В результате осуществления реформ вышеуказанными способами экономика России приобрела следующие черты: 1.наличие одного мощного и связанного с природными богатствами источника валютных поступлений; 2.формирование из тех, кто причастен к этому источнику слоя сверхбогатой элиты, которая служит опорой власти и срастается с ней; 3.удержание основной массы населения в состоянии малой обеспеченности.
Необходимо также более подробно описать последствия проводимой экономической реконструкции. Несомненно, что реформы способствовали продвижению экономики к рынку, что и было их конечной целью. Из положительных итогов реконструкции можно выделить следующие: демонтаж основных элементов административно-командной системы, проведение приватизации, возникновение индивидуальной и акционерной формы собственности, либерализация хозяйственной деятельности предприятий, внешнеэкономических операций; были сняты ограничения с фонда оплаты труда, запреты на совместительство, в стране начал складываться рынок труда. Но в то же время нельзя не упомянуть многочисленные отрицательные явления: 1.Кризис инвестиций. В 1992-1994 гг. объем инвестиций уменьшился вдвое, в 1995 г. - еще на 13%, утечка капитала за границу составляет 10-12 млрд. долларов в год [19], что обусловлено высокими рисками, налоговым прессингом, экономической и политической нестабильностью. В бюджете 1996 г. в производственную сферу планировалось направить 20% ресурсов. Объем вложений в основной капитал в 1997 г. составил 25% от уровня 1991 г.[41]. Недоинвестирование стало одной из причин спада производства. Крупнейшим инвестором является государство, но финансирование централизованных капитальных вложений является дефицитной статьей и осуществляется по мере поступления доходов, в основном на 50% от плана [19]. Высокая скорость обращения денег в экономике (8-10 оборотов в год) [19] свидетельствует о том, что деньги крутятся между сферой обращения и финансовым рынком, не попадая в производство. За 9 месяцев 1998 г. объем инвестиций снизился на 6,8 % по сравнению с аналогичным периодом 1997 г. [8] 2.Общий спад производства за 1992-1995 гг. составил более 50%, в сельском хозяйстве - 40%, в промышленности - 60% [41], в 1995 г. по сравнению с 1994 г. темп спада- 4%, в сельском хозяйстве - 10-12%, в легкой промышленности - 32%; увеличился объем производства в черной металлургии на 10%, химической и нефтехимической промышленности на 11%. В 1996 г. спад производства составил 4% [20]. В настоящее время 50% предприятий убыточны, рентабельность индустрии 5,2%. Задолженность предприятий огромна, в 1997 г. она составила 17,7% ВВП [41]. Спад продолжился и в 1998 г. - в сентябре он составил 14,5% по сравнению с аналогичным периодом 1997 г. [13]. Вследствие вышеуказанных явлений российский рынок был наводнен импортными товарами, зачастую весьма низкого качества, что и вызвало резкий скачок цен на рынке потребительских товаров начиная с августа 1998 г. вследствие роста курса доллара. 3.Значительное ухудшение положения населения, включая ухудшение демографической ситуации - с 1992 г. происходит сокращение рождаемости, уменьшение продолжительности жизни, рост смертности. Обесценение сбережений граждан в 1992 г. в объеме годового федерального бюджета, утрата 20 трлн. руб. в финансовых пирамидах [10], резкое снижение реально выплаченной заработной платы, падение уровня жизни, уровень безработицы составляет 10%, расслоение общества, при котором 10% сверхбогатых людей располагают 80% ресурсов. В результате кризиса августа 1998 г. реальные доходы населения в октябре уменьшились на 26,9% по сравнению с августом. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в октябре составила более 30% [11]. Рост цен на потребительские товары за период с августа 1998 г. по февраль 1999г. составил около 300%. 4.Переориентация экономики на обслуживание экспортных отраслей и естественных монополий, которая произошла в 1992-1994 гг. в результате структурной перестройки экономики. Таким образом Россия стала зависеть от мировых цен на сырье, произошел межотраслевой перелив ресурсов, что привело к усилению региональной и социальной дифференциации. В остальных отраслях экономики имеет место преобладание устаревших неконкурентоспособных технологий, низкое качество менеджмента. 5.Криминализация государства и общества, произошедшая вследствие расширения сектора теневой экономики, который составляет около 40% экономики России. Этому способствовала также жесткая кредитно-денежная политика, т.к. нехватка денег обеспечила влиятельность видов бизнеса, связанных с наличными деньгами и поэтому потенциально наиболее криминальных. 6.Рост государственного долга. В 1992-1996 гг. государственный долг увеличился на 77 млрд. долларов, в 1996 г. он составил 127,4 млрд. долларов [18], в 1999 г. на его обслуживание необходимо направить 17,5 млрд. долларов, что составляет 87,5 % федерального бюджета.
