтобы в 2000 г. удельный вес платных услуг достиг искомых 22,5% (среднее значение в прогнозируемом интервале удельного веса платных услуг), необходимо, в дополнение к указанным изменениям физических объёмов, чтобы индекс цен на платные услуги за период с 1994 по 2000 г. был в 1,6 больше индекса потребительских цен по товарам розничного товарооборота. Другими словами, рост цен на платные услуги за рассматриваемый период времени в 1,6 раза обогнал рост цен на все прочие потребительские товары и блага.

Снижение физического объёма платных услуг населению за период с 1994 по 2000 г. вовсе не означает снижения физических объёмов по всей номенклатуре платных услуг. Это снижение связано со снижением физического объёма трёх групп услуг, в сумме составляющих более половины (52% в 1994 г. и 57,6% в 2000 г.) стоимостного объёма платных услуг, а именно: с услугами пассажирского транспорта - снижение на 25%; услугами связи - снижение на
32% и с жилищно-коммунальными услугами - снижение на 23%. Зато наиболее заметным образом выросли физические объёмы тех видов услуг, которые раньше были в подавляющей части бесплатными или мало платными. Это услуги системы образования - рост на 198% ( почти в 3 раза), медицинские - рост на 202%
(более, чем в 3 раза) и культуры - рост на 202% (более, чем в три раза) (Р
1,2,3,4,5). Такой рост физических объёмов вызван в первую очередь переводом значительной части бесплатных ранее услуг в платные - это касается услуг системы образования и медицины, а в случае услуг культуры - с созданием множества новых направлений, проектов и центров культуры.

Последние полтора года характерны существенным ростом физических объёмов практически всей номенклатуры платных услуг, за исключением жилищно- коммунальных, физический объём которых понизился на 2%. В наибольшей мере выросли физические объёмы санаторно-оздоровительных услуг - на 51%, системы образования - на 46% и медицины - на 31%. Соответственно, в наибольшей за этот период времени мере вырос стоимостной объём санаторно-оздоровительных услуг - в 2,87 раза. Несмотря на то, что физический объём услуг культуры повысился менее заметно - на 28%, по росту стоимостного объёма этот вид услуг занимает 2-е место - в 2,82 раза. Третье и четвертое места занимают: система образования - рост стоимостного объёма - в 2,39 раза и медицина - в
2,32 раза.

Рост стоимостного объёма жилищно-коммунальных услуг оказался наименее значительным - 1,64 раза, что значительно уступает среднему по всей номенклатуре услуг значению - 1,93 раза. Много ниже среднего и индекс цен жилищно-коммунальных услуг - 1,67 раза, что опять же ниже среднего индекса цен всей номенклатуры услуг. Рост стоимостного объёма жилищно-коммунальных услуг за рассматриваемый период существенно отстаёт от роста денежных доходов населения, которые выросли в 2,1 раза, роста заработной платы - рост в 1,98 раз и даже от роста пенсии - рост в 1,72 раза, но её высокий удельный вес в платных услугах - 21% и то, что потребителем этого вида услуг является каждый, делает любой рост её стоимости нетерпимым. А вот рост стоимостных объёмов санаторно-оздоровительных услуг - в 2,87 раза, услуг культуры - в 2,82 раза, образования - в 2,39 раза и медицины - в 2,32 раза существенно обгоняют рост денежных доходов населения и всё сильнее бьют по бюджету семьи, если они ей необходимы, т.к. воспользоваться их бесплатным аналогом всё более нереально.

Следует однако отметить некоторое снижение темпов роста как физических, так и стоимостных объёмов платных услуг системы образования и платных медицинских услуг в первом полугодии 2000 г. Так, если за период с
1994 г. по 1998 г. ежегодные приросты физических объёмов платных услуг системы образования и медицины среднем были на уровне 19,6% и 25%, соответственно, то в первом полугодии 2000 г., по сравнению с первым полугодием 1999г., рост физических объёмов этих видов услуг составил 18,1% и14,4%, соответственно. Стоимостной объём услуг системы образования в первом полугодии 2000 г. вырос, по сравнению с первым полугодием 1999 г., на 44,8%, в то время как в 1999 г., по сравнению с 1998 г, он увеличился на
65,3%. Почти в той же пропорции изменились и темпы роста стоимостного объёма платных медицинских услуг - 41,5% прироста в первом полугодии 2000 г., по сравнению с первым полугодием 1999 г., и 64,0% в 1999 г. по сравнению с 1998 г.

Заключить настоящий раздел хотелось бы следующими выводами:
В первом полугодии 2000 г. покупательная способность рубля в 16,4 раза ниже покупательной способности рубля в 1990 г., а покупательная способность среднедушевого денежного дохода в первом полугодии 2000 г. почти в два раза ниже покупательной способности среднедушевого денежного дохода 1990 года.

Всё большую роль в снижении покупательной способности денежных доходов населения играет рост стоимости платных услуг населению, доля которых в денежных расходах населения с 1990 г. выросла в 5 раз и составила почти четвёртую их часть. Рост стоимости платных услуг населению за последние 10 лет связан как с опережающим по сравнению с другими товарами и благами ростом их средней цены, так и с ростом их физического объёма за счёт перехода части бесплатных услуг (медицины и образования) в платные.

В наибольшей мере растут расходы населения на санаторно- оздоровительные услуги и на услуги культуры, медицины и образования. Темпы роста расходов на эти виды услуг значительно опережают темпы роста денежных доходов населения.

Темпы роста расходов населения на жилищно-коммунальные услуги и цен на них существенно ниже как темпов роста средних расходов по всему комплексу платных услуг и цен на них, так и темпов роста среднедушевых денежных доходов населения. Всеобщая необходимость жилищно-коммунальных услуг делает любой рост их стоимости весьма болезненным для населения.

ГЛАВА 4 Социальная политика государства

4.1. Бедность

Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одним из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением (экономическими средствами) числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества. Сокращение численности бедняков — одна из основных задач социальной политики государства в странах рыночной экономики.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия. Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров)

В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых — уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т.д.

В странах с рыночной экономикой применяются весьма разнообразные формы социального вспомоществования, в том числе различного рода денежные пособия, не денежные формы помощи (например, продовольственные талоны), дома для престарелых и др.

4.2. Система социальной защиты и ее развитие

Государственные программы стабилизации доходов имеют место в различных странах. Но порядок их формирования различен.

Одна часть средств таких программ формируется через государственный бюджет и используется централизованно. Другая часть средств образуется за счет прибыли на самих предприятиях и фондах, (В бывших странах
«государственного социализма» около 70% средств таких программ формировалось за счет государственного бюджета и только 25-30% средств — за счет прибылей предприятий).

Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании юных членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения здоровья. Степень удовлетворения этих потребностей определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками, сложившимися в обществе.

Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.

Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.

Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.

Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент.
Потребителем части государственной помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те, которые имеют в этом потребность и только в меру этой потребности. Например, за бесплатной медицинской помощью в большей степени обращаются те, кто чаще и серьезнее болеет и не может оплачивать медицинские услуги, услугами школьных учреждений — тот, у кого больше детей в школьном возрасте.

Другими словами, выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области должна быть особенно активной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.