За годы экономической реконструкции не были осуществлены намеченные реформы: аграрная, военная, реформы жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, судебной системы, правоохранительных органов. Фактически мы имеем кризисы во всех областях жизни общества. По мнению ряда экономистов, мы имеем дело не с экономической реконструкцией, т.к. нет программы реформ в научно-практическом понимании, а вместо этого проводится эксперимент, предусматривающий спад производства и падение уровня жизни народа. За годы экономической реконструкции остались неизменны вялость экономики и бедность большей части населения, черты нашего общества и экономики - коррумпированность, мафиозность, бюрократизм. Россия так и не вступила в стабилизационный этап переходного периода. В начале 1995 г. завершился спад производства, началось депрессивное развитие, которое закончилось кризисом и банкротством страны в августе 1998 г.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что экономическая реконструкция в России происходит в течение последних 15 лет, но до сих пор принесла мало положительных результатов.
Все перечисленные выше процессы не могли не оказывать влияние на складывающийся рынок труда. В следующем разделе мы рассмотрим понятие "рынок труда" и его формирование в условиях экономической реконструкции.
1.3.Понятие "рынок труда", формирование рынка труда в условиях экономической реконструкции
1.3.1. Понятие о рынке труда, регулирование рынка труда
С 1992 г. в России одновременно с формированием рыночной экономики идет формирование рынка труда, возникают учреждения рынка труда - центры занятости, биржи труда, агентства по найму персонала, задачами которых являются трудоустройство желающих работать, создание новых рабочих мест, переподготовка и подготовка кадров.
Рынок труда - место, где происходит купля-продажа труда, при этом работник юридически свободен и может по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду - рабочей силой. Также можно дать еще одно определение рынка труда - это механизм согласования цены и условий труда между работодателями и наемными работниками, это составляющая рыночной экономики, выполняющая функции механизма распределения и перераспределения труда по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам деятельности [50].
Работник вынужден продавать свой труд, если он не имеет всего необходимого для ведения своего хозяйства как источника получения всех нужных для жизни средств. Чтобы продать труд, нужен его покупатель - предприниматель, имеющий все необходимое для ведения своего хозяйства, но нуждающийся в привлечении других работников. При этом спрос на труд характеризуется суммарной численностью занятых и вакантных рабочих мест. Взаимодействие спроса на рабочую силу и предложения способности к труду складывается под влиянием экономической и социально-политической ситуации, движения цены рабочей силы (оплаты труда), уровня душевого потребления и формирует конъюнктуру рынка труда.
Конъюнктура рынка труда может быть: 1.равновесная с полной занятостью; 2.хронически трудоизбыточная; 3.хронически трудодефицитная.
Наемный работник и предприниматель юридически равноправные лица. При этом наемный работник продает временное использование своего труда, сделка юридически фиксируется трудовым договором, содержащим взаимные права и обязанности.
Существуют потенциальный и циркулирующий рынок труда. Потенциальный рынок труда - та часть занятого в сфере домашнего хозяйства, армии, учебных заведениях населения, которая формируется как предназначенная потенциально для последующего его вступления на рынок в качестве продавца своего труда. Циркулирующий рынок труда - сфера купли - продажи труда, в которой продавец постоянно перемещается между предприятиями (циркулируя между ними) в поисках покупателя.
Формирование рынка труда предполагает: 1.создание механизма пропорционального распределения и перераспределения ресурсов рабочего времени согласно потребностям общества; 2.удовлетворение профессионально-трудовых и жизненных интересов экономически активного населения и обеспечение национальной экономики нужными кадрами; 3.достижение полной и максимально беспрерывной занятости с учетом потребности в гибком графике работы.
Из упомянутого выше следует, что для нормального функционирования рынка труда необходимо соблюдение следующих условий: 1.оплата, соответствующая образованию, квалификации, качеству труда; 2.минимальная заработная плата должна обеспечивать уровень жизни выше прожиточного минимума; 3.рабочие места должны отвечать требованиям техники безопасности и экономическим нормативам; 4.наличие конкуренции рабочей силы; 5.работодатель и работник равны перед законом; 6.наличие структур, для организации взаимодействия работодателя и работника.
Рынок труда подлежит регулированию. Регулирование - поддержание общественных условий, при которых купля продажа труда становится необходимой, т.е. должны поддерживаться необходимые условия для непрерывного пополнения рынка труда новыми наемными работниками взамен выбывающих по естественным и социальным причинам. Регулирование также подразумевает [35]: -поддержание работоспособности наемных работников, не допуская снижения стоимости их жизни ниже черты бедности, на уровне которой невозможно поддержание нормальной работоспособности; -недопущение чрезмерного увеличения продолжительности рабочего дня и интенсивности труда, изнуряющих наемных работников до состояния деградации;
-обеспечение равновесия между занятостью и безработицей; -соблюдение необходимого соответствия между номинальной (денежной) и реальной заработной платой; -поддержание стабильности покупательной способности денежной единицы; -обоснование дифференциации трудовых доходов наемных работников в зависимости от их профессионально-квалификационных, деловых, человеческих качеств, трудолюбия, добросовестности. То есть, регулирование означает поддержание существования, выживания в различных условиях, обеспечение равновесия составных частей и соответствия с другими структурами экономики.
Рынок труда может также саморегулироваться с помощью программы занятости, социальной защиты безработных, финансово-кредитной политики, которая создавала бы предприятиям выгодные условия вложения капиталов в создание дополнительных рабочих мест.
Государство также может регулировать рыночный механизм посредством налогообложения, законодательно, с помощью административно-командных методов, опирающихся на принуждение государственной власти, ограничивающей стихийный произвол рыночного механизма. Также государство предоставляет социальные гарантии по безработице: пособие по безработице, помощь по безработице, поддержание минимального прожиточного уровня доходов.
Влияние на рынок труда оказывают и профсоюзы, монополизируя продажу труда, то есть, заменяя индивидуальную сделку купли-продажи труда монопольно - коллективной сделкой, организуя рабочих и заключая с фирмой коллективный договор, цель которого - выработка и закрепление в юридическом документе взаимоприемлемых условий купли-продажи труда и занятости.
На рынок труда также влияют: -явления природы, вызывающие массовые передвижения населения, войны, военные действия; -демографическая ситуация; -общественные силы: забастовки, митинги, средства массовой информации, обычаи, традиции, нравы.
1.3.2. Современное состояние рынка труда
Ранее в России обеспечивалась полная занятость путем создания новых рабочих мест в результате экстенсивного развития экономики. Политика занятости была приспособлена к интересам производства, темпам его роста, структурным сдвигам, размещению производительных сил. Сегодня центр тяжести переносится на качественное совершенствование рабочих мест и перегруппировку трудовых ресурсов между сферами общественно-полезной деятельности и отраслями народного хозяйства. Таким образом, преобразования в сфере занятости предусматривают сокращение общих затрат труда на основе роста его эффективности. К сожалению, необходимо отметить, что в нашем обществе человек является орудием для решения экономических и политических задач, социально-экономическая политика выдвигает крупные экономические задачи, а социальные цели являются лишь политическими лозунгами и удовлетворяются в той мере, как это позволяют оставшиеся средства. В настоящее время необходимо разработать концепцию рынка труда и механизма распределения общественного труда.
Какова же ситуация на рынке труда сегодня?
Прежде всего необходимо отметить, что выполняются не все условия функционирования цивилизованного рынка труда, указанные выше, а именно: не обеспечивается оплата, соответствующая образованию, квалификации, качеству труда; минимальная заработная плата не обеспечивает уровень жизни выше прожиточного минимума; не все рабочие места отвечают требованиям техники безопасности и экономическим нормативам. Основные черты современного рынка труда в России: -темпы высвобождения персонала не соответствуют темпам спада производства, что консервирует скрытую безработицу, за 1991-1996 гг. спад производства составил 50%, а занятость снизилась на 23,2% [50]; -низкий уровень официальной безработицы, в службах занятости регистрируются около 30% безработных [38]; -значительные масштабы скрытой безработицы; -увеличение числа длительно безработных: в 1994 г. число ищущих работу более одного года - 9% общего числа безработных, в 1996 г. - 15,7% [50]; -преобладание среди безработных доли женщин, хотя в последние годы наметилась тенденция к ее сокращению; -сформировалась трудоизбыточная конъюнктура рынка труда; -по различным оценкам безработица в России составляет от 10 до 15%, при этом нормальным считается уровень 5-7%.
Причинами указанных тенденций являются разгосударствление экономики, снижение хозяйственной активности предприятий, снижение потребительского спроса, рост импорта, что и вызвало сокращение рабочих мест.
Таким образом, на рынке труда сложилась достаточно сложная ситуация, требующая пристального внимания со стороны государства.
Безусловно, в каждом регионе имеют место свои особенности рынка труда, в следующем разделе мы рассмотрим его состояние в Тюменской области.
1.4. Особенности формирования рынка труда в Тюменской области
Региональные особенности рынка труда формируются под влиянием разнообразных конкретных условий - демографическая ситуация, половозрастные характеристики, производственные отношения, экономическая активность демографических и этнических групп населения. Но так как экономика региона является органичной частью национальной экономики, она функционирует по принципам и законам национального рынка. В данном разделе рассмотрим формирование рынка труда в Тюменской области за период с 1994 по 1998 гг.
Во второй половине 80-х гг. 89,6% трудовых ресурсов было занято в народном хозяйстве области, что отражало общую тенденцию России - экстенсивный характер производства. В начале 90-х гг. наметилась тенденция к сокращению численности занятых, в 1994 г. было занято 80,4%. За 1988-1994 гг. количество занятых сократилось на 130 тыс. человек, увеличилась доля экономически неактивного населения, занятого в домашнем и личном подсобном хозяйстве, доля этого населения в 1988 г. была 5,7%, в 1994 г. - 15%. За период с 1993 по 1997 гг. безработица в области возросла в 10,3 раза, с 1993 по 1995 гг. количество официальных безработных увеличилось в 3,5 р. [17]. Названные факты являются следствием общероссийских изменений в экономике, упомянутых выше.
Рынок труда Тюменской области в 1994 г.
В 1994 г. безработица была преимущественно женской - 67,7%, доля мужчин - 32,3%. По возрастному составу распределение произошло следующим образом: безработные в возрасте от 18 до 29 лет - 31%, от 30 до 55 лет - 64%. По образованию: 10,8% - высшее образование; 30,2% - среднее специальное образование; 42,5% - среднее образование.
Среднее время поиска работы - 4,8 месяца [29].
Рынок труда Тюменской области в 1995 г.
В 1995 г. количество занятых всеми видами экономической деятельности составило 1683 тыс. человек, численность трудоспособного населения - 2300 тыс. человек , уровень безработицы в среднем по области - 2,5% [17]. Также наблюдалось преобладание женщин, доля безработных мужчин - 40% [29], хотя в дальнейшем наблюдается ее повышение. Касательно возрастного состава безработных отметим, что 31,7% из них в возрасте от 18 до 29 лет, 62,9% - в возрасте от 30 до 55 лет. По образованию безработные распределились следующим образом: -8,3% имеют высшее образование; -29,0% - среднее специальное образование; -43,7% - среднее образование.
Средний период поиска работы - 5,5 месяцев [29].
Рынок труда Тюменской области в 1996 г.
В 1996 г. количество занятых в области всеми видами экономической деятельности - 1640 тыс. человек, по сравнению с 1995 г. она уменьшилась на 43 тыс. человек или на 2,6% [21], Переливы рабочей силы определялись значительной дифференциацией в оплате труда, также наибольшее сокращение численности произошло в тех отраслях, где низкий уровень оплаты труда и наибольший спад производства: -машиностроение; -легкая промышленность; -лесная промышленность; -образование; -сельское хозяйство; -деревообрабатывающая промышленность;
-геодезическая и гидрометеорологическая служба [27]. И наоборот, возросла численность работающих: -финансово-кредитная отрасль, страхование на 1,5%; -органы управления на 1,5%;
-жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения на 2% [27].
Также необходимо отметить снижение численности работников государственного сектора, в 1994 г. в госсекторе было занято 40% работающих, в 1996 г. - 29% [21].
Спад промышленного производства составил 5% по сравнению с 1995 г. [27], в связи с этим в 1996 г. в службы занятости области обратились 122,5 тыс. человек, или на 25% больше, чем в 1995 г. Из обратившихся в службу занятости 51% - уволенных по собственному желанию, 20% - по сокращению. Общая численность официально имеющих статус безработных 44 967 человек [24].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5